Многие люди приходят – смотрят, смотрят… Некоторые люди приходят – видят.
Посвящается памяти Николая Константиновича Рериха
Мой друг Сергей Анатольевич Селиверстов деловито прохаживался в трусах между распакованными рюкзаками, подсчитывая и анализируя экспедиционные продукты и снаряжение. Шел август 1999 года. В столице Непала Катманду, куда прибыла наша экспедиция, был разгар лета. В дешевой гостинице, где мы остановились, не было кондиционера.
– Жарко очень, – проговорил Селиверстов, смахивая пот со лба.
– Да уж, – ответил Рафаэль Юсупов. – Кстати, вся экспедиционная аппаратура, включая переносные компьютеры, после перелета в хорошем состоянии. Но влажно очень, как бы контакты не окислились. За солнечную батарею больше всего боюсь.
Жарко очень!
– А я вот о колбасе больше думаю, – как бы разговаривая сам с собой, сказал Селиверстов. – Протухнуть может в этом климате. Из России, ведь, везли. Жалко будет. Мух еще, как назло, много.
– Может, Сергей Анатольевич, колбасу оливковым маслом протереть; оно здесь продается, – отозвался Равиль Мирхайдаров.
– Ну что, пора идти к послу. Возьмем такси, – скомандовал я.
– Сейчас, только колбасу упакую.
Посол России в Непале Иванов Владимир Васильевич встретил нас в обширном холле посольства вместе с дипломатом Нугаевым Шамилем Алимхановичем. Изложив цели экспедиции, мы попросили посла позвонить в посольство Китая, чтобы облегчить получение китайских виз. После этого разговор плавно перешел на тему о жизни и обычаях непальцев.
Выяснилось, что в Непале живет около 5000 человек, окончивших вузы в России (СССР). В основном Россия торгует с Непалом оружием. В Непале распространены коммунистические идеи, поэтому в свое время СССР имел большое влияние на эту страну. Сейчас это влияние снизилось.
Страна эта как бы заколдована…
Посол Иванов особо подчеркнул, что он человек глубоко материализованный и неверующий. После этого он поднял указательный палец, сделал паузу и почти шепотом рассказал историю о том, как своими глазами видел над непальской ступой ровный освещенный круг в небе вечером.
– В Бога я не верю, нет, а… в чудеса верю. Чудес этих в Непале полным-полно, – добавил он.
– А еще какие чудеса Вы видели?
– В Непале, – глаза Владимира Васильевича загадочно блеснули, – нельзя никого убивать, даже крысу, даже муху. Вот я однажды в своем бассейне увидел крысу и убил ее. Тут же, почти немедленно, у меня вспухла щека.
– Щека? – переспросил Селиверстов.
– Да.
– А еще, – в глазах его появилась ирония, – один известный писатель (не буду называть его имени) в своей книге осмеял этот обычай непальцев, назвав его допотопным примитивом. Как только эта книга вышла в свет, писатель на своей даче в Подмосковье провалился в туалет и чуть не утонул в дерьме.
– Ужасно как, – соболезнуя, произнес Селиверстов.
– Страна эта, не смейтесь, пожалуйста, как бы заколдована, – глаза посла устремились куда-то вдаль, – здесь разрешено творить только доброе, все злые деяния пресекаются чудесным образом.
– Почему так? – спросил Селиверстов.
– Непальцы и тибетцы (а тибетцев здесь очень много) говорят, что причина этого кроется в непальских ступах, которые построены по какому-то очень древнему плану. Говорят, что ступы усиливают добрые мысли людей и уничтожают злые мысли.
– А что это за древний план?
– Я не знаю.
– Выходя из посольства, мы спросили у охранника, где можно поймать такси. Он объяснил, что лучшим ориентиром будет помойка, запах которой мы почувствуем метров за сто. Шагая в указанном направлении, я вспомнил свои частые забавы на эту тему с детьми. Как-то я заметил, что у детей 6–7 лет просыпается страстное желание верить в чудеса; они смотрят на тебя широко раскрытыми глазами и верят во все, какие бы небылицы ты им ни рассказывал. Например, детям можно говорить, что ты, дядя, питаешься на помойке, куда добрые люди выносят еду, чтобы ее кушали бедные люди. Однажды я долго врал 7-летней дочери знаменитой актрисы Башкирии Тансулпан Бабичевой на эту тему. Через несколько дней Тансулпан позвонила мне и, смеясь, сказала:
– Ты что наделал, Эрнст! Моя дочь, оказывается, постоянно носит еду на помойку. Вчера полторта туда утащила.
