Глава 1. Анализ источников

Для того, чтобы ответить на вопросы: «что такое Каморра, как она возникла и почему?», я начинал исследование с анализа источников задолго до написания этой книги. Были подняты все имеющиеся материалы, написанные учеными, писателями, бывшими полицейскими, в общем – лицами, имеющими хоть какое-то отношение к Каморре. Для анализа я выбрал шесть основных книг. Они написаны в период с 1876-го по 2006-й год. Таким образом, мы получаем взгляд на Каморру авторов и прошлых столетий, и современности. Список анализируемых трудов представлен ниже:

• Чезаре Ломброзо, «Преступный человек», 1876 г;

• Джузеппе Алонги, «Каморра. Исследование криминальной социологии», 1890 г;

• Карло ди Аддоссио, «Дуэль Каморристов», 1893 г;

• Евгенио де Коза, «Каморра и Малавита в Неаполе», 1908 г;

• Маттео Риньянезе, «Правила и ритуалы Каморры», 1992 г;

• Роберто Савиано, «Гоморра», 2006 г.


Эти труды были переведены в «Криминологическом исследовательском центре», основателем которого являюсь я, ваш покорный слуга. Научным руководителем центра является профессор Лепский Максим Анатольевич – академик УАН, доктор философских наук, профессор кафедры социологии факультета социологии и управления Запорожского национального университета. Перевод выполнен научным сотрудником «Криминологического исследовательского центра» Анной Филипповой, специализацией которой являются криминологические и криминалистические исследования субкультуры юга Италии.

В силу того, что некоторые из этих книг запрещены к публикации в Италии, в свободном доступе будут представлены две из них, а именно: «Каморра. Исследование криминальной социологии» Джузеппе Алонги и «Дуэль Каморристов» Карло ди Аддоссио. Остальные будут храниться в архивах центра для внутреннего пользования.

Причины возникновения Каморры и условия, которые существовали на этой территории, способствующие ее зарождению

Считаю, анализ следует начать с трудов Джузеппе Алонги «Каморра. Исследование криминальной социологии» (1890 г.) и Карло ди Аддоссио «Дуэль Каморристов» (1893 г.). Именно в этих трудах авторы пишут о причинах и условиях возникновения Каморры.

Алонги считает, что причинами возникновения Каморры, в первую очередь, являются «благоприятный, теплый климат, который не только манит людей, но и располагает их к абсолютно беззаботной и безответственной жизни. Ведь существование здесь крайне дёшево – не нужно беспокоиться о том, где переночевать (да хоть под открытым небом!), на еду необходимы совсем мизерные деньги. А можно вообще подкрепиться тем, что растет на благодатной этой земле, на кустах и деревьях».



Немаловажными, по мнению автора, были и социально-политические условия, сложившиеся на этой территории. В частности, речь шла о том, что государственная система, погрязшая в коррупции, полностью себя дискредитировала. Мошенничество и воровство узаконивались, если в них имели свою долю те, кто призван был пресекать эти незаконные деяния. В обществе царила всеобщая деградация и моральное разложение. Для людей, проживающих на этой территории, были характерны импульсивность и индивидуализм, что выливалось в бунтарских дух, укротить и подчинить который могла лишь серьезная сила. А такую жестокую и организованную силу и представляли преступные сообщества, которых боялись и которым подчинялись.

По мнению же Карло ди Аддоссио, Каморра – это искусственно созданная организация. И экспортирована она из Испании. Так это на самом деле или нет, нам и предстоит выяснить. Однако следует отметить, что при первичном анализе бросается в глаза противоречие автора: с одной стороны, он говорит об экспорте Каморры, с другой – указывает на то, что она была сформирована из местных преступников, именуемых “smargiassi”:

«Товарищи, которых во времена Масаниелло стали называть «гуаппи в испанском стиле и smargiassi в неаполитанском стиле», запугивали в тавернах Меркато или Пендино, под палатками и лачугами на площади Ларго-дель-Кастелло или в многочисленных игорных домах. Одним из самых известных был Онофрио Катьеро в 1647 году. Позже они войдут в секту, которая получит имя Каморра» (Карло ди Аддоссио «Дуэль Каморристов», 1893 г).



Автор также придерживается мнения, что Каморра – точная копия испанского тайного общества «Ла Гардуна» (La Guarduna). Согласно данным автора, La Guaduna была основана в 1417 году в Толедо и состояла из мародеров, набранных с галер Севильи, Малаги и Мелильи. Об этом пишет и Арканджело Бадолати в книге «Мамма Ндрангета».

А что нам говорят по этому поводу открытые источники? «La Guarduna – мифическое организованное тайное преступное сообщество, которое было основано в Испании в конце средневековья. Говорят, что это была тюремная банда, которая со временем превратилась в более мощную организацию, занимавшуюся грабежами, похищениями, поджогами и убийствами по найму. Утверждается, что ее устав был утвержден в Толедо в 1420 году после основания около 1417 года».

Мнений относительно этого общества большое множество. Некоторые даже считают, что его вообще не существовало. На что хотелось бы обратить внимание: источниками кадров для общества «Ла Гардуна» были галеры, поставлявшие каторжников.

Нам достоверно известно, что в Палермо существует орден францисканцев, который включает в себя три ветви. Одна из них – линия капуцинов. Орден капуцинов был сформирован из раскаявшихся пиратов. Довольно странно, не так ли? Преступник становится монахом. И это совпадение не стоит упускать из внимания.

Хотелось бы также обратить внимание на загадочное общество Беати Паоли (Beati Paoli). Иногда его называют орденом рыцарей, орденом мстителей, кто-то считал их бандитами, а сами сицилийцы – «людьми чести». Легенда гласит, что общество Беати Паоли было основано в XII веке в Палермо. Основали его 10 молодых аристократов, которые поклялись бороться с любыми формами произвола церкви и государства. Они собирались по ночам и решали, кого какому наказанию подвергнуть.

По мнению маркиза Виллабьянка (Villabianca), историка из Палермо, который жил в XVIII–XIX веках, Беати Паоли действительно были обществом убийц, которые тайно и строго после полуночи собирались в подземных склепах района Капо в Палермо, чтобы спланировать стратегию мести путем создания своего рода суда – карательного органа. Говорят, даже сейчас сицилийцы, подвергаясь какому-нибудь оскорблению или понеся потерю, и не имея возможности пожаловаться в суд, часто восклицают: «Ах, если бы Беати Паоли еще существовали!»

Фактически мы имеем дело с наемными убийцами.

Примечательным является тот факт, что и Карло ди Аддоссио в своей книге «Дуэль каморристов», описывая структуру Каморры, говорит о неких “feritori di punta” (те, кто наносят точечный удар, делает выпад). Также мы видим в составе Каморры наличие другой группы лиц “baruffieri” – боевики, которые вступают в драки.

«У общества был избранный капо, которого звали “Il fratello maggiore” («Старший брат»). У него в подчинении были капитаны (capatazos); членов общества звали гуапо (гуаппи, брави); они подразделяются на “feritori di punta” (те, кто наносят точечный удар, делает выпад) и “baruffieri” (те, кто вступает в драки)».

«Последователи стремились принадлежать к этим двум классам гуаппи. В течение двух лет им приходилось проявлять пассивное послушание и холодную жестокость, чтобы получить право на повышение. Самый низкий класс был представлен “chivatos”, которые после года ученичества в школе, могли стать «послушниками». (Об этом пишет Карло ди Аддоссио в своей книге «Дуэль каморристов», 1893).

