Примечания

1

E. Levi-Provengal, Un manuscritde la bibliotheque du calife al-Hakam II', Hespëris,18, 1934,198-200.https://archive.org/details/Hesperis/Hesperis18-19-1934/page/n219/mode/2up?view=theater

2

Так Ричард Хичкок утверждает, что любое число книг, превышающее 600, «немыслимо». Цитируется по статье в английской Википедии https://en.wikipedia.org/wiki/Al-Hakam_II. Но это уже перегиб в другую сторону. И чтобы его компенсировать, приведу воспоминания еще одного евнуха, который жаловался, что так как «фонды» библиотеки все время возрастают, то приходится много трудиться, чтобы их разместить, и перенос одних сборников поэзии занял как-то пять дней.

3

François Géal Les bibliothèques d’al-Andalus в сборнике Regards sur al-Andalus (viiie- xve siècle) p. 11-46 https://books.openedition.org/cvz/1482

4

«О лекарственных веществах» более известная под латинским названием «De materia medica», работа древнегреческого военного врача и фармаколога Диоскорида, считающегося одним из отцов ботаники и фармакогнозии.

5

Наиболее фундаментальная работа о библиотеке аль-Хакама: David Vasserstein The library of al-Hakam II al-Mustansir and the culture of Islamic Spain http://www.islamicmanuscripts.info/reference/articles/Wasserstein-1990-Library-MME5.pdf

6

Ahmad al-Maqqari «The History Of The Mohammedan Dynasties In Spain» Удобнее всего читать и скачивать с сайта Библиотеки университета Индиана, США https://ia800709.us.archive.org/3/items/bub_gb_Ie7TAAAAMAAJ/bub_gb_Ie7TAAAAMAAJ.pdf

7

Люсьен Поластрон «Книги в огне. История бесконечного уничтожения библиотек» Эта книга посвящена уничтожению книг и библиотек на протяжении мировой истории от Античности до наших дней.

8

Первым андалусским философом был Ибн Масарра (883–931), аскет, тайно живший в сьерре около Кордовы, и который один благодаря своему болезненному пристрастию к уединению ускользнул от богословов-инквизиторов. Его концепция, восходящая к неоплатонизму, базировалась на эзотерическом и символическом учении; она заходила так далеко, как только могла позволить та эпоха: спасение каждого могло быть обусловлено не только пророчеством, но и размышлением, и Коран не был необходим.

9

Trois manuscrits de la Bibliothèque de Al-Hakam II, http://museoimaginadodecordoba.es/2009/tres-manuscritos-de-la-biblioteca-de-al-hakam-ii-conservados-en-fez?lang=en

10

Ахмед Ибн Мохаммед аль-Маккари, История Мусульманских Династий в Испании Книга IV

https://www.vostlit.info/Texts/rus7/Makkari/frametext41.htm

11

Учитывая, что вряд ли арабские авторы знали античные повествования о сожжении кораблей, можно с уверенностью предположить, что эта версия представляет собой римейк легенды о событиях в Йемене в начале 570-х гг. и являющихся одним из эпизодов религиозных войн, раздиравших Аравийский полуостров незадолго до появления ислама. Их анализ позволяет понять, почему именно здесь возникла последняя новая мировая религия. Но я остановлюсь только на военном конфликте между Аксумским царством в Эфиопии и Сасанидской империей во второй половине VI века за контроль над Химьяритским царством в Южной Аравии. Все началось с того, что правитель Аксума по просьбе византийского императора Юстина I вторгся в Химьяр, который располагался на территории современного Йемена, чтобы положить конец геноциду христианского населения, устроенного йеменским царем Зу Нувасом, принявшего иудаизм после воцарения на троне. Йемен был захвачен, но один из его правителей вскоре обратился за помощью к сасанидскому шаху Хосрову I. Шах долго колебался, стоит ли ему ввязываться в авантюру так далеко от своих владений, но его мудрый визирь посоветовал ему набрать экспедиционный корпус из преступников, содержащихся в тюрьмах. «Если они победят, то ты получишь важный плацдарм, если нет, то избавишься от их содержания!». Как видим идея набирать по тюрьмам уголовников для участия в СВО не нова, хотя как-то не ожидалось, что она будет применяться в XXI веке!

