Научный раздел: исследования, выводы, статистика

Биология


В современной России система этичного питания не является очередным веянием моды, а восстанавливает утраченные позиции, в том числе научно-биологические, поскольку «вегетарианские общества перестали существовать после 1917 г. Идеологизация всех сторон бытия, начавшаяся в 20-е годы, монополизация научной мысли, особенно в общественных науках и биологии, привели к полному вытеснению из науки специалистов, поддерживающих вегетарианство» [7, с. 11].


В. В. Усов указывает на «поразительные возможности вегетарианства» в свете «медико-биологических аспектов благоприятного воздействия вегетарианской диеты на организм человека и его защитные механизмы» [10, с. 4].


Важные разделы биологии – генетика и физиология. В контексте этих направлений науки И. А. Захаров-Гезехус рассматривает пример «наследственного» вегетарианства: «Представители рода Горбуновых отличаются достаточно высоким интеллектуальным уровнем: среди них два кандидата наук, четыре доктора, двое из которых имели академические звания, два члена рода получили государственные премии… Любопытно и то, что среди достаточно далеких по родству членов рода несколько человек были вегетарианцами (И. И. Горбунов-Посадов и его дети, Н. И. Мартышкина, И. А. Захаров-Гезехус), что может говорить как об их идейном родстве, так и о сходстве их физиологии» [5, с. 19—20].


Как пишут С. А. Боринская и соавт., один из генов человека «контролирует обезвреживание в клетках печени глиоксилата – продукта промежуточного метаболизма… У большинства людей и образование, и обезвреживание глиоксилата происходят в пероксисомах, что, как предполагается, отражает преимущественно вегетарианскую диету дальних эволюционных предков Homo sapiens» [1, с. 123].


Лактобактерии (ЛБ) – «грамположительные палочковидные бактерии, микроаэрофилы, относятся к облигатной флоре кишечника. Род ЛБ включает 56 видов. ЛБ подавляют активность гнилостных и гноеродных бактерий, обладают антибактериальной активностью. ЛБ предохраняют слизистую оболочку кишечника от возможного внедрения патогенных микробов. ЛБ обладают резистентностью к пенициллину и ванкомицину (Patel R, 1992), обеспечивают противоаллергический эффект… У 73% взрослых людей ЛБ составляют от 109 КОЕ/мл, а у вегетарианцев -1011 КОЕ/мл (Finegold S.M., 1977)» [8, с. 10].


«Открытие Helicobacter pylori (Н.pylori) и его определяющей роли в патогенезе хронического гастрита, язвенной болезни и рака желудка, сделанное австралийскими учеными B. Marshall и I. Warren в 1983 году, явилось поистине революционным, – считают Л. В. Кудрявцева и соавт. – Оно позволило выйти на разработку новых, более эффективных этиопатогенетических принципов лечения и профилактики этих заболеваний». Helicobacter pylori – «мелкие, грамотрицательные, неспорообразующие, микроаэрофильные бактерии, в форме изогнутой, S-образной или слегка спиральной формы». «По данным ряда авторов, у вегетарианцев H.pylori обнаруживается значительно реже, чем у людей, употребляющих мясную пищу» [6, с. 1—3].


По наблюдению В. И. Донцова, «коррекция рН, прежде всего диетотерапией – способствование ощелачиванию внутренних сред на вегетарианских режимах» с успехом предлагается для «биостимуляции и борьбы со старением» [4, с. 111].


Руководство по общей биологии, написанное английскими авторами Н. Грином, У. Стаутом и Д. Тейлором, содержит следующую информацию: «Можно… разработать хорошую вегетарианскую диету, содержащую полный набор необходимых белков, если включить в нее разнообразные растительные продукты, содержащие белки. К таким продуктам относятся хлебные злаки, бобовые, орехи, фрукты и другие растительные продукты. Исключительное положение среди бедных, как правило, белками растительных продуктов занимают соевые бобы, белок которых по своей питательной ценности не уступает большинству белков животного происхождения» [3, с. 18].


