Магия узлов в традициях разных народов



Узелковая магия – это очень древний вид магии, появившийся около 2000 лет назад. Она была известна в каждой культуре, среди практически всех народов. В настоящее время она понемногу выходит из употребления, что позволяет некоторым специалистам сделать выводы, что магия узлов вскоре может быть совершенно забыта. Но почему столь простая, практичная и эффективная форма магии обречена на вымирание? Вполне возможно, что как раз-таки из-за своей простоты… За последние века было разработано великое множество более изощренных (порой даже слишком!) магических методик. А мозг человека, как известно, устроен так, что, исследуя и обнаруживая что-то более сложное, он забывает о простом.

Однако истинные маги убеждены, что узелковая магия и по сей день столь же действенна, как и 2000 лет назад, а плоды ее применения на практике превосходят самые смелые ожидания.

Многие века понятия «колдовство» и «вязание наузов» были синонимами. Существовали многочисленные запреты на узлы. Например, в храм римской богини Юноны, покровительницы рожениц, нельзя было войти, имея на своей одежде хотя бы один узел. Индийская богиня Варуна Яма владела путами, петлями и узлами, которыми она мгновенно связывала того, кого хотела наказать. Не отставали и боги мужчины. Скандинавский Один и кельтский Огмий на поле битвы обездвиживали неприятеля «военными путами». Зевс с помощью золотой веревки мог притянуть к себе любую вещь. Издревле эта золотая веревка виделась людям нитью, связывающей Вселенную в неразделимое целое, или воплощением тех нитей, которые привязывают человека к высшим силам и самой жизни, нитью судьбы.

Известно, что, по древней традиции, жители средиземноморских стран особым узлом «связывали» статуи святых до тех пор, пока просьба молящегося не будет исполнена.

В Европе до XVIII века считалось, что тот, кто во время обряда венчания запрет замок или завяжет на веревке узел, «дабы помешать жениху нарушить девственность невесты», а затем выбросит замок или веревку, может расстроить заключенный брак. В этом случае подлинный союз молодоженов невозможен до тех пор, пока замок не будет отперт, а узел развязан. Подобное поверье существовало и в ряде арабских стран. Например, в нынешней Сирии все еще верят в силу узлов настолько, что друзья жениха обязаны помогать будущему новобрачному в подготовке к свадьбе, будучи одетыми в вещи, на которых нет ни единого узелка и ни единой пуговицы. Тамошние жители верят в то, что если не соблюсти это условие, то злоумышленник легко сможет разрушить молодую семью. Схожие страхи тревожат и африканские народы: там люди считают, что если колдун приложит простой платок к телу жениха, а затем завяжет на этом платке особый узел, то будущий молодожен в течение пары дней лишится мужской силы.

Трансильванские саксонцы в свою очередь развязывают все узлы на одежде роженицы, так как полагают, что это облегчает процесс родов. Для этого же в доме роженицы отмыкают все замки, в том числе и на сундуках. Лапландские жители тоже следят за тем, чтобы у роженицы на одежде не было узлов, потому что считают, что они делают роды трудными и мучительными. Что интересно, некоторые народности требуют соблюдения данного табу не только от женщины, но и от отца ребенка. У приморских даяков ни один из родителей во время беременности не может обвязывать или прикреплять что-либо веревкой. Когда женщина племени тумбулу, проживающего в северной части острова Целебес, находится на четвертом или пятом месяце беременности, племя исполняет обряд, после которого мужу, помимо всего прочего, категорически запрещается вязать крепкие узлы и сидеть скрестив ноги.

Народы Ост-Индии выступают за отсутствие узлов на одежде у беременной на протяжении всех девяти месяцев, а не только родов. Они полагают, что если беременная женщина станет вязать узлы, обвязывать волосы лентой или вообще что-то закреплять, то это «стянет» ребенка или «свяжет» саму роженицу, другими словами, помешает наступлению родов или замедлит процесс восстановления после родов. Материальное препятствие в виде узла на веревке, согласно принципам гомеопатической, или подражательной, магии, порождает соответствующее препятствие в теле роженицы. В пользу этого трактования свидетельствует также обычай, соблюдаемый при тяжких родах госами, проживающими в Западной Африке. Когда женщина мучается в течение долгого времени и никак не может разродиться, на помощь ей призывают колдуна. Взглянув на нее, он «ставит диагноз»: «Женщина не может родить потому, что ребенок связан в утробе». Затем, уступая мольбам родственниц, он обещает помочь роженице и развязать узел, чтобы она смогла благополучно разрешиться от бремени. Для этого колдун велит принести ему из лесу крепкую лиану и связывает ею руки и ноги роженицы за спиной. Сделав это, он вынимает нож, выкрикивает имя роженицы и, получив ответ, разрезает узел ножом со словами: «Ныне я разрезаю твои узы и узы твоего ребенка». После этого он режет лиану на мелкие отрезки, погружает их в емкость с водой и окатывает этой водой роженицу. Рассечение лианы, связывавшей руки и ноги женщины, представляет собой обычный случай применения гомеопатической, или подражательной, магии: освобождая от пут конечности роженицы, колдун считает, что вместе с этим он спасает ребенка в утробе матери от пут, мешающих его появлению на свет.