Хосров отправил своего заслуженного полководца Вахреза в Йемен во главе небольшой экспедиционной группы из восьмисот людей, сидевших в тюрьмах, но которым теперь была предоставлена возможность освободить себя достижением победы. Отплыло восемь суден, и хотя два из них потерпели крушение, остальные высадились в Хадрамауте. Опытный военачальник, не имея возможности угрожать этим добровольцам кувалдой, как это делается сегодня в начале XXI века, предпочел сразу же после высадки потопить свои корабли, обратившись перед этим к своим солдатам с речью, почти дословно потом повторенной Тариком ибн Зиядом. Впрочем в некоторых биографиях Эрнана Кортеса мы находим все те же слова после сожжения (или потопления) им своих кораблей в бухте Веракруса перед походом на Теночтитлан.

12

Эгилона – последняя королева вестготов (710–716 гг.) http://www.covadonga.narod.ru/Exilona.html

13

Chronicon Sebastiani (Хроника Себастьяна), https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Chr_Sebastiani/frametext.htm

14

Boyd, Carolyn P. “The Second Battle of Covadonga: The Politics of Commemoration in Modern Spain.” History and Memory 14, no. 1–2 (2002): 37–64. https://doi.org/10.2979/his.2002.14.1-2.37

15

Св. Иаков (исп. Santiago) стал первым из двенадцати апостолов-учеников Христа, принявшим мученическую смерть. Перед Иаковом была поставлена задача обратить в христианство народы, населяющие Пиренейский полуостров. Закончив свою миссионерскую деятельность, Иаков возвращается в Иерусалим, где был схвачен и обезглавлен по приказу царя Ирода Агрипы. Согласно легенде, ученики Иисуса под покровом ночи выкрали тело апостола, погрузили его на корабль, взявший курс к берегам испанской Галисии. Ученики поместили тело Иакова в одну из пещер в галисийских горах, где оно пролежало восемь столетий в каменном саркофаге. Обнаружил же нетленные останки Св. Иакова в 813 году праведный отшельник, которому на место упокоения апостола указала путеводная звезда. Узнав о находке, король Астурии Альфонсо II распорядился построить часовню и провозгласил Св. Иакова покровителем своего королевства. На этом месте впоследствии возник город Сантьяго-де-Компостела, в названии которого соединились имя Св. Иакова (Сантьяго) и роль путеводной звезды в обнаружении его останков («компостела» с испанского можно перевести как «место, обозначенное звездой»).

16

Первый раз это произошло под Клавихо в 844 году, где в решающий момент битвы явление святого так воодушевило христиан, что они выиграли битву, несмотря на превосходящие силы противника. Именно тогда и родился знаменитый боевой клич Испании ¡Santiago, у cierra España! «Святой Иаков с нами, рази, Испания!». Увы, очень обидно, но большинство историков отказываются признавать реальность даже самой битвы, произошедшей из-за того, что Рамиро I Астурийский отказался платить дань эмиру Абд ар-Рахману II, в частности, отправить ему 100 девственниц. Легенда в том виде, в каком она сохранилась, была впервые записана примерно через 300 лет после предполагаемого события, и летопись, видимо, поддельная.

17

Роман Шляхтин в статье «Храм будущей войны» https://www.kommersant.ru/doc/4566204 обратил внимание, что на мозаике Главного храма Вооруженных Сил Российской Федерации в Кубинке слева от главного входа под изображением креста и двух коленопреклоненных ангелов изображены солдаты в униформе второй половины XX века. На мозаике перечислены конфликты и операции, в которых принимали участие советские солдаты вне мировых войн. В списке упомянуты операции в Югославии, Нагорном Карабахе, а также конфликты в Чечне. Заканчивается список Крымом, после которого оставлена пустая строка. И здесь автор статьи делает трагический вывод: «Именно это – ожидание будущей войны – представляет конкретную программу для России, которую создатели и строители, осознанно или нет, вкладывают в собор. Россия принимала участие в войнах в прошлом и будет принимать участие в войнах в будущем».

