Как хорошо всем известно, Великая пирамида имеет квадратное основание и четыре треугольные грани, или стены, хотя они и не совсем сходятся в одной точке вершины. Юлий Солин, сообщая о пирамидах, описывает их как «остроконечные башни в Египте, превышающие по своей высоте все прочие творения рук человеческих». Аммиан Марцеллин вторит ему, говоря, что «пирамиды – это цитадели, высота которых превосходит все, что может быть построено человеком. В основании они широки и оканчиваются остроконечиями, и фигура эта геометрами называется пирамидальной». Проперций говорил о том, что пирамиды устремлены к звездам.
Поражая древних своими грандиозными размерами, пирамиды все же не вызывали большого интереса у греческих и римских авторов. Да и на некоторых наших современников эти колоссальные сооружения не производят особого впечатления. Г-н Ферлонг ограничивается подсчетами, в соответствии с которыми в теперешние времена строительство пирамиды обошлось бы в миллион фунтов. Г-н Гробер, артиллерийский офицер, служивший под началом Бонапарта в Египте, не мог понять суматохи, которую несколько ученых мужей подняли вокруг Великой пирамиды. В своем официальном рапорте он говорит: «Сооружения эти грубы и не слишком примечательны». Денон, опубликовавший под покровительством Наполеона Бонапарта самую великолепную работу о Египте из когда-либо изданных, признавал в своей книге: «Мы провели у пирамид всего лишь два часа».
И все же есть люди, видящие в Великой пирамиде, силуэт которой словно тает в голубом небе, отзвук прошлого. Слух здесь сверхъестественно обостряется, а сердце бьется в унисон с теми, кто когда-то здесь жил. Пирамида вызывает не страх, а невыразимое духовное притяжение. Для всех, кто испытывает подобные ощущения, пирамида жива, и они с волнением ждут раскрытия ее тайн.
Всегда находились и по сей день находятся люди, считающие это сооружение средоточием мудрости. Об этом говорит проповедник из Кембриджа, г-н Хардвик: «Именно там, в пирамиде, мы можем надеяться обнаружить ключ, который проведет нас через лабиринты первобытной истории, сызнова откроет нам надежды и страхи, царившие тогда в человеческой душе, и, быть может, разрешит для нас многие трудные вопросы, касающиеся происхождения и конечной судьбы человека».
Однако отвлечемся пока от романтики и обратимся к материальной стороне вопроса.
Пирамида, это олицетворение силы, все же не вечна. Природа в конечном итоге оказалась добрее человека. Безоблачные небеса Египта улыбались древней земле, словно лелея ее руины, то, что пощадила рука человека. Подобно тому как противоборствующие вероисповедания в борьбе за власть отнимали жизнь и уничтожали документальные свидетельства другой религии, восходящие на трон династии Египта стремились стереть с лица земли сооружения, возведенные их предшественниками. Очередная смена религиозного курса означала уничтожение прежних символов. Имя развенчанного бога стиралось с памятников.
Для нас привычным стало обвинять мусульман в разрушении древних памятников Египта. Однако история не дает доказательств для подкрепления этого обвинения. Скорее в этом можно упрекнуть сарацин, культурный семитский народ. Мусульмане стояли у власти в Египте с тех пор, как западноевропейские путешественники увидели Нил, и вплоть до правления Мехмета Али. По словам г-на Глиддона, «до 1820 года древним сооружениям был причинен лишь незначительный ущерб». Это может показаться нелепым, но вандализм – это продукт прогресса. Уничтожение великолепных памятников древней цивилизации производилось в соответствии с западными идеями. Нужно было делать деньги. Для этого разрушались храмы, камни которых использовались для строительства сахарных заводов.
Г-н Глиддон, обращающийся с мольбой ко всем цивилизованным людям, говорит о том, что на строительство завода в Эсне пошли камни трех храмов, из камней храма в Дендере была построена селитренная фабрика, а из камней храма в Абидосе – мост, посягнули даже на Нилометр. Исчез с лица земли храм в Сиене, исчезли шестьдесят шесть ступеней – все, что осталось от величественной лестницы Элефантины. Мехмет Али, этот прагматик, превратил основание Великой пирамиды в каменоломню. «Двадцать лет назад, – писал г-н Глиддон в 1842 году, – этот район изобиловал памятниками, способными заполнить многие пробелы в истории, теперь же остались одни руины».