Так же обстоит дело и в немецких городах Фойгтланде и Мекленбурге, и на северо-западе графства Аргайлл суеверные люди во время родов также отпирают в доме все замки. На острове Салсетт для облегчения родов в доме отпирают все замки на дверях и комодах. У манделингов Суматры в таких случаях открывают крышки всех коробок, сундуков, кастрюль и прочих предметов, имеющих подобие крышки. Если же это не дает желаемого эффекта, будущий отец должен обойти дом и нанести удары по выступающим концам перекрытий, чтобы расшатать их, ибо местные верят, что «для облегчения родов все должно быть распахнутым и расшатанным». Если женщина в Читтагонге никак не может разрешиться от бремени, повивальная бабка отдает приказание распахнуть настежь все двери и окна, вынуть затычки из всех бочонков, откупорить все бутылки, отвязать животных в стойлах, на конюшне, даже сторожевую собаку в конуре, выпустить кур, уток и т. д. По убеждению тамошних жителей, верным средством помочь появлению ребенка на свет считается выпустить всех животных – и даже неодушевленные предметы – на свободу.

На острове Сахалин, когда женщине приходит пора рожать, ее муж развязывает все, что только можно, в том числе распускает свои косички и развязывает шнурки на ботинках. Плюс ко всему он вытаскивает из полена топор, отвязывает от дерева причаленную лодку, а также вынимает патроны из оружия.

С точки зрения гомеопатической магии неважно, скрещиваете ли вы нити, затягивая их в узел, или скрещиваете ноги, когда устраиваетесь на стуле поудобнее. Главное, что вы противодействуете свободному протеканию событий. Этот постулат хорошо усвоили римляне. Так, Плиний утверждал, что сидение со сложенными руками рядом с больным, проходящим курс лечения, или беременной женщиной может причинить им большой вред. Еще больший вред вы приносите им, если обнимаете свою ногу или обе ноги сложенными руками или кладете ногу на ногу, образуя крест. По мнению древних римлян, подобные позы – помеха во всякого рода делах: в военном совете, на собрании магистратов, во время молений и жертвоприношений никому не разрешалось скрещивать ноги и сплетать руки. Яркий пример ужасных последствий, которые могут проистечь из этого, – роды Алкмены, которая семь дней и семь ночей не могла произвести на свет Геракла. Происходило это потому, что перед ее домом со сплетенными руками и скрещенными ногами сидела богиня Люцина. В итоге ребенок родился, лишь когда Люцину обманом заставили поменять позу.

По мнению болгар, если беременная имеет привычку сидеть скрестив ноги, у нее будут тяжкие роды. Интересная присказка есть у жителей некоторых районов Баварии. Когда беседа стихает и наступает молчание, они говорят: «Похоже, кто-то скрестил ноги».

Как уже было сказано, магическое воздействие узлов, связывающих человека и затрудняющих его передвижение, не в меньшей мере, чем на родах, сказывается на браке. Так, в 1718 году власти города Бордо приговорили человека к сожжению живьем за то, что с помощью завязанных узлов он якобы погубил целое семейство. В Шотландии в 1705 году за кражу заколдованных узлов были приговорены к смерти двое мужчин. Некая женщина изготовила эти узлы, чтобы расстроить брак семьи Сполдинг из города Ашинтилли.

До конца XVIII века вера в действенность подобных магических средств сохранялась и в горных районах графства Перт. В этот период в приходе Лоджирэйт, что расположен между рекой Туммель и рекой Тей, у жителей существовал обычай перед свадебной церемонией распускать все узлы на одежде невесты и жениха. В противном случае семейное счастье может и не состояться, и брак будет расстроен.