Итак, в Королевстве двух Сицилий, в двух ее столицах располагались центры, в которых готовили солдат. В Неаполе находился центр по подготовке боевиков, которые решали задачи оперативно-тактического характера, а в Палермо – центр по подготовке наемных убийц. Механизм попадания в центр подготовки выглядит следующим образом: чтобы стать послушником, необходимо изначально пройти общую подготовку, которая длилась год. В течение этого года с претендентами работали монахи ордена францисканцев, именно они на этом этапе определяли к какому классу отнести молодых людей – боевик или наемный убийца. По прошествии года ученичества, претендентов распределяли по центрам. Если молодой человек отнесен к классу боевиков, то он отправлялся в Апулию, а если к наемным убийцам – в Палермо.



Вероятно, у читателя возникнет вопрос: почему подготовкой будущих членов Каморры занимались монахи, ведь они, по сути, далеки от оружия и боевой подготовки? Такая мысль может появиться, если не знать некоторые исторические факты, а именно: в ордене францисканцев родился орден тамплиеров. Практика воспитания рыцарей у них безусловно была. Об этом я писал подробно в статье «Тайна третьего ордена»:



«Что из себя представляет орден францисканцев на самом деле? Согласно официальной версии, этот орден был создан Святым Франциском Ассизским в далеком 1209 году близ итальянского города Сполето, как монашеский нищенствующий орден. Традиционно монахи-францисканцы носят темно-коричневую монашескую рясу, перевязанную веревкой с тремя узлами. Три узла символизируют три обета Св. Франциска: бедность, целомудрие, послушание. На самом деле, никаких достоверных биографических данных о Франциске Ассизском историкам найти не удалось, все описания являются легендами, созданными представителями католической церкви и народным фольклором. По сути, это некий миф или амальгама. Нет никаких доказательств, что орден францисканцев был создан именно таким образом.

Но существует и другая версия возникновения ордена францисканцев, которая очень легко доказывается при первой поездке на Венецию. Как мы выяснили в одной из экспедиций, Венеция – это колыбель всех орденов. Первый орден францисканцев был создан непосредственно в Венеции. Именно там францисканцы создают рыцарский орден Архангела Михаила, который, впоследствии станет орденом тамплиеров. То есть орден тамплиеров появился в недрах ордена францисканцев. Так же и орден доминиканцев был создан, орден госпитальеров».



Подтверждение тому, что подготовкой занимались монахи, можно найти и в книге Леди Морган «Жизнь и времена Сальваторе Роза» (The Life and Times of Salvator Rosa).

Но и это пока не дает ответа на вопрос «что такое Каморра». Следует рассмотреть структуру Каморры, которую приводит в своей книге Карло ди Аддоссио:

Из этой иерархии следует, что наивысший ранг в Каморре – это Capo-camorra, а Giovinotto onorato – самый низший.


Структура Каморры:

Giovinotto onorato или юноша чести – это тот, кто закончил школу, в которой, как уже сказано, находился год в качестве ученика. Это период, когда монахи ордена Францисканцев дают им общую подготовку и определяют специализацию.

Самостоятельная работа:

PICCIUOTTO (пиччотти) – это солдат, который поступает в центр подготовки после того, как определили его специализацию – боевик или наемный убийца.

PICCIUOTTO DI SGARRO (пиччотти ди сгарро) – руководитель группы.

PICCIUOTTO DI REGGIMENTO (пиччотти ди реджименто) – руководитель подразделения, в которое входят группы. Одна группа состоит из 5–6 человек, а подразделение может состоять из 30 человек. Минимальное количество в подразделении – 12 человек, максимальное – 30 человек.

Проходят обучение в учебном центре:

CAPO-PICCIUOTTO (капо пиччотти) – руководит школой и воспитывает солдат. Следовательно, все ранги ниже ему подчиняются.

CAMMORRISTA (каморрист) – тот, кто руководит определенной территорией или группой лиц. То есть в его подчинение поступают те, кто закончил подготовку в школе. Каморрист – это тот человек, который давно работает самостоятельно, заслужил доверие, уважение и авторитет.

CAPO DI SOCIETÀ (капо общества) – ему подчиняются каморристы, и он в Каморре представлен в единственном лице.

CAPO-CAMORRA (капо каморра) – это глава Каморры, который посредством капо общества руководит всеми.



Структура Каморры и представленная иерархия подразделяется на две составляющие: нижние четыре ранга – это те, кто проходят обучение. Капо пиччотти – руководит учебным центром, который генерирует кадры. Верхние ранги – это лица, которые уже допущены к самостоятельной деятельности.

Карло ди Аддоссио так же упоминает весьма интересный факт, связанный с самым высоким рангом – он не отражен в представленной структуре Каморры, поскольку этот статус получал каморрист при выходе на пенсию. Обратите внимание – каморрист мог выйти на пенсию!

«Чтобы стать “sgarreca-cane” – самый высокий ранг и наиболее привилегированный статус, ведущий к абсолютному уважению и выходу на пенсию, нужно прослужить достойную службу в течение тридцати лет или убивать неугодных для организации, или осуществить помощь в успешной реализации четырех операций – например, контрабанда, грабежи и т. д.» (Карло ди Аддоссио «Дуэль каморристов», 1893 г).

Мало того, были определены конкретные сроки службы в Каморре. Чтобы выйти на пенсию, каморристу необходимо было достойно отслужить 30 лет. Был и другой механизм, описанный Карло ди Аддоссио: после того, как каморрист убивал 100 человек или прошел четыре войны, то есть четыре раза навел порядок на какой-то территории, он также мог выйти на пенсию. Неожиданно, не так ли? Преступная организация Каморра, члены которой могут, отслужив 30 лет, уйти на пенсию, а значит – им будут платить пенсию. Но как же так? Ведь, пенсию… платит государство?!

Анализ этих данных совершенно четко показывает, что Каморра – не спонтанно возникшая организация, как пишет Джузеппе Алонги, в силу благоприятного теплого климата, а хорошо спроектированная знающими людьми организация, имеющая строгую иерархию, располагающая в своем составе школы, разведцентры, методологию подготовки и т. д. Структура! А это уже совсем другая история. Фактически, это государство. То есть государство в государстве.

Так что же такое Каморра?

Как уже сказано, и сегодня, и в XIX веке, многие Каморру воспринимают и воспринимали, как преступную организацию. Но являлась ли она таковой? Для того, чтобы ответить на вопрос «что такое Каморра» давайте вернёмся к истории и внимательно посмотрим на Испанскую империю. Испанская империя славилась своими завоеваниями, ее территория была громадная «Империя над которой никогда не садится Солнце» (исп. El imperio en el que nunca se pone el sol) – эта фраза известна всем. Безусловно, необходим четкий механизм контроля оккупированных территорий.

История знает различные методы завоевателей для контроля захваченных территорий. Например, британцы осуществляли это за счет войск. Адольф Гитлер – с помощью Гестапо (Gestapo – сокращение от нем. Geheime Staatspolizei, «тайная государственная полиция»).

А вот Испанская империя пошла иным путем – она создала нелегальный аппарат, который все воспринимают как преступную организацию. Но действует она в интересах Испанской империи. Преимущества такого контроля очевидны – почти никто даже не догадывается о его существовании. Бескрайние просторы завоеванных территорий Испанской империей иначе эффективно контролировать было просто невозможно. И официальные государственные органы управления не вмешивались в деятельность этих негласных структур.



КАМОРРА – это негласный аппарат по контролю территорий. И он присутствовал в каждом городе Испанской империи. Орден францисканцев выполнял аналогичные функции, однако способ действий у них был иной – им скорее свойственны гуманные методы.