Э. М.: Кстати, эта девочка, которая утащила пол-торта на помойку, впоследствии стала великолепной актрисой.
В те времена я даже сочинил стихотворение про помойку, мимо которой все время ходил на работу. Я и сейчас помню два четверостишья из этого стихотворения:
Вкусный запах помойки
Почуял однажды я,
Ботинки мои в набойках
Несут к помойке меня.
Помойки коснулся рукою,
Извлек из нее огурец
И, хоть и тошнило порою,
Я съел огурец, наконец…
Когда мы дошли до непальской помойки-ориентира, мы и в самом деле увидели около нее стоянку такси. В помойке копались несколько нищих. Они подняли на нас глаза, и я заметил их сытые, довольные и добрые лица.
В такси, напоминавшем ржавую консервную банку, я, продолжая думать о детях, вспомнил, что в 6–7-летнем возрасте они способны искренне верить в существование динозавров, которые водятся в местном парке. Обычно я «заливал», что бывают злые красные и добрые зеленые динозавры. Только к очень послушному и очень доброму мальчику (или девочке) может прилететь добрый зеленый динозавр, посадить его на свои крылья и унести в чудесную страну Шамбалу.
– А что такое Шамбала? – спрашивали дети.
– Это страна чудес, – отвечал я.
Только к очень-очень добрым детям когда-нибудь прилетит добрый зеленый динозавр, посадит на свои крылья и унесет в чудесную и добрую страну Шамбалу
Такси хрюкнуло и сильно завибрировало. Водитель поддал газа. Клубы дыма от плохо сгорающего неэтилированного бензина окутали нас. Что-то заскрежетало и хрустнуло.
– По-моему, мы разваливаемся, – послышался тревожный голос Селиверстова.
– Хоть бы довезла нас эта консервная банка. Темно вокруг.
Ящик для сбора чаевых
Такси все-таки довезло нас до гостиницы. Водитель, взяв деньги, добро улыбнулся, похлопал по бамперу своего «автомобиля» и ласково сказал:
– Вери олд кар, бат вери гуд (очень старая машина, но очень хорошая).
В холле гостиницы я обратил внимание на ящик, на котором было написано «Tip box». Английское слово «Tip» означает чаевые. Я, конечно же, как и все люди давал и даю чаевые в ресторане или кафе, но я делаю это как бы втихаря, исподлобья смачно поглядывая на официанта. А здесь предлагалось давать чаевые совершенно откровенно, опуская деньги в важно стоящий ящик. На дне ящика лежала сделанная на ксероксе фальшивая 100-долларовая бумажка.
– А почему Вы чаевые собираете в ящик, а не даете тихонько в карман? – спросил я одного из работников гостиницы.
– Вы знаете, сэр, – попал в замешательство этот работник, – люди ведь забывают давать чаевые. Вот мы и напоминаем.
– Ну и как?
– Да плохо кладут. Вот в ресторане, напоминать не надо, хорошо дают.
Бывший богатый человек
– А официанты с Вами делятся чаевыми?
– Да нет. Говорят, сами берите. Вот мы и стараемся.
– А чаевые, которые собираете в этом ящике, вы делите поровну среди работников гостиницы?
– Нет, директор гостиницы большую часть забирает себе. Он нищим отдает эти деньги.
– ..?
– Понимаете, сэр, директор гостиницы ведь тоже будет нищим.
– Как?
– Он очень богатый человек, у него много гостиниц.
– Ну и что?
– По непальскому поверью богатые люди в следующей жизни обязательно станут нищими. Директор наш это знает. Он понимает, что нищие люди тоже хотят кушать… рис.
– В вашей стране богатых людей любят?
– Любят, сильно любят.
– Почему? – недоуменно спросил я, зная, что богатеи редко где пользуются всенародной любовью.
– Народ их жалеет, ведь они будут нищими. А еще…, – работник гостиницы задумался.
– Что еще?
– Богатые люди отдают свои деньги на строительство религиозных храмов и непальских ступ. Они, богатые люди, знают, что если они отдадут деньги на это, то в следующей жизни они могут не стать нищими, а будут такими как мы – средним классом.
– Какая у вас зарплата?
– Шесть долларов, иногда восемь.
