Я очень рад, что вы читаете эту книгу. Сам факт говорит о том, что к родительским обязанностям вы относитесь серьезно и стремитесь выполнять их как можно лучше. Это хорошо. Для ребенка крайне важно, чтобы вы понимали, чего хотите добиться от него как родитель, и при этом имели все необходимые инструменты для выполнения своей миссии. Не беда, если вы испытываете трудности, пытаясь самостоятельно во всем разобраться, – это вполне объяснимо. Сегодня отовсюду звучит столько подчас противоречащих друг другу рекомендаций по воспитанию детей, что иногда трудно понять, что хорошо, а что плохо, что важно, а что не очень, на что следует обратить внимание, а на что можно закрыть глаза и как лучше реагировать, если чадо не оправдывает наших ожиданий.
Начнем с главной задачи развития ребенка: он должен разобраться в том, что он собой представляет – что знает и умеет, каковы его предпочтения, убеждения, ценности, черты характера, цели и жизненные ориентиры, – почувствовать себя комфортно в осознании себя и своих особенностей, а затем в согласии с этим жить и действовать. У вас как у родителя задача аналогичная: вам тоже необходимо понять, что представляет собой ваше дитя, спокойно признать существующую данность и в соответствии с ней помочь ему прожить жизнь. Конечно, вы стремитесь быть авторитетом, оказывать на него влияние. Вы хотите, чтобы он извлек пользу из ваших знаний, опыта, принципов и умел эффективно справляться с требованиями, которые предъявляет реальный мир в образовательном, социальном и поведенческом аспектах.
Этого баланса – между возможностью влиять на ребенка и способностью помочь ему жить согласно особенностям его личности – достичь довольно трудно. И именно из-за его нарушения происходит большинство конфликтов между родителями и детьми. Описанный в этой книге подход к воспитанию предполагает партнерство с ребенком, выстраивание отношений без конфронтации и применения репрессивных мер воздействия. Он поможет сохранить баланс и сделать общение с детьми открытым.
Однако книга преследует двоякую цель. Да, вы, безусловно, стремитесь к самым добрым отношениям со своим ребенком и хотите, чтобы он умел справляться с требованиями реального мира. Но одновременно вы как родитель хотите воспитывать ребенка так, чтобы развивать в нем позитивные человеческие качества. Люди способны как на бескорыстные, так и на подлые поступки. Внутренние задатки могут побуждать нас к состраданию и сотрудничеству, но нередко также к прискорбной бесчувственности и конфликтности с разрушительными последствиями. Людям присущи эмпатия, честность, способность к взаимопомощи, к пониманию того, как одни действия влияют на другие, к альтернативному видению ситуации и разрешению разногласий мирным путем. Такие качества будут востребованы в реальном мире. Именно их необходимо развивать и всячески поощрять. Предложенный в книге подход к воспитанию поможет вам в решении и этой задачи.
Как многим другим мамам и папам, вам может показаться сложным сохранить свое изначальное видение роли родителя в рутине повседневной жизни. Легко упустить из виду общую картину, если изо дня в день вы озабочены соблюдением ребенком чистоты, успеваемостью в школе, выполнением домашних обязанностей, посещением спортивных секций, кружков, встречами с друзьями, наконец, экзаменами и подачей документов в вуз. Но сохранение панорамного взгляда на воспитание стоит затраченных усилий, причем не только ради отношений с ребенком, но и потому, что вызовы, с которыми сталкиваемся сегодня мы и мир в целом, требуют проявления нами своих лучших качеств и демонстрации соответствующих действий. Придется поднимать планку, повышать свою эффективность, начиная с улучшения методов воспитания детей.
Коротко расскажу о себе. Я отец двух подростков и на собственном опыте испытал все взлеты и падения в процессе их воспитания. Это был самый увлекательный и поучительный опыт в моей жизни. Я двадцать пять лет проработал клиническим психологом, специализируясь на помощи детям с социальными, эмоциональными и поведенческими проблемами. Я работал с тысячами мальчишек и девчонок в самых разных условиях: в семьях, школах, отделениях психиатрических клиник, интернатах и тюрьмах. Помогли ли мои профессиональная подготовка и практический опыт психолога в воспитании собственных чад? Думаю, да. Но, как и всем родителям, мне нужно было узнать и понять своих ребят, выяснить, что они собой представляют, и уже на основании этого выстраивать свое поведение. И мне неоднократно приходилось корректировать его, поскольку малыши мои росли и менялись на глазах.
В своей первой книге «Взрывной ребенок»[1] я изложил подход к воспитанию детей с конфликтным поведением, который получил название «совместное решение проблем». Он позволяет родителям и педагогам меньше концентрироваться на изменении поведения детей и больше внимания уделять взаимодействию с ними в решении вопросов, вызывающих неадекватные поступки. С этим методом вы постоянно будете сталкиваться в этой книге, так как он вполне применим и к детям с более типичными проблемами и поведением. Дело в том, что на самом деле не так уж много различий между детьми «типичными» и теми, кого можно назвать трудными. Да, есть более несдержанные, агрессивные и легковозбудимые дети. Некоторые любят поболтать, другие молчаливы или вообще пользуются невербальным способом общения. Одни растут в благоприятных условиях, у других обстоятельства сложились не столь удачно. Одни живут со своими биологическими родителями, другие с одним родителем, или с мачехой (отчимом), или с приемными родителями, или с опекунами, или с бабушками и дедушками. Одним трудно учиться, другим – заводить друзей, третьи безуспешно борются с зависимостями: от наркотиков, видеоигр или социальных сетей. Одни ставят перед собой высокие цели, другие не слишком задумываются о своем будущем.
Но всем им нужно одно – родители, близкие или воспитатели, которые знают, как сохранить равновесие между ожиданиями и способностями ребенка, его предпочтениями, убеждениями, ценностями, чертами характера, целями и жизненными ориентирами; которые способны привнести этот баланс в повседневную действительность; которые помогают детям участвовать в решении проблем, влияющих на их жизнь, и которые используют для этого методы, способствующие развитию лучших человеческих задатков.
Персонажей книги я «списывал» с множества реальных детей и родителей, которых знал и с которыми работал. При этом все ее герои – фигуры обобщенные. В книге много историй с продолжением, иллюстрирующих ее темы и стратегии. И я очень надеюсь, что вы узнаете себя и своего ребенка в представленных мною персонажах и историях.
Некоторые из читателей, возможно, знакомы с идеями этой книги. Другие сочтут их весьма необычными. Не исключено, что некоторые вещи не соответствуют вашим нынешним представлениям, а стратегии могут показаться несколько чуждыми. Постарайтесь вникнуть в изложенное и попробуйте применить стратегии на практике – не раз и не два. И тогда велика вероятность того, что постепенно вы овладеете ими и они будут нравиться вам все больше и больше.