Неаполитанская Каморра стала известна, как преступная организация только в 1861 году, когда произошло объединение Италии и она, по сути, оказалась на оккупированной территории. В этот момент не стало испанского короля, которому служила Каморра, но она продолжала действовать самостоятельно, поскольку оставалась работоспособной и её механизм был налажен и раскручен. Только теперь служила сама себе. Она не исчезла, поскольку генератор по подготовке кадров продолжал работать и поставлял новых членов для Каморры. Структура стала аполитичной, поскольку не была связана с новой властью. Каморра не ставила себе цель изменить конституционный строй Неаполя, в этом не было смысла, ведь фактически Каморра и так продолжала его контролировать.

Еще одним доводом в копилку того, что Каморра – не просто сборище преступников, а подготовленные на высоком уровне люди, служит оружие, которое использовалось каморристами. Несмотря на источники, в которых говорится о том, что каморристы использовали только нож, Аддоссио в трактате упоминает о нескольких видах оружия: револьверы, генуэзские мечи, палки. Каморрист – это человек, который умел обращаться с различными видами оружия.

«В Кодексе, помимо статей, которые устанавливали правила, как получать прибыль от деятельности других людей, есть еще правила, которые определяют жизнь внутри общества – выбор одежды для различных классов каморристов в соответствии с их рангом, а также их способ вооружения (это могли быть револьверы, генуэзские мечи или палки (bastonianimati)».

Итак, анализируя вышеуказанные источники, мы приходим к выводу о том, что Каморра – государственная структура, созданная Испанской империей для контроля оккупированных территорий; имеющая срок службы своих членов, организация со своими судами, школами и подготовительными центрами. И никто эту организацию не экспортировал из Испании, она является неотъемлемой ее частью. Точно такой же механизм контроля Испанская империя внедряла и на других территориях, только эти организации назывались иначе.

КАМОРРА – это негласная политическая полиция Испанской империи


Истоки и организация Каморры

Где же зарождалась Каморра? На улицах Неаполя? В тюрьмах? Как вообще выстраивалась эта мощная машина, которая продолжает существовать вот уже несколько веков? Какие механизмы сплотили эту структуру и сделали ее непотопляемой?

Об истоках Каморры в своем трактате «Каморра: исследование криминальной социологии» говорит Джузеппе Алонги. По его мнению, зарождение Каморры происходило в тюрьмах, однако все довольно непросто. Что в принципе, и объяснимо, ведь Джузеппе Алонги придерживается мнения, что Каморра возникла спонтанно, а значит, за этим никто не стоит.

«Каморра существовала в тюрьмах, торговцы и кровожадные люди находились в тюрьмах и на улицах. Впоследствии они все были помилованы по уважительной причине. И таким образом превратились в настоящую полицию, легализованную силу. Они организовались в тюрьмах, постепенно и не сразу заметно начали навязывать вообще людям – и конкретно правительству – свои каморристские правила и законы.

Неизвестно точно, когда именно, но очевидно – Каморра зародилась и утвердилась в тюрьмах».

Мнение Джузеппе Алонги имеет право на существование, как и мнения других исследователей. Однако, в ходе анализа, мной было доказано, что у истоков организации Каморры стоял орден францисканцев. А вот, каким образом он организовывал Каморру, еще предстоит выяснить, чем мы с вами сейчас и занимаемся. Я попробую восстановить механизм возникновения Каморры.

Для начала предлагаю вспомнить структуру ордена францисканцев. Не секрет, что он состоял из трех ветвей – это можно легко узнать из общедоступных источников. Мало того, он продолжает существовать и по сей день.

1. Орден меньших братьев, O.F.M.

2. Орден меньших братьев конвентуальных, O.F.M.Conv.

3. Орден меньших братьев капуцинов, O.F.M.Cap. (1525).

История же ордена гласит, что существовали в ордене францисканцев еще две ветви. Женская линия – «Второй (женский) орден Св. Франциска» или орден Св. Клары – сподвижницы Св. Франциска, основанный в 1224 г.

Пятой линией францисканцев является «Третий орден Св. Франциска» (терциарии) – учреждён Св. Франциском около 1221 г. Получил в 1401 году собственный устав и название Третьего ордена устава Св. Франциска. Помимо терциариев, которые жили в монастыре, существовало значительное число терциариев, живущих в миру. И среди них было много выдающихся людей: Данте Алигьери, король Людовик IX Святой, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Христофор Колумб.



В контексте исследования Каморры, особое внимание заслуживают терциарии, которые жили в миру, поскольку они сыграли ключевую роль в создании Каморры. Еще их называли гражданским корпусом ордена францисканцев. Гражданский корпус придает уникальность ордену францисканцев и открывает множество возможностей. Поскольку, если все монахи ордена францисканцев жили в монастырях, то эти люди жили в миру, поэтому никто даже и не догадывался, что они имели отношение к ордену францисканцев.



Алонги в своем трактате упоминает о существовании двух Каморр: высшей Каморре и низшей Каморре. Якобы плебейская Каморра состояла из низших слоев общества, а Каморра в желтых перчатках – из высшего общества. Так ли это?

«Как на Сицилии выделялась низкая и высокая мафия, так и в Неаполе говорят о низкой и высокой Каморре, плебейской Каморре и Каморре в желтых перчатках».

Действительно, существовали две Каморры, но внешне членов этих Каморр вряд ли вы могли бы отличить, ведь суть данного разделения состояла совершенно в ином. Две Каморры были параллельными системами – условно говоря «правая Каморра» и «левая Каморра». И «левая Каморра» – это был гражданский корпус ордена францисканцев, а «правая Каморра» – это та Каморра, которую они создавали. Это и есть та Каморра, которая росла, развивалась, превращалась в организацию, дошедшую до наших дней.

Именно гражданский корпус Францисканцев организовывал Каморру в Неаполе, а ключевую роль в этом играл «провокатор» – это я его так назвал. Их еще называли миротворцами или маэстро оружия. И о них упоминает Карло ди Аддоссио в труде «Дуэль Каморристов»:

«И после самых жестоких и нелепых оскорблений, прежде чем бросить вызов друг другу, они начинают хвалить умение своих отцов. Но бывает, что они сразу вступают в драку, пока не прибывает миротворец. Миротворец пытается примирить, пользуясь своим авторитетом.»

Если помните, то Каморру еще называли «многоголовая гидра» – это и есть фигуры провокаторов, которые выступали в разных ролях: миротворца, мастера оружия, хлебодающего, но все это был один и тот же человек. Они были мастерами маскарада – постоянно переодевались, меняли маски и выступали в разных ролях.

Какую функцию выполняли эти люди? Они формировали в Неаполе организованную преступность.



Как пишет Эугенио де Коза в труде «Каморра и малавита в Неаполе» (Eugenio de Cosa “Camorra e malavita a Napoli”), преступный мир Неаполя был поделен на определенные классы: воры, грабители, мошенники, фальшивомонетчики и другие. Из всей этой плеяды преступных профессий одни были сложнее освоить, другие – проще. Автор пишет, что стать вором, грабителем или даже фальшивомонетчиком было не так сложно, как мошенником. Мошенник должен обладать выдающимися организаторскими способностями и определенным интеллектуальным уровнем. Сейчас вы поймете, какое это отношение имело при организации Каморры.

«После воров “borseggio” следуют “truffatori” – мошенники, которые формируют совершенно отдельный класс. И к представителям этой профессии проявляется особое отношение. Любой человек может стать “lardodiscasso”, “rappinante” и даже грубым карманником “borsaiuolo”, но не так легко стать мошенником, потому что мошенничество основано на обмане и введении в заблуждение жертвы.