– В месяц?
– Да.
Непальская ступа в Катманду
– Хватает?
– Ну, как сказать… Зато я не нищий.
– А Вы лично на строительство религиозных храмов деньги жертвуете?
– Да, конечно.
– Но ведь Вам и так, наверное, не хватает…?
– Рис у нас дешевый.
– А мясо Вы едите? – не унимался я.
– Многие непальцы в квартире держат кур. Я тоже дома держу кур. Когда мы режем курицу, то едим мясо.
– Послушайте, в 1996 году, когда я впервые был в Катманду, на узкой улочке меня сверху облили каким-то зеленым вонючим дерьмом. Не было ли это..?
– Это был куриный помет, – работник гостиницы улыбнулся. – Непальцы растворяют куриный помет в воде и выливают из окна на улицу. Я тоже так делаю. А как же по-другому?
– М… да… А петухи по утрам кукарекают?
– Не только утром, но и днем.
– Значит… и Вы отдаете деньги на строительство храмов, хотя живете по российским меркам весьма небогато, – смутился я.
– Не только я, но и многие нищие отдают свои деньги, если, конечно, они у них появляются.
– Если богатые люди по вашей религии в следующей жизни станут нищими, то кем станут в следующей жизни нищие?
– Богатыми.
– Это точно?
– Точно.
– А религиозные служители, которым Вы жертвуете свои деньги, не воруют их?
– Мало воруют.
– Откуда Вы это знаете?
– Так говорят люди, которые работают в храмах.
Религиозные служители в Непале честные
– Значит, все же воруют?
– Очень мало воруют.
– Почему мало, а не много воруют?
– Они, религиозные служители, знают, что если будут воровать мало, то в следующей жизни они станут средним классом, как я, а если много – то станут нищими.
– А-а…
– Ламы и свами у нас честные.
– Из разговора с Вами я понял, что для каждого непальца ступы и храмы являются очень важным элементом жизни. Почему?
– Они, особенно ступы, делают людей добрыми, – уверенно ответил работник гостиницы.
– Откуда Вы это знаете?
– Я знаю это. Когда подойдешь к ступе, сразу добрее становишься. Я своих детей туда вожу, чтобы добрыми выросли.
Э. М.: Я абсолютно убежден, что эта нищая страна будет иметь хорошее будущее. Культ добра приведет к этому. Ведь пошла же Индия в гору, где тоже пропагандируется культ добра! А у нас расцвел культ денег, дошедший уже до стадии денежной шизофрении.
– А каким образом ступа влияет на человека?
– Глаза на ступе есть. Необычные глаза. Они смотрят на тебя и как бы укоряют за все плохое, что ты сделал. От этого взгляда не скрыться никуда. Каждый непалец должен посмотреть в эти глаза.
– А чьи это глаза?
– …
– Человека?
– Нет.
– Зверя?
– Нет.
– Бога?
– Нет.
– Ну, чьи же?
– М…м… Говорят, что это глаза Шангри-ла.
Каждый непалец должен посмотреть в эти глаза
– Шангри-ла – это же, вроде, Тибет! Глаза Тибета?!
– Ну, там, говорят, есть страна, где живут Боги.
– Шамбала?
– Вы, европейцы, называете ее так.
– А не глаза ли Будды это?
– Будда тоже пришел из Шамбалы. Его оттуда направили, чтобы он научил людей строить ступы.
– А какая она, по-вашему, Шамбала?
– Я не знаю… Наверное, это город, где живут Боги.
Я достал все непальские деньги, которые лежали у меня в кармане, и сунул в ящик для чаевых.
Работник гостиницы склонил голову и тихо проговорил:
– Сэнк-ю.
Наверное, Будду направили на Землю из Шангри-ла, чтобы он научил людей строить ступы
Потом я вышел на улицу, немного побродил по улицам и чуть не заблудился. По пути домой я увидел, как на «Мерседесе» важно проехал жирный будущий нищий.
Возвращаясь в номер гостиницы, я обратил внимание на возбужденные лица ребят.
– Ты знаешь, шеф, оказывается Рафаэль Гаязович в одной общаге жил с королем Непала, – рапортуя, сказал Селиверстов.
– В какой общаге?
– МГУ.
– Когда?