Опасность угрожала и самой пирамиде. В 1835 году Мехмет Али предложил сровнять ее с землей, чтобы добыть каменные блоки. И отказался он от этого намерения лишь только потому, что своевременно узнал – дешевле выйдет добывать камень в каменоломнях близ Каира. Приблизительно в 1100 году некий араб горько жаловался на то, что «подлые люди» разбили несколько камней пирамиды, и, как он выразился, «все видели низость и отвратительную алчность этих людей». Вполне оправданны слова г-на Ренана, который с тревогой воскликнул: «Труд Хеопса подвергается теперь куда большей опасности, чем за все минувшие шесть тысяч лет!»
Полчаса тряски на осле от комфортного дворца – «Пастушьего отеля», – и вот вы уже на берегу Нила у Старого Каира, Фостата или Вавилона. Предание говорит, что великий Сесострис, кем бы он ни был, приводил сюда пленных из Вавилона для поселения или строительства города. Немного поодаль – Булак, где неутомимый Огюст Мариет основал свой давно задуманный Египетский музей.
Каир – одно из наиболее восхитительных мест пребывания, климат здесь благоприятен и полезен для здоровья в течение большей части года. Несмотря на некоторую грязь и нищету, упоминания о которых мы встречаем во всех восточных романах, Каир – это город дворцов и роскоши. Долгое время в его архитектуре и традициях преобладали европейские мотивы. В Каире ощущалось в основном французское влияние, а в Александрии – итальянское. Если у вас есть деньги, вы можете позволить себе любые парижские излишества и удовлетворить любое свое желание. Это место становится все более популярным среди англичан, которые вызывают большее почтение у местных жителей, нежели любые другие иностранцы, потому что снискали репутацию щедрых и обязательных людей. Автор неоднократно слышал, как местные жители высказывали пожелание, чтобы страной правили именно англичане, а не хедив.
Египет под властью англичан мог бы восстановить свое утраченное господство. На примере Индии мы, наконец, узнали, как управлять коренным населением. Турки за четыреста лет достигли лишь небольшого прогресса. У нас было двести лет, чтобы усвоить урок, и мы сделали небольшой шаг вперед. Порицая турок за презрение к простым феллахам Египта, лукавым грекам и флегматичным болгарам, мы все же не можем бросить в них камень, поскольку и сами не без греха. Наши образованные, исповедующие христианство соотечественники в Индии называют высокородных брахманов и прочих благородных индусов презрительным словом «черномазые». Согласитесь, это уже никак нельзя назвать политикой умиротворения.
Наверное, нет более подающего надежды человека, чем египтянин. Он трудолюбив, безгранично привязан к своей земле, терпелив, способен к обучению, умен и умеет быть благодарным за проявленную к нему доброту. Более того, в нем течет кровь благородных предков. Египтянин – отпрыск замечательной, хотя и сошедшей со сцены цивилизации. Притеснениям со стороны чужеземцев на протяжении 2500 лет не удалось сломить дух египтян, которые, кажется, сейчас столь же веселы, жизнерадостны и свободны, как на древних рисунках, сделанных более пяти тысяч лет назад.
Исповедующие ислам, но не склонные к фанатизму египтяне приняли веру Магомета, будучи завоеванными сарацинами из Аравии, подобно тому как они принуждены были склониться перед христианством, когда ими правили христианские правители. Покорное повиновение было отличительной чертой египтян с древнейших времен. Кто может сказать, какие перемены к лучшему произойдут, если власть в свои руки возьмут энергичные и прогрессивные англичане?
Какое будущее ждет Африку, если Египет станет нашей колонией на севере, подобно Южной Африке?
Но давайте спешимся с Пегаса нашей фантазии и взглянем на пирамиды с более прозаической точки зрения.
