Итак, мы выяснили основные мотивы того, почему люди хотят сняться в кино, и теперь пришло время понять, с чего начать, чтобы нас позвали на съемки. Хотя сразу сделаю акцент на формулировках. Правильным и логичным будет дополнить этот насущный вопрос уточнениями: где, у кого и как попроситься на киносъемки, чтобы на них пригласили?
Помните бородатый анекдот про молящегося в храме человека, когда он нескончаемо вопрошал Всевышнего дать ему выиграть миллион в лотерею? Творец долго терпел эти мольбы и в итоге сказал молящемуся: «Хорошо, Я помогу тебе выиграть миллион, но для начала купи хотя бы один лотерейный билетик!» Примерно то же самое происходит и с нашими ожиданиями о съемках. Если мы хотим, чтобы нас пригласили и предложили нам роль, то как минимум нужно заявить о себе, о том, что мы в принципе существуем.
Сделать это сегодня благодаря интернету очень легко и вариантов несколько. Первый вариант: я ищу и откликаюсь. Чтобы реализовать его, нужно найти тематические ресурсы (форумы) и на них – подходящие темы, где кастинг-менеджеры уже ищут людей с определенными характеристиками, в том числе и тех, кто никогда не снимался в кино. Самый простой и рабочий вариант для начинающих актеров – это сайт massovki.net. Изучите все разделы этого сайта и откликайтесь только на те запросы, где вы действительно подходите по параметрам и сможете в указанный день быть на съемках.
Второй вариант – это размещение информации о себе в актерских базах, чтобы уже вас искали в тематических рубриках определенных сайтов. Как это правильно сделать, что следует писать о себе, какие фото лучше разместить, мы разберем ниже.
Думаете, попасть в актерскую базу сложно? Проще простого: прошли по ссылке и оставили информацию о себе. Вот некоторые примеры известных актерских сайтов: massovki.net, kinolift.ru и еще около сотни других. Но давайте поразмыслим: кто ходит по этим базам и отбирает актеров на роли? Делают это те, кто связаны с киноиндустрией, и среди ищущих – не только бригадиры, кастинг-менеджеры, но и агенты, кастинг-директора и даже продюсеры и режиссеры. Этот факт говорит о том, что вы, как и все остальные актеры, – товар на полке, и покупателей не так уж и мало. Вот почему следует хорошенько упаковать себя, и первый контакт покупателя с вами происходит через вашу обложку – ваше фото, то, на чем покупатель останавливает свой взгляд всего на мгновение, после чего принимает решение: листать дальше или заглянуть в вашу анкету. Чтобы кому-то захотелось открыть вашу анкету, вы просто обязаны сделать качественную фотосессию.
Чтобы ищущий актеров специалист обратил внимание именно на вашу фотографию, она должна быть не просто красивой, но и соответствовать требованиям покупателя, которые он предъявляет к фото.
Профессиональные фотографы, делающие актерские фотосессии или видеовизитки, знают требования режиссеров и кастинг-директоров. Иногда услуги фотографа оказывают люди с большим опытом работы на съемочной площадке, операторы и режиссеры. Эти эксперты точно знают, как нужно вас снимать. Поэтому если вам повезло и вы обратились к такому специалисту, просто доверьтесь ему.
Существует ряд правил при фотосъемке на актерское портфолио, и о них следует поведать. Во-первых, требования к актерским фотовизиткам в российской киноиндустрии разнятся с западной. Скорее всего, раз вы читаете эту книгу, вам нужны фотографии, качество которых устроит именно российских режиссеров. Бюджет приличных актерских фотографий в Москве начинается от 40 долларов и стремится к 300 долларам за фотосессию. В нее обычно входят около 200 фотографий, 6 из которых будут обработаны или просто отобраны фотографом. Иногда в стоимость фотосессии уже включены услуги визажиста и, как правило, оплачена фотостудия.
