Один из давних знакомых Ванги, свидетель ее необычных способностей, Драгомир Гигов оставил интересные воспоминания о ней. Он имел возможность общаться с пророчицей и наблюдать ее удивительные способности ни много ни мало 40 лет. Гигов был знаком с Вангой с 1948 года, с того времени, как был назначен участковым врачом в село Марикостиново, неподалеку от городка Петрича, в котором жила знаменитая ясновидящая.
Гигов различал в своих воспоминаниях, как он писал, «женщину Вангу» и «феномен Ванги». То есть он подчеркивал, что в Ванге было две стороны: одна – ее человеческая личность, а вторая – ее необычный дар, феномен, природа которого так и не была объяснена официальной наукой.
О том, как складывалась жизнь Ванги, Драгомир Гигов писал:
До 1965 года она путешествовала с сестрой по стране, ездила на отдых, посещала знакомых, а потом была втянута в изнурительную систему зарабатывания денег. Записывались на прием к ней за несколько месяцев, а то и за год. Спрашивал ли себя кто-нибудь тогда, как все это отразится на здоровье, самочувствии и душевном состоянии женщины Ванги, а следовательно, и на силе феномена Ванги?
Перенапряжение окончилось инсультом. Ванга заболела, но победила болезнь[3].
Гигов подчеркивал, что сама Ванга – это одно, а ее необычные способности – это другое:
Я пишу о женщине Ванге и о феномене Ванги. Это два разных понятия, но они крепко связаны между собой. Ванга – обыкновенный человек, как и все мы. Она совсем слепа, а не почти слепа, как утверждают некоторые. Обладает острым умом и исключительной памятью. В молодые годы любила посмеяться, пошутить. Очень религиозна. Высокий моральный уровень не позволяет Ванге говорить неправду, и порой она даже может показаться бесцеремонной, называя пороки, присущие тому или иному человеку, прямо ему в лицо. В то же время она очень тактична и деликатна, когда видит, что посетителей или членов их семей ждут беды и несчастья.
Драгомир Гигов оставил воспоминания и о том, как Ванга «работала», как проявлялся уникальный дар ясновидения, свойственный ей.
Вот с ней разговариваешь, шутишь, она смеется, но стоит только произнести: «Ванга, прошу тебя, посмотри этот кусочек сахара, я беспокоюсь о…», как она замолкает, внутренне сосредоточивается и, ощупывая пальцами правой руки кусочки сахара или зарывая их в горсточку сахарного песка, начинает говорить. Говорит связно, несмотря на то что порой не понимает, о чем она рассказывает. Ванга превращается в своего рода микрофон собственного феномена и передает то, что слышит внутри себя, описывает как увиденную картину какое-то совершившееся или предстоящее событие. Из сахара, пролежавшего ночь под подушкой посетителя, Ванга получает информацию о его прошлом и будущем.
После этого подробного ответа на поставленный вопрос она, словно радиоприемник, отключает феномен и продолжает прерванный разговор.
По свидетельству Гигова, дар ясновидения, свойственный Ванге, был для нее тяжелой ношей. Она и сама говорила, что ей многие завидуют, даже родные, но при этом не понимают, насколько трудно на самом деле быть носителем такого дара.
Незадолго до смерти, оставляя своим близким что-то вроде духовного завещания, Ванга говорила: «Я больна и скоро уйду от вас… Не завидуйте мне ни в чем, а оплакивайте мою жизнь, ибо бремя ее было невыносимо».
При контакте с людьми Ванга поневоле становилась заложницей своего дара ясновидения. К ясновидящей приходили те, у кого были серьезные проблемы в жизни, кого постигли горе и беда и кто хотел получить совет о том, как можно помочь случившемуся или хотя бы облегчить постигшее его несчастье. «Просматривая» своим внутренним зрением жизненную ситуацию посетителя, Ванга «снимала» с него информацию, а вместе с тем и принимала на себя тяжесть негативных эмоций, исходивших от человека, которого постигло несчастье. Страдания, которые носили в себе приходящие к ней за советом люди, тяжело отражались на ее душевном состоянии.
А Гигов вспоминал:
В критических, драматических ситуациях, связанных с человеческим горем, она от перенапряжения впадала в транс, теряла сознание. Я дважды видел это. Когда приходила в себя, топталась на месте, говорила возбужденно, а впоследствии спрашивала, о чем говорила. Часто жаловалась мне: «Чем я виновата, что мне приходится принимать на себя чужие беды? Мыслимо ли вынести все человеческие страдания?»