Увы, предсказание автора, ожидаемо или неожиданно, оправдалось очень быстро. Мы уже знаем, как будет заполнена эта пустая строка!

18

Я предельно коротко описываю это событие, так как во-первых, при всей возможной значимости его для Европы, на судьбу аль Андалус оно почти не оказало влияния, во-вторых в интернете имеются прекрасные описания этой битвы на русском языке, от самых коротких, таких как Битва при Пуатье: Карл Мартелл против Халифата. https://diletant.media/articles/34719450/ до целых монографий: Девиосс Ж., Руа Ж.-А. Битва при Пуатье (октябрь 733 г.).— СПб.: Евразия, 2003. http://militera.lib.ru/h/deviosse_roy01/index.html

19

Какие были туалеты у арабов, любознательный читатель должен знать из сказок «Тысяча и одна ночь». А что касается туалетов наследников доблестных франков, то могу порекомендовать статью «Правда ли, что в Версале не было туалетов, разбирались СМИ.» https://pronedra.ru/pravda-li-chto-v-versale-ne-bylo-tualetov-razbiralis-smi-376790.html

20

Подробно вопрос о том была ли эта битва «мироизменяющим» событием или всего лишь отражением грабительского набега рассмотрена в статье о битве при Пуатье русской Википедии

21

Арабские историки единодушно восхваляют Абд ар-Рахмана ибн Абдаллаха как талантливого и справедливого администратора и полководца. И некоторые исследователи задают вопрос, не была ли именно гибель вали причиной того, что на следующий день арабы не продолжили сражение, а ночью стремительно отступили.

22

«Мозарабская хроника 754 г. ». https://www.vostlit.info/Texts/rus5/Mosarab/frametext.htm

23

Это было то самое Ронсевальское ущелье, где в 778 году погиб Роланд, когда Карл Великий возвращался из похода в Испанию

24

Эд Великий (Одо, Одон), (650/660–735) герцог Аквитании и Васконии. Мне он кажется колоритнейшей фигурой, одним из первых использовавшим «real politics», примерами которой пестрит дальнейшая история аль-Андалус. Воспользовавшись междоусобицами во Франкском королевстве Эд объявил себя независимым правителем, приняв титул «принцепс Аквитании». Хотя он со своими союзниками и потерпел поражение в борьбе против майордома Австразии Карла Мартела, ему удалось спастись, прихватив с собой законного короля Хильперика и его казну. Майордому для легитимизации своей власти необходим был законный король из рода Меровингов, т. е. пленённый Хильперик. Карл был вынужден вести переговоры, в результате которых Эд вернул Карлу короля вместе с захваченными королевскими богатствами, а Карл признал герцога Эда независимым правителем Аквитании. Однако у Эда возникла новая угроза – арабы, которые вторглись в его владения и даже осадили Тулузу. 9 июня 721 года он разбил противника, кроме того он еще несколько раз нанес поражение арабов, эти победы укрепили независимость Эда и на время остановила движение арабов на север. Теперь главную опасность для него представлял Карлом Мартел, который хотел вернуть отпавшие от королевства франков владения, и Эд сумел договориться с Мунузой, наместником вали Кордовы в этих землях, называемых арабами «восточным пограничьем». Для укрепления союза он даже выдал за этого бербера свою дочь Лампагию. Боясь наскучить читателю, я не буду пересказывать очередную любовную легенду, но желающие могут прочитать историческую поэму Владимира Резцова «Лампагия и Мунуза» https://журнальныймир.рф/content/lampagiya-i-munuza или послушать песню Эдмундо Кассиса «Свадьба Лампагии и Мунузы» https://open.spotify.com/track/6ffmG67bpLscxGcxqC0Byv. И вот тут Эд сильно просчитался. Карл обвинил Эда в измене, заявив, что тот является «союзником неверных», и под этим предлогом совершил два грабительских похода в Аквитанию. А тем временем Мунуза, недовольный тем, что на место вали Аль-Андалуса в 730 году был назначен Абд ар-Рахман ибн Абдаллах, а не он сам, открыто не подчинился новому вали. Абд ар-Рахман не стал медлить, Мунуза был застигнут врасплох и оказался не готов к отражению нападения, а Эд, занятый борьбой с Карлом Мартелом, не смог прийти на помощь союзнику. В итоге Мунуза был убит, а Лампагия была захвачена в плен и отправлена Абд ар-Рахманом в качестве подарка в Дамаск халифу, взявшему Лампагию в свой гарем. Абд ар-Рахман продолжил поход, разгромил армию Эда, и тому не оставалось ничего другого, как просить помощь у майордома Австразии. Ну а дальше все как в Мозарабской хронике.

