Смертная память – это знание, вдохновляемое Духом Святым, знание того, что человек нуждается в Божественной Вечности; в свете этого знания мы видим суетность и абсурдность этого мира.
Письма в Россию. Беседа с семьей. С. 25–26.
Будучи членом общины отца Софрония, я работала с ним над многими иконописными проектами в основанном им монастыре в течение последних десяти лет его жизни.
Архимандрит Софроний. О молитве. С. 124.
Здесь и далее мы будем называть отца Софрония Сергеем Сахаровым, за исключением тех мест, где речь будет идти о поздних воспоминаниях или сочинениях, в этих случаях мы будем использовать его монашеское имя.
Архимандрит Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 9. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.
Архимандрит Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 10.
Архимандрит Софроний. Таинство христианской жизни. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. С. 70.
Архимандрит Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 10–11.
От французского «trompe-l’oeil» – обман зрения.
«Несмотря на то, что участие инженеров в разработке маскировки было бесценным, однако именно художники способствовали успеху в этой области, благодаря их чувству цвета, формы и материала. В условиях страшного мирового конфликта они открыли новые пути для интеллектуального и художественного творчества». – cf. Cécile Coutin, Tromper l’ennemi, L’invention du camouflage moderne en 1914–1918 (Paris: éditions Pierre de Taillac, 2012), in French.
О том, как отец Софроний использовал в дальнейшем свои знания в области маскировки, пойдет речь ниже.
Архимандрит Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 10–11.
Архимандрит Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 14–15.
Архимандрит Софроний. Письма в Россию, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010, с. 28.
Его заявление на поступление в это учреждение, датируемое июлем 1918 года, было найдено в московской библиотеке в 2013 году: РГАЛИ, ф. 680, оп. 4, ед. хр. 73, л. 1, из личного дела С.С. Сахарова.
П. Кончаловский также преподавал в мастерской И. Машкова с 1907 г. Именно в мастерскую П. Кончаловского поступил Сергей в 1918.
Кубизм, лучизм, футуризм, конструктивизм и т. д. См. C. Lodder. Russian Painting of the Avant Garde 1906–1924. Edinburgh: Scottish National Gallery of Modern Art, 1993.
«Эти века совпали с борьбой против татарского ига (1243–1480). Русь, находящаяся между Востоком и Западом, служила сдерживающей силой проникновению татар глубже на Запад. Ее географическое положение между Европой и Азией объясняет особенный стиль русского искусства и архитектуры». – Tamara Talbot Rice. A Concise History of Russian Art. London: Thames & Hudson, 1963.
Московская, Новгородская, Суздальская, Псковская и т. д. – Там же.
Было еще несколько мастеров, но их имена до нас не дошли. – Там же.
Особенно это касается портретной живописи, где лица не имеют стереотипного выражения, но изображают человека с его индивидуальными чертами и выражением. В пейзажной живописи русские художники изображают природу очень личностно и «индивидуально». – Concise History of Russian Art. p. 213.
Это учреждение стало серьезным соперником Академии. – Gray, Camilla. The Russian Experiment in Art 1863–1922. London: Thames & Hudson, 1986, p. 16.
В это время совершалось пробуждение национального самосознания, в 1861 году было отменено крепостное право, развивались народнические и демократические идеи. – Orlando Figes. Natasha’s Dance. London: Penguin, 2003.
Некоторые из художников этой группы: Николай Ге (1831–1894), Михаил Нестеров (1862–1942), Илья Репин (1844–1930), Василий Суриков (1848–1916) и Виктор Васнецов (1848–1926). Позднее к ним также присоединился Валентин Серов (1865–1911). В работах отца Софрония есть определенное влияние некоторых из этих художников, например, выражение лиц, написанных Ге; общее чувство цвета и стиля Нестерова; глубина Васнецова и т. д. – Russian Art, pp. 233–242.
Основоположниками направления славянофильства были представители московской аристократии и интеллигенции. Они придерживались старой русской традиции, сопротивляясь западному влиянию, которое господствовало в Петербурге. – Encyclopaedia Britannica, Micropaedia, 1981, Vol. IX, p. 268–269.
Произведения М. Врубеля имеют индивидуальный стиль, они принадлежат к постимпрессионизму и русскому модерну. – The Russian Experiment, pp. 29–36.