Медитация, хоть и считается большинством буддистской практикой, является традиционной для многих духовных культур. Тексты, обнаруженные в 1945 году в Наг-Хаммади, на территории древнего Верхнего Египта, описывают духовные практики достижения просветления, похожие на буддистские и индийские[7]. Как и в «Йога Сутра» Патанджали, в тексте под названием Зостриан говорится о том, что нужно укрощать свои физические желания, следить за своими мыслями и достигать умиротворения с помощью медитации. Парамаханса Йогананда называл медитацию «искусством быть активно спокойным»[8], а сновидения и фантазии, наоборот, считал видами пассивного покоя.
Существует множество видов медитативной практики в различных направлениях духовного развития: дзен-медитация, випассана, йога, тай-чи, экстатическая молитва, индийский и христианский мистицизм, западная школа и еврейская каббала. В общем и целом медитации присущи два основных аспекта: поиск божественного и поиск истинного «Я»; на практике чаще всего речь идет о поиске божественного в повседневной жизни. Как бы то ни было, медитация всегда связана с личным духовным развитием и трансформацией.
В III веке сирийский философ Ямлику (в римском варианте – Ямвлих) написал свой классический труд «О египетских мистериях», в котором проводил грань между теологией, а именно «беседой о боге» и теургией, т. е. «работе с богом – совершением духовных ритуалов, способствующих внутренней трансформации»[9].
Возникает вопрос: как это делается? Ответ для каждого человека будет своим, а поиск того, что поможет в вашем духовном развитии, может стать захватывающим и благодарным делом. Будь то медитация на какой-то символ, ритмическое пение или физическое движение – в основе всех подобных практик лежит концентрация сознания. Со временем сознание уподобляется ленте Мебиуса – перекрученной перед тем, как быть замкнутой в круг, благодаря чему ее внутренняя поверхность всегда переходит во внешнюю и наоборот. Так и в медитации, двигаясь внутрь себя, мы постепенно возвращаемся во внешний мир, а потом наоборот.
Это непрерывное движение становится возможным с развитием способности к концентрации и осознаванию, а также, по выражению Малькольма Экела, с практикой «намеренного формирования мысленных образов»[10]. В своем комментарии к «Йога Сутре» (1:39) Пандит Раджмани Тигунайт говорит о том, что, медитируя на выбранный объект, можно обрести «стойкость ума». Также он рекомендует мудро подходить к выбору объектов для концентрации[11]. При использовании ряда объектов или символов происходит «работа с последовательностью стимулов»[12]. Эти стимулы запускают цепочку мыслей, ведущих медитирующего вглубь его внутреннего мира для обретения откровения или озарения («видения внутри»), что означает «видение истинной природы вещей»[13].
Сядьте поудобней и закройте глаза, чтобы начать переход из внешнего мира в свое внутреннее пространство. Сосредоточьтесь на дыхании и старайтесь дышать животом. Медленно наполните легкие воздухом, затем после паузы постепенно выдохните. Снова сделайте паузу и очередной вдох; почувствуйте, как напряжение покидает ваше тело; ощутите свои ступни на полу и представьте, как ваша энергия распространяется дальше – ниже пола, ниже всего здания – прямо в землю. Почувствуйте под ногами мощную опору земной тверди, которая простирается на тысячи миль вниз; земля – это наши истоки, она питает нас энергией.
Начните тянуть эту энергию вверх, в свое тело; почувствуйте, как от земной энергии тяжелеют ваши ноги. По мере продвижения энергии вверх, в живот – в центр вашего тела, ощутите, как она становится легкой, подобной воде. Продолжайте наполнять ею свое тело: грудную клетку и сердце, где, по нашим представлениям, обитают дух и любовь; почувствуйте, как здесь энергия превращается в огненную, наполняя ваше сердце жаждой жизни. Поднимаясь вверх, энергия становится воздушной – энергией мысли и знания, она окружает вашу голову. Сохраняйте какое-то время это ощущение присутствия всех четырех стихий в своем теле, а затем позвольте полученной энергии уйти обратно в землю, унося с собой весь негатив и напряжение из вашего тела.
С древних времен люди замечали числовые закономерности в окружающем мире. Это позволяло сознанию упорядочить в своем восприятии кажущийся хаос Вселенной и упростить таким образом свое взаимодействие со сложным миром. Например, отсчет времени позволил составить базовую схему циклов жизни природного мира. Древние шумеры, вавилоняне, китайцы, египтяне, индусы, кельты, ацтеки и майя создали свои календарные системы, которые позволяли организовать жизнь, например, определять, когда сеять семена, готовиться к зиме или половодью. Кроме того, числа использовались не только для отсчета дней и разметки природных циклов, они были важным инструментом выражения абстрактных понятий. Даже сегодня самая простая цифра может сказать нам о том, насколько холодная или теплая погода нас ожидает (по Цельсию или Фаренгейту), какой силы достигнет землетрясение (по шкале Рихтера), какова твердость минерала (по шкале Мооса), а также сообщить кислотно-щелочной состав вещества (pH-фактор).