Поэтому те, кто совершает такого рода преступления должен обладать соответствующим навыком и ловкостью в виду всей важности операции. Мошенник должен быть мужественным, простым, иметь определенный стиль одежды и остроумный вид, как говорят французы, и обладать другими особенностями, которые способствую обману.»

Мошенников относили к некой привилегированной касте, стать которыми было крайне сложно, потому что нужно было иметь высокий уровень интеллекта и обладать определенными навыками. Но те юноши, которые стремились в преступный мир, не обладали этим набором. И на улицах Неаполя появляются люди, которые соответствовали всем требованиям – и были это представители гражданского корпуса ордена францисканцев, прежде облачившиеся в соответствующие маски. В силу своего уровня подготовки они становились для всех авторитетами и организовывали преступность Неаполя. Вы спросите, зачем им это было нужно?

Таким образом они создавали среду, из которой можно было осуществлять отбор кадров для Каморры. Ведь Каморра в свои ряды отбирала и принимала только преступников. Почему преступников? Расскажу вам историю.

В СССР были определённые учебные заведения, специальные. Так вот в них при первой беседе кандидату задавали вопрос: вы могли бы ограбить банк? На это все отвечали по-разному. Могли бы убить человека? Могли бы украсть какую-то вещь? А новички, как вы понимаете, были советскими людьми, поэтому нужно было отвечать – конечно, нет. Это же аморально и противозаконно. И как только человек отвечал, что он не может ограбить банк или убить человека – он сразу перемещался в категорию «не подходит». Его отправляли к «хорошим» людям, поскольку в этом учебном заведении учились только «плохие» люди. Когда-то один из моих учителей сказал, что разведчик должен быть преступником. Разведчика за его службу ждут там, на Родине звания, ордена, медали. Но то, что он делал на территории других государств, по их законам считается преступлением.

Возвращаемся к Каморре… В Каморру отбирали тех, кто не только был готов совершить преступление, но уже проверенных преступной деятельностью. А где, спрашивается, такой контингент находился? Правильно, в тюрьме.

Орден францисканцев придумал и воплотил в жизнь следующий механизм: создал искусственно преступный мир Неаполя. А те, кто совершали преступления, рано или поздно попадали в тюрьму. И здесь их уже поджидал тот самый гражданский корпус ордена францисканцев – происходил отбор тех, кто был нужен для Каморры. Были определенные договоренности с руководством тюрьмы, которые позволяли гражданскому корпусу прийти в места заключения, переодеться в заключенного, пробыть там необходимое количество времени, а затем переодеться в штатское и выйти. Таким образом тюрьмы превращались в «академии преступности», поскольку именно здесь и начинали учить будущих каморристов. Благо, что в тюрьме времени для этого предостаточно.



Но, прежде чем приступить к обучению новобранцев, их квалифицировали, то есть определяли, какие у кого склонности. Выше мы рассматривали целый перечень преступных видов деятельности, но на самом деле в основе их лишь три: воры, грабители и убийцы. Поскольку остальные уже были заняты гражданским корпусом ордена францисканцев. После определения квалификации, начиналось обучение, ведь преступная деятельность требует наличия огромного багажа знаний и умений.

Например, для того чтобы совершить квартирную кражу, изначально нужно собрать информацию по объекту. Выяснить, когда в квартире никто не находится, чтобы войти незамеченным. В неё ведь нужно как-то попасть – там есть замки, которые нужно открыть, подобрать ключи или действовать иным способом. Когда кража удалась, похищенное нужно куда-то сбыть. Что касается этого вопроса, то в Каморре он был решен просто и определённо – все награбленное отправлялось в казну ордена францисканцев.

Орден францисканцев был очень богатым, один из самых богатых монашеских орденов. Помимо того, что все награбленное шло им в казну – если помните, линия Капуцинов стала приемником всего наследства династии Габсбургов после их смерти. Ведь Карл V – император Священной Римской империи – был из рода Габсбургов и все богатство Испанской империи перешло в орден францисканцев.

Габсбурги (нем. Habsburger) – одна из наиболее могущественных монарших династий Европы на протяжении Средневековья и Нового времени.

Приведу пример того, как происходило обучение бандитов в 90-е годы на постсоветском пространстве. После развала СССР, многие люди из «органов» оказались чуть ли не на улице, поскольку они считались представителями коммунистического режима. Этим, естественно, воспользовались преступные группировки. Они приглашали этих людей, чтобы они обучали преступный элемент. А взамен предлагали разные блага – квартиру, автомобиль, деньги. Преступники поняли, что в изменившихся условиях остаться в живых и продолжать успешно действовать способны только подготовленные люди, поскольку преступная конкуренция в 90-е была очень сильной – почти все занимались бандитизмом. Уровень же подготовки бандитов был очень низким, поэтому создавались школы, где их на потоке готовили совершать преступления. А в качестве инструкторов как раз и приглашались бывшие сотрудники специальных органов.



Для подготовки кадров в Каморре существовали специальные центры, куда отбирались мальчики в возрасте от 13 до 15 лет. Общая подготовка длилась в течении одного года, затем их квалифицировали по трем направлениям: воры, грабители и наемные убийцы. И соответственно – отправляли в подготовительные центры.

Боевики готовились два года в Апулии, а наемные убийцы – в Палермо. После окончания подготовки, те, кто достигал 16–18 лет, становились пиччотти, то есть солдатами. Если к концу подготовки кандидат не достигал 16 лет, поскольку младше этого возраста, в солдаты его не переводили, он продолжал находится в монастыре, то есть в подготовительном центре.

Вот молодой человек закончил учебный центр, его перевели в солдаты, и он начинает выполнять задачи, которые ему ставит руководство. У него за плечами определенный багаж знаний и умений, но их нужно поддерживать и обретать новые. С этой целью в Каморре была внедрена система, которая заставляла всех тренировать навыки владения оружием – дуэли. Значение и функции дуэли в Каморре на самом деле гораздо шире, чем просто тренировка искусно держать оружие в руках. Из описания видов дуэли, вам станет понятен ее функционал.

В Каморре существует три вида дуэлей: экзаменационная, судебная и профессиональная

Первый вид дуэли – экзаменационная – является механизмом продвижения по службе. Если кандидат не проходит эту дуэль, его не повышали в ранге.

Судебная дуэль использовалась при разрешении споров между членами Каморры. Возникал спор между товарищами, для его разрешения назначалась дуэль. И если кто-то не владел оружием, мог просто погибнуть, так и не дождавшись повышения по службе. А третий вид дуэли мог возникнуть в любой момент при осуществление профессиональной деятельности.

Многие русскоязычные публицисты в своих трудах утверждают, что основной дуэлью каморристов является дуэль на ножах, тем самым вводят в заблуждение читателей. Вероятно, в данном случае сказывается незнание иностранных языков, и они вынуждены довольствоваться сомнительными источниками, а не первоисточниками, написанными непосредственно в тот период. Многие используют общедоступную информацию из открытых источников, при этом не утруждают себя изучением книг из архивов. Следует отметить, что использованием открытых источников грешат не только русскоязычные авторы, но и итальянские. В результате это привело к возникновению огромного количества мифов и путаницы вокруг Каморры.

Карло ди Аддоссио в труде «Дуэль Каморристов» четко пишет: в дуэлях каморристы использовали не только ножи, но и огнестрельное оружие и что основная дуэль у каморристов была с использованием не ножа, а револьвера.