25

Карл Марте́лл (686 или 688–741) – майордом Франкского государства в 717–741 годах из рода Пипинидов. Свое прозвище "Мартелл" военный вождь франков Карл Пипин получил после одержанной им победы при Пуатье. Мартелл – это молот, который беспощадно разит врага.

26

Это не ошибка переводчика, но одно из первых известных употреблений такого привычного нам теперь слова

27

Евлогия, в христианской традиции наименование хлеба, воды и елея, получивших благословение.

28

Подробно это рассмотрено в Cultural symbiosis in Al-Andalus: a metaphor for peace. UNESCO Regional Office for Education in the Arab States Beirut – Lebanon 2004 https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000136708

29

О нестабильности положения в провинции лучше всего говорит то, что, как утверждает аль-Маккари в течение сорока шести лет, двух месяцев и шести дней считая от дня, когда Родерик, король готов, был побежден и убит, до того, когда правитель Юсуф аль-Фихри потерпел поражение от Абд-р-Рахмана, провинцией правили 22 губернатора (вали), т.е. их время пребывания на этом посту в среднем не превышало двух лет.

30

При ранних халифатах джундом называлась военная единица, которая стала применяться к арабским военным колониям на завоеванных землях. В аль-Андалус эти военно-племенные группы были расселены в различных районах страны. Они не получали содержания от правителя, но собирали с христиан налог, одну треть которого оставляли себе.

31

Наверное нельзя отрицать, что одной из причин успехов Абд ар-Рахмана было умение делать в самые критические моменты своей жизни красивые жесты. Перед боем, узнав, что его многие солдаты опасаются, что их молодой, не имеющий боевого опыта, предводитель при малейшей опасности сбежит с поля боя, Абд ар-Рахман тут же пересел со своего коня на мула, объяснив, что его норовистый скакун не позволит ему метко стрелять из лука. А в почти безнадёжной ситуации, осажденный армией Аббасидов в Кармоне, он собрав своих лучших воинов у главных ворот города, развел там большой костер, бросил в огонь ножны своего меча и повел их на вылазку.

32

Ху́тба – молитва, а также выступление или проповедь во время пятничного полуденного богослужения в мечети, совершаемые уважаемым мусульманином. В случае Кордовы это должен был быть вали аль-Андалус. Кроме того обязательным было упоминание имени халифа в проповеди. Это означало признание суверенитета и сюзеренитета правителя, и исключение его имени из проповеди было равносильно публичному провозглашению независимости.

33

Желающие самим убедиться в непреодолимой страсти к мятежам тогдашних обитателей аль-Андалус могут обратиться к сайту «Хронология Реконкисты» http://covadonga.narod.ru/VIII.htm, где скрупулезно перечислены события такого рода. Ну а подробности, как всегда можно найти у всезнающего аль-Маккари.

Загрузка...