Население двух городов, Струмицы и Петрич примерно одинаковое, да и находятся они недалеко друг от друга. Около Петрича течет река Луда Мара, которая является притоком той самой Струмешницы, реки, давшей название городу Струмица. Болгарской территорией город стал во второй половине IX века, после чего превратился в важное защитное сооружение во время войн с Византией. Петрич также находился под управлением Османской империи, как часть Болгарского экзархата. Граждане Петрича принимали активнейшее участие в освободительной борьбе против османского правления. В результате Балканских войн 1912—1913 годов город вошел в состав Болгарии. Некоторое время на него претендовала Греция, но безуспешно. Во время Первой мировой войны город практически полностью был разрушен.
Сегодня Петрич выглядит более сельским, провинциальным городом чем Струмица. Его главной достопримечательностью является дом, где жила Ванга большую часть своей жизни. На ее имени прославиться или нажиться хотят многие. Известны случаи, когда некие народные врачеватели называли себя учениками Ванги. Естественно, дипломов у них нет, есть лишь совместные с прорицательницей фотографии. А сфотографироваться с ней не было проблемой: «Известно, что провидица фотографировалась со всеми желающими». Данное высказывание вступает в некое противоречие с утверждением о том, что Ванга не позволяла вести записи и сьемки в своем доме. Однако, если задуматься, то противоречия здесь нет. Ясновидящая не позволяла снимать и записывать пророчества, ее высказывания о будущем. А фотографий в ее доме, на самом деле, множество.
Продаются сувениры с изображениями Ванги (значки, магниты, календарики), хотя, следует отметить, что основным местом паломничества туристов стал Рупите – музейный комплекс, который расположен в нескольких километрах от Петрича. Там в музейном магазинчике сувениров не счесть: множество книг, открыток, брошюр, свечек, иконок. Оба музея принадлежат государству, что после смерти Ванги вызвало огромный скандал: родственники оспаривали завещание знаменитой ясновидящей, согласно которому им ничего из ее имущества не доставалось.
«Весьма популярная в Петриче разводка – сообщить гостю, что ясновидящая предсказала его приезд в город: из архивов могут извлечь досье с откровением… за плату от 500 евро. Жуликами продается куча “чудодейственных” предметов, к которым якобы прикоснулась Ванга, – поэтому их, мол, следует прикладывать к больным местам». Беседа с одной такой новоявленной «провидицей» стоила мне всего 10 евро. Когда мы вышли с дочкой из дома Ванги в Петриче, во дворике поставили на стол большой пирог и бутылочки с водой. В тот день много лет назад умер Димитр, и всех пришедших в музей угощали в память об этом печальном событии. За столом сидели две женщины. Первая – уже упоминавшаяся крестница Ванги Верка Токова, вторая – некая Мария, которую в Петрич из Москвы «призвала» Ванга. Мы долго беседовали, точнее, в основном говорила Мария. Мы с Веркой иногда вставляли несколько фраз. Я главным образом задавала интересовавшие меня вопросы, а Верка комментировала по-болгарски отдельные пассажи Марии, активно мотая головой, что психологически было трудно принять, так как у болгар «нет» означает «да».
– Когда Ванга мне явилась, она просила с собой привезти сюда икону, – бодро вещала Мария, – и повесить ее в спальне над кроватью. Представь, я пришла сюда, мы с Верой поднялись наверх в спальню, и прямо над кроватью был пустой гвоздик!
В этом месте Верка согласно замотала головой из стороны в сторону.
– Сейчас я живу здесь, и Ванга через меня передает людям свои послания, – продолжала Мария. – Вот ты зачем к ней пришла?
– Книгу о ней пишу, – призналась я.
К тому моменту я еще не познала «славы» в полном объеме. Мы только приехали в Петрич и успели побеседовать лишь с хозяйкой гостиницы, мгновенно выдавшей нам свой комплект историй про предсказания бабы Ванги. Я не знала, как будут реагировать люди: может, они подумают, что я покусилась на святое. Писать о самой великой провидице, их любимице – это же, наверное, нагло с моей стороны. Но нет. Все очень радовались такой перспективе и активно благословляли на написание. Мария быстро сориентировалась и пообещала немедленно, сию секунду поинтересоваться у Ванги ее мнением.
– Она тебя благословляет, – объявила через минуты три Мария вердикт Ванги. – Пиши!
