Глава 1 Готовы ли вы измениться сами?



Трудно переоценить роль семьи в воспитании ребенка. Наши дети берут с нас пример, наше отношение влияет на формирование личностных черт ребенка, взаимопонимание в семье влияет на эмоциональный фон ребенка, семейные установки и стереотипы наши дети «унесут» в свои собственные партнерские отношения, семейные идеалы станут незримыми спутниками во взрослой жизни.

Тем родителям, которые хотят вырастить своего ребенка успешным, счастливым, самодостаточным человеком, стоит внимательно присмотреться к себе, к своим привычкам, взглядам, установкам, поведению… Почему? Ответы вы найдете в этой главе.

Почему мы хотим иметь детей

Мотивы к рождению детей

Для того чтобы ответить на вопрос, кого мы хотим вырастить и зачем, надо бы посмотреть на ситуацию шире и понять, а зачем мы вообще хотим иметь ребенка? В чем ценность детей для нас?

Давайте узнаем, как на эти вопросы отвечали женщины, готовящиеся к материнству. Итак, зачем нам дети, или зачем мы хотим стать родителями?

Типичные ответы

«Хочу общаться с ребенком. Это такое счастье!»

«Хочу получать удовольствие, наблюдая за детьми, за тем, как они растут и развиваются».

«У меня есть большое желание заботиться о малыше».

«Хочу проявлять свою любовь к ребенку и получать его любовь тоже, ведь это особые чувства, доступные только матери».

«Семья без детей – неполноценная, а семья, в которой есть дети, – более значимая в нашем обществе».

«Когда женщина становится мамой, она переходит на новый уровень своего развития».

«Родив детей, мы можем продолжить свой род и жизнь в новых поколениях».

«Ребенок станет помогать мне в старости».

«Рождение детей спасет от одиночества в старости, если у тебя есть дети, то ты не останешься одна».

«У меня не было «настоящей» семьи в детстве, так как родители не занимались мной и братом, поэтому я и хочу создать свою семью и любить своих детей».

«Женщина без детей не может считаться полноценной, ведь продолжение рода ей положено по природе, только так она может реализоваться».

«Хочу поделиться с ребенком своими знаниями, достижениями, передать ему свой опыт, рассказать о мире и нашей жизни, научить всему, чему смогу».

«Мне нужно родить ребенка, так как никто кроме меня не принесет моим родителям внуков, которых они уже заждались».

«Многие высоты достигнуты, теперь мой следующий жизненный этап – это пополнение в семье».

«Я могу стать взрослой и выйти уже из-под опеки родителей, только создав свою семью и родив ребенка, иначе они отказываются понимать, что я уже выросла».

Как вам такие ответы? Увидели что-то знакомое? Добавьте сюда свои ответы или ответы друзей, и увидите, что практически все они могут быть отнесены в одну из групп основных мотивов материнства, предложенных Г. Г. Филипповой:[2]

• достижение желаемого социального и возрастного статуса (я – взрослая самостоятельная женщина, занимающая определенное место и положение в обществе);

• удовлетворение модели «полноценной жизни» (каждый человек должен иметь определенные вещи в этом мире, без которых его жизнь не может считаться полной и такой же, как у других);

• стремление продолжить себя и свой род (нужно оставить что-то после себя в жизни, а рождение детей обеспечивает такое продолжение в последующих поколениях внуков и правнуков);

• реализация своих возможностей (рождение ребенка, его воспитание, передача ему знаний и жизненного опыта);

• компенсация собственных жизненных проблем (пусть ребенок получит то, чего никогда не было у меня, пусть хоть он порадуется, пусть он вырастет красивее, умнее, обеспеченнее меня и т. д.);

• решение собственных жизненных проблем и сложностей (с помощью рождения детей заключить брак, укрепить семью, получить жилплощадь, получить помощника в старости, доказать всем, что я могу быть матерью, спастись от одиночества с помощью рождения малыша);

• любовь к детям (мотив, сочетающий в себе удовольствие от наблюдения за ребенком, от общения с ним, интерес и желание способствовать его росту и развитию, а также отделению в будущем и становлению самостоятельной личности и т. д.);

• достижение критического возраста для деторождения.