В Древней Греции арифметика считалась высшей формой искусства, поскольку цифры полагались «абстрактными духовными сущностями»[14]. Философ и математик Пифагор (около 560–480 гг. до н. э.) был убежден в том, что «сущность всех вещей можно выразить в цифрах»[15]. Он основал научно-религиозную школу, в рамках которой впоследствии развивал свою «теологию чисел», убежденный, что изучение арифметики – путь к совершенству[16]. Пифагор приписывал числам символические значения, которые затем легли в основу практики нумерологии. Однако Пифагор не был первым: нумерологию в том или ином виде уже практиковали финикийцы, индусы, китайцы и вавилоняне. Шумеры и египтяне также приписывали цифрам эзотерическое значение, равно как и ацтеки и майя. Складывается впечатление, что поиск метафизического смысла в природных закономерностях и попытка постичь тайну жизни – одни из основных стремлений человека.
Гематрия, или присвоение буквам числовых значений, – это метод поиска связи между буквами алфавита и цифрами на основе убеждения в том, что таким образом можно найти утраченное слово, обладающее огромной силой. Гематрией занимались вавилоняне в VIII веке до н. э.[17], а также средневековые каббалисты[18]. Каббалистское Древо Жизни дает мистические толкования чисел, а энохианский алфавит, созданный Джоном Ди, с числовыми кодами, заключенными в 644 квадрата, по убеждению создателя и его последователей содержит тайные послания от ангелов[19]. Волшебные квадраты (таблицы с числами, сумма которых одна и та же, независимо от направления сложения) символизировали совершенство и использовались в качестве амулетов. Шумеры верили в то, что определенные цифры представляют тех или иных богов и богинь, в Библии число 666 также ассоциировалось с конкретным персонажем, и попытки расшифровать его не прекращаются на протяжении веков[20]. Во многих культурах и духовных традициях упоминание священных чисел означает причастность к великим духовным тайнам. Числа – это намного больше, чем просто обозначения абстрактных идей, их применение в математике формирует один из аспектов познания физического мира.
Пифагор – не единственный, кто связывал цифры с фигурами и разрабатывал концепцию сакральной геометрии, в которой формы и пропорции фигур создают вибрации, резонирующие с духовным началом человека. Древние китайцы и индусы строили свои храмы на основе этих гармонических принципов, ими же руководствовались строители египетских пирамид: эти постройки были призваны способствовать восприятию божественной энергии и взаимодействию с ней.
Символические значения цифр могут открыть нам то, что доселе было скрыто; по словам Аннмари Шиммель, число «имеет особый характер, собственную мистическую силу и конкретное метафизическое значение»[21]. На алтаре цифры могут служить янтрами – геометрическими диаграммами для концентрации и пробуждения сверхчувственного восприятия. Как отмечал Патанджали в «Йога-сутре»: «Символы следует использовать для того, чтобы выйти за их пределы»[22]. Он также отмечает, что символ или физический объект для концентрации помогают сознанию усваивать абстрактные идеи и работать с ними на более глубоком уровне. Структурные схемы алтарей, о которых пойдет речь в этой книге, также ассоциируются с геометрическими формами: кругами, звездами и т. д., и тоже становятся трансцендентными символами.
Во введении я предложила воспринимать алтари как настольные игры, поскольку это определение хорошо отражает их функцию. Если вам хочется поиграть в нарды, вы не возьмете доску для игры в шахматы, поскольку каждая настольная игра имеет свою физическую основу, свои правила и концепцию. Однако все же не стоит думать об использовании алтаря как об игре: эта структура создается для серьезной работы по развитию души. Разделение поверхности алтаря по определенному принципу позволяет сознанию концентрироваться на конкретных объектах или символах, ассоциированных с конкретными энергиями (обратите внимание: для описания алтаря я буду использовать термины «матрица», «раскладка», «схема» и «структура» как равнозначные).
Некоторые алтарные структуры, описанные в этой книге, предполагают последовательную работу с символами, другие же предоставляют свободу вашей интуиции в выборе пути при работе с алтарем – вы сами решите, как построить процесс медитации.
Эта книга побуждает к познанию себя и исследованию личных отношений со сферой божественного независимо от вашей религиозной принадлежности. В то время как в концепциях и практиках, изложенных здесь, сочетаются элементы разных духовных традиций, вам вовсе необязательно строго следовать предложенным схемам, поступаясь собственными убеждениями, – ваш алтарь должен отражать вашу духовность, и только тогда он будет работать для вас.
Эта книга также и о том, как привлечь перемены в свою жизнь. Некоторые изменения происходят на духовном уровне, другие же связаны с нашей повседневной жизнью, но в конечном итоге, поскольку наша жизнь не разложена аккуратно по полочкам, и обыденное, и возвышенное пронизывают каждый аспект бытия, делая жизнь полноценной и сбалансированной.
Алтарь, независимо от того, насколько постоянно вы им пользуетесь, помогает вам сконцентрироваться, освободить свои энергии и получить информацию, значимую на данном отрезке вашего пути. Та или иная алтарная раскладка поможет вам разобраться с проблемами или просто посмотреть на вещи с нового ракурса. Символы алтарной матрицы могут обозначать идеи или энергии, и вот что можно сделать с их помощью:
● пробудить и активизировать энергии архетипов;
● получить доступ на более глубокий уровень самопознания;
● получить знания и обрести мудрость;
● сбалансировать физическую, ментальную и духовную энергии;
● увидеть себя и окружающий мир с иных точек зрения;
● проработать тривиальные и серьезные жизненные проблемы.
Подобно йоге и другим похожим практикам регуляции энергии, работа с алтарными матрицами помогает высвободить подавленные эмоции, к которым не получить доступа иным образом. Поскольку эмоции и воспоминания пребывают не только в сознании, но и в теле, возможно, будет полезно немного позаниматься йогой или хотя бы сделать растяжку перед тем, как начать работу с алтарем.