«Семена Pinus koraiensis, – характеризует А. И. Горовой один из продуктов вегетарианского рациона, – не содержат холестерина, а содержание белка составляет 44%, т.е. в 12 раз больше чем в курином мясе. Поэтому употребление в пищу кедрового ореха позволяет компенсировать „белковый голод“ тем, кто перешел на вегетарианское питание. Растительный белок кедрового ореха идеально сбалансирован и по составу близок к белкам ткани человека и усваивается организмом на 99%. Другим фактором, определяющим высокую питательную ценность кедрового ореха, является то, что кедровый орех содержит практически все незаменимые аминокислоты, полиненасыщенные жирные кислоты, витамины: А, В, С, Д, Е, Р» [2, с. 13].


«У животных, – констатирует В. Ю. Николаев, – ассортимент продуктов питания беднее, чем у человека… У некоторых животных в питании вообще всегда один и тот же продукт, и ничего другого. Так австралийские сумчатые медведи коала питаются только листьями эвкалипта. А почему считается, что человеку надо питаться разнообразно? Может быть, дело все в… тепловой обработке? Ведь она рвет слабые химические связи, уничтожает тонкие и самые биологически активные структуры, существенно обедняет ассортимент важных веществ, нужных организму. Разрушаются и витамины, и множество разнообразных сложных веществ, у которых еще и названий специальных нет. После этого человеку „чего-то не хватает, чего-то хочется“. Однако люди, освоившие натуральное питание, с удивлением замечают, что после завершения перехода на сырую пищу у них нет потребности в особом разнообразии. При этом организм имеет великолепное самочувствие, довольствуясь и малым количеством, и скромным ассортиментом пищи… В современной человеческой переработанной пище кроме полезной части обычно присутствует еще и вредная часть. (Вредные вещества встречаются и в воде, и в воздухе, об этом тоже надо заботиться, но в питьевой воде и, тем более, в воздухе концентрация вредных молекул обычно значительно меньше, чем в пище.) Вредная часть пищи может оказывать влияние на здоровье гораздо больше, чем дефицит полезных веществ… Надо сказать так: для здоровья важнее не то, чем человек питается, а то, от чего он воздерживается» [9].


ИСТОЧНИКИ


1. Боринская С. А., Козлов А. И., Янковский Н. К. Гены и традиции питания / Этнографическое обозрение №3, 2009. – С. 123.

2. Горовой А. И. Биологически активные вещества древесной зелени и шишек Pinus Koraiensis (получение, состав, использование) / диссертация на соискание ученой степени кандидата биологических наук. – Хабаровск: Федеральное бюджетное учреждение «Дальневосточный научно-исследовательский институт лесного хозяйства», 2015. – 150 с. Прим.: научный руководитель – доктор биологических наук, профессор Тагильцев Ю. Г.

3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т.2: пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера. – 2-е изд., стереотип. – М.: Мир, 1996. – 325 с. ISBN 5—03—001578—7

4. Донцов В. И. Методология сущностного моделирования старения и ряд моделей, построенных с ее помощью / Труды ИСА РАН, 2006. Т. 19. – С. 111.

5. Захаров-Гезехус И. А. Моя генетика. – М.: Наука, 2014. – 133 с. ISBN 978—5—02—038505—4 Прим.: книга для биологов-генетиков, историков науки и всех тех, кто интересуется генеалогией и философскими проблемами; представлена история предков и семьи автора.

6. Кудрявцева Л. В., Щербаков П. Л., Иваников И. О., Говорун В. М. Helicobacter pylory-инфекция. Современные аспекты диагностики и терапии / ЛИТЕХ, 2004. Электронный ресурс. Режим доступа:

http://www.lytech.ru/data/file/helicobacter.pdf

7. Медкова И. Л., Павлова Т. Н., Брамбург Б. В. Все о вегетарианстве. – М.: Экономика, 1992. – 287 с. ISBN 5—282—01705—9

8. Микрофлора кишечника. Методическая разработка семинарского занятия для врачей-курсантов ФПК и ППС / Официальный интернет-сайт ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава РФ, 2015. Электронный ресурс. Режим доступа:

http://rostgmu.ru/wp-content/uploads/2013/10/микрофлора.pdf

9. Николаев В. Ю. Выбор пищи – выбор судьбы. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2004. – 112 с. ISBN 5—275—00943—7 Прим.: автор – сын известного доктора, изучавшего и успешно применявшего лечебное голодание, основателя метода разгрузочно-диетической терапии (РДТ), профессора Юрия Сергеевича Николаева.