При строительстве пирамиды использовался гранит, мрамор и известняк. Гранит и мрамор пошли на облицовку коридоров и камер, а саму пирамиду сложили из нуммулитового известняка, доставшегося нам в наследство от третичного периода (эпоха эоцена). С глубокой древности, на протяжении бессчетных тысяч или сотен тысяч лет, бездонное море копило в себе колоссальные отложения – осколки древних скал с известняковыми вкраплениями. Время превращало живые организмы, кораллы и моллюсков в камень, поднимая морское дно, ставшее домом для человечества. Империи Вавилона, Персии, Греции, Рима, сарацины, турки, мавры, крестоносцы – все они царили на этой скале истории. На ней спало дитя из Вифлеема, на ней была возведена Великая пирамида Гизы.
Гранит, из которого состояла облицовка пирамиды, несомненно, происходит из Элефантины и Сиены Верхнего Нила, а алебастр из гор Халил, у Красного моря. Камни пирамид содержат 95 % известняка, 4 % окиси алюминия и 1 % окиси железа. Ливийский холм, на котором стоит пирамида, состоит из камня.
Перед пирамидой можно увидеть необычный ров, который, судя по всему, не привлек внимания большинства путешественников. Первым о нем заговорил в 1816 году доктор Ричардсон. Вот что он пишет: «Здесь есть широкий и глубокий ров, вырубленный в скале и идущий параллельно восточному фасаду большой пирамиды. Ров этот достаточно широк, шире, чем гужевая дорога. Возможно, по нему ездили повозки к водоему. Ров наполовину засыпан песком, а с восточной стороны к нему примыкает канал, похожий на канал для транспортировки воды… Я склонен считать, что это канал, по которому вода из Нила доставлялась к пирамиде».
Г-н Эгню описывает два рва, северный и южный, оба параллельны пирамиде. Он также отмечает третий ров, обращенный к насыпи и протянувшийся почти на 60 метров. Первые два рва по протяженности были равны третьему. Сэр Эдмунд Бекетт в своем чрезвычайно любопытном труде по архитектуре, изданном в 1876 году, говорит о желобах, выдолбленных в пирамиде под углом 51º50'. По его мнению, «это были образцы для моделирования наклонных граней пирамиды, сделанные в таком большом масштабе, чтобы избежать ошибки».
Геродот рассказывает длинную историю о дороге или небольшой насыпи, по которой камни уже готовые к употреблению, как и в случае с Иерусалимским храмом, могли перевозиться от реки к строительной площадке. Сооружение дороги заняло около десяти лет, она была облицована камнем, украшенным иероглифами. Протяженность ее составляла пять стадиев. Какова была длина стадиев? Некоторые полагают, что около 183 м. Французские ученые считают, что 186 м, а г-н Эгню говорит о 184 м. Таким образом, общая протяженность дороги могла составлять около 915 м.
Диодор писал, что в его время дорога уже совсем исчезла. Это еще одно доказательство неточности греков. Диодор свидетельствовал, что видел все своими глазами, а на деле лишь изложил услышанное. Г-н Джон Гривс, профессор астрономии из Оксфорда, поверил греческому историку и счел лишним самому удостовериться в прочитанном. В 1637 году он написал, что от дороги «теперь ничего не осталось». Спустя сто лет Египет посетил датчанин Норден и сразу заметил то, что он назвал мостовой: «Здесь еще можно увидеть значительную часть превосходной мостовой, можно понять, с какой целью она использовалась. Возле третьей пирамиды есть похожие остатки другой мостовой».
Покок тоже видел и описал остатки этой мостовой. Другой путешественник, посетивший Египет ранее, дает описание остатков дороги, которую он сумел проследить на расстоянии 457 м, затем дорога затерялась в наносных отложениях. При этом, однако, заметив следы дороги, ведущей к третьей пирамиде, он ничего не говорит о второй. Ричардсон полагал, что эту дорогу построил Саладин, сорвавший внешнюю облицовку с пирамиды, чтобы использовать ее для строительства своих сооружений в Каире. Современные ученые полагают, что дорогу можно проследить в направлении восток-север-восток от пирамиды на 366 м. Вот что говорит об этом г-н Эгню: «Я полагаю, что эта мостовая вела к восточному фасаду Великой пирамиды и оканчивалась в 48 метрах от основания пирамиды».