Наверное, вы не сможете выделить какой-то один мотив, благодаря которому в вашем доме появились дети. Так и происходит в большинстве случаев, ведь мотивация к рождению малыша – явление многогранное и динамичное. Многие мотивы могут присутствовать в вашем сознании, а какие-то из них даже не осознаются вами, но все они влияют на наши действия. Все мотивы сложно переплетаются друг с другом, имеют свой вес и значимость, а также могут меняться с течением времени. Под воздействием внешних социальных факторов (культуры, образования, положения женщины в обществе, родительских установок в собственной семье) и собственного опыта и переживаний женщины мотивы складываются в индивидуальную мозаику каждой будущей мамы.

Тем не менее, в приведенных ранее ответах женщин какие-то фразы пришлись вам по душе, а какие-то не понравились, верно? Потому что ценность малыша в разных ответах разная. Давайте подумаем, какие же из этих ответов мы можем отнести к «нормальной» мотивации рождения ребенка, а какие причины кажутся нам неадекватными? Какие мотивы кажутся вам «правильными», а какие нет?

Большинство специалистов, думаю, дадут вам такую подсказку: хорошо, если рождение ребенка и сам малыш являются для женщины самостоятельной ценностью. Их мотивы: подарить жизнь другому человеку, любовь к детям, желание наблюдать за его развитием, учить ребенка и передавать ему свой жизненный опыт и т. д. И наоборот, желание иметь ребенка может считаться неадекватным, если женщина хочет использовать ребенка (беременность, материнство) как средство достижения чего-либо для себя: спасение от одиночества, принуждение мужчины к браку после рождения малыша, желание родить себе помощника в старости, улучшение жилищных условий, повышение за счет малыша собственного социального статуса и т. д.

Влияние неадекватных мотивов на развитие и жизнь ребенка

Вы можете спросить, зачем мы так подробно разбираем ответы женщин на вопрос, почему они хотят иметь ребенка, и анализируем, является ли их мотивация адекватной или не очень?

Дело в том, что мотивация к рождению малыша может влиять на многое, начиная с возможности зачатия и вынашивания беременности и заканчивая отношением мамы к малышу. Она определяет стиль ее воспитания, ее ожидания от ребенка, что в дальнейшем обязательно скажется на его личных качествах и будущей жизни.

Не верите? Давайте подумаем, как неадекватная мотивация мамы может отразиться на жизни ребенка.

По мнению многих специалистов, основным показателем для составления прогноза детско-родительских отношений является принятие или непринятие ребенка матерью. Понятно, что такое чувство неразрывно связано с мотивацией к рождению малыша, именно она в дальнейшем влияет на развитие материнско-детских взаимоотношений.

В принципе, вся неадекватная мотивация обусловлена тем, что у женщины чего-то нет совсем или ей чего-то не хватает, т. е. у нее существуют собственные неудовлетворенные потребности и желания, которые она будет удовлетворять за счет своего ребенка. И ситуация может развиваться примерно по таким сценариям:

■ Если женщина всегда мечтала стать музыкантом, но у нее не было такой возможности, она очень постарается, чтобы ее сын (дочь) ездил с фортепианными концертами по миру.

И не важно, что ребенок со слезами сидит за инструментом, что он мечтает стать футболистом, ведь мама желает только лучшего! Действительно, что плохого в том, чтобы сын стал успешным музыкантом? Я видела одного такого молодого человека, которого трясло при виде инструмента, и он не мог слушать классическую музыку после окончания музыкальной школы «для мамы». Но это не самый плохой случай, хуже, если мы, действуя аналогично, доведем ребенка до психических расстройств, и тогда уже будет все равно, футболист он или музыкант. А ведь все дело в настрое мамы, который был у нее еще до рождения малыша: его судьба была уже во многом предрешена.

■ Если женщина рожает малыша для улучшения семейной ситуации, чтобы «привязать» к семье супруга, как могут развиваться события?

Когда отношения трещат по швам, вряд ли они выдержат сложности критического периода рождения младенца в семье. Тогда может получиться так, что папа все равно уйдет из семьи, а малыш останется с мамой, для которой он потеряет наибольшую ценность как не исполнивший «своей спасательной миссии». Каково ему будет? А разве он виноват или заслуживает такого отношения?

■ А если рождение малыша – это спасение женщины от одиночества и ненужности никому? Что будет?