– Дело в том, что аспирантуру по биофизике я проходил в МГУ. В общежитии я жил в одной комнате с одним непальцем, который уверял меня, что он наследный принц короля Непала. Этот непалец тоже окончил МГУ и тоже был в аспирантуре. Помню, он говорил мне, что он – второй или третий принц и что жизнь его полна опасностей, так как принцы убивают друг друга, чтобы избавиться от конкурента на престол, – рассказывал Рафаэль Юсупов.
Рафаэль Юсупов: – Смотрю я на фотографию короля Непала и не могу понять, с ним я жил в одной общаге, или нет?
– Так его убили или нет? – спросил Равиль.
– А может, он сам кого убил, – высказал предположение Селиверстов.
– Вот я смотрю на фотографию короля Непала и не могу понять, с ним или не с ним я жил в одной общаге МГУ, – сказал Рафаэль Юсупов, углубившись в воспоминания. – Сколько лет прошло! Да и все непальцы на одно лицо.
– Я точно где-то читал, что один принц убил другого принца Непала. Интересно – кто кого? – заметил Селиверстов.
– Мне тоже это интересно, – добавил Рафаэль Юсупов.
Несколько дней мы потратили на скучные хождения в китайское посольство в Непале за визами на Тибет. Но ответа из Пекина все не было. Миссис Персис – президент туристической фирмы, организовавшей нашу поездку на Тибет, чтобы развеять тревоги пригласила нас к себе домой на ужин. Она по непальским масштабам была состоятельным человеком. Случайно заглянув на кухню, я заметил там солидного размера тазик. Помня, что Селиверстов обладает завидным аппетитом, (он съедает по 100 пельменей за раз), я предложил наложить ему полный тазик риса, обещая, что мой друг справится с поставленной задачей. Всех домочадцев, особенно детей, это привело в дикий восторг.
Сергей Анатольевич принял вызов и установил русский рекорд поедания риса.
– Ну как, вкусным был рис? – спросила миссис Персис.
– Очень, – ответил Селиверстов.
– Вы сыты? – засмеялась она.
– Да, – сказал Селиверстов.
Русский рекорд поедания риса
Чувствуя, что престиж России явно пошел наверх, Сергей Анатольевич еще удивил всех, выпив залпом полный стакан жуткого по качеству непальского виски.
Когда мы вышли на балкон покурить, Рафаэль Юсупов серьезным голосом спросил миссис Персис:
Э. М.: Сергей Анатольевич Селиверстов до сих пор обладает завидными пищеварительными способностями и умудряется при этом не разжиреть до безобразия. Во время экспедиции в Монголию (2006) он удивил монголов тем, что залпом выпил два стакана водки и съел бессчетное количество бозов – мантов с большим содержанием бараньего жира.
– А непальцы много едят?
– Хотя непальцы по размерам намного меньше, чем он, – миссис Персис показала на громадного Селиверстова, – иногда они могут съесть риса даже больше. Особенно много едят носильщики в горах. Куда помещается?! А вот йоги и отшельники могут обходиться почти без еды, съедая одну – две ложки риса или одну картофелину в промежутках между многодневными медитациями. Вот вы, врачи, можете мне это объяснить?
Миссис Персис и сытый Сергей Анатольевич Селиверстов
– Эх, как мало мы еще знаем о возможностях человеческого организма! – вздохнул эрудит Рафаэль Юсупов.
– А у нас по древнему поверью считается, – лицо миссис Персис стало серьезным, – что человек вообще может обходиться без еды, питаясь только духовной пищей. Божественная энергия заменяет пищу.
– В этих словах что-то есть, – сказал я по-русски, посмотрев на ребят. – Во время третьей гималайской экспедиции мы собственными глазами видели голых йогов, которые способны переносить страшный горный холод и обходиться почти без пищи. Говорят, что они питаются духовной пищей, которую получают во время медитации из космоса. А феномен Сомати!
– Может, божественная энергия у йогов способна материализоваться в пищу или сразу поступать в клетки организма, – высказал предложение Равиль.
Снова перейдя на английский, я сказал миссис Персис, что мы вынуждены признать существование какого-то неизвестного механизма энергообеспечения человеческого организма. Далее я попросил ее рассказать о том древнем поверье, которое утверждает, что человек способен питаться только духовной пищей.
– Я плохо знаю это поверье, – начала рассказывать миссис Персис, – но я помню, что эту способность дает людям Шамбала.
– Шамбала?
– Да.