Один именитый архитектор поведал миру, что пирамида была сооружена из песка. Вода якобы с помощью сложного механизма подавалась на требуемую высоту, смешивалась с песком и другими составляющими, из этой смеси формировались блоки нужного размера и укладывались ряд за рядом в формы. Г-н Перринг считал, что при строительстве пирамиды использовались леса.
Доктор Лепсиус, немецкий ученый, имеет свою точку зрения. «В начале царствования каждого монарха, – говорит он, – в скальной породе вырубалась камера, которая должна была служить могилой этого монарха, и над камерой возводился один ряд каменной кладки. Если царь умирал в первый год своего правления, гробницу покрывали крышей, и пирамида считалась завершенной. Если же царь не умирал, добавлялся еще один ряд кладки, а также еще два той же высоты и толщины с каждой стороны. Таким образом, с течением времени образовывались ряды правильных ступеней. Затем, как еще в древности сообщил нам Геродот, пирамида подвергалась окончательной обработке с самого верха до основания – все острые края стесывались и сооружение превращалось в совершенную пирамиду».
Известный мистик, автор «Истины», г-н Мелвилл говорит нам следующее: «Геродот утверждает, что пирамиды сооружались сверху вниз; вероятно, так и было. Согласно этой теории, огромные каменные блоки поднимались наверх и там должным образом обрабатывались, обломки при этом сбрасывались к основанию пирамиды»
А вот что говорит сам греческий историк: «Закончив первый ряд кладки, египтяне поднимали камни наверх при помощи механизма. После укладки второго ряда с помощью такого же механизма камни поднимались на третий ряд и так далее до самой вершины. Следовательно, механизмов для подъема груза существовало столько, сколько было рядов кладки в пирамиде. Впрочем, египтяне могли применять лишь один механизм, который был легок в обращении и который можно было поднимать от ряда к ряду. Мне приходилось слышать описание обоих способов, и я не знаю, который из них заслуживает наибольшего доверия».
Сэр Генри Джеймс из Картографического управления полагает, что строительство пирамид велось с помощью двух шестов – горизонтального, длиной 3 м и вертикального, длиной 2,7 м, поскольку «наклон каждой грани пирамиды, как говорят инженеры, составляет десять к девяти». Однако сэр Эдмунд Бекетт, архитектор, возражает: «Я совершенно не согласен с тем, что строители принуждены были работать столь неудобным образом, строя по диагонали, наклоняя эталоны у углов и делая горизонтальный ряд кладки, сверяясь с этими эталонами».
Тот, кому хоть раз помогали подняться на пирамиду три мускулистых, добродушных, чрезвычайно любящих бакшиш египетских феллаха, никогда не забудет эти ступени. Лучше всего совершать подъем по северо-восточному углу, где камни изрядно выщерблены.
Приблизительно 2300 лет назад Геродот писал: «Эта пирамида была построена в виде ступеней». По его словам, некоторые называют эти ступени маленькими алтарями. Утверждение греческого историка о том, что будто бы размеры одного из этих камней составляли около 9 метров, заставляет нас по меньшей мере удивиться. Видимо, он все-таки имел в виду кубический метр, поскольку, по его словам, эта девятиметровая глыба была наименьшей из всех. Г-н Гробер утверждает, что длина камней варьируется от 43 см до 1,22 м. Он отмечает постепенное уменьшение размеров: длина камней в первом ряду кладки составляла в среднем 1,18 м; во втором – 1,07 м; в третьем – 94,8 см;затем – 88,94 см; 81,32 см; 68,62 см. Г-н Перринг, дотошный исследователь, тщательно измеривший кладку, говорит о том, что длина камней колеблется от 66 см до 1,5 м. Размеры самого крупного камня составляют 2,74 м в длину и 1,98 м в ширину. По мере приближения к вершине пирамиды размеры камней уменьшаются.