В целях экономии средств или при отсутствии времени начинающие актеры могут сделать фото самостоятельно и даже на свой мобильный телефон, однако следует помнить о том, что от вас требуется портрет (крупное фото вашего лица в фас), иногда – фото по пояс и реже – фото в полный рост. В вашем арсенале хорошо бы иметь все эти варианты, так как запросить могут любой. Но на практике просят выслать не более 6 актуальных фотографий. Освещение на ваших фото должно быть хорошим, а значит, камерой мобильного телефона лучше всего сниматься на улице при естественном свете. Нередко это делают и профессионалы на свои фотоаппараты. В помещениях никакие вспышки на мобильниках и дополнительные лампы не смогут отобразить ваше лицо, как нужно. В худшем случае может произойти обратный эффект, когда тени и искажения просто обезобразят ваш светлый лик. Конечно, после просмотра таких фотографий человека никуда не пригласят. Лучше всего, чтобы на заднем плане был однотонный фон. Ваша одежда должна быть не вызывающей, а элегантной, но неброской. Ведь главное, что есть на фото, – это вы, ваше лицо, глаза и ваша эмоция, которую вы передаете. Многие кастинг-директора, режиссеры не любят излишеств в косметике, и в большинстве случаев допускается минимальный мейкап, или он полностью должен отсутствовать. Волосы собраны или, по крайней мере, не закрывают лица. Не стоит приукрашивать себя и пытаться сфотографировать с какого-то необычного ракурса (сверху, снизу, со спины). Снимайте прямо – в анфас. Не стесняйтесь своих особенностей. Большой или маленький нос, оттопыренные уши, веснушки… – все это ваша естественная физика и, возможно, именно это потребуется в картине, а значит, выберут именно вас. Самое главное правило, когда вы делаете свои фото, – это быть честным, не вводить в заблуждение тех, кто отбирает актеров по фото, чтобы не вышло так, что вы на фотографии и вы в реальности – это два разных человека.
Если вы решили сниматься постоянно и стать профессиональным актером, то в таком случае сделать актерские фотопортфолио вам просто необходимо. Более того, раз в год вы должны их обновлять. Чем хороша фотосессия у профессионала: он знает не только, как вас сфотографировать и что именно требуют режиссеры. Профессиональный фотограф сумеет зафиксировать в соответствии с вашим амплуа вашу энергию, ваш характер так, что режиссеру будут понятны и ваша физика, и ваша энергетика, с которыми ему работать.
Это то, что требуется от вас также непременно, как и фотографии. Многие режиссеры хотят сразу понимать, насколько гармонично этот актер (актриса), чье фото они только что отобрали, смотрится в кадре. Поэтому для человека, ступившего на тропу серьезной актерской работы, вторым важным инструментом в его арсенале наряду с фотовизитками должна быть и видеовизитка.
Я для себя определил два формата видеовизиток. Первый – профессиональный, когда я весь такой красивый в дорогой студии у известного оператора делаю все, что он говорит: читаю монологи, рассказываю смешные истории, пою, плачу, удивляюсь… и за все это я плачу около 150 долларов. А второй вид – это когда я иду по улице, и тут мне в актерскую закрытую группу прилетает сообщение: «Срочно, для тех, кто соответствует данным параметрам, просьба выслать видеовизитку (или самопробу)». Вот тут я замедляю ход, нахожу подходящий фон (обычно это просто стена), включаю селфи-режим и на хорошем крупняке (на расстоянии вытянутой руки или ближе) делаю стандартное представление, рост, возраст, размеры и отыгрываю самопробу (высланный в задании текст). Обычно уже в течение 10 минут мне приходит ответ: «Вас утвердили», – но иногда приходится ждать, так как утверждение происходит в конце смены, а это, как правило, после 9 вечера. Если в течение суток ничего не пришло, не переспрашивайте и не раздражайте кастинг-менеджеров – вас, скорее всего, не утвердили.
Многие сейчас возразят и скажут, что это непрофессионально и нужно писать пробы также качественно в студии или хотя бы в соответствующей обстановке, на хорошую камеру. Смею не согласиться с этим, потому что сейчас я говорю об обычных эпизодах со словами. Здесь вы абсолютно никому не нужны, и для бригадиров или кастинг-менеджеров очень важно просто быстро накидать на утверждение режиссеру варианты. Если режиссера устроила хоть одна из кандидатур, он пишет кастинг-менеджеру: «Утверждаю эту (или этого)», – после чего вам приходит сообщение от кастинг-менеджера, что вас утвердили, а в группу бригадир сообщает, что актер в этот проект утвержден и тема закрыта. По сути, кастинг-менеджер или бригадир – это оперативный посредник, представляющий интересы режиссера, стоящий между актером и режиссером. Ему все равно, кого утвердит режиссер, главное, чтобы он утвердил актера быстро, иначе бригадиру (кастинг-директору) придется очень несладко, и нужно будет разыскивать все новые и новые варианты, пока режиссер не скажет: «Да!» Именно поэтому глупо умолять кастинг-директора или бригадира взять вас в фильм, сулить им какие-то откаты за утверждение. Утверждают на роль не они. Но и ссориться с этими посредниками не стоит, так как ваша заявка-отклик попросту может не дойти до режиссера. Дружите со всеми и ни с кем не ссорьтесь!