Ночлег мы запланировали в Вике. Это – самый южный населенный пункт Исландии и последняя точка, где останавливаются туристические автобусы. Дальше начинается глушь, большинство туристов поворачивают обратно. По дороге мы, возможно, заглянем еще в одно местечко – в черную пустыню Солхаймансандур.
Там посреди пустыни лежит американский военный самолет, потерпевший крушение в 1973 году. В свое время он повоевал в Корее и Вьетнаме, потом был приписан к военной базе в Кеблавике и спустя короткое время бесславно рухнул на подлете к ней. Почему это произошло, так и не выяснили, а может, просто не захотели поделиться информацией с гражданским населением. Следы крушения сразу не убрали, а потом уже поздно было. Самолет стал одной из достопримечательностей Золотого Кольца на радость туристам и фотолюбителям.
От него остался один остов, он смотрится зрелищно и дико на фоне черных дюн. Можно забраться внутрь салона или залезть на сам самолет, можно все потрогать… То есть, официально, конечно, запрещено, но это мало кого останавливает.
Особенно популярным самолет стал после того, как Джастин Бибер засветил его в клипе «I'll show you». Он прокатился по крыше самолета на скейтборде, и не один раз. С одного дубля клип не снимешь. Не уверена, что у самолета есть крыша, но не в курсе, как она правильно называется. Это далеко не единственный идиотский поступок, который певец совершил, занимаясь творчеством в Исландии. Он искупался в ледяной лагуне с айсбергами, кувыркался по заповедному мху, сидел на краю высокой скалы в сейсмически опасной зоне… Насколько я поняла, исландцам клип не понравился, как и поведение американской звезды в целом. Настолько, что официальный туристический сайт посвятил его визиту целый раздел. Называется: «Пять причин не вести себя в Исландии так, как себя вел Джастин Бибер».
Раньше можно было подъехать почти к самому самолету, но несколько лет назад местный землевладелец перекрыл дорогу. Теперь последние километры надо идти пешком по песку. Не самый легкий путь, между прочим.
Расскажу на всякий случай, как туда добраться. После водопада Скоугафосс езжайте по основной дороге в сторону Вика. Через несколько километров будет мост, сразу после него – поворот к леднику Солхаймайокюдль. Сворачивать туда не надо, просто если увидите указатель, знайте, что вы на правильном пути. Через два километра справа должен быть съезд на узкую грунтовую дорогу, там стоят ворота. Иногда они открыты, иногда – нет.
На воротах висит знак, что проезд только на джипах. Не обращайте внимания, летом любая машина пройдет, лишь бы дождем дорогу не размыло. На грунтовой дороге будет развилка, держитесь левой стороны. Обломки самолета скрываются за песчаными дюнами и не видны, пока к ним не приблизишься вплотную. В общем, решайте сами, стоит туда ехать или нет, а мы не поедем. Мы сразу в Вик направимся. Кстати, Вик – единственный приморский населенный пункт в Исландии, где нет своей гавани.
В туристических источниках эта деревня описывается как оживленная и живописная. Оживленная – да: сплошные отели, кемпинги и заправки. А насчет живописности врут источники, деревня как деревня. Вот церковь на горе хороша, и вид оттуда, говорят, фантастический. Тоже врут. Обыкновенный вид: дорога и пара улиц с маленькими домиками вдали.
Вик расположен рядом с активным вулканом Катла. Если не дай бог вулкан проснется, то от всей деревни мало что останется. Совершенно точно уцелеет это здание церкви. Поэтому на всякий случай жители Вика периодически устраивают забеги к ней. В качестве тренировки, чтобы успеть добежать, если рванет.
Наш отель назывался «Катла», в честь вулкана. Он существенно отличался от предыдущего в Гейзере, был, скажем так, попроще. Впрочем, как и все последующие отели. Девушка на рецепции предложила нам немножко доплатить и получить номер люкс с видом на горы. Мы согласились, а почему нет? О том, что гора будет всего одна и находится она в каких-нибудь десяти метрах от отеля, и ничего, кроме той горы из окна не видно, мы узнали только в номере. Как и про неплотные занавески, пропускающие солнечные лучи в любое время ночи. Зато на склоне горы было множество чаячьих гнезд с птенцами. Бинокль мы с собой не взяли, но объектив фотоаппарата хорошо приближал. Смешные они, эти птенцы.
Вообще, самый лучший вид был из стеклянного отельного лифта – на океан и три базальтовые кекуры вдали. Это такие пальцеобразные скалы в море. По преданию, они были когда-то троллями. Пытались вытащить из моря корабль, не управились за ночь и окаменели при первых лучах солнца. По другой легенде, тролли тащили не корабль, а женщину – жену чью-то украли. Но не суть, финал был тот же.
Кекуры находятся как раз напротив черного пляжа Рейнисфьяра, куда мы собираемся поехать после заселения. Может, оно и хватит на сегодня, но план есть план. К тому же, можно пропустить все что угодно, но только не этот пляж. Он – изумительной красоты и считается одним из прекраснейших нетропических пляжей в мире.
Его обрамляют базальтовые колонны, в скалах гнездятся тупики, а на берег накатывают волны-убийцы!
Посреди глади моря возникают гигантские волны и внезапно нападают на незадачливых туристов. Ну, гигантские, не гигантские – не цунами, конечно, но людей периодически смывает. Смертельных случаев было не так много, всего два, но и просто побарахтаться в ледяной водичке радости мало. Погибли сорокалетний китаец, его унесло в море на глазах у жены, и семидесятипятилетняя американка, приехавшая сюда в пятый раз. Последний трагический случай произошел уже после нашего визита в Исландию. В ноябре 2021 года волна «напала» на пятерых туристов. Четверо спаслись, а одну молодую китаянку нашли после долгих поисков в двухстах метрах от пляжа. Шансов выжить у нее не было. Из-за этих крайне неосторожных людей Рейнисфьяра считается самым опасным пляжем в Исландии.