10. Усов В. В. Вегетарианская кухня: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В. В. Усов. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с. ISBN 5—7695—3438—9 Прим.: допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования; рецензент – преподаватель высшей категории Т. В. Шарко.

История


Пища первобытного человека была в основном растительного происхождения: «Он питался ягодами, кореньями, фруктами, съедобными листьями, орехами… При внимательном изучении состава пищи наших предков археологи обнаружили полную несостоятельность мифа о первобытном человеке-охотнике, якобы страдающем чрезмерным плотоядием, непременно занятым в романтических охотничьих баталиях… В исторической ретроспективе мясо появилось в рационе человека относительно недавно: скотоводство стало стабильным источником мясного питания лишь к VII – VI вв. до н.э.» [10, с. 9]. Эти тенденции подтверждает доктор медицинских наук Александр Симаков, заодно отмечающий, что «мясо сложно переваривается, из-за этого могут развиваться не только сердечно-сосудистые заболевания, но и онкология… Человек сможет прожить, если каждый день не будет есть мясо» [1].


«История, – пишут И. Л. Медкова и соавт., – позволяет проследить динамику развития этических взглядов человечества… Несмотря на то, что моральные принципы получали все большее признание в силу их полезности для общества, т.е. по прагматическим мотивам, эволюция этики имела другие корни – психологические, духовные… Сострадание к животным имеет эмоциональную, иррациональную основу, а потому никакие официальные (религиозные, правовые) точки зрения на правомерность умерщвления животных на пользу человеку не могли примирить некоторых людей с такого рода жестокостью…» [6, с. 212].


В эзотерических учениях античности, которые реализовывались как практические программы, можно обнаружить «определенное внимание к такому режиму питания, который бы настраивал телесность человека в необходимом для работы духа режиме. Первые дискуссии в вегетарианстве относятся именно к этому периоду… Порфирию принадлежит трактат „О воздержании от мяса животных“… философом постулируется факт инициации мясной пищей агрессивных состояний души и последующих аморальных деяний: „Ведь ужасная привычка к убийству животных, вкравшись понемногу в человеческие страсти, завела человека очень далеко“… Открывается метафизический план еды – любое ее потребление имеет моральное измерение, связанное с тем, что вместе с пищей можно употребить как несправедливость, так и справедливость, усиливая соответствующие начала в собственной душе» [9].


Причиной исторически подтвержденных заболеваний зубов у древних египтян была не собственно их пища (египтяне были по преимуществу вегетарианцами, основную часть их рациона составлял хлеб, который выпекали из муки грубого помола), а способ ее приготовления, так как зерно растирали с помощью камней, «при этом в муку попадали крупицы стесанного камня и многочисленные песчинки. Песок попадал и в другую пищу, готовившуюся из культурных и диких растений, выросших на песчаной почве в долине Нила. Под воздействием песка и крупиц камня жевательная поверхность зубов стиралась, что приводило к гиперестезии, а порой и вскрытию пульпарной полости, инфицированию пульпы, ее воспалению, образованию периапикальных гранулем или кист, в отдаленные сроки. Весьма частыми были разнообразные травмы зубов (подвывихи, вывихи и др.), зубочелюстные аномалии и деформации прикуса» [7, с. 14].


Вегетарианство, зародившееся в странах востока в XVII веке до н.э. и появившееся на Западе в середине XIX в., «признает естественной пищей человека только растительные продукты и отвергает любую животную пищу… Сам термин «вегетарианец» (происходит от латинского veqetus, что означает «крепкий, здоровый, свежий, бодрый») был введен в обиход в 1842 году основателями «Британского вегетарианского общества» [4, с. 140].