Скорее всего, такая мама станет гиперопекать своего ребенка, не давая ему и шагу ступить в сторону. Этот ребенок может навсегда им (ребенком) и остаться рядом с престарелой мамой, которая будет просто необходима такому инфантильному взрослому. Да, она решит свой вопрос о ненужности и одиночестве, поскольку как воздух необходима сыночку или дочке. Только вот после ее смерти такой «малыш» окажется лет в сорок без семьи (никто не придется по нраву маме), без любимой работы (мама устроит к себе на завод), без друзей (после работы мама ждет дома и переживает), не умеющий даже помыть тарелку за собой (все хозяйство на маме).

Типичные ситуации

Я знаю и такой случай. Женщина, имеющая взрослого ребенка (подросткового возраста), решает, что этот ребенок «как-то не удался ей», он не оправдал ее родительских ожиданий, да и она не смогла «полностью вложиться» в этого ребенка и реализовать свои воспитательские способности. Что делать? Она принимает решение родить «нового» ребенка, пока еще находится в репродуктивном возрасте. Как думаете, что ожидает ее будущего ребенка? Сложно заранее точно предположить, как сложится его судьба, но определенно ясно, что мама станет отрабатывать на нем свои нереализованные желания и потребности. Этот малыш уже обречен быть таким, как решила его мама и каким не смог стать его брат. К сожалению, у него не будет «своей» жизни.

Еще случай. Всю беременность мама ожидает мальчика. Возможно, она старается угодить мужу, желающему иметь только сына. Может быть, она уже и сама считает, что с девочками слишком много возни, а с мальчиками все просто и понятно. Им нужен только сын. Куплена синяя коляска, мальчиковые одежки, зеленые соски, машинки и т. д. Первое УЗИ «не говорит» ничего о поле ребенка из-за маленьких сроков. На втором УЗИ доктор больше склоняется к девочке, но не уверен в этом стопроцентно. Мама идет к гадалке, которая обещает необходимый результат – скорое рождение сына. Но на свет появляется девочка. Женщина так расстроена, что даже не хочет брать ее на руки первые сутки, но потом, естественно, смиряется с неизбежным. Как вы думаете, каким будет воспитание этой девочки? Конечно, не в спартанских условиях, но очень близких к этому. Дочку называют Сашей. Ей будут обеспечены короткие стрижки, брючки, мужские секции, «холодное» строгое обращение и обидные фразы «мы хотели сына, а родилась ты». Все это не замедлит сказаться на ее развитии и личностных качествах.

Аналогичная же ситуация, только наоборот, не менее печальна – инфантильный, худенький, бледный, женственный мальчик, папа которого ругает его за то, что он трус, раз не может выйти на поле и играть в футбол. А мальчику страшно, что его ударят мячом или ногами, он не может так долго бегать, зато он ходит в танцевальный кружок, и ему хочется посидеть с мамой, которая отращивает ему удлиненную стрижку и всегда с обожанием смотрит на него.

Вот так, казалось бы, безобидный вопрос «зачем нам ребенок» привел нас к разбору очень тяжелых последствий, преследующих многих всю жизнь.

Вопрос родителям:

Теперь подумайте и ответьте, пожалуйста, зачем ваш ребенок должен всенепременно стать лидером? А если он не захочет этого? Если ему приятнее оставаться в тени, вы позволите ему жить «своей жизнью»? Или вы уже все решили сами?

Прежде чем ответить, поразмышляйте немного о своей жизни, не была ли мечта о лидерстве или успешности вашей и самой заветной? Если да, то надеюсь, у вас все получилось, ведь тогда вы станете замечательным примером собственному ребенку.

А если нет, то, возможно, будет лучше начать с себя? Ну, или хотя бы совершенствоваться и развиваться параллельно.

Подражание взрослому

Детям больше нужен пример для подражания, чем критика.

Ж. Жубер

Дети никогда не слушались взрослых, но зато исправно им подражали.

Д. Болдуин

Как вы думаете, что важнее – слово или визуальный пример?

– Пожалуй, все зависит от ситуации или от контекста. Иногда доброе слово гораздо важнее, чем какие-то действия.

– Конечно же, слово, ведь даже в Библии сказано, что сначала было Слово.

– Это зависит от человека, кто-то лучше воспринимает слова, а кто-то – визуальные образы.

– Смотря для чего!