Мария успела за время нашей беседы сказать многое. Биографию Ванги она нам кратко изложила всю «от» и «до», правда иногда перескакивая с даты на дату не в хронологическом порядке. В какой-то момент Мария попросила задать Ванге, не без ее посреднических услуг, четыре волнующих меня вопроса. Я подумала: «Почему четыре?» Мне казалось, что магическим числом является «три». Но у меня и трех в голове не нарисовалось (имелись в виду личные вопросы, а не вопросы о жизни Ванги, которыми я забрасывала Марию и Верку без долгих раздумий). Я впала в ступор. Дочка тоже ничего не могла мне подсказать. Это крайне редкое состояние можно назвать «ни одной мысли в голове». Пусто. Мозг не подавал никаких признаков интеллектуальной работы.
– Ты закрыта, – вынесла вердикт Мария. – Ванга говорит, тебя закрыла подруга.
Про себя я поблагодарила всех подруг сразу, потому что, кто конкретно меня «закрыл» было непонятно. Мария, тем не менее, напряглась и все-таки попыталась влезть в мой мозг.
– Эта девочка играет большую роль в твоей жизни, – указала она перстом на семнадцатилетнюю дочь, – Ванга говорит, ваши судьбы идут рядом.
Я сразу сказала, что со мной путешествует дочка, так что первый, пробный «шар» был верным, но легко предсказуемым.
– Тебя волнует, сможешь ли ты написать книгу. Ты уже ее пишешь! Все будет в порядке! (дорогое издательство, теперь дело за тобой – надо как-то внедрять предсказанное в жизнь). Третье, – Мария потрясла пальцем и закатила глаза к небу. – Прости мужчину. Не держи на него обиду, она как ржавчина уничтожает позитивное.
Я спорить не стала: согласна на сто процентов с этим постулатом. Так как не знала, кого конкретно надо прощать, еще раз, на всякий случай, простила всех, включая женщин. «Мой» четвертый вопрос опять касался книги:
– Как ее написать, чтобы это было доступно всем. Ванга говорит, Мария тебе поможет, провозгласила сама Мария, назначив себя мне в соавторы.
Говорила Мария и о распрях, связанных с наследством Ванги. Основными претендентами на него были племянники ясновидящей – Красимира и Димитр, дети Любки. Любопытный факт, но так называемые приемные дети Ванги – редко упоминаемая Венета и Митко – в распрях участия не принимали.
– Ни у кого из родственников нет дара, – молвила Мария, – злые они. А у Ванги денег не было, она все потратила на храм. Жила бедно всегда. Зарплату ей государство положило маленькую, люди дарили недорогие подарки. Так что и получить-то в наследство нечего, кроме этого дома и дома в Рупите.
Конечно, дело было не в деньгах. Большого потока людей к дому и музейному комплексу нет, но стабильный доход продажа сувениров дает. Сейчас – это государственные музеи, а в ином случае доход шел бы родственникам. Люди, зарабатывающие деньги на имени Ванги, спокойно приходящие в ее дом в Петриче и рассказывающие истории о своей связи с провидицей, не имеют отношения ни к семье, ни к государству. Причем, следует учесть: это в наши дни поток к музеям Ванги уменьшился, а сразу после ее смерти места паломничества были заполнены людьми.
В конце беседы я попросила сфотографировать Верку и Марию. Мария категорически отказалась, а Верка согласилась. Все удовольствие стоило 10 евро. Я посчитала, что за такие усилия женщины могут быть вполне вознаграждены. Сейчас дело явно находится в упадке. Мария попросила им заплатить, уверяя, что деньги пойдут в церковь, но цены не задирала и вполне довольствовалась весьма скромной суммой.
Врач Евгений Тасовски, долгое время наблюдавший за работой Ванги с людьми, упоминает фактор закрытости: «Я пытался делать кое-какие анализы в виде “экспериментов” с ней. Так, например, когда я “закрывался” и старался ни о чем не думать (говорят, нельзя вообще ни о чем не думать, но у меня было точно такое же состояние, когда ты понимаешь, что, твой мозг, как акын – «поет» только о том, что видит вокруг; никаких размышлений о жизни, волновавших в иное время проблемах и заботах. – В. Б.), ей не удавалось уловить у меня информацию, хотя я задавал ей вопрос:
– Скажи мне, как разрешится та или иная проблема?
Тогда она говорила мне с интонацией, в которой словно чувствовался легкий укор:
– Доктор, ты не верующий.