Как появилась эта книга

Идея этой книги возникла у меня еще в 1974 году. В то время я учился в магистратуре и встречался с девушкой. Тем не менее, существовала одна проблема. Моя девушка страдала от сексуальной зависимости и поэтому иногда вела себя неадекватно с другими мужчинами. Мы начали встречаться с ней еще в школе, и все это время я пытался относиться с пониманием к ее заболеванию. Со стороны наши отношения выглядели довольно странно. Я несколько раз собирался расстаться с ней из-за ее неподобающего поведения, затем прощал ее, что сопровождалось бурным примирением, но потом она опять принималась за свое, и все начиналось сначала.

В то время я работал над своей докторской диссертацией. У меня было два замечательных научных руководителя – Говард Уильямс и Норман Спринтхолл. Я получил от них множество жизненных советов, но самый важный урок они преподали мне тогда, когда в один прекрасный день объявили мне, что весьма озабочены моими отношениями с этой девушкой. В тот момент я в очередной раз собирался помириться с ней. Норман Спринтхолл взглянул на меня и сказал: «Вы ведете себя как Чарли Браун и Люси ван Пельт с футбольным мячом». Он имел в виду повторяющийся эпизод из комикса «Мелочь пузатая» (Peanuts), в котором Люси каждый раз убирает мяч именно в тот момент, когда Чарли собирается ударить по нему. До меня начало кое-что доходить. Затем он добавил: «Знаешь, а это можно легко прекратить». Выдержав многозначительную паузу, он подытожил: «Больше никакого футбола!» Это стало самым важным советом по поводу моей личной жизни из всех, которые я услышал во время обучения в магистратуре.

Этот разговор помог мне найти в себе некую новую сторону, полностью оценить которую я смог лишь через несколько десятков лет. В дальнейшем каждый подобный негативный опыт учил меня чему-то новому. Через некоторое время я осознал, что чувствую определенную связь с людьми, которые причинили мне боль, и сохраняю с ними обычные отношения несмотря на то, что они предали меня или воспользовались мной. Подобная модель поведения, заключавшаяся в необъяснимой привязанности ко всем этим людям, отражалась на моих личных, интимных и профессиональных отношениях, а также на моем финансовом положении. Тогда я уже работал психотерапевтом и видел эту модель поведения и у других. Я начал собирать информацию о различных примерах подобных отношений. Постепенно в моей голове сложилась общая картина этой проблемы вместе с возможными способами ее решения и дальнейшего преодоления.

Эта проблема называлась «узы предательства». Оказалось, что предательство патологически обостряет в человеке чувство привязанности, что обычно возникает в случае страха или опасности. Написание книги об этом стало для меня настоящим вызовом. Сперва я увидел, что психотерапевты, работавшие с травматическим или посттравматическим стрессом, обнаружили у своих пациентов те же симптомы, что и специалисты, изучавшие аддиктивные расстройства. Но при этом врачи из одной области практически ничего не знали о том, что происходит в другой. Более того, они пользовались разной терминологией. Когда дело касалось психологических травм, специалисты использовали более философский термин «объектные отношения», обозначая им особую привязанность, которую люди, пережившие подобную травму, чувствовали к тем, кто нанес ее им. При этом данная теория шла вразрез с общими тенденциями, существующими в сфере изучения таких травм. Что же касается врачей, изучавших различные виды зависимости, то они оперировали термином «навязчивые отношения», наделяя их таким образом чертами аддиктивных расстройств. Однако эти отношения были так сильно связаны с той или иной зависимостью и навязчивым поведением, что они практически терялись на фоне более серьезных последствий зависимости. Специалисты знали о том, что причиной аддиктивного расстройства часто являлась эмоциональная травма, но не могли связать это с навязчивыми отношениями.

Позднее я обнаружил, что психотерапевты, специализирующиеся на вопросах семьи и брака, смогли дать понятное объяснение тем принципам, которые управляли этой болезненной привязанностью. Теперь мне предстояло свести все эти комплексные исследования в единую систему, понятную простому читателю. Если вы являетесь специалистом в данной области, то всю информацию по использованным мной источникам найдете в ссылках и библиографии.