Значительный вклад в конце 19 – начале 20 столетия в развитие идей экологической этики внесли «вегетарианские общества Российской империи, пропагандирующие любовь ко всему живому, сострадание к животным, выступавшие против вивисекции и спортивной охоты. Статьи на эту тему публиковались в журналах «Вегетарианский вестник» (1904—1905) и «Вегетарианском обозрении» (1909—1915, г. Киев)» [2, с. 10].


Современное представление об этичном отношении к животным, как полагают В. П. Клюева и О. Ю. Лобанова, сложилось в середине ХХ столетия. Идеологи зоозащитного движения «с 1970-х гг. выступали с заявлениями о „правах животных“, пропагандируя принцип видового равенства. Тогда же возникали новые зоозащитные организации („Фронт освобождения животных“, „Люди за этичное обращение с животными“), различающиеся своими тактическими и стратегическими задачами. Иногда пропаганда вегетарианства сочетается с принципом „активного сострадания“: кражей животных из лабораторий, протестными акциями. В России веганизм как движение возникло в начале 1990-х гг.» [3, с. 15].


В последние десятилетия активно обсуждаются альтернативные теории питания, которые, по словам А. В. Скального и соавт., «не вписываются в рамки традиционных представлений, хотя и имеют глубокие исторические корни. В каждой из этих теорий есть рациональное зерно… Вегетарианство относится к наиболее древним альтернативным теориям питания» [8, с. 20].


Индустрия животноводства – мощнейший источник загрязнения окружающей среды. Профессор университета Париж-Сорбонна Жан-Касьен Билье замечает, что наши предки «в эпоху индустриализации общества начали загрязнять окружающую среду, при этом не понимая и не зная последствий своих деяний. Наше поколение отличается тем, что благодаря техническому прогрессу и развитию науки мы, нанося вред окружающей среде, прекрасно его осознаём. Именно осознание последствий и даёт основания говорить о моральной ответственности нашего поколения» [5].


«Каждый из нас, – напоминает Е. Герасимова, – если задумается и проанализирует свой обычный классический день, может сказать, как много мы откладываем „на завтра“. А что такое завтра? Наступит ли оно?» [11, с. 58].


ИСТОЧНИКИ


1. Алексеева Е. Самарский кардиолог рассказал о вреде мяса и о том, сколько нужно ходить, чтобы похудеть / Городской портал Самары, 2015. Электронный ресурс. Режим доступа:

http://progorodsamara.ru/news/view/172510

2. Борейко В. Е. Прорыв в экологическую этику. – Киев: Логос, 2013, – 168 с. (Серия «Охрана дикой природы». Вып. 71) ISBN 978—966—171—705—2

3. Клюева В. П., Лобанова О. Ю. Молодежные сообщества и субкультуры Тюменской области. – Тюмень: «РГ «21 век», ИД «Титул», 2009. – 70 с. ISBN 5—98249—009—1 Прим.: справочник на основе полевых исследований, рекомендуется для государственных и муниципальных служащих, работников право-охранительных органов, журналистов и др.

4. Кузнецова К. В. Вегетарианство в контексте межкультурной коммуникации: анализ вегетарианской практики в системе русской культуры / Идеи молодых – национальное достояние (материалы VI Всерос. студенч. науч.-практич. конф.) / НОУ ВПО «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина»; [редкол.: С. Б. Синецкий, И. И. Пиндюр, В. Р. Салыев, А. Е. Сомов]. – Челябинск: НОУ ВПО «ЧИЭП им. М. В. Ладошина», 2011. – 203 с. ISBN 978—5—903270—13—2

5. Махнева А. О климате и морали Профессор Сорбонны прочитал лекцию в ИГУ / Конкурент. Конкурент. Издательская группа «Восточно-Сибирская правда», 2015. Электронный ресурс. Режим доступа:

http://www.vsp.ru/social/2015/03/17/552259

6. Медкова И. Л., Павлова Т. Н., Брамбург Б. В. Все о вегетарианстве. – М.: Экономика, 1992. – 287 с. ISBN 5—282—01705—9

7. Пашков К. А. Зубы и зубоврачевание. Очерки истории / К. А. Пашков. – М.: Вече, 2014. – 240 с. ISBN 978—5—4444—1782—9 Прим.: монография посвящена основным вопросам возникновения, становления и развития зубоврачевания в мировой истории. Впервые в отечественной историко-медицинской литературе публикуется исследовательский материал, основанный на обширной базе зарубежных источников, иностранных архивах и музейных фондах.