Эти люди способны питаться только духовной пищей
– Шамбала сама выбирает, кому дать такую способность. Считается, что для получения этой способности надо смотреть в глаза, изображенные на непальских ступах и просить об этом. Глаза эти (не помню, с какой стороны ступы) смотрят туда, где на Тибете находится Шамбала.
– Значит, глаза на ступах смотрят на Шамбалу, – отметил я про себя. – Надо проверить – не соответствует ли направление взгляда направлению на священную гору Кайлас?
– Да уж! Мы тут о духовной пище говорим, а я вот только что…, – удовлетворенно выдохнул Селиверстов.
– Скажите, миссис Персис, Вы верите в то, что необычные глаза на непальских ступах являются причиной того, что люди в Вашей стране очень добрые? Посмотришь в эти глаза и становишься добрее? – спросил я.
– Ну уж, не все люди у нас добрые. Ведь… не все смотрят в эти глаза.
Рафаэль Юсупов стрижет Равиля Мирхайдарова
– Дорогая миссис Персис, люди у вас добрые, очень добрые, – с напором проговорил я. – Вы намного беднее Америки, России и многих других стран, но вы счастливее, потому что у Вас открытый взгляд, приветливые искренние улыбки, доброта в душе, низкая преступность.
– Мы, непальцы, не любим американские фильмы, – в них играют в доброту, убивая других.
Возвратившись в гостиницу, я в постели долго думал о глазах на непальских ступах. Не терпелось побыстрее приступить к исследованию ступ. Время у нас было – мы ждали китайские визы.
Утром я проснулся от какого-то жужжания. Рафаэль Юсупов на балкончике стриг Равиля. Я обратил внимание на худобу Рафаэля Гаязовича, которая особо подчеркивалась в сравнении с сочным Селиверстовым.
В городе Катманду находятся две огромные ступы – Сваямбанат и Будханат.
Ступа Сваямбанат расположена на высоком холме и характеризуется обилием там обезьян, в связи с чем в народе получила название Monkey Temple (Храм Обезьян).
Поднимаясь по лестнице к ступе Сваямбанат, мы и в самом деле увидели большое число обезьян. Рафаэль Юсупов, протянув руку к ним, издал смачный звук:
– Тю, тю, тю, тю, тю…
Одна из крупных обезьян, видимо вожак, услышав этот звук, всполошилась, подняла голову и зычно крикнула:
– У-а-у.
– Рафаэль Юсупов снова издал звук «тю, тю, тю, тю…», придав ему уже призывные интонации.
Рафаэль Юсупов в окружении обезьян
Обезьяна села на задние лапы, оценивающие посмотрела на Рафаэля и с негодованием закричала:
– У-а-у, у-а-у, у-а-у!
В ответ Рафаэль два раза отрывисто бросил:
– Тю, тю.
Обезьяна нахохлилась и замолкла.
Рафаэль Юсупов требовательным голосом по-русски сказал:
– Тю, я тебе говорю.
– Хр-р, хр-р, хр-р, – противно закричала обезьяна и сделала несколько прыжков в сторону своих сородичей.
После этого все обезьяны в разнобой стали истошно вопить:
– Хр-р, у-а-у; у-а-у, хр-р!
– Не понравился ты ей, – прокомментировал ситуацию Селиверстов.
Ступа Сваямбанат была прекрасна, несмотря на то, что она ремонтировалась. Из центра огромного белого купола возвышалось четырехгранное сооружение, на каждой стороне которого были нарисованы необычные глаза. Над четырехгранным сооружением высился ступенчатый конус, на вершине обрамленный чем-то наподобие колокола.
При взгляде на эту ступу было ясно, что глаза, изображенные на ней, смотрят на четыре стороны света.
– Скорее всего, глаза смотрят на север, юг, запад и восток, – подумал я.
– А точно ли на север смотрят «северные» глаза? – задался я вопросом и, достав компас, начал вымерять направление взгляда этих необычных глаз.
Стрелка компаса остановилась на отметке 600. Я перепроверил еще и еще раз, – все совпадало. Было ясно, что направление взгляда имеет западное склонение, равное 600.
– Почему так? – спросил я у самого себя, но тут же понял, что ответ очень прост. – Эта непальская ступа ориентирована не по современной, а по древней магнитной сетке, когда северным полюсом была гора Кайлас.