Другим стимулом, заставившим меня взяться за эту книгу, стал мой исследовательский проект: я в течение шести лет наблюдал за людьми, излечившимися от сексуальной зависимости, и их семьями. Его результаты были опубликованы в книге «Не называйте это любовью» (Don’t Call It Love). В ней я описал этапы, через которые проходит человек, переживший психологическую травму, прежде чем к нему приходит осознание того, что ему нужно что-то менять. Хотя этот проект был связан у меня и моих коллег с долгими и утомительными исследованиями, он позволил мне понять психологию людей, переживших предательство. Все это в итоге стало основой для данной книги.

Иногда меня обвиняют в том, что в своих трудах я затрагиваю довольно болезненные и неприятные темы. Несколько раз ведущий конференции, в которой я принимал участие, шутил, что мою книгу «Мягкий путь» (The Gentle Path) следовало бы назвать «Жесткий путь». При этом все смеялись, и я в том числе. Причина этого смеха была мне вполне понятна – общеизвестно, что восстановление после эмоциональной травмы требует невероятной смелости, колоссальных усилий и честности перед самим собой. Часто люди, прочитавшие мою книгу «Выйти из тени» (Out of the Shadows), признавались мне в том, что поначалу им было довольно тяжело читать ее. Думаю, что эта книга об узах предательства тоже может оказаться не слишком приятной для некоторых читателей.

Несмотря на все это, я глубоко убежден, что литература может изменить мировоззрение человека. Иногда мне кажется, что мои коллеги психотерапевты считают, что их пациенты могут осознать свою болезнь лишь в результате индивидуальной и групповой терапии, а также медицинского вмешательства.

Эти три метода, разумеется, тоже важны и даже необходимы. Тем не менее, те пациенты, которые изучают литературу о своем заболевании, способны признаться себе в том, о чем они не готовы сообщить своему психотерапевту или товарищам по группе психологической поддержки. Поэтому мне хотелось написать книгу, которая могла бы послужить ориентиром для людей, ставших жертвами токсичных отношений. Для этого я поставил себя на место такой жертвы, чтобы описать эмоциональное состояние, которое возникает у нее в результате подобного негативного опыта.

Как и все остальные, эта книга тоже начиналась с моего желания помочь самому себе. Я бы очень хотел, чтобы она оказалась у меня под рукой в 1974 году.

Я посвящаю эту книгу моим учителям Норману Спринтхоллу и Говарду Уильямсу. Спасибо вам за все, что вы сделали для меня.

За годы, прошедшие с момента выхода в свет ее первого издания, мы успели достаточно хорошо изучить психологические травмы и различные виды зависимости, а также то, как они влияют на мозг человека. Теперь мы знаем многое как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого мозга. С даты выхода оригинального издания этой книги прошло уже более двадцати лет. Эти годы были отмечены небывалым развитием технологий. За последние десять лет социальные сети полностью изменили формат нашего общения друг с другом. Теперь мы можем спокойно наблюдать за повседневной жизнью других людей. В сети Facebook на данный момент зарегистрировано более миллиарда пользователей. Мы достигли небывалого уровня публичности. Каждый месяц миллиард человек смотрит видеоролики на YouTube, а каждую минуту туда загружается 100 часов видеоконтента.

В 1982 году премию «Человек года» по версии журнала Time получил персональный компьютер, хотя он и не был человеком. В то время в США использовалось около 10 миллионов компьютеров. В 2016 году во всем мире их существовало примерно два миллиарда. Появление смартфонов кардинально изменило наши возможности, позволив нам подключаться к Интернету практически из любого места и оставаться на связи с другими людьми.

Весь этот технический прогресс неизбежно влияет на наше общение друг с другом и наше моральное состояние.

Живя в современном обществе, мы постоянно сталкиваемся с историями, связанными с различными видами предательства (супружеские измены, нарушение своих обязательств и т. д.). Мы видим все это буквально каждый день. Поэтому я решил, что пришло время выпустить новое издание этой книги.