И при жизни Ванги, и после ее смерти были люди, которые считали, что ее можно причислить к лику святых. Ванга в самом деле была очень религиозна, а под конец жизни построила на те деньги, которые ей пожертвовали ее многочисленные посетители, храм Святой Петки в Рупите. Но по поводу предложений причислить ее к лику святых она говорила: «Я не святая, я мученица». И с этим утверждением трудно не согласиться.
Как водится, у знаменитой болгарской пророчицы были не только почитатели, но и недоброжелатели. Последние старательно распускали сплетни о том, что, дескать, ясновидящая – колдунья и все чудеса, которые она творит, происходят не без вмешательства темной силы. Конечно, эти сплетни явно были выдуманы из-за зависти или простого невежества. Сама Ванга отрицала свою причастность к магии, даже белой. Она говорила, что помогает людям только силой молитвы, обращения к Богу.
Правда, есть сведения о том, что Ванга не только давала своим посетителям советы в трудных ситуациях или передавала сообщения из мира иного. Иногда, как некоторые утверждают, она действовала и как целительница, оказывая своим посетителям помощь при наличии отдельных проблем со здоровьем. И при этом ясновидящая якобы использовала некоторые ритуалы, напоминающие обряды белой магии.
Например, для того чтобы помочь родить ребенка женщинам, у которых беременность прерывалась выкидышами, Ванга использовала следующий ритуал. Посетительницам, у которых уже случались один или два выкидыша и которые опасались повторения этого, она предлагала приехать к ней во время новой беременности и привезти с собой куклу и пеленки. Когда женщины приходили к ней на прием, Ванга проводила с ними особый обряд. Ясновидица вставала на колени, заворачивала куклу в пеленки, потом разворачивала и что-то говорила шепотом над ней. После этого ритуала выкидышей у женщин не повторялось, беременность протекала нормально и завершалась рождением здоровых малышей.
Этот ритуал Ванга использовала не однажды. Говорят, что он смог предотвратить угрозу повторных выкидышей у многих женщин.
Однако сам факт того, что Ванга использовала некоторые обряды, вовсе не говорит о том, что она применяла какие-то элементы магических практик в своей деятельности. В конце концов, обряды и ритуалы совершаются и православными священнослужителями, и во время церковных служб, и в домах верующих. Так что само совершение пророчицей каких-то ритуалов вовсе не означало ее причастности к магии.
Ванга не случайно утверждала об огромном общемировом значении Огненной Библии. Это учение было созвучно ее собственному мировоззрению, тем знаниям, которые она получала Свыше, от своих небесных наставников. А в Огненной Библии, как и в христианстве, сурово порицается занятие черной магией, и даже белая магия не одобряется. В Живой Этике не раз говорится об ужасных последствиях колдовства не только для людей, предающихся этому занятию, но и для всего человечества.
Вот что говорят о магии и колдовстве книги этого учения.
Не магия, но Боговдохновенность была заповедана в древних Заветах. Когда Высшее Общение начало прерываться, сами люди уже от земного мира сложили магию как способ насильственного общения. Но, как все насильственное, магия докатывается до самых темных проявлений. Сама граница между черной и белой магией делается неуловимой в своей сложности. Потому на пути к будущему следует отставить всякую магию. Не нужно забывать, что старые методы магии были связаны с иными формами жизни. Ведь магия основана на точном выполнении технических условий, но если все формулы жизни изменились, то и магические следствия должны соответственно видоизмениться. Так оно и есть, почему современная магия и погрязла в некромантии и в прочих низших проявлениях. Все, изучающие механику формул, не отдают себе отчета, что это было записано для совершенно другого применения. Кроме того, совершенно забывают, что все условия и высшие формулы вообще не записывались и если отмечались, то в таких символах, что теперь их смысл затемнен. Таким образом, современные изучения магии сводятся или к бессмысленной схоластике, или, катясь вниз, впадают в черную мессу. Потому произносим очень нужное слово, говоря об отмене магии. Пусть она остается у темных некромантов. Слишком много одержания[4] на Земле. Единый Путь к Высшему Общению – через сердце. Никакое насилие не должно запятнать этот огненный путь. Неужели люди думают, что вызывание низших сущностей может быть безнаказанно? И какое такое улучшение жизни произошло от такого вызывания? Никто не скажет, где польза от некромантии и где сердце, которое возвысилось от некромантии? Нужно обратиться к краткому и Высшему Пути, который даст здоровье духа, и от него придете к здоровью тела. Отмена магии будет камнем белым на пути мира.
