Введение

Что такое Таро?

Таро – это традиционный карточный оракул, с помощью которого можно узнать настоящее, прошлое и будущее. Глубокие, духовные послания, содержащиеся в символике карт, всегда вызывали огромный интерес у людей, стремящихся проникнуть в тайны бытия.

Исследования истории карт уводят нас в XIV столетие. Было выдвинуто множество предположений о роли карт в прошлом, но, противоположные по сути и зачастую надуманные, эти гипотезы так и не дали удовлетворительного ответа на этот вопрос.

Доподлинно известно, что в Европе Таро появилось в 1600 году. С тех пор колода состоит из 78 карт, разделенных на две основные группы: 22 карты Старших Арканов (от латинского слова «тайна»), которые иногда называют козырными[1] картами (от слов «триумфальный», «славный»), и 56 карт Младших Арканов. Вторая группа разделена на 4 подгруппы, так называемые цвета или масти, о которых мы знаем благодаря современным игральным картам. В Таро это – Жезлы, Мечи, Кубки и Пентакли (соответственно трефы, пики, червы и бубны в игральной колоде). Каждая из мастей включает 14 карт: десять номерных, от Туза (единицы) до Десятки, и 4 фигурных карты: Король, Королева, Рыцарь и Паж (в современных картах Рыцарь и Паж объединились и стали Валетом).

Есть основания полагать, что карты Младших Арканов пришли в Европу из исламского мира в XIV веке. 22 Старших Аркана появились в 1600 году и затем так же таинственно исчезли из игральной колоды, за одним лишь исключением: Шут, единственная карта без номера, выжил и превратился в Джокера.

Происхождение Старших Арканов является темой неутихающих споров и дискуссий. Многие видят связь Старших Арканов с Каббалой, с 22 буквами еврейского алфавита и считают их ключами к секретам древнееврейского учения. Другие полагают, что происхождение Таро следует искать в духовных практиках Древнего Египта, и утверждают, что таким образом египетские жрецы передали нам свою Книгу Мудрости.

Как бы то ни было, карты Старших Арканов сообщают нам древнее знание. Выразительным, наглядным способом они рассказывают нам древнейшую историю о Путешествии героя, отображая мифы, сказания и легенды разных народов.

Коль скоро речь идет о знаниях, которыми человечество обладало еще на заре истории, то совершенно не важно, где и когда эти знания были впервые запечатлены в рисунках. Даже если это случилось уже в 1600 году, существует вполне естественное объяснение того, почему сами образы гораздо старше. В средние века при королевских дворах существовала традиция устраивать триумфальные шествия, берущая свое начало от римских сатурналий, которые, в свою очередь, произошли от обрядов древних земледельческих культов. Эти действа нашли отражение в изобразительном искусстве и поэзии, например, в широко известной колоде Таро Андреса Мантеня, ставшей прообразом колоды Альбрехта Дюрера, в поэтических «Триумфах» Петрарки. Очевидно, что живописные образы старших карт обязаны своим появлением триумфальным шествиям, поскольку первоначально карты Таро назывались «Игрой в козыри».

Название «Тароччи» впервые возникает в XVI веке в Италии. Попытки интерпретировать это слово также породили множество различных гипотез, например, о связи карт с рекой Таро, притоком реки По. Некоторые видят в названии карт египетские слова «Тар» – путь и «Ро» – император, соответственно, Таро повествует о пути императора. Однако наиболее распространенная версия указывает на сходство слов «Таро» и «Тора». Тора – название Пятикнижия Моисея, с которого начинается Ветхий Завет, также Торой называют Закон Божий. Пол Фостер Кейс, оккультист XX столетия, использовал четыре буквы Т А Р О в качестве анаграммы и путем перестановки букв получил следующую фразу: «РОТА ТАРО ОРАТ ТОРА АТОР», что можно перевести как «Колесо Таро возвещает закон инициации».

