Многие люди стремились изменить ход мировой истории. Но мало кому это удавалось. Академик В.П.Глушко один из тех, кто смог это сделать. Созданные им ракетные двигатели открыли человечеству дорогу к звёздам и до сих пор с завидной регулярностью и надёжностью выводят за пределы земной атмосферы спутники, космические корабли и межпланетные станции.
На его пути всякое бывало: взлёты и падения, приобретения и потери, радость и горе, дружба и предательство. Но он преодолел все трудности и прожил яркую и счастливую жизнь, за которую не стыдно ни ему самому, ни его потомкам. Он сделал то, что вряд ли смогли бы сделать другие.
Это к вопросу о «роли личности в истории». И о «роли Глушко в отечественной космонавтике», которую сегодня кое-кто пытается оспорить и принизить.
Увы, но с Валентином Петровичем я не был лично знаком. Не довелось. Когда я стал серьёзно заниматься историей космонавтики, его уже не было в живых. Так сказать, разминулись мы с ним во времени.
Но заочно я знал его очень и очень давно, ещё с тех времён, когда имя главного конструктора ракетных двигателей было скрыто от общественности завесой секретности.
Моё увлечение космонавтикой началось более пятидесяти лет назад. Что вполне естественно для тех лет – все мы грезили тогда полётами в космос. Большинство хотели стать космонавтами. Но меня влекло нечто другое – я хотел строить ракеты и корабли, на которых должны были летать другие. Может быть, и странное желание. Но, что было, то было.
Естественно, запоем читал книги, связанные с космонавтикой. Выискивал в газетах и журналах всё, что там писалось о ракетах и о полётах в космос.
И о людях, которые «сказку делали былью». Хотя о них говорили крайне мало. А фигурировавшие в печати имена, например, Г.В.Петрович, как оказалось впоследствии, были всего лишь псевдонимами этих ставших сегодня легендарными личностей.
Родители всячески поощряли моё увлечение и снабжали соответствующей литературой. Чаще всего это были книги, «соответствовавшие» моему возрасту – Клушанцев, Перельман, Александр Волков. Но бывали и исключения…
Дело было осенью 1967 г. Как-то раз отец принес домой небольшую книжечку, в мягком переплёте, с пожелтевшими от времени страницами, сказав, что её дал мне почитать один его хороший знакомый. Книга называлась «Ракеты, их устройство и применение».
Я тут же засел за чтение и добросовестно прочитал сто с лишним страниц текста «от и до». Признаюсь, не всё понял. Точнее, мало, что понял. Ну, а если быть совсем точным, ничего тогда не понял – слишком много было незнакомых слов и терминов. Но читать почему-то было очень интересно. Было в книге что-то интригующее, зовущее, будоражащее воображение.
На следующий день с трудом дождался прихода с работы отца, чтобы спросить его об авторах, имена которых значились на обложке – Г.Э.Лангемак и В.П.Глушко.
О первом из них отец сказал кратко: «Был такой учёный, он уже умер». О втором чуть больше: «А это тот человек, который создал двигатели для космических ракет».
«А как же Королёв?» – наивно поинтересовался я. После того, как Сергей Павлович Королёв умер, его «рассекретили» и все наши космические достижения стали связывать с исключительно с его именем. О других конструкторах в то время ещё не писали. Большинство жителей нашей страны даже не знали, что есть ещё кто-то.
«Королёв сделал ракету, а в космос её отправили двигатели Глушко», – в двух словах объяснил мне отец. Для меня это стало откровением, поразившим до глубины души.
С тех пор эти два имени, Сергей Павлович Королёв и Валентин Петрович Глушко, для меня всегда стоят рядом. И будут стоять. Хотя постоянно находятся люди, пытающиеся возвеличить кого-то одного из них, и, соответственно, принизить другого. Но это глупо. Они всегда будут рядом. И только рядом. Так рассудила история. И не надо с этим спорить.
Кстати, человеком, из библиотеки которого ко мне в руки попала книга Г.Э.Лангемака и В.П.Глушко, был Сергей Петрович Изотов, известный советский конструктор авиационных двигателей, в то время Главный конструктор ленинградского ОКБ-117 (ныне – АО «Климов»), где трудился и мой отец. Насколько я знаю, С.П. Изотов и В.П. Глушко были знакомы. Благодаря Сергею Петровичу состоялось и мое заочное «знакомство» с Валентином Петровичем. Как говориться, «пути Господни неисповедимы».
О Валентине Петровиче Глушко написано немало. И будет написано ещё очень много. И это неудивительно. Масштаб его личности столь велик, его вклад в мировую космонавтику столь огромен, что к его биографии, к его работам ещё долго будут обращаться не только историки космонавтики, но и те, кто создает (и будет создавать в будущем) космическую технику.
Книга «Валентин Глушко, человек, проложивший дорогу в космос» – не просто очередная книга о Главном конструкторе ракетных двигателей. Это уникальное в своём роде произведение.
Во-первых, авторам удалось собрать огромный фактический материал не только о самом учёном, но и о его предках, о людях, с которыми он работал в разные годы, о событиях, участником которых он был.
Во-вторых, книга написана удивительно хорошим языком. Временами кажется, что читаешь художественное произведение, а не биографию великого человека.
Вот это сочетание строгого историзма и свободного повествования и дают поразительный результат. Признаюсь, давно не читал с таким удовольствием. И это несмотря на фантастически огромный объём книги.
Поэтому рекомендую и вам, читатели, не откладывать на потом, а немедленно приступать к чтению. Надеюсь, вы не разочаруетесь и, так же, как я, скажите авторам спасибо за их грандиозный труд.