Среди некоторых народов существовало также мнение, что узлы могут навлекать болезни и всякого рода напасти. Так, в Западной Африке колдуны, проклиная неприятеля, затягивали на стебельке травы узел, приговаривая: «Этим узлом я завязываю такого-то. Пусть на него обрушатся все беды! Пусть змея укусит его, когда он идет по полю! Пусть на охоте набросится на него прожорливый зверь! Пусть вода смоет его, когда он ступит в реку! Пусть во время грозы молния поразит его! Пусть кошмары мучают его по ночам!» Колдун считает, что в этот узел он завязывает жизнь своего врага.

Упоминание о злых намерениях тех, «кто похваляется узлами», можно встретить и в Коране. Арабский комментарий к этому отрывку поясняет, что слова эти относятся к женщинам-колдуньям, которые завязывают узлы на веревках, а затем дуют и плюют на них. В доказательство в комментарии приводится рассказ о том, как когда-то давно некий коварный иудей околдовал самого пророка Мухаммеда тем, что завязал на веревке девять узелков и бросил ее в колодец. Пророк вмиг заболел, и кто знает, как бы все закончилось, если бы архангел Гавриил вовремя не поведал пророку о местонахождении веревки с узлами. Вскоре зловещую веревку достали со дна колодца, и пророк прочитал над ней заклинания, которые специально для этого случая были внушены ему свыше. По прочтении каждого стиха развязывали один узел, и Мухаммед, узел за узлом, ощущал долгожданное облегчение.

Однако, несмотря на такое большое количество суеверий, связанных с негативным воздействием узлов, люди верили и в то, что наузы излечивают. Целительная сила узелковой магии проистекает из веры в то, что развязывание узлов, вызывающих недомогание, приносит больному облегчение. Древнеримский писатель-эрудит Плиний приводил следующий способ избавления от грыжи. Из клубка вытягивается нить; на ней завязывают семь или девять узлов, затем привязывают ее к грыже больного. Для того чтобы лечение было эффективным, нужно, завязывая каждый узел, произносить имя любой вдовы. Также известно, что туркмены при лихорадке использовали следующее средство. Колдун берет верблюжью шерсть и, наговаривая заклинание, сплетает из нее крепкую нить, на которой завязывает семь узлов, на каждый из которых он дует. Эту нить больной носит на запястье в качестве браслета. Ежедневно он распутывает один узел и дует на него. Когда будут развязаны все семь узлов, нить следует свернуть в клубок и бросить в реку, представляя при этом, что вместе с ним уплывает и лихорадка. В России считается, что если обвить вокруг рук и ног моток красной шерсти, то это предохранит от малярии и лихорадки. Чтобы защитить ребенка от скарлатины, необходимо обвить вокруг его шеи девять мотков шерсти. В Тверской области к шее коровы, идущей впереди всего стада, привязывали особой формы мешок, предназначенный для того, чтобы волки не подошли к стаду. Считалось, что мешок этот обладает способностью парализовывать челюсти прожорливого хищника. Поэтому еще весной, прежде чем выгнать на выпас табун лошадей, вокруг него трижды обносили висячий замок, то замыкая, то отмыкая его, приговаривая при этом: «Этим стальным замком я запираю пасть серых волков, чтобы они не напали на мой табун».

В Средние века считалось, что узлы и замки защищают не только от колдунов и от хищников, но и от самой смерти.

Известен случай, когда в 1572 году в Сент-Эндрюз женщину, приговоренную к сожжению живьем за колдовство, подвели к месту казни, на ней обнаружили белую тряпку в форме воротника, усеянную свисающими узловатыми тесемками. Эту тряпку пришлось буквально выдирать у приговоренной из рук, так как женщина явно пребывала в уверенности, что если на ней будет тряпка с узлами, то она не сгорит на костре. Когда тряпку таки отобрали, ведьма воскликнула: «Теперь я пропала!» Во многих местах Великобритании существует убеждение, согласно которому в доме никто не может умереть, пока он остается на замке или на запоре. Поэтому в этой местности весьма широко распространен обычай отпирать все замки и засовы, когда тяжелый больной явно скоро умрет, чтобы не продлять его агонию. Например, в 1863 году в городе Тонтоне ребенок заболел скарлатиной, и смерть его казалась неминуемой. «Как водится, собрались на совет местные матроны и для того, чтобы оградить ребенка от „мучительной смерти”, из всех комодов, ящиков, дверей и шкафов в доме вынули ключи и распахнули их настежь, а тело самого ребенка положили прямо под косяком, чтобы устроить ему надежный и безболезненный переход в вечность». Но ребенок, что удивительно, и не подумал воспользоваться преимуществами, столь любезно предоставленными в его распоряжение мудрыми дамами Тонтона, – вместо того чтобы беспроблемно отойти в мир иной, он предпочел остаться в живых.

Загрузка...