Один ученый дает высоту 5,6 м для пятого ряда кладки; 22 м для двадцать пятого ряда; 42 м для пятидесятого ряда; 77 м для сотого ряда; 148 м для общей вертикальной высоты. Камера царицы находится на двадцать пятом ряду кладки, камера царя – на пятидесятом.
Количество ступеней в пирамиде было загадкой, вызвавшей большое количество споров. В 1743 году Покок говорит о разнице между числом ступеней 207, о котором говорил Гривс, и числом 260, приведенным Альбертом Левенштейном. «Поскольку Майе, – говорит Покок, – чьи подсчеты также были очень точны, насчитал 208 ступеней, можно предположить, что ступеней всего 207–208, хотя лично я насчитал 212». Тевено в 1655 году насчитал 208 ступеней; Денон в 1799 году – 208. У Левенштейна получилось 26; у Вауслеба в 1644 году – 255; у Сэндиса в 1610 году – 255. Беллоний получил 250; Лукас – 243; Иоганн Хелфрик – 230; Гримино – 210; Сиккард в 1711 году насчитал 220; Дэвидсон в 1763 году – 206; Бекетт – 210; Гробер в 1798 году – 205, с тремя разрушенными – 208; Фергюссон получил число 203; г-н Дюфу – 202, последние две ступени находились в центре верхней площадки. Проспер Альпинус в 1591 году смог насчитать лишь 125 ступеней. Большинство сходится во мнении, что ступеней все же 208.
Состав известкового раствора или цемента различался в зависимости от работы. При сооружении коридоров или для облицовки использовался чистый известняк. Однако г-н Перринг, которому мы обязаны весьма любопытным трудом, опубликованным в 1837 году, обнаружил, что обычный строительный раствор представлял собой странную смесь из толченых кирпичей, гравия, гранитной крошки и нильского ила. Иногда раствор состоял лишь из смеси воды, песка и гравия.
По оценке архитекторов, возведение пирамиды требовало следующих трудозатрат: с учетом необходимости перевозки строительного материала на расстояние в 24 км, при работе триста дней в году по десять часов в день, принимая во внимание время для добычи камня, его обработки и подъема, – строительство должно было занять 164 года. Геродот, чьим словам, как мы убедились, не всегда можно доверять, говорит о том, что в строительстве, на которое ушло двадцать лет, было задействовано 100 000 человек. Если предположить, что максимально разумное количество человек, которые могли быть привлечены к строительству, составляет 10 000 человек, то на сооружение пирамиды им бы потребовалось не менее двухсот лет.
По мнению Перринга, первоначальный объем каменной кладки составлял 89 000 000 кубических футов или 6 868 000 тонн.
Между прочим, по свидетельству ученых, египтяне испытывали глубокую неприязнь к посетителям, шатающимся возле пирамид, особенно к тем из них, что производили какие-либо измерения. Так, однажды шейх отвел г-на Гробера в сторону и сказал: «Бессмысленно так утруждать себя, в пирамиде нет сокровищ. Клянусь в этом Аллахом».
Высота пирамиды оценивалась по-разному. Брайант в 1807 году писал: «На первый взгляд кажется, что по вертикали высота пирамиды составляет 152 метра». Тевено говорит о 158,5 м; Гривс в своей «Пирамидографии» дает 152,1 м; Перринг – 144,7 м; Вауслеб – 201,8 м; Перри – 209,4 м; Лукас – 222,2 м; Нибур – 134,1 м; Джемелли – 158,5 м; Денон – 136,6 м. Фергюссон указывает, что нынешняя высота пирамиды составляет 138,99 м, а полковник Говард Вайз говорит о 137 м. Наклонная высота (апофема), по его словам, составляет почти 173 м.