Пешком до него идти пять километров. Мы любим пешие прогулки, но не после такого плотного дня. Мы и так прошагали сегодня не меньше пятнадцати. Поэтому садимся в машину и забиваем в навигационку название пляжа. А она его почему-то не признает! Нет, говорит, такого! Не проблема, найдем по указателям. Там еще три достопримечательности есть поблизости: мыс Дирхолаэй, маяк Дирхолаэй и арка естественного происхождения с тем же названием. Так какая разница, с чего начать? Посмотрим их, а пляж где-то наверняка рядом. В общем, на месте разберемся.
Проехали десять километров, свернули с асфальтированной дороги на грунтовую. Потом был еще один съезд, идущий в очень крутую гору. Естественно, там стоял знак, что проезд только на джипах! Но мы же – джип! Вот и проверим наши ходовые качества. Хорошо, недолго проверяли. Навстречу нам медленно спускался задним ходом другой джип. Очевидно, он добрался до самого верха и уткнулся в запертые ворота. Места для разворота там не было, вот и пришлось ему ехать задом. Оказывается, накануне была угроза обвала, вот дорогу и закрыли. Скала высотой в несколько сотен метров грозила вот-вот расколоться. В общем, маяк мы увидели только издали, как и арку.
Его построили на мысе Дирхолаэй в 1927 году на месте старого, 1910 года постройки. Тот вроде как сгорел. А арку образовали в вулканических скалах ветер и волны. Она настолько большая, что один пилот рискнул пролететь сквозь нее на маленьком частном самолете. Было это в 1993 году, пока этот трюк никто не повторял.
Припарковав машину чуть дальше, пошли гулять. На каждом шагу – щиты с наглядными рисунками. На всех изображен один и тот же мотив. Несчастный человечек ступает на скалу и падает вместе с нею на пляж. Только до пляжа долетает, а там его волна-убийца поджидает. Сказочная перспектива.
Оказывается, эти волны не только на пляже Рейнисфьяра бывают, но и здесь. Возникают они не из-за вулканической активности, как я думала сначала, а потому что между Исландией и Антарктикой нет суши. Разбиваться волнам не обо что, вот они и гуляют беспрепятственно с огромной амплитудой.
Берег был неприветлив и скалист, я – зла и недовольна, погода – просто омерзительна! Даже не верилось, что совсем недавно мы любовались радугой под теплым солнышком. Далеко справа скрывались в дымке кокуры пляжа Рейнисфьяра. До них было точно километров пятнадцать! Я очень расстроилась, что не увижу желанный пряж, и успокоилась, только когда муж клятвенно пообещал, что завтра с утра мы на него обязательно поедем, несмотря ни на что.
Кокуры пляжа Рейнисфьяра – справа
А знаете, как я удивилась, когда узнала, что это холодное скалистое место было самой южной точкой Исландии? И почему эти южные точки такие холодные? Это я Линдеснес в Норвегии вспомнила, там была та же история1. Кстати, как только мы удалились буквально на километр к северу, ветер стих и потеплело.
Ужинали в отельном ресторане. Публика была одета прилично, но видно, что не столичная, а туристическая. За столиком справа сидели испанцы, сзади – итальянцы, впереди – французы. В общем, все те, кому сейчас можно. И только затюканные официанты были свои, местные. Будешь тут затюканным, когда их всего двое на довольно-таки большой зал. Так и хотелось дать им на чай, но это не принято. Чаевые здесь автоматически приписываются к счету. А ели опять баранину, запивая ее исландским пивом. О нем и расскажу.
Пиво в Исландии появилось в период раннего Средневековья и сразу стало очень популярным напитком. Впрочем, исландцы с удовольствием пили абсолютно все и меры в любви к алкоголю не знали. Чтобы население не спилось окончательно, в 1915 году был принят закон о запрете любых алкогольных напитков в стране! Через несколько лет под нажимом Испании вино все-таки употреблять разрешили. Испанцы отказались закупать у них рыбу, если те не будут брать вино.
Вскоре были легализованы все остальные спиртные напитки, кроме пива крепче 2,25%. Причиной такой дискриминации было то, что из-за дешевизны его пили подростки. Да что там подростки, его пили абсолютно все слои общества! Как следствие, оно, это общество, продолжало деградировать и разлагаться. Запрет на пивоварение и торговлю пивом был отменен только первого марта 1989 года. С тех пор этот хороший день отмечается как День Пива.
Большие и маленькие пивоварни возникали стремительно, на душу населения их здесь приходится больше, чем в Америке. Сортов – сотни, самое знаменитое и наиболее часто номинированное – черное как смоль «Лава» со вкусом темного шоколада, жареного солода и дыма. Варят его в Сельфоссе, в том самом городе, где похоронен шахматист Роберт Фишер. А самое экзотичное пиво называется «Хвалур 2». В его состав входят различные части кита финвала, вплоть до копченых яичек! Это пиво считается раритетом, продают его только зимой во время языческого праздника Торраблоут. Хорошо, что это сезонный напиток, а то никаких китов не напасешься.
Маршрут первого дня: Гейсир – водопад Гюдльфосс – 10 км, кратер Керид – 56 км, водопад Сельяндфосс – 85 км, водопад Скогафосс – 29 км, Вик – 34 км, мыс Дирхолаэй – 19 км туда и 19 км обратно. Всего проехали за день 252 километра.