Современное написание слова «Tarot» – французское. Во французском слове на конце пишется «т», но произносится «таро́», с ударением на последнюю букву. Те, кто произносят «т» в конце слова, видимо, хотят подчеркнуть идею колеса, поскольку начало и конец слова соединяются в букве Т, как показано на рисунке справа.


Колоды Таро

Самые ранние колоды существенно отличались друг от друга образами, структурой и номерными значениями. Колода из 78 карт, ставшая прообразом современного Таро, появилась в конце XVI века. В своем оригинальном виде она используется по сей день и называется «Марсельское Таро».

В конце XIX века, в дополнение к традиционной форме, возникли еще две колоды, вызвавшие большой интерес. Первая из них – Таро Эттейллы. Ее создателем был маг Аллиетте, который назвал колоду своим именем, только наоборот. На сегодняшний день эта колода почти забыта. Вторая – Таро Освальда Вирта, оформленная довольно скромно, но до сих пор признаваемая лучшей некоторыми экспертами.

Однако наибольшим спросом в наши дни пользуются колоды, созданные в XX столетии. Это колоды Райдера – Уэйта и Книга Тота, известная как Таро Тота Кроули, по имени ее создателя.

Таро Райдера – Уэйта

Артур Эдвард Уэйт (1857–1942) родился в Америке, но вырос и получил образование в Англии. Он был великим Магистром широко известного на рубеже XIX–XX веков эзотерического общества – Герметического ордена Золотой Зари. После длительного, всестороннего изучения Таро Уэйт совместно с Памелой Колман Смит (1878–1951) разработал свою колоду, основываясь на глубоких знаниях в этой области.

Его карты, впервые увидевшие свет в 1908 году, имели одну особенность, благодаря которой завоевали широкую популярность во всем мире. Дело в том, что до этого из 78 карт Таро лишь 22 Старших Аркана и 16 фигурных карт Младших Арканов были иллюстрированы. Иногда рисунки были также и у тузов. Все остальные карты были представлены лишь количественными изображениями символов масти, соответствующими номеру карты. Так, на Тройке Кубков были нарисованы три Кубка, на Восьмерке Мечей можно было увидеть лишь восемь Мечей и т. д. Интерпретировать такие карты было так же легко и одновременно так же трудно, как, например, говорить о значении Тройки червей или Восьмерки пик. Качественно новым элементом, привнесенным Уэйтом и Памелой Смит, были иллюстрации к каждой карте Младших Арканов, отображающие их значение. Художница Памела Смит воплотила в них ярчайшие образы, которым и обязана своей популярностью колода. К сожалению, имя Памелы Смит не фигурирует в названии колоды, известной как «Таро Райдера» или «Таро Райдера – Уэйта», поскольку Уильям Райдер был издателем Уэйта.

Особенности Таро Райдера – Уэйта

Уэйт и Памела Смит, следуя образам предыдущих колод, зачастую дополняли карты своими символами. Наиболее существенным изменением явился новый образ шестого козыря – карты «Влюбленные».

Ранее на ней изображался молодой человек, стоящий перед выбором между матерью (отчим домом) и возлюбленной (его собственным путем). Парящий над ним Купидон нацелил свою стрелу в сердце юноши. Как только он выстрелит, молодому человеку необходимо будет принять смелое решение, подсказываемое сердцем. Свободный выбор, порожденный глубинами подсознания, – таково точное значение карты в традиционном Таро.

Уэйт назвал эту карту «Влюбленные» и выразил в ней идею чистой любви Адама и Евы, возникшей еще до изгнания из рая. Он также поменял последовательность карт Старших Арканов, переставив местами Справедливость и Силу. Можно предположить, что мотивом к этому послужило его собственное восприятие Каббалы как ключа к пониманию карт. Позднее другой знаток Каббалы и создатель новой колоды Алистер Кроули отверг эту идею и оставил карты на своих местах.





Таро Кроули

В 40-х годах XX столетия была создана вторая по своей популярности колода – Таро Кроули. Ее автор, Алистер Кроули, вступил в Орден Золотой Зари по протекции Уэйта.