Обычно так или примерно так отвечают люди на вопрос, озвученный в начале главы. И несмотря на то, что большая часть людей на земле – «визуалы», т. е. лучше воспринимают визуальные образы, нежели слова, я соглашусь со всеми ответами, потому что вопрос поставлен некорректно: может быть и так, и иначе, НО не в нашем случае. Ведь сейчас мы будем говорить о детском подражании. А для детей слово, конечно, важно и интересно, но визуальный пример в 1000 раз важней. Можно пятнадцать лет говорить собственному ребенку: «Никогда не кури! Курить вредно! От курения возникают… (и перечислять разные «страшности»), но если при этом кто-то из родителей курит, все бесполезно.

Представляете, какое сильное воздействие оказывает на ребенка пример родителей, постоянно маячащих перед глазами, какой это эффективный метод воздействия?! И его стоит обсудить подробно.


Все дети копируют своих родителей (или замещающих их близких), подражая им. Может быть, вам знакомы такие картины?

Типичные ситуации

Поставив маленькие кулачки себе на талию, чуть наклонившись вперед над песочницей, хорошо копируя мимику и интонацию мамы, дочка, представляя, что перед ней члены ее семьи, говорит: «Таак, сейчас я напеку вам пирожков. С вареньем. Но только если не будете мне мешать! А потому уходите из кухни и ждите терпеливо, когда я все закончу!» После чего замешивается «тесто» из песка с водой, делаются куличики, собирается «начинка» из одуванчиков, палочек и листочков, которой будут украшены пироги и булки. Готовые пирожки будут или разнесены адресатам на подносе: «Тебе, папа, с яблоком пирожок. А тебе, дочка, с малиной. Кушать надо скорее, пока они вкусные» или вся семья собирается за стол: «Все готово. Марш мыть руки и за стол! Будем пить чай с пирогами». Довольная девочка и сама присядет на край песочницы и «отведает выпечку с чаем».

В большой комнате сын поставил рядом два стула, на одном из которых он сидит, держа в руках старую крышку от кастрюли, служащую ему рулем. Одной рукой он держит «баранку», второй «открывает окно» в машине и делает вид, что курит, выпуская дым на улицу. Слышится характерный шум мотора «дрынь-дрынь-дрынь» – он газует на светофоре: «Ну! Сейчас посмотрим, кто кого?! Сейчас я всех вас сделаю!» – пугает стоящие рядом машины наш водитель. – «Зеленый! Дрыыыыыыыыыыыыыыыыыынь-дрынь-дрынь! Поняли?! Пока, ребята!», – машет рукой оторвавшийся от остальных машин довольный шофер, попрыгивая на стуле и вертя в руках крышку от кастрюли.

«Обычная детская игра», – скажете вы. Да, игра. Но не обычная, а очень важная, ведь исходно к ней подтолкнуло подражание и копирование взрослого.

Когда и как лети начинают подражать взрослым? Почему необходимо подражание? Чем оно важно?

Давайте разбираться.


Важно!

Изучая поведение детей, ученые обнаружили, что ребенок с большей вероятностью станет копировать более престижную и успешную модель поведения взрослого. Остается только представить соответствующие модели поведения ребенку и показать свое эмоциональное одобрение данного поведения.

Только-только появившись на свет, ребенок ничего не знает ни об этом мире, ни о себе. Долгие девять месяцев он ощущал тепло, уют, размеренное биение материнского сердца, а теперь ему предстоит не только освоить целый мир, такой новый и необъятно большой, но и найти свое место в нем.

Потихоньку осваивать этот мир ребенок станет, подражая взрослому. С возрастом процессы имитации будут усложняться и изменяться, но все равно останутся для ребенка способом познания этого мира и развития своей личности.


Подражание нужно малышу:

• для развития и ориентировки в окружающей его действительности. Только подражая взрослому, ребенок узнает об использовании тех или иных предметов, предназначении тех или иных действий, с помощью имитации ребенок осваивает новое умение, обучается новым навыкам;

• для познания и присвоения форм деятельности, присущей именно человеку;

• для знакомства, усвоения культурных норм и традиций общества людей, которое его окружает;

• для построения собственной личности. Подражая другому человеку, мы не только лучше понимаем его, но и формируем представление о самом себе. Осваивая различные человеческие роли, примеряя их на себя, что-то принимая, что-то отвергая, ребенок учится быть самим собой, формирует собственное представление о том, кто он, кем он хочет быть. Подражание также способствует развитию интеллекта ребенка;

• для построения взаимоотношений и стиля общения с другими людьми. Именно в детстве мы закладываем основы общения, которые будем использовать во взрослой жизни – и с будущими коллегами, и с будущими партнерами, и с друзьями, и с родственниками и т. д.