Как мы видим, авторы Агни Йоги относились к магии однозначно отрицательно.
Спрашивается, какой смысл был Ванге говорить о спасительном воздействии на мир Учения Жизни и при этом нарушать его нравственные заповеди и принципы? Никакого.
Тем более что пророчице и не нужна была никакая магия – она без всяких заговоров и магических ухищрений обладала сильнейшими психическими способностями и могла оказывать на людей необычное влияние. Другое дело, что как раз эти необычные способности Ванги ассоциировались у некоторых ее современников с магическими приемами и, в силу людского невежества и подозрительности, относились в область колдовства. Что поделаешь! Такова природа большинства людей – видеть во всех необычных явлениях в лучшем случае шарлатанство, а в худшем – связь с дьяволом.
Между прочим, по поводу слухов и сплетен о том, что якобы Ванга несла в себе какое-то недоброе начало, Н. П. Бехтерева отметила в своей книге:
Интерес к ней всегда был очень велик, и, вероятно, если бы за контактом с ней последовало зло, не случайное, а у множества лиц, это было бы известно. У нее было много сторонников, но уж и противников хватало, не пропустили бы такой лакомый кусочек![5]
Родственники Ванги и люди, с которыми она общалась, оставили нам немало интересных воспоминаний о свойственных провидице необычных способностях.
Любка, сестра Ванги, вспоминала, что однажды к ней на прием приехал из Софии некий важный господин с подчеркнуто холеной внешностью, крайне самоуверенный, если не сказать – самовлюбленный. Его сопровождали две женщины. Посетитель говорил таким тоном, будто он имел право командовать всем и вся, и по всему было видно, что он был исключительно доволен собой. Выглядел мужчина довольно молодо, и Любка поинтересовалась, сколько ему лет. Гость в ответ лишь рассмеялся, сказав, что он уже «старый пень» – будучи офицером, он участвовал еще в Первой мировой войне. Как сказал посетитель, вернуться живым с фронта ему помогло какое-то чудо, так как он участвовал в большом количестве очень кровопролитных, жестоких боев. Но раз уж ему повезло вернуться живым, он с тех пор стал заботиться только о себе и больше ни о чем, и этим же намерен заниматься и дальше. Именно в этом, как заявил посетитель, и заключается секрет его моложавой внешности. Услышав эти слова, Ванга с досадой топнула по полу ногой и произнесла нечто такое, что на русский язык можно перевести как «До сих пор, и хватит с него». Никто из присутствующих не понял, к чему относились эти слова. Но спустя три дня после приезда к Ванге столичного господина одна из сопровождавших его тогда женщин сообщила Любке, что он скоропостижно скончался.
Иногда, правда довольно редко, Ванга могла быть суровой и резкой с посетителями. Однажды к ней на прием пришел человек, на которого она начала ругаться, едва лишь он переступил порог ее дома. «Зачем ты ко мне пришел? Уходи отсюда! Ты ведь, когда ехал сюда, ругал меня всю дорогу! Зачем же ты пришел ко мне?! Уходи!» – почти кричала ясновидящая на посетителя. Мужчина действительно сразу же ушел, не пытаясь возражать. Как потом стало известно, по дороге назад он на своем автомобиле попал в аварию и погиб. Вряд ли Ванга была виновата в его смерти, хотя, возможно, резкий прием, оказанный посетителю пророчицей, повлиял на его эмоциональное состояние, когда он был за рулем.
Случалось, что ясновидящую пытались обокрасть. Однажды, пока Ванга и члены ее семьи ездили куда-то, в дом забрались воры и перевернули там все вверх дном. Денег тогда в доме Ванги не было, и ворам удалось поживиться лишь кое-какими мелкими вещами. Родные Ванги вызвали милицию. Пришедшие милиционеры, зная о необычных способностях Ванги, спросили ее, кого она сама подозревает. Но Ванга ответила, что это мелкое воровство – всего лишь хулиганство группы подростков, и скоро воришки сами вернут ей украденные вещи. И действительно, через пару дней в дом к Ванге пришли несколько подростков вместе с их родителями. С собой они принесли украденные из дома ясновидящей вещи. Подростки выглядели очень смущенными и подавленными, а их родители умоляли Вангу простить их бестолковых отпрысков. Ванга, слушая извинения родителей, помолчала, а затем посоветовала ребятам больше не повторять этой ошибки и связанного с ней позора. Как сказала провидица, любое преступление рано или поздно становится известным. А кроме того, главным свидетелем кражи становится совесть человека. У того, кто крадет, всегда тяжко на душе. И если от осуждения других людей еще можно спрятаться, то от самого себя уже никуда не спрячешься. «Кто крадет, тот жалуется на здоровье», – говорила ясновидящая.
