3. Шах королю

Когда ракета снова взмыла в космос, дядя Альберт спросил детей, как продвигаются дела по подсчёту рисовых зёрен.

– Там такие огромные числа получаются! – простонала Марианна.

– Я дошёл до тридцатой клеточки, и там уже десятизначное число. И считать становится всё труднее, ведь числа всё больше и больше.

– Ладно, я вам скажу ответ. Получится около восемнадцати триллионов. Двадцатизначное число! А если перевести на рисовые зёрнышки, получится примерно в тысячу раз больше, чем выращивается рису за год на всей нашей планете. Поэтому королю выгоднее вручить Ариабхате немного золота, – со смехом заключил дядя Альберт.

– О, теперь я понимаю, почему ты так торопился, – сказала Марианна.

– А куда мы теперь путь держим? – спросил Маркус.

– В Персию, в VIII век.


Благодаря правильно выбранной, пусть не самой короткой, но быстрой траектории, Лунник плавно переместился на двести пятьдесят лет вперёд. Это заняло всего пару часов.



На этот раз дядя Альберт решил посадить ракету на лесной опушке недалеко от рыбачьего посёлка. Наша шведская троица из XXI века неспеша прогуливалась по деревне, с интересом наблюдая за местными жителями и их бытом. С новыми языковыми чипами в наушниках они прекрасно понимали местную речь. У одного заведения, похожего на кафе, они увидели мужчин, играющих в игру, удивительно похожую на шахматы. По крайней мере там была доска с нужным количеством клеточек, и фигуры напоминали шахматные. Собравшиеся зрители комментировали каждый ход.

– Смотрите, шах! – сказала Марианна.

– Тсс, – шикнул на неё высокий мужчина с круглой красной чалмой на голове. – Нельзя подсказывать игрокам!

– Что это с ним? – испуганно и обиженно прошептала Марианна дяде Альберту. – Я же никому не подсказываю!

– Эта игра называется «Шатрандж», – шёпотом начал объяснять дядя Альберт. – Она ещё больше похожа на современные шахматы. Но фигура, которую мы называем королём, называется здесь «шахом». Думаю, господин в чалме решил, что ты советуешь человеку, играющему чёрными, подвинуть своего шаха. Он ведь и правда под угрозой.

– Шах и шах! – воскликнул Маркус. – Звучит одинаково. А твои наушники, дядя Альберт, таких тонкостей не передают.

– Хм. Ну ладно. Зато теперь вы знаете, что шахматы получили своё название от слова «шах» – так в Персии называли настоящих королей. Со временем Персия стала Ираном, а последний шах был свергнут лишь в 1979 году.

– А вы, кстати, откуда? – враждебно спросил мужчина в красной чалме.

Кто-то из зрителей обернулся и воскликнул:

– А эти что здесь делают? Они не выглядят правоверными. Взгляните хотя бы, как они одеты!

К счастью, именно в ту минуту один из игроков сделал ход, чем привлёк всеобщее внимание, и дядя Альберт с детьми успели потихоньку ускользнуть. Очень вовремя.

Когда путешественники снова забрались в Лунник, дядя Альберт продолжил свой рассказ:

– Как видите, та игра, из которой постепенно возникли шахматы, пришла в Европу из Индии через Персию. Само выражение «шах и мат» – мы говорим так, когда король полностью окружён и игрок терпит поражение – пошло из персидского языка. А теперь отправимся в средневековую Европу и посмотрим на остальные фигуры!

Лунник с грохотом взлетел. Мужчины у кафе – а там были одни мужчины – переглянулись, недоумевая, что происходит и почему нельзя поиграть в тишине и покое.

Загрузка...