Основание пирамиды практически квадратное. По свидетельству Геродота, длина его составляет 8 плетров, или 244 метра. Диодор приводит такие размеры: 213,3 на 182,8 м. Страбон – 198,7 на 182,9 м. Тевено – 214,6 на 207,9 м. У Плиния длина основания равна 215,8 м; у Гробера – 227,5 м; Перринг теперь считает, что основание пирамиды протянулось на 227,4 м, ранее он называл другую цифру – 232,9 м; полковник Говард Вайз согласен с расчетами Перринга. Сэр Эдмунд Бекетт склоняется в пользу измерений, сделанных г-ном Генри Джеймсом, согласно которым длина основания составляет 231,95 м, при этом были учтены и обнаруженные у основания облицовочные камни. Королевские инженеры, по возвращении с обследований на Синайском полуострове, получили такие результаты: восточный фасад – 23 188,93 см; северный – 23 183,85 см; западный – 23 167,34 см; южный – 23 216,87 см; среднее – 23 165 см. Г-н Пьяцци Смит полагает, что длина равна 232,8 м.
В 1797 году в северо-восточном углу пирамиды под слоем мусора была обнаружена вырубленная в скале выемка для углового цокольного камня. По форме выемка представляла собой неправильный квадрат, размером три с половиной метра на три. Другое углубление было обнаружено в северо-западном углу. Согласно скорректированным подсчетам, длина основания пирамиды составила 232,747 м.
Когда в 1837 году полковник Вайз сделал крупное открытие – обнаружил несколько фрагментов облицовочных плит, – длина основания еще раз была уточнена и составила 232,87 м.
Угол наклона пирамиды с учетом найденной облицовки сначала был рассчитан как 51º50'. Затем профессор Пьяцци Смит, учтя длину основания 232,81 м, получил уточненный угол – 51º51'14,3″.
Кроме всего прочего, Великая пирамида поражает тем, сколь точно она сориентирована на местности. В этом она демонстрирует большой контраст, например, с произвольно ориентированными сооружениями в Фивах. На основании этого г-н Фергюссон заявил, что фиванские строители «не имели представления об ориентации».
По этому вопросу, как, впрочем, и по всем аспектам, касающимся пирамиды, единства мнений нет. Некоторые считают, что пирамида была снизу доверху покрыта мраморными плитами, другие специалисты полагают, будто пирамида была лишь частично скрыта под каменной облицовкой, а есть люди, которые уверены в том, что пирамида вообще никогда не была облицована.
Геродот, древнейший из авторитетных источников, утверждает, что пирамида была покрыта мрамором с основания до вершины, и указывает на то, что плиты облицовки были искусно пригнаны друг к другу и ни одна из плит не была меньше девяти метров. Впоследствии эти прекрасные мраморные плиты были якобы похищены Салах-ад-Дином, иначе Саладином, и пошли на украшение его нового города и цитадели в Каире. Великолепная мечеть Хасана, одно из прекраснейших религиозных сооружений мира, производящее столь глубокое впечатление, будто бы была построена как раз из этого мрамора.
Г-н Жомар признал факт наличия revêtement, или облицовки. Г-н Майе, часто посещавший Египет, в 1692 году писал, что «пирамида наверняка была облицована». Покок в 1743 году утверждает: «Полагаю, что Великая пирамида, подобно другим, была облицована снаружи превосходными каменными плитами, поскольку, как говорят, на фасадах пирамиды можно увидеть не только следы строительного раствора, на который сажали камни облицовки, но также и отдельные фрагменты белого мрамора, прочно приклеившиеся к раствору». У этого достойного путешественника вызвало недоумение лишь только то, каким образом по подобной гладкой облицовке можно было взбираться на пирамиду: «Говоря о пирамидах, Плиний упоминает чрезвычайно исключительный факт, а именно то, что некоторые люди были столь искусны, что без труда поднимались на вершины пирамид».
Что касается остальных сооружений Гизы, на второй пирамиде еще сохранилась мраморная верхушка. Третья пирамида была облицована гранитом, и гранитные плиты были так плотно пригнаны друг к другу, что Мелик-Ализиз в 1196 году так и не сумел снять их.
Полковнику Вайзу удалось обнаружить фрагменты облицовки Великой пирамиды. Стыки между плитами были тоньше бумажного листа. Длина основания каменных блоков, высеченных в форме трапеции, составляла 2,5 м; высота – 1,5 м; длина верхней плоскости – 1,3 м. Материал для облицовки был привезен из каменоломни Мокаттама, близ Каира. Его называют обычно свиным или вонючим камнем из-за присущего ему характерного запаха. Часть обнаруженной полковником облицовки была отколота охотниками за сувенирами. Где-то теперь эти древние камни?