«Чаще всего на дуэлях используется револьвер, иногда нож или кинжал, когда дуэлянты являлись настоящими каморристами: и тогда дикьяраменто (дуэль) называется по-особому зумпата, названная таким образом потому, что в бою противники, чтобы защитить себя, совершают прыжки (зомпано). В некоторых редких случаях оружием является генуэзский меч, когда это дуэль между мужчиной и женщиной или между двумя женщинами».

Чтобы разобраться, когда дуэлянты использовали нож, а когда – револьвер, нужно разделить дуэли на тюремные и вне стен тюрьмы. В тюрьмах револьверов не было, поэтому дуэли производились на ножах. К ножу предъявлялись особые требования: лезвие ножа должно быть размером с ладонь человека. И размеры ножей у противников должны быть одинаковыми. Если один нож длиннее другого, то в таком случае дуэль откладывалась. Миротворцы существовали не только на воле, но и в тюрьме, и они следили за соблюдением правил дуэли.

Дуэли вне стен тюрьмы были двух типов: комплексная (последовательная) и мгновенная, то есть та, которая состоялась сразу, как только возникал конфликт между сторонами. Второй случай был возможен, когда конфликтующие стороны не являлись членами Каморры. Поэтому, кто первый выстрелит – тот и победил.

Комплексная дуэль осуществлялась по правилам: проходила она в заранее оговоренном месте и четко назначенное время; место должно быть подобрано таким способом, чтобы исключить возможность друзей конфликтующих сторон спрятаться где-то и в нужный момент прийти на помощь. Техника, которую используют каморристы во время дуэли, содержит маятниковые движения: уклонения от выстрелов; участники дуэли прячутся за препятствиями, совершают прыжки, перекаты, кувырки, чтобы уйти от пули. Во время дуэли можно использовать, как один, так и два револьвера одновременно и производить выстрелы с двух рук одновременно. При этом должно соблюдаться условие, что у противников одинаковое количество оружия. Шансы противников должны быть равнозначны – это проявляется и в количестве патронов в револьвере – у дуэлянтов должно быть равное количество.



Многие фильмы содержат сцены с дуэлью, например, фильм «Быстрый и мертвый» (1995). Вероятно, читатель возразит, – в фильме события развиваются не в Италии, не именно в Неаполе, а на диком Западе. Смею вам заметить, что эти территории принадлежали Испанской империи, как и Неаполь. Если хотите увидеть многоступенчатую дуэль, то это отражено в одной из сцен фильма «Всадник без головы»(1973).

В анализируемом источнике упоминается о том, что дуэли могут быть не только между мужчинами, но и… между мужчиной и женщиной – в этом случае используется только холодное оружие. С помощью дуэли могут выяснять отношения и женщины – в этом случае также используется только холодное оружие.

Когда речь идет о дуэли между двумя каморристами вне стен тюрьмы с использованием холодного оружия, то конфликтующие стороны дерутся на кинжалах – норманнским хватом, также может использоваться дага (исп. daga – «палаш, кинжал») или стилет-штырь – в данном случае применяется фехтовальный хват. В дуэли между двумя мужчинами может использоваться абордажный меч длинной клинка 70 см, если же дуэль между мужчиной и женщиной, то используется двухсторонний малый абордажный клинок. И все это оружие морского происхождения. Какой вывод можно сделать из представленного перечня оружия для дуэлей? В нем нет складных ножей, которые пытаются навязывать. Они появились позже – в XIX веке. Использовалось различное оружие, но основная дуэль была на револьверах. Это не весь перечень дуэлей Неаполя, позже рассмотрим его более подробно.

Карло ди Аддоссио в труде «Дуэль Каморристов» описывает дуэль, как три стадии: appicceco, raggiunamento, questione:

«Эта трехактная дуэль может принимать такие формы, как вызов или приглашение, или назначение, как говорится на жаргоне Каморры. То есть можно бросить вызов (appicceco), пригласить к рассуждению или разъяснению (raggiunamento), или задать вопрос (questione). Приглашение к рассуждению не зависит от реальных факторов, соперники или их друзья будут считать себя беззащитными. Они будут рассуждать о причине и попытаются ее разъяснить. И если спор не завершен после отрицательного исхода рассуждения, перейдут к еще одному вызову и это будет второй этап. Это вопрос, который приведет уже к спонтанному выяснению отношений. Однако вопрос будет назначен на другое время. Возможно даже в другой день и в другом месте».

Следует отметить, что дуэли происходили, как между членами Каморры, так и между оппонентами, не имеющими отношения к Каморре. И в этих двух случаях дуэли проходили по-разному: простые люди могли схватиться за оружие и устроить дуэль сразу, без учета каких-то правил. Совершенно иначе обстояли дела, когда дуэль устраивали каморристы – в этот момент мог появиться миротворец и запретить дуэль, и каморристы были вынуждены подчиниться, поскольку миротворцы были уважаемыми людьми, при этом не имели отношения к самому сообществу Каморра.

Дуэль между двумя каморристами всегда находилась под контролем руководства Каморры. Старшие Каморры собирались и изучали дело. И если не могли найти решение, то шли за советом к более мудрым представителям Каморры. Если спор между двумя сторонами решить не удавалось, то дуэль разрешалась.

Карло ди Аддоссио в труде «Дуэль Каморристов» по этому поводу пишет следующее:

«Ссора между двумя гуаппи заканчивается вызовом и прекрасно изображена в двух сонетах Руссо, которые автор приводит в книге. Желая найти причину происхождения спора, от которого участники не сразу переходят к вопросу, а откладывают стрельбу на другое время, можно с уверенностью заявить, что для Каморры это происходит как знак уважения к дисциплине, где запрещено предпринимать что-либо, без предварительного разрешения капо или осведомленных о происходящем».

Сонет Руссо из книги Карло ди Аддоссио:

Acciaccusielle! Picciuttielle ‘e sgarra,

vuie ca purtate ‘o cappelluccio ‘a sgherra,

namazzaromano ca pare navarra

e sirascatevene ‘o serra-serra,

e siguardate, staguardatasguarra

comm’ana lama int’apanza, o pe terra

fa scunucchià la gente pe caparra,

mo’ scemiate pe nun ghì ‘a guerra!

A vvuie, acciaccusiellepicciuttielle!

Chi Iene core se facessennanza!

Jammo!Quann’eccacciatesticurtielle?!

Na zumpatellasola!.. Peccrianza!..

E ch’è!.. Facile ‘e surde… ‘e stunatielle?..

Vetramano ‘e stentinerine ‘a panza!


Следует отметить, что не использование при исследованиях первоисточников, а довольствование информацией из сети Интернет, привело к тому, что Каморра, да и другие организации юга Италии обросли множеством мифов и недостоверной информацией. Информация об этих структурах, которая сегодня существует на юге Италии, появилась не так давно. Все это было написано и создано в рамках закона о восстановлении итальянской культуры.

Поэтому дуэли, которые сейчас преподают итальянские, так называемые, маэстро к историческому наследию этой территории не имеют никакого отношения. Дуэлей на бостонах ни в Палермо, ни в Неаполе, ни в Калабрии не существовало.

Сицилийский мастер фехтования Бласко Флорио в своем трактате «Наука о фехтовании» (1844 г.) описывает палки только в контексте драк между простолюдинами. Рыцарь же не имеет право взять в руки палку. Мало того, в Палермо рыцарь не имеет право проводить дуэли на револьверах – это противопоставление себя обществу. Огнестрельное оружие можно было использовать в грабежах, убийствах, но не на дуэлях – это считается подлостью, что строго наказывается.

