Страсти по Ватикану

Папская область на месте нынешнего Ватикана существовала издревле. История ее уходит своими корнями в смутное Средневековье. Обратимся к истокам формирования религиозного центра.

На заре веков из среды мирян или священников выделилась особая прослойка проповедников, избиравших путь служения вере и посвятивших этому всю свою жизнь без остатка. Это были люди, обладающие особым даром убеждения, который в древности назывался харизмой. В буквальном переводе харизма означает «даруемый духом», иными словами, это умение пророчествовать, быть учителем. Будучи талантливыми ораторами, проповедники способны были привлечь на свою сторону многих мирян, которые верили в их проповеди и преклонялись перед ними.

Со временем такие люди становились руководителями целой христианской общины. Поначалу они были ее духовным, а затем и политическим ядром. Позднее руководство общиной перешло к пресвитерам – старейшим членам общины, а значит, самым мудрым и опытным.

Среди общинников были и епископы, игравшие совершенно особую роль. Как представители высших социальных слоев, они вносили новое начало в жизнь и общественный строй первых христиан.

Это были наиболее богатые члены таких сообществ, которые, естественно, пытались захватить власть в свои руки. Епископы стремились оттеснить пророков и учителей, чей дар казался им сомнительным, и встать во главе общины, поскольку они обладали правом сильнейшего и к тому же самого богатого и мудрого владыки. И им это удавалось.

Так постепенно формировалась первая церковная организация, возглавляемая епископом. Такой уклад жизни в христианской общине вытеснил старый, с харизматиками и пророками.

Однако собственных обрядов и культов христианским общинам пока что не хватало, поскольку слишком мало прошло времени с момента появления новой религии, естественно, еще не успевшей выработать своих неоспоримых традиций, которые признавались бы всеми последователями веры. Значит, такие традиции должны были откуда-то прийти. Наиболее близким и пока еще окончательно не забытым оставалось язычество.

Как известно, христианство многое заимствовало из языческих обрядов тех стран, где оно постепенно захватывало власть. Смешиваясь с наиболее древними представлениями тех или иных народов, новая религия только укреплялась в их среде. И такая судьба была уготована не только христианству, но и всем другим мировым религиям, пришедшим на смену язычеству.

Епископы постепенно привлекали в христианство языческие представления и законы, в том числе и закон о «божественной собственности», близкий и понятный всем последователям религии. Его суть заключалась в том, что боги языческие, а теперь и единый христианский Бог мог обладать всем, что преподносилось Церкви в качестве пожертвований и даров. Все, что входило в церковную собственность, принадлежало самому Христу, а значит, становилось неприкосновенным и не могло отбираться или быть подаренным.

Новая организация изменила и само представление о церковной власти, которое также вырабатывалось постепенно, по мере развития церковной иерархии. Теперь власть превратилась в предмет культа. Все, что так или иначе было связано с Церковью, с ее служителями, считалось одним из христианских таинств.

Такое же представление было перенесено и на церковное имущество. Все поместья и земли принадлежали Богу, все должности также были производными его воли, а потому не подлежали обсуждению.

Общины постепенно росли, один епископ не справлялся со всеми делами и обязанностями, а следовательно, ему необходимы были помощники. Епископ постепенно окружал себя все большим количеством непосредственных подчиненных, которые получали статус служителей Церкви и определенную церковную должность при епископе. У них были свои обязанности, чаще всего судебные или финансовые, им приходилось собирать налоги в пользу Церкви, подсчитывать доходы. Иногда они вели проповеди от имени епископа. Однако главенствующее положение всегда принадлежало только самому епископу. Согласно христианскому вероучению, епископ был своего рода пастырем, то есть пастухом, а все подчиненные и прихожане – его стадом.

Христианство в это время уверенно шагало по Европе. В провинциях Римской империи существовало большое количество общин, которые стремились выделиться из всех остальных, стать самыми главными. Но первенство удалось захватить только римской общине. И это было не случайно.

Вокруг этой общины сплелось целое кружево легенд и преданий. Причем она сама старалась укрепиться, подтвердить свое первенство с помощью Библии – самого главного и неоспоримого источника.

