У человека есть несколько основных потребностей: еда, сон, туалет, тепло, свет, общение, размножение/секс, и конечно же ЛЮБОВЬ. Одна из глубоких и очень серьёзных потребностей человека – любить и быть любимым. Эта потребность заложена Богом или Природой в наше сознание с самого рождения. Вот тогда с самого детства и начинается зарождение злосчастной проблемы под названием «алкоголизм».
В возрасте, примерно от двух до семи лет, с момента, когда ребёнок начинает осознавать себя как личность и говорит – Я, и до выхода в общество себе подобных, в детсад, в школу – когда начинает осознавать себя в коллективе и говорить – Мы. Тогда ребёнок пытается удовлетворить потребность в любви, общаясь со своими родителями. А что зачастую он получает? – «отстань», «мне некогда», «не лезь» и т.д. и т.п. А если родители немного выпили.. То они начинают себя вести так: «Усю-сю-сю, ася-ся-ся»))), «на тебе конфетки, на тебе пряники»… Все ведь знают, что пить это НЕхорошо, вот и пытаются чисто подсознательно оправдаться перед ребёнком, так сказать возникает чувство вины. А может быть и истинные чувства проступают, как подметил народ: что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.
А что происходит с психикой ребёнка?..
Все хорошо помнят и знают из своего детства стихи Владимира Владимировича Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»:
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
– Что такое хорошо и что такое плохо? …
В период жизни с двух до пяти или семи лет у каждого ребёнка формируется жизненная оценка ценностей. При чём формируется она не совсем из книжек, а из личных ощущений от взаимодействия с миром, с окружением, с родителями и семьёй. Об этом ещё написал знаменитый педагог 20 века Антон Семёнович Макаренко (*), не совсем дословно, но суть такая: ребёнка воспитывают до 5 лет, а потом только перевоспитывают.
Оценка жизненных ценностей формируется в детской психике, и потом всю последующую жизнь чисто на подсознательном уровне оказывает прямое и жёсткое влияние на наш характер, на наши выборы, и на наши поступки – ВСЮ жизнь.
И естественно, что в подсознании ребёнка закладывается оценка такой «ценности»: пить алкоголь – это «хорошо!» – т.к. ребёнок видит, что когда взрослые выпивают алкогольные напитки, то становятся более любящие к нему. Ребёнок получает удовлетворение своей потребности в любви. К тому же в этом возрасте родители для своего ребёнка являются идеалом в подражании. Вот вам и основное семя, или корень пресловутого зла. А заметьте, когда мы выпиваем в меру? Или, как говорят, «культурно»? Какой праздник без спиртного?.. Сколько этих злосчастных семян в душе каждого ребёнка?..
И все мы прошли через эту сеялку.
Далее, ребёнок дорастает до подросткового возраста 12-15 лет. В этом возрасте происходит закрепление жизненных оценок, полученных ранее – семена дают ростки. Подросток пытается стать самостоятельным, стать взрослым, самоутвердится. А что взрослые запрещают детям, но позволяют себе?.. Значит, хочешь стать взрослым – делай то, что можно только взрослым. И происходит это всё на уровне подсознания, т.е. не анализируется. И здесь укрепление корня зла происходит по следующим причинам:
а) при выпивании проходят страхи, а какой подросток не хочет быть смелым и крутым;
б) + эффект компании, совместное употребление запрещённых напитков, объединение с группой таких же подростков независимо от статусов;
в) + потеря контроля над своими действиями и поступками, эйфория, пьяный угар;
г) удовлетворение юношеского максимализма – пьяным море по колено.
А минусов всего ничего:
– неприятный вкус алкогольных «напитков», пошатывание и подташнивание, ну и ладно, зато «как взрослые»;
– возмущение взрослых и родителей – так им и надо (!) сами-то себе позволяют пить…
_________________________________________________________________________
* Вот самые важные высказывания великого педагога, психолога и писателя:
1. Ваше собственное поведение – самое главное в воспитании. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.
(Источник: https://fishki.net/2216448-10-zolotyh-pravil-vospitanija-antona-makarenko.html)
_________________________________________________________________________
Все минусы подросток превращает для себя в плюсы, в оправдания – алкоголь для него становится легким способом получить «удовольствие», показать себя взрослым, крутым перед сверстниками. Семена пускают корни.
Учёные-психологи из одного европейского университета провели исследование, которое легко подтверждается простыми жизненными наблюдениями и жизненным опытом любого человека.
Суть исследования была в том – что бы проанализировать – дети из каких семей чаще всего вырастают алкоголиками?
Исследование показало, что чаще всего алкоголиками становятся дети из «культурно» пьющих семей. Т.е. где потребление алкогольных напитков было по праздникам (!) и в условных минимальных дозах.
А трезвые люди вырастали из семей – где или совсем не пили, и соответственно ребёнок просто не имел положительных эмоций от пьяных родителей. Или пили очень много, т.е. где ребёнок получил больше отрицательных эмоций от пьяных родителей – побои, голод, отсутствие нормальных игрушек и одежды, плохие жилищные условия, отсутствие человеческих отношений.
Выводы делайте сами – в каких условиях прошло ваше детство?, и в каких условиях сейчас растут ваши дети?