Граф Кавилья, посвятивший изучению пирамиды немало времени и сил, обнаружил куски облицовки у восточной стороны пирамиды, в куче мусора. Г-н Эгню нашел различные фрагменты среди обломков камней у западного фасада. «Обнаружение фрагментов облицовки, некогда покрывавшей поверхность Великой пирамиды, – отмечает он, – должно уничтожить все сомнения в ее существовании, если таковые сомнения вообще имелись». По мнению г-на Эгню, облицовка призвана была навеки замуровать все входы в пирамиду.
Г-н Дюфу, однако, сомневается, что облицовка покрывала всю пирамиду. Те фрагменты, что были обнаружены полковником Вайзом, уверен г-н Дюфу, действительно могли представлять собой облицовку, но высота ее не доходила даже до середины пирамиды. Подобная облицовка могла служить защитой от тех, кто вознамерился бы взобраться на пирамиду. Несмотря на свидетельство Геродота, г-н Дюфу остается при своем мнении: «Невзирая на историю, рассказанную этим древним историком, а также несмотря на тот факт, что такой выдающийся ученый, как г-н Жомар, согласен с Геродотом, я по-прежнему считаю, что Великая пирамида никогда не была покрыта облицовкой».
У г-на Дюфу нет недостатка в аргументах. Во-первых, наличие облицовки подорвало бы гипотезу о 202 ступенях, столь лелеемую французскими учеными. Кроме того, считает г-н Дюфу, к чему Саладину было срывать облицовку с пирамиды, если каменоломни находились рядом с Каиром. К тому же, прежде чем использовать снятые с пирамиды мраморные плиты, потребовалось бы немало потрудиться, чтобы подогнать их под требуемые размеры, а в результате такой обработки неминуемо должно было остаться множество отходов. Логично предположить, что плиты должны были обрабатываться непосредственно на месте, возле пирамиды, однако у ее стен не было обнаружено большого количества обломков. Кроме того, при снятии плит облицовки некоторые из них неминуемо получили бы повреждения, но и таких поврежденных фрагментов облицовки найдено не было. Вообще что касается обломков пирамиды, найденных у ее южного и западного фасадов, то в основном они представляют собой фрагменты каменных ступеней сооружения, отколовшиеся под воздействием ветра и дождя, а также приносимого из пустыни песка. Г-н Дюфу задает еще один вопрос: отчего этот сарацинский вандал, в своем неуемном желании завладеть мраморной облицовкой, не снял ее с более доступных малых пирамид, а решился покуситься на более внушительное сооружение?
Великолепный вид открывается с верхней площадки пирамиды на бескрайние сады Нила. Отсюда как на ладони видна равнина, где солдаты Бонапарта отражали атаки конницы мамелюков. В северном, южном и западном направлениях тянутся ливийские холмы и загадочная пустыня. Отсюда, с площадки виден Мемфис и прекрасные древние пирамиды Саккары. Саму пирамиды окружают усыпальницы царей, знатных вельмож, жрецов древней империи, расцветшей на берегах Нила более 6000 лет тому назад.
Астроном Гривс: «Вершина пирамиды покрыта облицовкой, но не одним или тремя массивными плитами, как некоторые полагают, а девятью».
По словам доктора Ричардсона, «добравшись до вершины пирамиды, мы обнаружили, что она просторна и обширна; это площадка, состоящая из длинных квадратных каменных блоков, верхняя поверхность которых неровная и шероховатая. Каменные блоки скреплены между собой тонким слоем известкового раствора». Доктор Ричардсон пришел к заключению, что эта площадка и была истинной вершиной пирамиды. С ним соглашается и г-н Дюфу, который, впрочем, не отвергает и предположения о том, что на верхней площадке пирамиды некогда могла возвышаться колонна.
