1.1. Ребенок с кохлеарным имплантом
1.2. Как ребенок с кохлеарным имплантом слышит, понимает речь окружающих и говорит
• Изменения в поведении ребенка в начальный этап использования кохлеарного импланта
• Изменения в поведении ребенка после длительного опыта использования кохлеарного импланта
1.3. Значение умения слушать для обучения и развития ребенка с кохлеарным имплантом
1.4. Условия, затрудняющие ребенку с кохлеарным имплантом понимание речи учителя
• Влияние акустических условий в классе
Расстояние
Направленность звука
Шум
Реверберация
• Особенности речи учителя
Ребенок с кохлеарным имплантом (КИ) – это ребенок, который был глухим с рождения или стал глухим в результате заболевания и которому была проведена операция кохлеарной имплантации – внедрение специального устройства во внутреннее ухо. Благодаря КИ ребенок слышит речь, даже шепотную, а значит, он потенциально может научиться понимать речь окружающих и говорить на уровне, близком к нормальному, и может обучаться в общеобразовательной школе. Операция кохлеарной имплантации проводится ребенку на одном ухе или обоих ушах.
Слышать и понимать речь – не одно и то же. Мы с вами отлично слышим китайскую, испанскую и любую другую иностранную речь, даже если говорят шепотом. Но… Мы ее не понимаем. Поэтому надо отдельно обсудить, как ребенок с КИ слышит и как понимает речь.
То, как ребенок с КИ слышит и реагирует на звуки и голоса окружающих, в основном, зависит:
• от того, правильно ли настроен имплант;
• от длительности использования КИ;
• от регулярности использования слухового аппарата до операции.
Слух ребенка с КИ приближается к нормальному слуху. Ребенок, у которого процессор КИ правильно настроен, слышит все звуки речи на расстоянии 4–6 м. Это позволяет ему узнавать знакомые слова, произносимые обычным голосом на расстоянии 6 м, а шепотом – на расстоянии не менее 2–3 м. При этом ребенок с КИ может сначала не реагировать на звуки, которые он слышит, потому что у него еще не сформировано слуховое внимание, а его мозг не умеет узнавать звуки.
То, как ребенок с КИ понимает речь окружающих, зависит также от следующих факторов:
• знает ли ребенок значение слов и грамматические правила (т. е. знает ли он этот язык – русский, татарский, грузинский, немецкий, башкирский и др.);
• умеет ли мозг ребенка анализировать речь как звуки и извлекать из них информацию, необходимую для узнавания слов и предложений;
• есть ли у него в памяти слуховые образы слов, позволяющие ему быстро узнавать слова при восприятии речи на слух.
Степень понимания речи ребенком определяется прежде всего тем, в каком возрасте он потерял слух: до или после овладения речью. Небольшое число детей с КИ потеряли слух после овладения речью (после 5 лет) – их называют постлингвально- или позднооглохшими. В памяти таких детей есть информация, необходимая для восприятия речи, поэтому они быстро научаются слышать и понимать речь с КИ после операции. Кроме того, они научились говорить до того, как потеряли слух.
Большинство детей с КИ – глухие либо с рождения, либо с очень раннего возраста, т. е. они потеряли слух до того, как научились понимать речь и говорить. Их называют долингвально или ранооглохшими. Долингвально оглохшим детям после имплантации требуется много времени, чтобы научиться слышать, понимать речь и говорить. При этом следует иметь в виду, что существует критический возраст, когда наиболее интенсивно развиваются слуховые и речевые центры мозга, – возраст до 3 лет. Поэтому имплантированный в раннем возрасте ребенок понимает речь и говорит лучше ребенка, начавшего использовать КИ в школьном возрасте.
Умение ребенка говорить тесно связано с тем, как он понимает речь окружающих (определяется объемом пассивного словаря и знанием правил грамматики), и с тем, насколько слитно и разборчиво произносит звуки речи. Умение ребенка говорить зависит:
– от возраста потери слуха (постлингвально оглохшие дети обычно говорят лучше, чем долингвально оглохшие);
– от возраста имплантации (лучше говорят дети, прооперированные в раннем возрасте, т. е. до 2 лет);
– от возраста, в котором ребенок начал постоянно использовать слуховые аппараты и заниматься с сурдопедагогом (у детей, которые начали заниматься в возрасте до 1 года, речь лучше);
– от методики коррекционной работы, которая использовалась сурдопедагогом для занятий с ребенком;
– от наличия у ребенка дополнительных речевых и других нарушений, которые имеются у части детей с КИ.
У детей с КИ может быть различная степень разборчивости речи и высокий или низкий уровень владения языковой системой. Приведем два примера.
1. Ребенок обладает разборчивой речью, но при этом у него маленький словарный запас. Такому ребенку будет сложно понимать речь окружающих, он будет испытывать значительные трудности при говорении и общении (чтобы что-то сказать, надо знать, что сказать).
2. Ребенок обладает развитой языковой системой (словарь, грамматика), но речь его не очень разборчива. Такой ребенок будет существенно лучше понимать речь учителя, усваивать материал уроков и общаться с одноклассниками.