Насколько сильно реализуется в поведении детей подражание поведению взрослых, наглядно демонстрируют опыты Альберта Бандуры.[3]

Проведенный им эксперимент заключался в следующем. Детям показывали фильмы, в которых были представлены разные образцы поведения: агрессивное и неагрессивное, а также ситуации вознаграждения за агрессивное поведение или наказания за агрессивное поведение. После просмотра фильма детей оставляли без взрослых и давали им игрушки, похожие на те, что они видели в фильме. Как они себя вели, несложно догадаться. После просмотра фильмов с агрессивным поведением проявление агрессии детей по отношению к игрушкам было более ярко выражено, чем после просмотра фильмов с неагрессивным поведением взрослого. Кинофильмы, в которых за агрессивное поведение взрослого наказывали, уменьшали проявление агрессии ребенка, и наоборот, факт вознаграждения за агрессивное поведение взрослого способствовал увеличению агрессивности ребенка.

В качестве примера расскажу об одной семье, в которой родители транслируют своему сыну поведение и установки неудачника, делая его таким же. Судите сами.

Типичные ситуации

Мама вечером за семейным ужином говорит при ребенке мужу:

– У нас открылась новая гимназия, не так далеко от дома. Я видела приглашение на день открытых дверей и слышала очень хорошие отзывы о преподавательском составе и их программе. Там, конечно, все не так, как в обычной школе, и конкурс есть, но условия для детей потрясающие. Может, сходим все вместе посмотреть? Пусть Макс попробует.

– Да знаю я эти гимназии, там одни богатеи учатся. Не прорваться туда честному человеку без сама знаешь чего. Нечего зря время тратить. Мы учились в нашей школе, и ничего, все выросли нормальными. И Макс туда же пойдет, правда?

Папа треплет сына, молча опустившего глаза, по волосам.

Еще ситуация. Вечером родители собрались перед телевизором. Макс сидит за своим столом и читает, дверь в его комнату открыта, и он слышит их разговор:

– Наша Валька на работе ходила в какой-то необыкновенный цирк, он приехал к нам на гастроли, она такое порассказывала, давай тоже сходим? Максу очень понравится, он же любит цирк! Хочешь, покажу тебе в Интернете, что пишут про эту программу?

– Когда это, сколько стоит?

– Мы можем сходить все вместе в ближайшие три недели. А вот билеты и правда дорогие, Валька платила то ли 5, то ли 6 тысяч рублей за билет. Но у нас же отложены деньги, не страшно, если мы потратим их на это, пусть ребенок посмотрит хоть что-то стоящее, ему будет полезно!

– Ты что, хочешь, чтобы мы потратили 15 тысяч на цирк?! Т. е. отдали половину своих сбережений за один вечер?! Это всего лишь развлечение! А вот Валька твоя не рассказывала тебе про кризис, который нам все обещают?! Если не будет работы, а мы растранжирим все запасы, припасенные на «черный день», что делать будем?!

– Да ладно, работу всегда найти можно, – вздыхает расстроившаяся мама. Подумав немного, она решает, что муж прав, нечего рисковать большой суммой ради развлечения.

В секции, где Макс занимается плаванием, проходил отбор детей для съемок фильма. Макса случайно заметили, спросили, не хочет ли он сниматься в главной роли (очень уж мальчик походил на их героя), и вышли на переговоры к маме. Вечером она советуется с мужем:

– Макса пригласили сниматься в кино. Я прочитала сценарий, фильм очень хороший, но грустный. Макс загорелся и хочет на съемки, там ребята отличные, он подружился уже со всеми, тем более, съемки хорошо оплачиваются. Я и не знала, что детям могут столько платить. Снимать будут у нас в городе и на море поедут. Ты как? Что скажешь? Вдруг наш Макс звездой станет?

– Ну, ты как маленькая! Используют его, сколько надо, и все! Кого в звезды-то, нашего?! С чего бы это?! Да и школу пропустит, потом с учителями договариваться! Да и актеры эти, сама знаешь, что за профессия для мужика?!

– Про школу я тоже подумала, но ведь платят. И Макс очень просится.

– Нечего там ему делать. Таких детей полно, а звезд настоящих единицы. Учится пусть лучше.