Современное представление о Каморре далеко от истины. Механизмы, которые строят организацию и поддерживают ее в работоспособном состоянии, авторам исследуемых источников неизвестны. Я же все это описал подробно.


Пиччотти и каморристы

После общего подготовительного курса юноша чести попадает в центр подготовки. И становится в Каморре солдатом, то есть пиччотти. Как известно, все в Каморре стремятся достигнуть ранга каморриста, поскольку это дает массу возможностей: помимо благополучия, которое, в том числе, выражено и в денежном достатке, это приносит всеобщее уважение, что крайне важно. Однако вырасти из пиччотти до ранга каморриста не так просто. Помимо специальной подготовки, которую он должен пройти согласно специализации, его ждет ряд испытаний.

Прежде, чем рассматривать путь восхождения пиччотти к следующему рангу, предлагаю остановиться на описании некого внешнего облика солдата Каморры, увиденного глазами Джузеппе Алонги. А я вам доложу, он красочно описывает и психологические особенности, и моральный облик пиччотти и каморриста. Однако, не следует забывать, что это – не более, чем личное мнение автора. И тут откровенно прослеживаются некоторые противоречия. В частности, относительно их образованности: вероятно, дело в том, что подготовка в Каморре отличалась от общепринятого образования.

Джузеппе Алонги в трактате «Каморра: исследование криминальной социологии» неоднократно подчеркивает, что уровень образования членов Каморры очень низкий: из выборки в 200 человек – 100 неграмотны, 60 умеют только писать, 40 из них могут читать и писать на очень низком уровне. В тоже время он отмечает очень высокий уровень подготовки в медицине – даже необъяснимо высокий. Им приписывают неимоверные способы исцеления самих себя. Скорость удивительная – опасные для жизни раны, огромные порезы заживали у них за несколько дней. В силу этого, они могли причинить себе боль, чтобы добиться желаемого. Описывается случай, как один член Каморры, чтобы выйти из карцера, проткнул себе щеку иглой, а затем с усилием раздул закрытый рот, чтобы несвежий воздух попал в рану, вызвав при этом воспаление. Чтобы придумывать такие «фокусы», безусловно, нужно обладать определенными знаниями.

Несмотря (по мнению автора), на необразованность каморристов, он в тоже время отмечает их способность к быстрому обучению, к пониманию и запоминанию всего изученного.

«Они демонстрируют быструю смекалку, упорную злобу и лицемерие, подвижны, у них острый язык, хорошо запоминают числа, шутки, используют выразительные жесты; характеризуются постоянной подвижностью; они обычно увлечены какой-то идеей, и трепетно к ней относятся. Но когда кажется, что они должны вступить в бой, начинают смеяться и снова становятся холодными и спокойными вместо того, чтобы вернуться к тому же дискурсу и снова увлечься им». («Каморра: исследование криминальной социологии», Джузеппе Алонги).



Еще один момент вызывает некоторое недоумение: в Каморре существуют свои правила, регламенты, уставы, но, чтобы все это разработать и написать, нужно обладать высоким уровнем интеллекта! Факты говорят нам о том, что не такие уж они были и необразованные, а Каморра была организована на высоком уровне.

Члены Каморры не стремятся выполнять какую-то работу, однако, когда касается преступлений, их не останавливают ни трудности, ни опасности. (Об этом пишет Д. Алонги в трактате «Каморра: исследование криминальной социологии»). Они становятся проницательными, как куницы, и терпеливыми, демонстрируют уловки и увертывания настолько искусно, что всегда в этом преуспевают. Помимо жестокости, которая характерна для членов Каморры, они способны на героические поступки, жертвуя собой, спасают других. В то же время, когда они не заняты преступной деятельностью, а находятся в обыденной обстановке, они дисциплинированы и уважительны с окружающими.

Крещение пиччотти в каморриста

Каморрист – это уважаемый человек, при этом он мог быть, как прямым и непосредственным руководителем, так и управлять негласно. Если вспомним гражданский корпус ордена францисканцев, принадлежащие к нему осуществляли руководство негласно. И они были очень уважаемыми людьми. А были непосредственные руководители определенной территории, например, кварталом или группой лиц. Успешному переходу от ранга пиччотти в каморристы, предшествовал экзамен в виде определенной дуэли, который принимали три капо: капо по фехтованию, капо по формальностям и капо общества.

Дуэль при крещении в каморристы Джузеппе Алонги описывает следующим образом: капо достает три ножа – два отдает дуэлянтам, один оставляет себе. Претендент на звание каморриста выбирает себе партнера, при этом нужно соблюсти условие – между ними никогда не возникало ни вражды, ни ссор. Противники сражаются с обнаженной грудью, задача попасть в плечо. За дуэлью наблюдает капо, у которого в руках третий кинжал, если кто-то из дуэлянтов попадает не в плечо оппонента, а в другое место, то наблюдающий за дуэлью имеет право убить нарушителя. Если кто-то из сторон получил травму, то дуэль должна быть остановлена, в противном случае, капо также может применить свое оружие и убить того, кто не подчинился правилам и продолжил дуэль.

Кто первый из дуэлянтов попадает в плечо – тот и победил. Если кандидат на звание каморриста проигрывает, то ему дают вторую попытку. Если же он не смог победить и во время второй попытки, то посвящение переносится на другое время. Претенденту предоставляется третья попытка, но она последняя и, если он ее не реализовывает – навсегда остается пиччотти.

Разновидности дуэлей в Каморре

Значение дуэлей в Каморре разностороннее, как я уже отмечал – это некая автоматическая система, которая заставляла всех ее причастных упражняться, тренироваться в искусстве владения оружием, поскольку в любой момент каждого из них могли убить. Поэтому дуэли – это элементы и управления, и подготовки.

Дуэли Каморры:

1. Каменная дуэль: каменную дуэль устраивали на пляжах – участники становились на расстоянии 12–15 метров и бросали друг в друга камни.

«В свое время, когда между неаполитанцами возникали драки, они бросали друг в друга камни, подобного рода дуэли заканчивались смертельными исходами», – приводит пример Джузеппе Алонги.

Сейчас каменная дуэль используется в качестве тренировочной и является первым этапом в подготовке молодого юноши чести.

2. Крепостная дуэль: чтобы провести эту дуэль, изначально сооружают из камней импровизированные крепости, за которые прячутся условно говоря две команды. Задача – захватить крепость противоположной стороны. В этом случае в бою использовались рогатки для метания камней.

Карло ди Аддоссио в своем трактате приводит следующее описание крепостной дуэли:

«14 июля 1701 года, – согласно анонимному неаполитанскому дневнику (1700–1709 гг), написанному под авторством Салазар: «в прибрежной зоне Dogana Regia некоторые простолюдины возвели замок из камней и разделились на две группы. Одна из них представляла солдат Императора, другая – Филиппа V. Между защитниками замка и нападавшими произошла очень жестокая битва камнями».



3. Спонтанная: спонтанная дуэль не относится конкретно к каморристам или пиччотти, а случается, как способ выяснения отношений в преступной среде Неаполя. Обычно, это просто драка, которая перерастает в поножовщину. Спонтанная дуэль относится к тренировочной. Возникает некий спор, он перерастает в драку, во время которой нужно каким-то образом достать нож, чтобы убить противника. Чаще всего удар наноситься норманнским хватом, если человек им не владеет, то осуществляется фехтовальным хватом.

4. Дуэль на кинжалах: характерна пиччотти и считается очень опасной, поэтому для обучения этой дуэли создавали специальные школы, где тренировки происходили на деревянных кинжалах.