С именем Кроули связано множество противоречивых высказываний. В то время, как одни почитают его за великого провидца новой эпохи, другие видят в нем воплощение черных сил. Но, несмотря на разногласия, как последователи, так и яростные его противники признают Кроули высокообразованным человеком, обладавшим широчайшей эрудицией.

Жизнь Кроули была весьма насыщенной, он много путешествовал по всему миру, собирая информацию и изучая традиции современных и древних народов. Результатом этого стала выдвинутая им принципиально новая концепция Таро. Художница леди Фрида Харрис (1878–1962) разработала образы карт, и в 1944 году вышла колода под названием «Книга Тота». Это имя уже использовалось ранее Эттейллой. Таким образом Кроули хотел подчеркнуть связь египетских богов с картами Таро.

Особенности карт Таро Кроули

По сравнению с относительно простыми рисунками предыдущих колод, образы Таро Кроули, в особенности Младшие Арканы, носят мистический, фантазийный характер. Кроули не принял яркие образы Уэйта. Напротив, он постарался выразить значения карт в абстрактной манере, посредством многоуровневой символики, почерпнутой из различных областей – магии, астрологии, алхимии, Каббалы и мифологии. Это придало картам глубину и наделило их невероятной притягательной силой. Однако новичку будет не просто понять их значение. Колода Кроули столь же популярна, сколь и непонятна.

В свое время имело место следующее событие. Делая эскизы, леди Фрида Харрис нарисовала три различных версии карты Мага. На одной из них она изобразила мага в позе Гермеса, эту версию Кроули признал наиболее подходящей. Однако в течение нескольких лет колода издавалась со всеми тремя Магами. Было выдвинуто множество предположений о роли двух дополнительных Арканов.

На самом деле это произошло по вине человека, ответственного за выпуск. Просматривая оригиналы в Варбургском институте в Лондоне, он обнаружил 80 рисунков. Поскольку два других Мага ему понравились, он предложил включить их в колоду и предоставить покупателям самим решать, какого из Магов использовать для гадания. Но «лишние» Маги прожили недолго, и сегодня большинство изданных колод Кроули насчитывает 78 карт.



Некоторым Старшим Арканам Кроули дал свои названия: Справедливость (VIII) стала Регулированием, Колесо Фортуны (X) – Фортуной, Сила (XI) – Вожделением, Умеренность (XIV) – Искусством, Суд (XX) – Эоном, а Мир (XXI) – Вселенной. Но значения Арканов остались прежними, и лишь в XX Аркане (Суд) традиционная тема освобождения уступила место представлению о новой эре (Эоне).

Кроули внес некоторые изменения и в Младшие Арканы. Например, Пентакли он назвал дисками, взяв этот термин из ранних колод Таро. Мы не знаем истинной причины перемены названия и можем лишь строить догадки в этой области. Возможно, это объясняется тем, что масть Пента-клей традиционно ассоциируется со стихией Земли, а по средневековым представлениям Земля имела форму диска.

Также Кроули по-другому назвал фигурные карты Младших Арканов, заменив традиционную последовательность Король, Королева, Рыцарь и Паж на Рыцарь, Королева, Принц и Принцесса.



Новые колоды Таро

Около 500 лет назад Альбрехт Дюрер создал ксиллограф (медные дощечки с выпуклыми изображениями, с которых потом делаются бумажные оттиски) колоды Таро Андреса Мантенья. С тех пор возникают все новые и новые версии.

В начале 70-х годов XX века резко возрос интерес к Таро, в связи с чем появилось великое множество различных колод. Сейчас их насчитывают более 500. Среди выдающихся в своем роде можно назвать Таро Германа Хейндля, снабженное великолепными комментариями Рейчел Поллак. Таро Бафомета, ныне не издаваемое и являющееся в некотором смысле раритетом, создано швейцарским художником Гансом Руди Гигером, получившим Оскара за свою работу в фильме «Чужой». Про эту необычную колоду много писал Акрон.