За годы, прошедшие после выхода оригинального издания, значительные успехи были достигнуты и в области нейробиологии. Каждый день мы узнаем что-то новое о том, как формируется и работает человеческий мозг, а также как он справляется с пережитой эмоциональной травмой. Все это помогло нам понять причины появления аддиктивных расстройств, и теперь мы знаем, что любая зависимость связана с дисфункцией мозга.

Долгие годы в официальной науке господствовало мнение, что структура мозга взрослого человека уже перестает меняться – функции мозга лишь ослабевают с наступлением преклонного возраста. Кроме того, считалось, что если мозг не развился нормально или оказался поврежден из-за какого-либо нарушения или заболевания, то часть его клеток просто отмирает и не может восстановиться снова. Тем не менее, последние исследования в области нейробиологии доказывают, что мозг человека способен расти, развиваться и меняться в течение жизни. Невероятно, но он также может «лечить» сам себя и создавать новые нейронные связи. В 2007 году канадский психиатр Норман Дойдж с помощью научных объяснений и реальных примеров блестяще суммировал все эти новые знания в своей книге «Пластичность мозга». В частности, он писал: «Идея о том, что структура и функции мозга могут меняться в результате физической и умственной деятельности человека, полностью переворачивает наше представление о его реальных возможностях. Пожалуй, это можно сравнить с тем моментом, когда мы впервые представили себе общее строение мозга, в частности функционирование нейронов – его основных компонентов. Это настоящая революция в мире науки и медицины, которая непременно будет иметь далеко идущие последствия» (Дойдж, 2010)[1]. Это открытие несомненно важно и для тех, кто пережил психологическую травму или страдает от аддиктивных расстройств.

Обнаружение такой гибкости мозга является одновременно и хорошей, и плохой новостью для тех, кто страдает от патологической зависимости или попал в плен травматических уз. Хорошая новость заключается в том, что это дает им определенную надежду, так как мозг человека повреждается от нанесенного ему ущерба, перенесенного расстройства или травмы (как физического, так и психологического характера), а также в случае той или иной зависимости. Понимание того, что мы способны буквально менять структуру мозга, предоставляет новые возможности для лечения и открывает новые пути для исследования. С другой стороны, плохая новость состоит в том, что теперь у нас есть доказательства уязвимости нашего мозга, так как он вынужден реагировать на наше поведение, эмоциональное состояние и плохое обращение со стороны окружающих. Тем не менее, вся эта новая информация позволяет нам найти больше вариантов решения наших проблем.

В 2010 году Американское общество аддиктивной медицины (ASAM) предложило новое определение зависимости, впервые разделившее ее на зависимость от психоактивных веществ и различных видов деятельности. Кроме того, в нем утверждалось, что зависимость связана с повреждением мозга: «Зависимость является первичным хроническим нарушением работы системы вознаграждения мозга, что отражается на мотивации, памяти и других его функциях. Сбой в работе этих механизмов проявляется на биологическом, психологическом, социальном и интеллектуальном уровнях. Человек патологически стремится получить некое моральное подкрепление и/или удовлетворение, принимая психоактивные вещества и следуя определенным моделям поведения». Данное определение показательно по нескольким причинам. Во-первых, оно признает, что зависимость на самом деле влияет на работу мозга. Во-вторых, оно утверждает, что причиной зависимости могут быть не только психоактивные вещества, но и различные виды деятельности, такие как азартные игры, секс, еда, Интернет и т. д. «Долгое время объектами зависимости считались лишь алкоголь и наркотики. В настоящее время общепризнано, что без надлежащего лечения данная зависимость ведет к хроническим нарушениям работы мозга, которые могут повторяться, прогрессировать и в итоге привести к летальному исходу. Однако развитие нейробиологии создало предпосылки для расширения определения зависимости и добавления к ее объектам также некоторых видов деятельности, таких как еда, секс, шопинг и азартные игры» (Smith, 2012, p. 1)[2].