5. Дуэль на ножах (тюремная): это экзаменационная дуэль, когда пиччотти переводят в ранг каморриста.

«Тирата или долг, также является дуэлью с кинжалом или ножом, но предназначена для инициации в Каморру. Это способ не заявить о себе, а скорее – стать частью Каморры», – пишет Карло ди Аддоссио в труде «Дуэль Каморристов».

6. Дуэль на штырях или стилетах: данный вид дуэлей свойственен только каморристам. Стилет имеет свои особенности применения: у него отсутствуют режущие удары, производятся только горизонтальные пробивающие выпады. Использование стилетов больше свойственно для наемных убийц, то есть дуэли на стилетах происходят между убийцами.

7. Дуэль на револьверах: как мы уже выяснили, дуэль на револьверах является исключительной монополией Каморры, то есть основной её дуэлью. Дуэль на револьверах может осуществляться как сходу – возник спор между двумя сторонами и разрешение конфликта происходит сразу. Второй вариант – по правилам. Сходу разрешают конфликт только те, кто не имеет отношения к Каморре, поскольку членам Каморры необходимо получить согласие общества, прежде чем устраивать дуэль. По правилам могут проводиться даже групповые дуэли, но существует максимальное количество человек – 6 дуэлянтов.

8. Каморристы не используют палку, как дуэльный инструмент

Палку при разрешении конфликтов использовала только «чернь» в кварталах Неаполя. Используемая палка по размерам напоминает испанскую толедо, но лишь внешне, поскольку толедо изготавливается по специальной технологии, в данном случае могли взять в руки первую попавшуюся палку размером с человеческую руку.

Описанные разновидности дуэлей, существующие в Каморре, по сути, представляют собой программу тренировки, то есть учебную программу Каморры. Согласно этой программе, происходит поэтапная постановка навыков при использовании различного вида оружия.

Следует отметить, что в Каморре техника уклонения от ножа, пули и камня была одинакова. Что имеется в виду? Движения ног при уклонении от пули такие же, как при уклонении от ножа и камня. Если же учить от ножа уклоняться одним способом, от пули и камня – другим, то в боевых условиях человек просто не сможет быстро сориентироваться, какую именно технику применять, что чревато смертельным исходом.

Помимо владения оружием, какими еще навыками обладает каморрист? А это зависит от его специализации. Вы помните, что каждого новобранца классифицируют на основании того, к чему он склонен. И определяют его криминальную специальность: вор, грабитель, наемный убийца.

Если же проанализировать оружие и виды навыков, необходимые для вышеописанных трех криминальных профессий, то придем к неким двум конфигурациям. Когда речь идет о воре, то ему нужно уметь проникать в помещение с помощью подбора ключей, тихо заходить в помещение и так же тихо выходить, чтобы никто не услышал. Можно сказать, что и наемному убийце необходимы те же навыки: незаметно проникнуть в помещение, где находится жертва, убить без лишнего шума с помощью ножа. Поэтому в данном случае огнестрельное оружие не применимо: вырисовывается следующая конфигурация:

Нож – Вор – Наемный убийца

А вот для вооруженных ограблений очень хорошо подходит огнестрельное оружие, поэтому возникает вторая конфигурация – с точки зрения навыков:

Револьвер – Грабитель – Боевик

В каких еще государствах можно увидеть структуры, готовящие кадры по такому же принципу, как в Каморре?



Предлагаю вниманию читателей фильм «Сволочи» – наглядное пособие того, как готовили в Каморре. Фильм демонстрирует, что в СССР также существовали закрытые школы, в них отбирали малолетних преступников и готовили из них диверсантов. Для Союза – это были кадры, которые могли выполнить любую поставленную задачу, для малолетних преступников это была возможность свою вину перед Родиной искупить кровью. Отбирали в эти школы самых отъявленных – убийц и грабителей.

К подбору инструкторов для них также подходили со знанием дела – это были не ординарные офицеры Красной армии, а те, кто еще дополнительно отсидел в местах лишения свободы. В этом случае понятно, почему Сталин в 1937 году военных посадил в тюрьмы – отпетые негодяи, даже если они и малолетние, никогда не стали бы подчиняться незапятнанному офицеру, а вот тем, кто отсидел срок в лагерях и стали там авторитетами – будут.

Принципы построения школ для подготовки, что в СССР, что в Неаполе – едины. Чьи идеи были воплощены в СССР? Ответ на этот вопрос вы найдете в моей книге «Рыцарский орден русских воров». Но она не только об этом: откуда вообще появилась наука в СССР, как отбирали кадры, как их готовили, кто в этом сыграл ключевую роль. Одна из центральных фигур книги – академик Алексей Самуилович Яковлев – испанский дворянин родом из Флоренции. Мы видим испанские корни. Если вспомните, Республиканская Испания во время своей гражданской войны (1936–1939 гг.) была дружественной СССР, который тайно принимал в этом участие посредством советских специалистов и техники. Испания даже переправила в Москву через Одессу свой золотой запас. Случайно ли в СССР были воплощены испанские идеи подготовки кадров? И даже фильмы об этом сняты. Центры подготовки в СССР – это и есть Каморра, только в СССР они так не назывались.

Испания с помощью Каморры или подобного рода организаций контролировала оккупированные территории. В СССР тоже возникла такая необходимость во время войны, когда армия довольно энергично наступала, позади оставались оккупированные территории, на которых требовался контроль. Для этих целей и создавались диверсионные отряды, которые могли контролировать оккупированные территории с помощью негласного аппарата. Диверсантов просто переправляли в эти места с определенной легендой, и они становись жителями этих регионов.

Путь от юноши чести до каморриста

Как уже известно, обучение будущего каморриста происходило в два этапа: годовая школа, где определялась его специализация; затем два года обучения в специализированном центре, где происходило обучение владением различными видами оружия. После первого этапа молодой человек чести становился пиччотти, также на этом этапе он постигал философию Каморры. В общем обучение длилось три года, однако каморристом можно было стать не раньше, чем через 6 лет. Поэтому еще три года после обучения пиччотти находился в среде, работая там согласно криминальной профессии, выполняя приказы вышестоящего руководства. Все это время, прежде чем номинировать кандидата в каморристы, за ним пристально наблюдают. Следует отметить, что прежде чем юноша чести становился каморристом, не всегда проходило шесть лет, могло быть и больше, но не меньше шести, и это строго соблюдалось.

Что удалось вывести из вышеописанного?

Во-первых, рассмотренные дуэли имели в Каморре многофункциональное значение – это и программа подготовки, и система контроля, и система взаимодействия между членами организации, и система разрешения конфликтов, и система естественного отбора, то есть выявления тех людей, которые могут подвести в самый неподходящий момент.

Во-вторых, описаны все элементы, которые необходимы для создания организации, которая способна стать нелегальным аппаратом контроля на оккупированной территории.

Для создания такой организации, прежде всего должен быть орден францисканцев, который знает, как эту систему построить и одновременно является параллельной системой контроля. Орден францисканцев, а именно гражданский корпус, выступая в качестве провокаторов, создает преступную среду на улицах Неаполя. Те, кто способны на преступление, а именно такие и нужны Каморре, рано или поздно попадают в тюрьмы, где их уже поджидают те же представители гражданского корпуса ордена францисканцев и в тюрьме начинается их обучение, а затем продолжается в подготовительных центрах в течении трех лет.

В-третьих, управление Каморрой и подобного рода структурами осуществляется с помощью трех систем:

Параллельная – гражданский корпус ордена францисканцев.

Внутренняя – иерархия, система повышения рангов, начиная от юноши чести и заканчивая капо каморра.