С IV века дошли до нас сведения о том, что основателем римской общины был не кто иной, как апостол Петр. А по представлениям того времени он мог выступать только в роли ее епископа. Неизвестно, является ли это утверждение легендой или было извлечено со страниц Священного Писания, тем не менее в его пользу свидетельствуют многие хроники. Например, в Александрийской хронике сохранилась запись следующего содержания: «В первый год царствования Веспасиана умер апостол и иерусалимский патриарх Якобус, которого Петр при отъезде назначил вместо себя епископом Иерусалима».

Рим оспаривал у самого Иерусалима право быть главным центром и опорой христианства, оплотом веры, ее нерушимой скалой. Кстати, греческое имя апостола Петра (Petra) в переводе означает «скала».

После первой легенды об апостоле родилось и другое предание, рассказывавшее, будто на земле Рима было пролито слишком много крови великомучеников, в том числе и самого Петра. В этой легенде есть доля правды: именно в Риме апостол Петр нашел свою смерть.

Вывод напрашивался сам собой: в качестве своеобразного искупления именно римская община должна была стать оплотом веры. Тот город и тот народ, которые долго сопротивлялись христианству, и стали причиной смерти самого Христа, должны искупить свою вину перед ним.

Наверное, неслучайно легенды так прочно связывают имя апостола Петра с Римом. Ученик Христа действительно жил и проповедовал в Вечном городе. Существует даже легенда, гласящая, что на Ватиканском холме находится могила Петра, которая затерялась среди прочих языческих могил. В честь апостола на том самом месте, где он был погребен, воздвигли храм, носящий имя Святого Петра.

Возвращаясь к истории христианства и первых христианских церквей как социальных организаций, следует отметить, что в связи со своей особой значимостью все римские епископы стремились получить звание и титул, которые выделяли бы их среди прочих епископов всего христианского мира.

И тот особый титул был найден епископом Марцеллином, который заимствовал его с Востока. С его легкой руки все римские епископы стали называть себя Папами, что в переводе с греческого означает «батюшка» (дословно pappas – отец). Так называли епископов на Востоке, подчеркивая отеческие, родственные отношения с Богом. Подобное отношение прочно укоренилось и среди христиан.

Однако новый титул не сразу получил всеобщее признание. Все-таки он пришел с Востока, из страны неверных. Несмотря на это, его появление сразу же повлекло за собой новую волну борьбы за власть. Быть Папой постепенно становилось все более престижно. За это право боролись, поскольку более высокий титул означал большую власть.

Смерть каждого Папы вызывала споры между членами общины за почетное право занять его место. Но сама власть Папы носила неопределенный характер: непонятно было, где она начинается и где заканчивается, а также на какой основе зиждется. Часто жители не знали, чьи они подданные. Происходило это еще и потому, что внутренняя борьба за папский престол приводила к одновременному избранию двух Пап, между которыми велась непримиримая борьба.

Кроме того, неопределенными были отношения между Папой и императором. История знает немало примеров такого разделения власти. Приведем один из них. В 808 году император Карл Великий специально назначил чиновников для того, чтобы взимать подати и налоги с населения Папского государства, как будто речь шла о его собственных городах.

Эта неопределенность приводила к тому, что папский престол при ослаблении другой, светской, власти переходил к римской аристократии. И когда речь заходила о правах на управление государством, то об императоре уже никто не вспоминал. Начинались трехсторонние распри между Папой, императором и местными феодалами.

Уже с самых ранних времен, как только выделилась римская община, ее епископы стремились занять главенствующее положение. По этой причине они старались установить на досягаемых пределах подвластной территории одинаковые для всех религиозные обряды, молитвы и правила, которые обязаны были соблюдать все христиане, причем таким образом, чтобы в их исполнении не было разногласий. В противном случае это могло привести к расколам.

Постепенно римский епископ занял главенствующее положение среди всех остальных епископов Апеннинского полуострова и близлежащих островов. А затем он добился права назначать и отстранять от должности священников. В начале IV века Папа Константин пожертвовал огромные суммы на строительство дворцов и базилик.

Постоянной резиденцией Пап стал Латеранский дворец, который более напоминал собой крепость, что в общем-то было не случайно, ведь в неспокойное время высокие надежные стены нередко выполняли оборонительную функцию.

Загрузка...