Как и исследования, которые до этого позволили лучше обнаруживать и лечить аддиктивные расстройства, открытие связи между зависимостью и повреждением мозга помогло нам понять природу зависимости и найти более эффективные методы ее терапии как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. «Теперь мы знаем, что зависимость влияет на общие нейронные связи системы вознаграждения мозга, отвечающие за память, обучение, мотивацию, контроль и принятие решений. По мере того как к нам приходит более глубокое понимание природы зависимости, для ее лечения начинают использоваться новые стратегии: не только медикаментозная терапия, но и медитация и другие ментальные практики, а также психосоциальная реабилитация. Любопытно отметить, что наши новые знания о зависимости не преуменьшили значение реабилитационных программ, основанных на духовных принципах, таких как программа 12 шагов»[3].

Недавние исследования продемонстрировали, что в основе зависимости от психоактивных веществ и некоторых видов деятельности (прием пищи, Интернет, азартные и компьютерные игры) лежат приблизительно одни и те же базовые механизмы, которые приводят к схожим изменениям в структуре и биохимии мозга. «Практически все наши исследования показали, что зависимость снижает работоспособность различных отделов мозга, в частности отвечающих за волевую регуляцию и внутреннее подкрепление. Это касается зависимости от приема наркотиков, таких как кокаин, метамфетамин и опиоиды, а также навязчивой потребности в некоторых видах деятельности: приеме пищи, сексе или пользовании Интернетом»[4].

Вооружившись новыми знаниями о различных видах зависимости и о том, как она влияет на работу мозга, мы теперь можем лучше понять, как зависимость проявляет себя, а также как она связана с поведением человека.

Кроме того, вышеописанные успехи в нейробиологии привели к более ясному пониманию причин психологических травм, а также навязчивой привязанности и особых чувств, возникающих у жертвы по отношению к предателю.

Американский психолог Дженнифер Фрейд провела серьезные исследования эмоциональных травм, пережитых жертвами предательства. В частности, она обратила внимание на то, что некоторые жертвы (особенно если речь идет о детях) упорно не желают разрывать отношения с предателем, как будто надеясь на то, что это поможет им восстановиться после пережитой травмы. Затем у жертвы создается болезненная связь с предателем, которая приводит к тому, что в дальнейшем ей всегда приходится делать выбор в пользу тех отношений, которые приносят лишь боль и страдания, в ущерб здоровым и продуктивным. «Ребенок может пережить эмоциональную травму, если его родители или другие близкие люди сначала проявляют к нему любовь и внимание, а затем предают его или плохо обращаются с ним. При этом единство любви, доверия и безопасности распадается, а понятия любви и предательства объединяются в трагический союз» (Freud, 1996)[5]. Фрейд также справедливо замечает, что предательство – это злоупотребление доверием. Чем сильнее ребенок доверял своему абьюзеру и чем острее нуждался в нем, тем ужаснее для него оказывается предательство с его стороны. Кроме того, травматические узы заставляют жертву «отказаться от признания факта предательства, чтобы сохранить иллюзию того, что ничего не произошло. Судите сами – перестав доверять своим родителям, ребенок рискует тем, что в дальнейшем он может совсем отдалиться от них, что приведет к еще более сильным страданиям и более редким проявлениям любви с их стороны» (p. 10). Американский психиатр Джудит Льюис Херман также пишет о прочной связи с абьюзером, которую ребенок начинает ощущать после предательства: «Ребенку предстоит задача, невероятная по своей сложности: он должен заново привязаться к тем близким людям, которые плохо обращаются с ним или не слишком любят его. Ему приходится искать какие-то новые точки соприкосновения с этими людьми, которым он больше не может доверять и рядом с которыми он не чувствует себя в безопасности» (p. 101)[6]. Продолжающиеся исследования в области эмоциональных травм, аддиктивных расстройств и психологии жертвы предательства помогают нам лучше понять природу этой навязчивой связи.

В 2013 году в газете The New York Times была напечатана проникновенная статья американского психиатра доктора Анны Фельс о последствиях предательства. В частности, в ней были такие строки: «Новая информация, появляющаяся у жертвы предательства, вероломно разрушает все ее прошлое и подрывает веру в то, что до этого казалось правдой. Как компьютер, пораженный вирусом, вся ее жизнь оказывается захваченной этой новой реальностью» (October, 2013). Я считаю, что данное описание предательства является отличной отправной точкой для того, чтобы объяснить вам, для чего вообще следует читать эту книгу.

Загрузка...