Как ни странно, были и такие люди, которые, приходя в дом к Ванге для того, чтобы спросить у нее совета, вместе с этим пытались что-либо украсть из ее дома, пользуясь ее незрячестью. О таких людях Ванга тоже говорила: «Кто крадет, думая, что я не вижу, тот не увидит милости от Бога».
В книгах племянницы Ванги Красимиры Стояновой, посвященных ее знаменитой тете, приводятся несколько загадочных случаев, подтверждающих ее слова.
Когда семья Ванги уже жила в Рупите, у ясновидящей кто-то украл красивое бархатное платье, которое она очень любила. Однако Ванга не особенно расстроилась, не найдя в своем шкафу платья, а сказала, что женщина, укравшая его, недолго будет радоваться своей добыче: очень скоро она будет переживать и мучиться от стыда и захочет вернуть платье его владелице. Поэтому, как сказала Ванга родным, не стоит закрывать шкаф на ключ – скоро платье будет возвращено на место. В самом деле, буквально через неделю платье вновь объявилось в шкафу.
Еще один случай связан с кражей из дома Ванги ее любимого транзисторного приемника.
Однажды Ванга серьезно заболела и вынуждена была целый месяц провести в больнице в Софии. Когда она вернулась, то не нашла своего любимого транзистора. Красимира пыталась отыскать его, но ей это не удалось, о чем она с сожалением сказала тете. Ванга тихо ответила: «Ничего, он сам вернет мне приемник».
И действительно, вскоре к ней пришел пожилой человек, который работал в ее доме, помогая ей принимать посетителей. Внезапно этот человек тяжело заболел, не смог выходить на работу, и принес приемник Ванге уже будучи больным. Он очень извинялся перед Вангой за свой некрасивый поступок, даже прослезился, уверяя, что стащил приемник из дома ясновидящей только потому, что был уверен, что из-за болезни дни ее сочтены и ей уже не суждено вернуться живой из больницы. Ванга в ответ тихо промолвила, что не держит зла на него и прощает ему совершенное, но это ему не поможет: он уже сам наказал себя и ему придется дорого заплатить за свой проступок. Даже если бы она захотела ему помочь – она не сможет это сделать, так как слишком поздно. Через несколько дней этот человек умер.
Создается такое впечатление, что Ванга силой своей мысли умела воздействовать на глубинные структуры сознания (или сверхсознания?) людей, то есть на то, что называется душой и совестью. Это касалось прежде всего тех, кто пытался что-то украсть из ее дома. Духовное воздействие Ванги словно будило уснувшую совесть людей, способных на кражу, и это заставляло их переживать о совершенном ими гадком поступке и возвращать ясновидящей украденные у нее вещи.
Судя по рассказам свидетелей, Ванга обладала еще одной весьма необычной способностью – она умела погружать людей в измененные состояния сознания, как бы на время давать им способность ясновидения. Правда, ясновидящая использовала эту способность очень редко, судя по тому, что мало кто из посетителей Ванги рассказывал об этом в своих воспоминаниях. Что интересно – о подобном переживании, произошедшем благодаря воздействию Ванги, свидетельствовала не кто-нибудь, а руководитель первой в Болгарии межведомственной комиссии по изучению аномальных явлений, доцент Шуменского университета Иорданка Пенева, физик по образованию.