Ступа Сваямбанат. Направление взгляда необычных глаз ориентировано по древней магнитной сетке, когда Северным Полюсом была гора Кайлас
Я прекрасно помнил, что именно на 600 (то есть, на 6666 км) отклонилась ось Земли во время последнего Всемирного Потопа. Неужели ступа Сваямбанат была построена до Всемирного Потопа, то есть более чем 850 000 лет тому назад? Это вызывало большие сомнения, поскольку было хорошо видно, что при строительстве ступы использовались вполне современные материалы. Но было ясно, что ступа Сваямбанат была построена в память о допотопной древности. Что же она символизирует?
Еще и еще раз, задаваясь этим вопросом, я бродил вокруг главной ступы, натыкаясь на множество малых ступ и праздных туристов, фотографировавшихся на фоне этого творения непальского зодчества.
Ответа все не было. Я даже начал злиться на самого себя. Я осознавал, что комплекс ступы Сваямбанат символизирует что-то очень важное, значимое, то, что возникло еще до Всемирного Потопа или сразу после него и оказало большое влияние на дальнейшее развитие человечества. Но что?
Малые ступы
Я стал анализировать составные части главной ступы Сваямбанат. Что означает купол ступы? Чьи глаза изображены на ступе? Что означает ступенчатый конус? Что символизирует набалдашник на вершине ступы?
Мои мысли метались в бешеном темпе, не находя решения. Потом я почувствовал, что мысли мои слились в одну линию, потянулись в одном направлении… и я понял, что ступа Сваямбанат символизирует священную гору Кайлас, а… глаза на ступе смотрят на то место мира, где высится эта самая священная гора.
Я сбежал с холма по лестнице вниз, среди торговых рядов нашел международный телефон и позвонил в Уфу математику Шамилю Цыганову. К счастью он оказался дома.
– Шамиль, слышишь! Найди, пожалуйста, на математической модели глобуса город Катманду и найди гору Кайлас. Определи их точные координаты. Глаза на ступе в Катманду смотрят не на север, а в направлении, имеющем 600 западного склонения. В связи с этим уточни, не смотрят ли глаза на ступе в Катманду на гору Кайлас? Математически точно определи! Очень важно знать, куда же смотрят эти глаза? Через полчаса я перезвоню.
Мотаясь эти полчаса среди торговых рядов и отбиваясь от назойливых торговцев, я съел противное сладкое мороженное. В животе заурчало. Подойдя к телефонной будке, я с нетерпением вновь набрал номер телефона Шамиля Цыганова.
– Ну, как там, Шамиль? Что получилось?
– Ошибок почти нет, – послышался голос из далекой России. – Если глаза на ступе в Катманду будут смотреть на гору Кайлас, то мы будем иметь дело с западным склонением на 61,50. А у Вас при измерении компасом получилось 600. Это в пределах допустимой ошибки. Да и так все ясно: если глаза на ступе ориентированы по древней магнитной сетке, то они должны смотреть на Кайлас, ведь Кайлас был точкой древнего Северного полюса.
Глаза на ступе Сваямбанат смотрят туда, где находится то, что символизирует эта ступа – священную гору Кайлас
У меня заколотилось сердце.
– Спасибо, Шамиль! – крикнул я в трубку.
Сейчас я уже четко осознавал, что ступа Сваямбанат должна символизировать священную гору Кайлас. Это было очень важно, так как в преддверии путешествия на Тибет можно было, изучив комплекс ступы Сваямбанат, составить представление о том, что мы должны увидеть в районе Кайласа. Подсознание подсказывало, что если сама ступа Сваямбанат символизирует Священную гору, то расположенные вокруг нее малые ступы должны символизировать другие элементы… Города Богов, главной составной частью которого является сама гора Кайлас. Отсюда следовало, что Город Богов должен быть расположен вокруг горы Кайлас и что мы должны будем его увидеть. Каким-то нутром я чувствовал, что увидеть Город Богов нам будет нелегко: облака и туман будут скрывать древние монументы, а кислородное голодание на высоте 5000–6000 метров будет туманить воображение, взывая к естественному желанию выжить в этих условиях, когда физический порыв «Не умереть бы!» будет доминировать, отвергая научное любопытство и полет мысли. Но сейчас, именно сейчас, я ощутил, что там, в районе поднебесного Города Богов, можно будет вести целенаправленный поиск, можно будет заранее предсказать то, что мы должны увидеть, поскольку… комплекс ступы Сваямбанат даст нам подсказку.