Еще одна колода, заслуживающая внимания, – Таро Дали, выполненная на основе работ выдающегося художника XX века Сальвадора Дали. Изобретая новые образы и интерпретации карт, все художники и авторы, тем не менее, неукоснительно следуют традиции.

Какую колоду выбрать?

На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. У каждой колоды свой язык. Ни одна колода сама по себе не даст вам более точный или более развернутый ответ, чем другая. Выбор, скорее, основывается на том, какая из них наиболее привлекательна для пользователя, а также на наличии или отсутствии качественной литературы, описывающей колоду и позволяющей глубже проникнуться образами выбранных карт.

Некоторые тарологи говорят: не важно, какую книгу вы используете для прочтения карт, – их значения одинаковы во всех колодах. На самом деле это не так. О наиболее распространенных картах написано огромное количество книг, и благодаря целому ряду различных комментариев значение карт может варьироваться. Кроме того, некоторые книги, описывающие новые колоды, содержат специфическую информацию, не подходящую для большинства других колод.

Цель данной книги – помочь вам в интерпретации карт Райдера – Уэйта и Таро Кроули. Ее также можно использовать для работы с Марсельским Таро и другими «классическими» колодами. Книга представляет собой подобие справочника, который поможет вам в прочтении такого расклада, как «Следующий шаг».

В качестве наглядного примера ниже приводятся возможные интерпретации.

Примеры интерпретации расклада «Следующий шаг»

Партнеры никак не могли прийти к соглашению, отношения были напряженными. Женщина – одна из сторон – решила посоветоваться с Таро. Карты указали пошаговый метод разрешения конфликта в три этапа.



Позиция 1 = Четверка Пентаклей = Исходная ситуация:

Вы ходите по кругу. Вы в тупике. Упрямство. Негибкое отношение к происходящему.


Позиция 2 = Императрица (III) = Сейчас НЕ время:

Вдохнуть жизнь в то, что находится у вас в руках, привнести в этот мир нечто новое, позволить чему-то расти.


Позиция 3 = Четверка Кубков = Вместо этого сейчас важно:

Показать, что вы обижены и находитесь на распутье. Обратить внимание на ценные возможности, несмотря на упрямство и обиду. Время исцеления.


Позиция 4 = Шестерка Пентаклей = То, к чему вы придете, сделав следующий шаг:

Жест доброй воли и/или терпимость и понимание.


Спрашивающая последовала совету карт и проявила щедрость и понимание. По прошествии двух дней у нее возник новый вопрос. Женщина вновь обратилась к картам.



Позиция 1 = Рыцарь Кубков = Исходная ситуация:

Вы в хорошем настроении, вы спокойны и расслаблены. Радость и умиротворение. Вы влюблены.


Позиция 2 = Пятерка Кубков = Сейчас НЕ время:

Отчаиваться или переживать одиночество. Быть несчастным.


Позиция 3 = Пятерка Мечей = Вместо этого сейчас важно:

Выпустить пар, бороться изо всех сил, проявить холодность или даже негативные черты вашего характера.


Позиция 4 = Шестерка Жезлов = То, к чему вы придете, сделав следующий шаг:

Хорошая новость или позитивный опыт. Награда за ваши усилия. Победа.


Таким образом, карты не советовали спрашивающей идти на мировую (Рыцарь Кубков), несмотря на ее желание. Наоборот, они предлагали проявить свои самые нелицеприятные черты (Пятерка Мечей), помнить о победе (Шестерка Жезлов) и отбросить страх и беспокойство (Пятерка Кубков).

Через три недели ее партнер сам проявил жест доброй воли. Теперь «Следующий шаг» выглядел так.



Позиция 1 = Паж Пентаклей = Исходная ситуация:

Возможно, вскоре вам поступит интересное предложение, либо вы уже получили его.

Загрузка...