Желая разобраться во всем необычном объективно, как и подобает честному ученому, а не объявлять все, что не имело научного объяснения, шарлатанством и мошенничеством, Иорданка Пенева пришла к Ванге с просьбой помочь ей объяснить природу некоторых явлений. Увидев перед собой порядочного, непредвзято мыслящего ученого, Ванга тут же продемонстрировала ей свои необычные способности. Ясновидящая рассказала Пеневой обо всех значимых событиях ее жизни, хотя Иорданка и не просила ее об этом. Потом Ванга рассказала исследовательнице о ее будущем. Все предсказания ясновидящей впоследствии сбылись. А затем произошло нечто странное. Пенева, как она сама рассказывала, буквально на несколько мгновений то ли погрузилась в сон, то ли перенеслась в иной мир, в котором она увидела своего умершего в семилетнем возрасте сына, играющего на полянке. Когда она вернулась в нормальное состояние, то увидела, что Ванга не смотрит на нее, а просто сидит и поглаживает лежащий на столе платок. На вопрос Пеневой, каким образом она делает такие вещи, Ванга ответила, что об этом лучше знать Иорданке – ведь она занимается наукой…
В дальнейшем, по мере работы комиссии по изучению аномальных явлений, Пенева неоднократно прибегала к помощи Ванги, прося ее объяснить природу некоторых явлений или хотя бы пролить некоторый свет на то, как они происходят. И Ванга действительно оказала исследователям большую помощь. Как ни странно, в аномальных явлениях не слишком грамотная болгарская крестьянка понимала больше, чем ученые.
Интересно, что в Агни Йоге неоднократно говорится о том, что в будущем объективно мыслящие ученые, допускающие реальное существование в природе духовного плана бытия, смогут узнать немало полезного, если привлекут себе на помощь людей, обладающих так называемыми паранормальными способностями…
К необычным способностям Ванги относилась и ее удивительная энергия, способность мало спать (подчас один-два часа в сутки, как она сама говорила) и есть. Как отмечал В. Сидоров,
Ванга давно уже строгая вегетарианка. Но случается, что целыми днями она вообще не испытывает потребности в пище. Ограничивается одной водой, некипяченой, студеной – другую не любит. И вот что удивительно: при этом не чувствует ни малейшей усталости. Испытывает прилив бодрости. Кто знает, не является ли это результатом общения с незримым миром, который при определенных условиях может давать незримую энергетическую подпитку.
Феноменальными способностями Ванги интересовались многие ученые, прежде всего нейрофизиологи, изучающие мозговую деятельность. Неоднократно различные деятели науки встречались с Вангой. Но их отношение к ее таинственному дару было весьма различным. Соответственно, и Ванга относилась к исследователям по-разному.
Вот только некоторые интересные случаи общения Ванги с учеными.
Как известно, если Ванга видела, что самому человеку, пришедшему к ней, или его близким грозила смерть или крупное несчастье, она никогда не говорила ему об этом напрямик. В худшем случае она лишь намекала о подобных печальных обстоятельствах. Был лишь один случай, когда Ванга прямо сказала посетителю о том, что он скоро умрет, но она сделала это, потому что он оскорбил ее своим отношением. Речь идет об ученом-медике, специалисте по судебной медицине, профессоре Николе Шипковенском.
Многие месяцы Никола Шипковенский наблюдал за ясновидящей и даже снимал о ней документальный фильм. Но, видимо, научная объективность и чисто человеческая честность изменили профессору, потому что в конце всех своих наблюдений он вдруг заявил пророчице: «Никакой ты не феномен, Ванга, а чистой воды обманщица! Поэтому я ухожу. Встретимся через полгода».
Ванга в ответ заявила: «Нет, не встретимся! Потому что тебе осталось жить всего полгода!»
Это предсказание сбылось – профессор Шипковенский умер от рака спустя ровно шесть месяцев. Он так и не успел закончить свой фильм о Ванге.
По другим сведениям, это зловещее предсказание Ванга высказала в лицо профессору в связи с иными обстоятельствами. Никола Шипковенский в свое время говорил своим коллегам о том, что хотел бы после смерти Ванги провести исследование ее мозга. Эта информация скоро стала известна предсказательнице и очень ее возмутила. Именно поэтому при личной встрече с профессором Ванга сказала ему: «Ты хочешь заполучить мой мозг, но тебе это не удастся. Ты умрешь раньше меня!»
Вполне возможно, что исследовать мозг Ванги после ее смерти желал не только Шипковенский. Во всяком случае, после смерти ясновидящей в Болгарии появились слухи о том, что якобы родственники Ванги опасались, что некоторые исследователи могут попытаться завладеть мозгом Ванги. И что, дескать, именно для того, чтобы этого не допустить, Ванга была похоронена не по христианским обычаям. Гроб с ее телом был помещен в яму, находящуюся на глубине пяти метров и со всех сторон обложенную бетонными плитами.
Согласно другому мнению, столь необычный метод захоронения Ванги был избран ее родственниками из-за древней христианской традиции причислять к лику святых человека, останки которого сохранялись нетленными в могиле не менее двух лет.
