Свой пенсионный полуостов
влачу на Крымский полуостров,
чтоб там в Таврической истоме,
в лениво-сексуальной дреме,
в прибое ласковом и пенном,
лечить аорты, нервы, вены…
Как Постум, заедая сливой,
что день пошлет – вино ли, чачу,
надеясь только на удачу,
быть от безмыслия счастливым,
совсем не думать о валюте,
полит в ТВ не видеть глюки…
С гитарой встанем мы под небом,
она мне запоет Таррегой9,
в нем все – экспрессия и нега.
Еще б немного слив и хлеба…
А в августе так близко звезды,
вершат свой танец под гитару,
им как и людям нужен отдых,
Таррегой будем править карму.
Вечерний бриз ласкает пальцы,
ласкает деку, гриф и струны…
Приходят и уходят гунны,
в душе мы, верно, все скитальцы.
Примерно лет 45 назад мне пришла мысль, что все в этом мире рушится и ведет к эсхатологическому концу из-за разновекторности различных саморазвивающихся систем.
А потом пришло понимание, что когда мы начинаем рассуждать о коммунизме, фашизме, католицизме, православии, исламе и т. д., то рассматривать эти системы надо не с субъективной позиции отдельной личности, а с позиции синергетики.
Синерге; тика (от др.-греч. – приставка со значением совместности и «деятельность», или теория сложных систем – междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации.
Основное понятие синергетики – определение структуры как состояния, возникающего в результате многовариантного и неоднозначного поведения многоэлементных структур или многофакторных сред, которые не деградируют к стандартному для замкнутых систем усреднению термодинамического типа, а развиваются вследствие открытости, притока энергии извне, нелинейности внутренних процессов, появления особых режимов с обострением и наличия более одного устойчивого состояния.
Другими словами, чтобы системы развивались для них не должны быть применимы ни второе начало термодинамики, ни теорема Пригожина о минимуме скорости производства энтропии, что может привести к образованию новых структур и систем, в том числе и более сложных, чем исходные.
С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций, одинаково пригодную для описания любых операций регулирования и оптимизации: в природе, в технике, в обществе и т. д.
Условия при которых осуществляется процесс самоорганизации в сложных системах насчитывает шесть позиций. Но в нашем диалоге можно ограничиться одной, первой:
– Система должна быть открытой. Закрытая система в соответствии с законами термодинамики должна в конечном итоге прийти в состояние максимальной энтропии и прекратить любые эволюционные процессы.
Но ни одна из социальных, экономических и религиозных систем не может похвастаться открытостью.
Все же остальное до тупости примитивно и однообразно.
Все требует первоначального капитала, а тропа войны наиболее продуктивна в этом плане. Враг же назначается по обстоятельствам.
Любой пример можно разобрать до мельчайших составляющих и выяснится, что основная цель любой бойни – формирование первоначального капитала.
Вообще о совершенном обществе даже и мечтать не стоит. Мы всегда находимся между Сциллой и Харибдой и из двух зол выбираем меньшее, но всегда неизвестно – из двух ли и не обернется ли меньшее зло большим. За примерами ходить далеко не надо – демократия, социализм; интеграция в Евросоюз, национальная независимость; патриотизм, пацифизм…
Прежде чем что-либо ругать или хвалить, надо взять себе на заметку, что еще в 1930 году Курт Гёдель доказал теорему о неполноте.
Для математических чайников вроде меня она звучит примерно так:
– В любой аксиоматической системе есть, как минимум, одна аксиома которая не может быть ни доказана, ни опровергнута.
Поэтому истинность любого события достоверна только с определенной долей вероятности.
Мы живем как в к/ф «Шырли-мырли» (Ширли-мырли, шир-манирли, шир-матыркин, мур-мур-кин) – русский, еврей, цыган, негр и все родные братья.
Но никто особо не хочет заморачиваться подобными вопросами ни в современной интерпретации, ни в излложении, например, Гуатамы – Будды, жившего с 623 по 543 год до н. э
Еще тогда Будда уложил основные задачи человека в «четыре благородные истины»:
• жизнь в мире полна страданий – существовать значит страдать;
• причина этих страданий – желание, которое возрастает при удовлетворении;
• прекращение страданий – уничтожение желаний;
• путь, ведущий к уничтожению страданий, включает в себя три стадии – знании и соблюдении «благого закона», исполнение дисциплины и морали буддизма и в нирване, где уже нет существования.
Вряд ли мы достигнем состоянии нирваны, более того я, например, даже толком не смогу объяснить что это такое, но то, что «причина этих страданий – желание, которое возрастает при удовлетворении», для меня очевидно.
Мы всегда ищем виновных в нашей неудовлетворенности, которая порождает страдания. Но если подумать, именно эти люди, согласно учению Будды, помогают нам эти страдания преодолеть.
Как ни крути, бревно в собственном глазу всегда менее заметно, чем соринка в чужом глазе.