Хроника спасения души

Книга Алексея Хазанского построена хронологически, под каждым стихотворением есть дата. Мы видим, что поэт дарит нам лирические мгновения своей жизни за два года, с осени 2021 до зимы 2023 года, и насыщенное лирическое повествование, где в каждом тексте поэт являет нам себя с разных сторон. Лирический герой равен автору, это видно с первых страниц, и он обнажает перед нами душу, ранимую, тонкую, блуждающую, светлую душу поэта XXI века. Не случайно книга называется «В лабиринтах Истины». Только движение, только попытки выбраться, найти выход к свету – вот сквозной мотив корпуса текстов.

Из тех лабиринтов, что внутри тебя, сложнее выбраться, чем из реальных. И только поэзия способна решить эту задачу. Для Хазанского поэзия – это душеспасительное занятие. Эта книга – своеобразная хроника спасения души. Отсюда такая точность в датах. Поэт словно изучает себя, бродящего в своих лабиринтах. И чем сильнее эмоция на каждом повороте, тем сильнее надежда на счастливый финал.

Можно долго роптать на жестокость людскую,

Отказаться от веры, проститься с мечтой.

Но какой бы дорогой ни шел ты вслепую,

Та, которой достоин, и будет судьбой.

Это строки из открывающего книгу стихотворения «Судьба». Здесь много заложено. Из этих литературных корней постепенно вырастает древо книги.

Какова же судьба поэта? Она, по Хазанскому, многогранна. В ней есть и бесконечная тяга к перемещению, к желанию куда-то уехать и начать все с чистого листа. Эта почти онегинская охота к перемене мест определяется не хандрой, а постоянным чувством неудовлетворенности. То есть здесь куда больше экзистенции, чем тоски.

А мне б уехать, хоть куда-нибудь,

Укрыться на окраине вселенной.

И попытаться вновь найти свой путь,

Почувствовав желанье перемены.

Конечно, судьба поэта – это во многом судьба идеалиста. Он всегда нуждается в иррациональном. Тут и образ музы, и надмирный образ женской сущности, и путеводная звезда. Всякий человек нуждается в некоем наставнике-поводыре, для поэта это, как правило, нечто не сущностное, это образ, это ведет незримо, но всегда присутствует. Это индивидуальное явление. Что путеводная звезда для поэта – то ничто для обывателя. Хазанский вот так подчеркивает эту черту поэтической судьбы:

Звезда ты моя путеводная,

Терзаешь мне сны ночью каждою.

Болею бездомной свободою,

Бессмысленной жизнью бродяжною.

Живу в ожиданье неистовом,

Питаясь бедой и тревогами.

С тобою беседую мысленно,

Шагая печали дорогами.

Без сомнения, поэта Хазанского не могут не волновать размышления о сути творчества. Тут разные времена знавали разные модели поведения, кто-то эпатировал излишним эстетством, кто-то отрицал предшественников. Хазанский занимает такую позицию, что поэзия важнее поэта, что ему не стоит чересчур напирать на собственное литературное эго, что секрет в том, чтобы ощущать свою малость, чтобы сверять свои катрены по высшим образцам мировой поэзии и встраивать свой голос в божественный хор, а не пытаться кого-то перекричать.

Я не пишу особенных стихов.

В них, отраженьем, краски дня земного,

Полет мечты, под мерный ход часов,

И опыт жизни с каждым мигом новым.

А между строк прощаний грустный плен,

Рутина дней, под всполохи надежды,

Неистовая жажда перемен

И теплота к тому, что было прежде.

Внешний мир, его описание, его понимание, своеобразное с ним примирение для Алексея Хазанского не менее важны, чем эмоционально метафорические ряды. Он тонко чувствует соотношение детали и общей картины, он предельно конкретен и предметен, но предмет ему нужен для придания ему чуть иного смысла. Мир в глазах поэта меняется, самая обычная вещь может стать поводом для поэтического взгляда. Здесь Хазанский продолжает традиции акмеистов.

На улице с утра тревога,

Ненастье – сильный снегопад.

В сугробах спряталась дорога.

Машины едут наугад.

Скользят по рытвинам и каше,

На нерве бьются иногда.

В одном котле – дороги наши

И ротозеев череда.

Но не только гармония сопутствует судьбе поэта. Непонимания, отверженность, изгнанничество тоже имеют место быть. Ощущение доли поэта как доли человека, не понимаемого другими, в творчестве Хазанского выражено ярко и в довольно большом количестве текстов. И нет ни капли нытья, лишь гордое понимание своего удела, лишь преданность русскому слову и правде бесконечного поиска истины.

Не каждому дано узнать подобное.

Поэту, может, чаще, чем другим.

Порою жизнь ему как место лобное,

Не понятый он миром и гоним.

Избыток чувств его – для кельи пыточной,

В которой инструментами – судьба.

Надежды и мечты подчас – несбыточны,

Ведь главной пыткою – с собой борьба.

Ну, само собой разумеется, куда же русской поэтической натуре без любви. Влюбленность в разных ее ипостасях исследуется Хазанским пристально и чувственно. В этих строках он ведет с читателем откровеннейший диалог, делится самым сокровенным, и все пронизано восхищением к предмету обожания.

В одном секрет моих мгновений —

Дышать с тобою в унисон.

Ты – мой источник вдохновенья

И главный в жизни камертон.

Покой в душе, когда ты рядом.

Твое касанье – добрый знак.

Мне больше ничего не надо,

Лишь видеть глаз твоих маяк.

Два года поэтической жизни Алексея Хазанского мы проживаем вместе с ним. И они наполнены свежим воздухом русской поэтической школы, одним из заметных представителей которой является автор этой книги.

Максим Замшев,

главный редактор «Литературной газеты»

Загрузка...