Впрочем, скорее всего, это лишь слухи и домыслы, которых всегда было больше, чем достаточно, вокруг имени Ванги. Когда многие стали требовать перезахоронения Ванги по христианскому обычаю, ее родственники отказались это делать. Не согласились они и на предложение вскрыть гроб провидицы.
Далеко не все исследователи, слышавшие о Ванге, верили, что пророчица в самом деле обладает паранормальными способностями, а не является мошенницей, как большинство гадалок (а была и такая точка зрения!). Но и те, кто допускали реальное существование ясновидения, считали, что тайна этой способности объясняется какими-то анатомическими особенностями мозга человека, обладающего этим даром. Является ли это мнение верным? Действительно ли мозг ясновидящих имеет какую-то особую структуру?
Согласно Огненной Библии, главным носителем паранормальных способностей является не мозг человека, а его бестелесная духовная сущность, сознание-душа, которая потенциально бессмертна и способна существовать вне тела (то есть вне мозга). Следовательно, причину и источник дара ясновидения надо искать не в физическом мозге, а в способностях сознания-души человека!
Вероятно, большинство узкоматериалистически настроенных ученых никогда не согласятся с этим выводом. Но, что очень важно, этот вывод разделяют самые выдающиеся ученые мира, в том числе крупнейшие нейрофизиологи Джон Экклз и Н. П. Бехтерева. Джон Экклз не раз высказывал идеи, весьма созвучные взглядам Агни Йоги, по поводу природы души и механизмов ее взаимодействия с мозгом. Еще в 1970 году в одной из своих работ Экклз писал, что душа является особой бестелесной сущностью и может приводить в движение такое материальное устройство, как тело. Мозг же, по мысли ученого, является лишь детектором тех влияний, которые дух оказывает на тело, вызывая изменения в системе материи и энергии[6].
Н. П. Бехтерева в своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни» также сделала вывод о способности сознания-души существовать независимо от мозга и физического тела человека:
…живет ли тело без души – ясно только в отношении так называемой биологической жизни. По крайней мере, частично – не живет. А вот душа без тела живет, или живет то, что может быть соотнесено с понятием души.
В Живой Этике неоднократно подчеркивается, что сознание-душа способна существовать независимо от мозга и от физического тела. Конечно, авторы этого учения признают, что в течение земного, воплощенного бытия деятельность сознания в немалой степени обусловлена организацией физического мозга человека. И тем не менее:
Деятельностью мозга не ограничивается сознание человека и мысль. Поверх его идет в человеке иная жизнь, отрывки которой иногда улавливаются мозгом, – говорится в «Гранях Агни Йоги».
Мало еще понимается явление мысли. Мысль приписывают деятельности мозга. Полагают, что думает мозг. Мозг – это лишь аппарат для уявления земной мысли. Сама мысль выше.
(…) Мозг нужен для Земли, и он тесно связан с внешними чувствами зрения, обоняния, слуха и так далее. (…) Мозг видит на длину глаза и слышит на длину уха, но око души может видеть далеко за эти малые пределы. Не мозг предвидит и предчувствует, но сердце. Мозг добрый пахарь, но ограничен малою сферою своих физических возможностей. Ограничения мозга надо понять, прежде чем почувствовать безграничные возможности мысли в человеке, когда Мыслитель в нем входит в осознание своей силы. Рука – как рычаг для энергии мысли, а мозг – пульт управления, но за ними – Мыслитель – владыка и хозяин обоих.
Утверждая способность сознания существовать и продолжать разумную деятельность независимо от мозга и от физического тела, авторы Огненной Библии затрагивают и проблему посмертного бытия сознания.
В самом деле, если верить в реальность посмертного бытия сознания, то в этом случае очевидно, что сознание способно существовать независимо от тела и мозга:
Ошибочно думать, что мыслит мозг, ибо там[7] люди мыслят и творят, хотя мозг и отсутствует. Мозг – это инструмент, или орудие, мыслителя, которым он пользуется в физическом теле.
В своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни» академик РАМН Наталья Петровна Бехтерева описала свою встречу с Вангой. Собственно, саму поездку к Ванге Бехтерева, находясь в командировке в Болгарии, предприняла именно для того, чтобы своими глазами посмотреть на этот феномен и на основании увиденного сделать вывод о том, действительно ли у людей существует способность ясновидения или это лишь фикция, обман.