Автоматическая – дуэли.



Молодые юноши чести, когда стремятся стать частью Каморры, четко понимают, какое будущее их ждет – уважение в обществе и обеспеченная старость. Если правильно двигаться вверх по ступеням иерархии, выполнять задачи, которые ставит руководство, то можно уйти в отставку уважаемым человеком с обеспеченным будущим. А молодым людям, отправляясь в путешествие под названием «жизнь», крайне важно понимать, что их ждет. А каморристу, в отличии от большинства жителей Италии, понятно его будущее.

Каморра в местах заключения

Каморра в тюрьмах была «хозяйкой». Члены Каморры полностью контролируют места лишения свободы. Как только заключенный переступал порог тюрьмы, он оказывался в их власти. Каморра также контролировала все денежные потоки в тюрьме, поскольку у нее везде были свои люди. Джузеппе Алонги в трактате «Каморра: исследование криминальной социологии» приводит известную фразу, которой человек из Каморры характеризовал мощную продуктивность своей секты: «Nuie facimn'asci l'oro de'pidocchi», что в переводе означает:

«Мы добываем золото из вшей».


Это означает, что эффективность Каморры в зарабатывании денег в тюрьмах была организована на высшем уровне. Никто не мог сравниться в этом деле с каморристами, поскольку они зарабатывали на всем. Фраза: «мы добываем золото из вшей» происходит из истории, описанной Джузеппе Алонги. В тюрьме у каморриста была одна вещь – не в лучшем виде и наводнена вшами, он умудрялся ее по кругу давать заключенным, чтобы те могли ее заложить и получить немного денег. И подобных способов в копилке каморриста было бесчисленное множество.



В тюрьмы попадали и обеспеченные заключенные, которые нуждались в защите. И они обращались к каморристам за покровительством. Ведь в тюрьмах было неспокойно и опасно, те же каморристы продавали ножи, только их не использовали для убийств в тюрьмах. Чтобы все выглядело как несчастный случай, пускали в ход палку. Ведь если нанести ножевое ранение, от которого заключенный умрет, сразу понятно: это убийство, что чревато разбирательствами. Если же использовалась палка, то это можно было трактовать по-разному – человек споткнулся, поскользнулся, ударился головой. И умер. Поэтому с точки зрения последствий, убийство палкой – безопасней. И использовались обычные палки по размерам с руку человека, чтобы можно было легко спрятать.

Палка, как инструмент для убийства использовалась не только в тюрьмах, но и на воле. Навык в тюрьме был уже отработан, а палку добыть крайне легко. И несмотря на то, что Неаполь был наводнен оружием, палка в качестве оружия была тоже крайне популярна. И этому есть объяснение. Действует тот же принцип, что и в цифровых бандах Африки: «на наркотики деньги есть, а на нож денег – нет». А хороший нож стоит приличных денег. И если у пиччотти деньги были, то у обычных преступников из среды денег на покупку ножа не было.

Почему я привел принцип цифровых банд, которые, как известно, орудуют на юге Африки? Южноафриканскую криминальную традицию я начал исследовать где-то в 2016 году, мной был написан ряд книг: «Черная логика», «54» и «55». В ходе исследования было доказано, что структура цифровых банд идентична структуре ордена францисканцев:

Первая ветвь ордена францисканцев – капуцины (в ЮАР – это 26-е, которые занимаются добыванием еды. Капуцины выполняют аналогичную функцию).

Второй уровень ордена францисканцев – Беати Паоли – им соответствует банда 27-х. Это справедливые люди, рыцари, восстанавливающие справедливость исключительно ножом.

Третий уровень – святые и женская линия Терезы францисканской – им соответствуют 28-я золотая и серебряная линия 28-х.

Цифровые банды – это точная копия ордена францисканцев, а орден францисканцев по такому же принципу создал и Каморру.

Однако каждой из этих криминальных традиций характерны и свои особенности. Например, когда кто-то попадает в африканскую тюрьму, то у него выхода нет – он должен выбрать, членом какой из трех банд он станет. В тюрьмах Италии все по-другому – заключенные могут не принадлежать к Каморре, мало того, Каморра в свои ряды людей отбирает.

Помимо того, что Каморра в тюрьмах зарабатывает деньги, существует еще более важное назначение этих структур в формировании самой Каморры, а именно – отбор и подготовка кадров. Чему же учат молодых юношей чести в тюрьме? Философии. Тюрьма – это то место, где молодым людям представители гражданского корпуса ордена францисканцев внушают ту философию, которую исповедуют члены Каморры.

Почему для формирования философии будущих каморристов выбрана именно тюрьма?

Почему ее не формируют в ином месте? Как вы понимаете, изменить жизненные взгляды человека не так просто. Если вы начнете кому-то рассказывать о некой философии в обыденной жизни, эффективность данного действа будет крайне мала – человек вас послушает, послушает и… пойдет дальше, заниматься своими делами. А если кто-нибудь и прислушается, то – единицы. Поэтому «втирание» философии Каморры в головы молодых людей происходит в изолированном пространстве, где можно применить различные методы, чтобы философия была понята. Да и само нахождение в тюрьме, наводит на переосмысление жизни.

Философия Каморры, как и других южноитальянских криминальных структур, таких как Мафия и Ндрангета, начинается с мифа о трех испанских рыцарях. Следует отметить, что этот миф существует во множестве различных вариантов и интерпретируется по-разному в каждой из структур. Если взять Каморру, на сегодняшний день в каждом клане этот миф может присутствовать в своей версии.

Вот один из вариантов мифа из книги «История трех древних предков. Правила и ритуалы Каморры»:

«Много лет назад на старом острове Фавиньяна появилось дерево, за которым притаились полицейские, чтобы захватить рыцарей смирения, совершавших политические преступления. Однажды наша сестра смирения Мария Магдалина обратилась к нашему Севериссимо Св. Михаилу Архангелу и Св. Георгию – великому рыцарю смирения и говорит: «Почему бы не превратить это дерево, которое принесло столько трагедий, но не полного упадка доблестным рыцарям смирения, в Древо Возрождения?».

Дело было так: столкнулись Св. Михаил при мече и Св. Георгий с копьем. Два божественных оружия сошлись: блеск, ослепительная вспышка окутали дерево на острове Фавиньяна. После чего оно снова расцвело и стало Деревом Возрождения. После этого Святой Михаил и Святой Георгий сказали Марии Магдалине: «Мы удовлетворили вашу просьбу, а теперь, что вы сделаете для Древа?» Она ответила: «Я даю мои семь ребер, а именно семь точек и семь знаний. Древом я буду поглощенной днем и ночью, чтобы иметь возможность распоряжаться и благодарить каждое тело Общества.

«История трех основателей Каморры и их библейского происхождения»

В 1417 году в Севилье, а именно в замке Кордовы, Валенти Кавальери с тремя основателями Каморры – Оссо, Мастроссо и Скарканьоссо, клялся перед обществом Гардуна, сформировав кодекс чести почетного общества.

Общество Гардуна было местом обитания для людей малавиты. Три благородных рыцаря Каморры клялись на суде Гардуны – их задача заключалась в том, чтобы принести свет там, где была темнота. И они преуспели, несмотря на препятствия и опасности, устроенные благородным классом. Их послание было идентично посланию Христа; то есть необходимо было избавить низший класс как от невежества, так и от угнетений могущественных. Я попытаюсь лучше объяснить, процитировав знаменитый отрывок из Евангелия, где фарисеи и книжники разговаривали с учениками Иисуса:

«Зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?» (Лк. 5:30)

«Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31).

Загрузка...