8. Скальный А. В. Основы здорового питания: пособие по общей нутрициологии / А.В.Скальный, И. А. Рудаков, С. В. Нотова, Т. И. Бурцева, В. В. Скальный, О. В. Баранова. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005. – 117 с. ISBN 5—2489—0722—3 Прим.: рекомендовано Ученым советом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по всем специальностям; рецензент – доктор медицинских наук Ю. А. Брудастов.

9. Сохань И. В. Тоталитарный проект гастрономической культуры (на примере Сталинской эпохи 1920—1930-х годов). – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. – 232 с. ISBN 978—5—7511 – Прим.: анализируется тоталитарная гастрономическая культура, которая, будучи как функционалом, так и инструментарием тоталитарной власти, преследует ее базовую цель – реконструкцию человеческой субъективности в соответствии с тоталитарным целеполаганием.

10. Усов В. В. Вегетарианская кухня: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В. В. Усов. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с. ISBN 5—7695—3438—9 Прим.: допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования; рецензент – преподаватель высшей категории Т. В. Шарко.

11. Outro / Kids of Tomorrow, №1, 2011. – С.58. Прим.: освещаемые темы: музыка, изобразительное искусство, личная жизнь, вегетарианство, донорство, детство; свои рассказы и эссе редактору присылают читатели, которые публикуются на страницах фэнзина.

Кулинария


Один из российских мифов о вегетарианстве – нереальность этичного рациона при «нашем менталитете» и «нашем климате». Тем не менее, например, в книге В. В. Усова «основные рецепты вегетарианской кухни адаптированы к российским условиям. Зарубежные рецепты модифицированы в соответствии с нашими кулинарно-гастрономическими и эстетическими вкусами, привычками и возможностями, приближены к условиям российской кухни: ее традициям и методам» [12, с. 4].


Еще одно заблуждение связано с «новомодностью» вегетарианства в России, что абсолютно не соответствует действительности: кулинарные основы вегетарианского стола были заметной составляющей дореволюционных изданий, среди которых «Друг хозяйки: новейшая полная поваренная книга» (подборка рецептов, собранных Софией Ивановной Воскресенской), «Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве» (35 изданий), «Поваренная книга: Руководство для приготовления простых, тонких и вегетарианских обедов» Ю. А. Иогансона и т. д. [7], [8], [11].


В сборнике кулинарных рецептов В. Г. Айрапетян «Сытый веган» представлены рецепты блюд, основанных исключительно на растительных продуктах. Автор помогает приготовить «питательные и сбалансированные блюда, в которых сочетаются белки, жиры и сложные углеводы» [1].


В книге «Вегетарианская кухня» серии «Уроки шеф-повара» собраны рецепты «для любых вегетарианцев – и тех, кто отказался лишь от мяса и рыбы, но употребляет молочные продукты и яйца, и для последователей веганства – полного отказа от продуктов животного происхождения» [5].


Целая глава книги Э. Боровской посвящена приготовлению соевых блюд. «Рецепты соевых блюд легко адаптируются для разных видов вегетарианства. Например, неприемлемую для веганов сметану достаточно исключить или, что еще лучше, заменить соевым майонезом или соевыми сливками [3, с. 10].


Людям, постепенно переходящим на этичное питание, доступны все аналоги привычных блюд, будь то жареные мясо или рыба, уха, икра и т. д. – по соответствующим тегам рецепты можно найти на современных вегетарианских ресурсах, одним из которых является сайт «Вегетарианские рецепты «Приготовим с любовью!» [4].