Преподобный Т. Габб не сомневался в том, что Великая пирамида, как и остальные подобные сооружения, первоначально была остроконечной. Ему, однако, представляется странным, что Великая пирамида лишилась своей верхушки, в то время как остальные пирамиды их сохранили. «Я не сомневаюсь, – говорит он, – что верхушка Великой пирамиды была утрачена во время Всемирного потопа, чьи бурные воды ее могли попросту смыть…» То, что другие пирамиды сохранили свои навершия, наводит г-на Габба на мысль о том, что эти сооружения были воздвигнуты «уже после Всемирного потопа, может быть, тысячи лет спустя».
Ознакомившись теперь с внешним обликом пирамиды, обратим свое внимание к свидетельствам авторитетных источников, описывающих внутренние помещения сооружения. Но прежде поговорим о происхождении самого названия сооружения, а также о том, как была открыта Великая пирамида.
Муртади считал, что арабское слово birba, во множественном числе barabi, претерпело искажения и превратилось в pyramis. Однако Покок и де Саси переводят слово birba как храм. По словам Тевено, турки называют пирамиду Горой Фараона (Pharaon Daglary), а арабы – Холмами Фараона (Dgebel Pharaon). Абенези и прочие считают, что первый слог слова – это в египетском языке артикль мужского рода. Слово el Harm, или «древний», имеет арабское происхождение. Абд аль-Латиф пишет: «Говоря о пирамидах, Гален утверждает, что название их ведет свое начало от слова, означающего дряхлость, присущую старости». Согласно самому Галену, «того, кто вступил в третий период старости, мы называем haram. Если проследить этимологию этого слова, мы увидим, что оно происходит от пирамид (ahram), то есть места погребения – последнего приюта стариков».
По этому поводу 130 лет назад французский профессор-арабист Ваттье заметил: «В арабском языке пирамиды обозначаются двумя словами: birba, которое я неоднократно упоминал, и haram. Haram на арабском означает древние сооружения». Макризи говорит об Ahram, пирамиде. Д'Эрбело замечает: «Арабское слово ehram или eheram – множественное число от слова herem, означающего старость. В совокупности с артиклем это множественное число дает Alehram и означает, в частности, пирамиды Египта, известные своей глубокой древностью». Михаэлис придерживается того же мнения. По мнению остальных, ah'ram – это местное название, впоследствии присвоенное пирамидам.
Сильвестр де Саси полагает, что «это название (Haram) означает «священное место» или «сооружение, освященное особым образом». Оно может быть посвящено некоему божеству или использоваться для других религиозных целей». Весьма возможно, считает де Саси, что египтяне писали 'HRAM без гласных после придыхательного согласного звука, как они и теперь пишут 'HRA, «лицо» и т. д. Де Саси видит лишь одно препятствие – корня HRM в современном египетском языке не существует.
Впрочем, этот факт не кажется де Саси существенным, ведь «коптский язык мы знаем не очень хорошо». Основываясь на трудах Плиния, Яблонски утверждает следующее: «Сначала египтяне называли пирамидами обелиски, потому что они чем-то напоминали солнечные лучи; впоследствии это название было присвоено сооружениям более значительным. Ведь пирамиды тоже чем-то походят на лучи солнца». Яблонски отмечает коптские слова pira-mona – «сияние солнца». По Лакрозу, «сияние солнца» – pi-re-mi. Аммиан Марцеллин пишет: «Пирамида получила свое название потому, что оканчивается конусом, похожим на пламя».
Олдер и Росси говорят о слове pi-rama – «высота», иначе говоря, возвышающийся памятник. Г-н Валь прослеживает этимологию названия от коптского корня ramas, «богатый». Уилкинс считает, что слово «пирамида» происходит от слов pouro, «царь», и mici, «рождение», поскольку пирамиды предназначались для «рожденных царями». Кирхер находит значение в hero, добавляя: «piromes затем были изваяниями царей и жрецов, которые становились свидетельствами превосходства их мощи и героических деяний». Дюфу берет pi-re-mit, что означает десятую долю. Волни переводит слово «пирамида» как «обитель мертвого». «В Древней Греции, – говорит он, – звук «и»