Итак, возраст, в котором проведена операция кохлеарной имплантации, и уровень развития речи у школьников с КИ могут быть разными. Одним детям операция проведена в школьном возрасте. Другим детям имплантацию провели в возрасте 1–2 лет и даже раньше. Один ребенок может прийти в класс сразу после подключения процессора КИ, другие – уже имея большой опыт слушания с КИ. Но общими для всех детей являются:
– изменения в поведении после операции кохлеарной имплантации и подключения процессора КИ;
– проблемы восприятия и понимания речи окружающих;
– особенности развития понимания речи и собственной устной речи.
На начальном этапе ребенок осознает, что он слышит больше звуков и что они отличаются от тех, которые он слышал раньше со слуховыми аппаратами. Он лучше слышит свой голос и речь, учится слышать различия между знакомыми и незнакомыми звуками.
В первые недели использования КИ у детей могут быть разные реакции на расширение возможности слышать.
1) Ребенок становится молчаливым и настороженным.
2) Он проявляет волнение и интерес, когда слышит новые звуки.
3) Ребенку не нравятся новые звуки, он разочарован новым звучанием знакомых звуков и речи.
4) Он ищет источник звука или говорящего.
5) Он часто отводит передатчик КИ от головы и возвращает его на место, прислушиваясь к своим ощущениям.
6) Он чаще пользуется голосом и речью для общения.
7) Ребенок говорит менее разборчиво, чем раньше (если имел высокую степень развития речевых навыков).
8) Он становится возбужденным и более привязчивым к взрослому.
9) Ребенок больше устает в течение дня, чем раньше.
10) Ребенок становится более активным, чем обычно.
1) Ребенок понимает речь говорящих с ним взрослых и детей.
2) Ребенок может общаться по телефону.
3) Ребенок узнает, какой был звук, особенно, если обстановка была шумной и его внимание было отвлечено чем-то другим.
4) Ребенок понимает то, что ему говорят в классе, на перемене, на улице, в магазине и прочих местах, где много других людей.
5) Ребенок говорит разборчиво.
Изменения в поведении ребенка в течение первого года использования КИ зависят от исходного уровня сформированности у ребенка умения слышать, понимать речь и говорить. Благодаря занятиям с сурдопедагогом и вследствие спонтанного развития умения слышать у ребенка появляются следующие изменения в поведении:
– ищет источник звука;
– прислушивается к разным звукам, в том числе и тихим;
– узнает разные звуки окружающего мира и адекватно реагирует на них (звонок в дверь, звонок телефона, сигнал домофона, звук микроволновки и др.);
– откликается на свое имя;
– узнает знакомые слова и короткие фразы;
– умеет имитировать интонацию и громкость голоса взрослого;
– повторяет незнакомые слова с разной степенью точности;
– понимает больше слов и фраз (увеличивается словарный запас и развиваются грамматические представления).
Устная речь у ребенка развивается медленнее, но и в ней происходят изменения:
– начинает произносить новые звуки, в том числе и те, которые он не слышал в слуховом аппарате, – [с], [ц], звуки невидимой артикуляции – [г], [к], [х];
– говорит больше слов и фраз;
– улучшается произношение (у ребенка, владевшего речевыми навыками).
При этом у детей, которые до операции пользовались остаточным слухом и имели речевые навыки, слух и речь развиваются быстрее.
1) Ребенок знает и понимает на слух больше слов (увеличивается словарный запас, осваиваются правила словообразования и словоизменения).
2) Он понимает сложные и длинные предложения, лучше воспринимает речь учителя и усваивает материал уроков (благодаря увеличению словарного запаса, развитию грамматических представлений, увеличению скорости обработки речи).
3) Ребенок понимает речь в шуме, речь незнакомых людей. 4) Он понимает речь нормального темпа лучше, чем это было раньше.
5) У ребенка улучшаются произношение и интонационные характеристики речи.
6) Ребенок говорит больше слов, использует более длинные и сложные предложения, чем ранее.
7) Речь ребенка становится грамматически более правильной, чем была ранее.
Подробнее об этапах развития слуха и речи у детей с КИ см. в разд. 5.5.
Для ребенка с КИ очень важно умение хорошо слушать и слышать, потому что благодаря этому у него развивается умение понимать речь окружающих и говорить, мышление и навыки общения. Эти умения и навыки необходимы для овладения школьной программой, а также для общей социальной адаптации ребенка. У ребенка с нормальным слухом умение слышать, как инструмент для формирования речи, развивается в течение первого года жизни. Благодаря этому умению и общению со взрослыми ребенок спонтанно без всякого целенаправленного обучения к 3 годам научается понимать речь и говорить в обычных коммуникативных ситуациях, а к 5–7 годам овладевает всеми компонентами родного языка – лексикой, грамматикой, произношением.
С КИ у глухого ребенка появляется возможность слышать, но, чтобы он научился хорошо понимать речь и говорить, важно создать для ребенка следующие условия:
– возможность постоянно слышать речь и общаться при помощи речи;
– необходимость постоянно слышать речь и общаться при помощи речи;
– потребность постоянно слышать речь и общаться при помощи речи.
Учитель должен знать, что помогает и что затрудняет ребенку с КИ восприятие речи и как ему можно помочь в развитии речевых навыков.
Независимо от длительности использования ребенком КИ есть общие проблемы восприятия им речи учителя в классном помещении.
Ребенку с КИ так же, как и другим детям с нарушенным слухом, трудно воспринимать речь учителя и других учеников:
1) на расстоянии;
2) на фоне разных шумов (речь и шум от движения окружающих людей, шум улицы, шум различных устройств, шагов и многое другое);