«Правда ли, что детям, соблюдающим растительную диету, не хватает питательных веществ? Как она влияет на физическое и умственное развитие ребенка? – задается вопросами Л. Кэмпбелл, автор «Рецептов здоровья и долголетия» (кулинарной книги «Китайского исследования»). – Основываясь на собственном опыте, не могу сказать, что растительная диета как-то замедлила физическое и умственное развитие моих сыновей или чем-то повредила им. Скорее, наоборот. Стивену семнадцать, Нельсону шестнадцать, оба с четырех-пяти лет играют в командные игры и всегда были исключительно активными и способными спортсменами. Рост Стивена – метр девяносто, Нельсона – примерно метр восемьдесят, они хорошо сложены и в отличной форме. С начальных классов мои дети учились почти на одни пятерки, были очень внимательны и сообразительны. Оба завоевали множество спортивных и учебных наград. Более того, они редко болели. Поэтому я могу сказать, что растительная диета с детства повышала их умственный и физический потенциал и нисколько им не повредила [9, с. 18—19].


Нил Барнард дает рекомендации выбора блюд для людей, больных диабетом типа 2. «Для того, чтобы убедить медиков, которые могут ставить под сомнение приемлемость диеты, мы изучили этот аспект с учетом количественных показателей приемлемости диеты в пределах нескольких клинических популяций и пришли к выводу, что следовать низкожировой вегетарианской или строгой вегетарианской диете не сложнее, чем обычным терапевтическим диетам. В действительности, также как для многих курильщиков проще бросить курить вовсе, чем снизить количество выкуриваемых сигарет, исключить некоторые продукты питания вообще для многих легче, чем попытаться снизить количество их потребления… За одну-две недели до начала диеты можно попробовать блюда, приготовленные по рецептам строгой вегетарианской кухни, чтобы выбрать самые подходящие вашим вкусовым предпочтениям и легкие в приготовлении… Когда почувствуете готовность, переходите к следующему этапу – трехнедельному периоду, в течение которого вы будете потреблять лишь те блюда, которые выбрали во время подготовки. Уже через три недели у вас, вероятнее всего, снизится вес, видимо, улучшится уровень сахара крови и, что самое главное, вы почувствуете изменение вкусовых ощущений и, скорее всего, перейдете с цельного молока на его обезжиренные альтернативы – большинство людей очень быстро адаптируются к таким изменениям и в дальнейшем не испытывают желания вернуться к старым привычкам» [2, с. 15].


Немецкий доктор медицины М. Бирхер-Беннер в своей книге «Основы лечения питанием на началах энергетики», изданной в России в 1914 г., писал: «Люди, питающиеся только фруктами, кореньями, орехами, маслом, хлебом и отказывающиеся от всякого приготовления пищи на огне, так называемые сыроеды, отличаются безукоризненным здоровьем и полной работоспособностью. Стало быть, природа не поставила ни мясо, ни кулинарное искусство необходимыми условиями человеческого питания» [10, с. 66].


С. М. Гладков пишет в «Кулинарной книге жизни»: «Мало кто из горожан осознает, что на расстоянии получаса езды на автомобиле Природа приготовила для нас миллионы тонн дармовой, вкусной и целебной еды… Средства массовой информации рассказывают нам о сотнях и тысячах случаев отравления алкогольными, мясными и молочными продуктами, курами-гриль и гамбургерами, но это не вызывает массовых кампаний по их запрету. Складывается впечатление, что социальная организация поддерживает свою стабильность, вынуждая нас придерживаться определенного типа питания, то есть помещая нас в искусственно извращенный тип окружающей среды… Но, постепенно изменяя привычки питания в массовом масштабе, мы сможем совершенно безболезненно повернуть общество к лучшей жизни – без жертв и революций. И единственное препятствие на этом пути – человеческое невежество и неразвитость. Многие люди остро реагируют на то, что кто-то рядом стал сыроедом или, хуже того, стал включать в свой рацион большое количество зелени. Это может восприниматься как оскорбление, поскольку ставит под сомнение определенные устои и сложившуюся в обществе иерархию. Вот некто потратил двадцать лет своей жизни, чтобы заработать денег и иметь возможность есть шашлык каждый день, а это сыроедение перечеркивает теперь все достижения!» [6].

Загрузка...