Любые перемены, любой риск в этой семье неприемлем. Существует четкое деление между теми, «у кого деньги и таланты», и «нормальными обычными людьми». С такими родителями, скорее всего, не вырасти успешному человеку. Здесь можно лишь довольствоваться самым малым. Если ничего не изменится, изо дня в день будет моделировать Макс их поведение, пока убеждения родителей и их взгляды не станут его собственными.

Важно!

Никогда не переделывайте какую-то работу, доверенную ребенку, у него на виду. Конечно, он не сможет с первого раза хорошо вымыть за собой тарелку и вытереть стол после рисования красками. Но если вы начнете все переделывать за ним в открытую – он поймет, что сделал плохо, и потеряет интерес к этой деятельности. Также он может потерять уверенность в своих силах.

То, чему подражает ребенок, изменяется с возрастом. Происходит это потому, что ребенок все больше осваивает новые знания, и чтобы развиваться дальше, его «инструменты познания» этого мира тоже должны становиться сложнее.


■ В младенческом возрасте (до 1 года) ваш малыш будет имитировать речь взрослого (звуки, интонацию, ритм), мимику и жесты, эмоции.

Разглядывая вас, наблюдая за вами, имитируя движения ваших губ, путем бесчисленных проб ребенок овладевает человеческой речью. Сначала ее пониманием (пассивный словарь – это то, что он понимает, но сказать пока не может), а потом и активным использованием (активный словарь ребенка – это произнесение слов и фраз).

Ребенок второго полугодия (ближе к году) повторяет за взрослым специальные движения «помаши ручкой папе, до свидания, приходи скорей», «как прыгает зайчик – прыг-скок» и т. д.

■ Малыш второго года начинает повторять за родителями почти все действия.

Очень уж нравится ему подобная игра-освоение взрослого мира. Мало того, что ваш ребенок будет так же, как вы, расчесываться, мазаться кремом, «читать» вслух журнал, начищать ботинки, вытирать лужицу на столе и т. д. и т. п. Но наравне с этими одобряемыми действиями он обязательно станет, как и вы (или кто-то другой), «курить», облизывать тарелки, бить игрушку по попе, говорить запрещенные слова и т. д.

Ребенок 1,5–2 лет уже может не только повторять простое действие, но и воссоздавать целый ряд событий из увиденной жизни – уложить куклу спать, поднять, одеть, покормить ее, собрать гулять и т. п.

■ Ребенок третьего года жизни станет не просто совершать имитационные действия с предметами. Он станет моделировать жизненные ситуации, подражая поведению и роли выбранного для игры взрослого.

Например, укачивая свою куклу, девочка станет убаюкивать ее, ласково поглаживая и приговаривая: «Спи, не бойся, я тут». В этом случае ребенок учится «входить» в ту или иную роль взрослого. Так из простого подражания взрослому ребенок научается играть в сложные сюжетно-ролевые игры.

Дошкольник (3–6 лет) усложнит имитацию сюжетно-ролевой игрой. Ребенок станет идентифицироваться со своими героями игры, вбирать и впитывать в себя разные роли взрослых людей.

Например, ребенок изучает, как выглядят женщины (или мужчины), как они себя ведут, как разговаривают, чем любят заниматься, как общаются друг с другом, как ведут себя с противоположным полом. Или присматривается к роли родителей: как мама (и/или папа) ведет себя дома, какие семейные обязанности на них лежат, как они их исполняют, как общаются с детьми и членами семьи и т. д. А роль зубного доктора в поликлинике: какие действия он производит в своем кабинете, как общается с пациентами, может и ему стать жалко другого человека, когда тому больно, или нет и т. д. А роль водителя автобуса, продавца спортивных товаров, артистки на сцене, ведущего на ТВ, учителя в школе и др.? Малыш проигрывает общение и взаимодействие своих героев друг с другом, «перемещается» в разные ситуации, изучая этот сложный пока мир. Так, побывав много раз в разных ролях, испытав на себе различные сюжеты, он находит в такой игре и себя, знакомится и со своим внутренним миром тоже.


Ученые разных стран придают большое значение подражанию ребенка как обязательному пути развития человека, в котором он познает мир предметов, мир человеческих отношений и самого себя.

Важно!

Мы можем использовать наблюдение ребенка за взрослым, подражание его действиям для того, чтобы направлять поведение и развитие ребенка, представляя ему для подражания авторитетные примеры жизнедеятельности.


Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, – все это имеет для ребенка большое значение.

Загрузка...