Были у одного царя три дочери. Младшая из них – Психея – была такой необыкновенной красоты, что слава о ней шла по всей земле, а некоторые даже сравнивали Психею с самой богиней любви Афродитой и порой отдавали преимущество простой смертной.
Впала в ярость богиня любви. Не могла она допустить, чтобы на земле жила ее соперница. Вызвала Афродита своего сына Эрота, который своими стрелами мог разжечь любовь в каждом человеке. Просила богиня своего сына сделать так, чтобы Психея влюбилась в чудовище.
Между тем отец Психеи узнал о страшной судьбе, уготованной его дочери богами. Прорицатель поведал ему, что муж Психеи будет дик и жесток, как дракон, будет жечь он всех пламенем жгучим и сеять повсюду ужас. И тогда царь приказал одеть свою дочь в свадебные одежды и отвести на обрыв высокой горы. Осталась Психея в одиночестве ждать своей участи.
Вдруг подхватил девушку мягкий и нежный ветер, понес ее по воздуху и опустил посреди прекрасного цветущего луга, невдалеке от дворца сказочной красоты. Набравшись храбрости, вошла Психея внутрь дворца и была поражена его роскошью. То был дворец Эрота. Впервые увидев Психею, крылатый бог любви сразу же полюбил ее. Вопреки воле матери, он упросил ветер перенести девушку к нему во дворец, сделал Психею хозяйкой всех своих сокровищ.
И только одного не мог Эрот – предстать перед возлюбленной.
Являлся Эрот Психее под по- кровом темноты. Глубокой ночью долетал до ушей красавицы легкий шум крыльев, и являлся невидимый господин. Слышала она его голос, ощущала дыхание, но раньше, чем вставало солнце, он исчезал. Так проходили дни, недели, месяцы… Все больше томилась одиночеством Психея и однажды, когда старшие сестры на скале оплакивали ее судьбу, явилась перед ними живая и невредимая. Повела она сестер во дворец, показала богатства. Стали расспрашивать сестры Психею о ее жизни, о муже. Только Психея ничего не знала о нем. К тому же вещий Эрот просил ее оберегать их тайну.
Полные зависти, научили сестры Психею взглянуть на мужа при свете и убить его: ведь, согласно пророчествам, муж Психеи – чудовище. Поверила им Психея. Когда Эрот уснул, зажгла она лампу и приготовилась вонзить в «чудовище» острый нож. Подошла к постели и увидела прекраснейшего из юношей. В изумлении приблизилась Психея к Эроту и нечаянно обожгла его огнем лампы. Проснулся он и тотчас улетел, успев лишь признаться в своей любви и пожалеть о случившемся.
Отправилась Психея на поиски Эрота. Пытаясь погубить Психею, давала ей Афродита невыполнимые поручения, но Психея выдержала все испытания, даже в Аид спустилась. А когда вернулась из царства мертвых, встретилась с выздоровевшим Эротом. Поднялся Эрот на Олимп и рассказал обо всем Зевсу. И Зевс даровал Психее бессмертие и велел Эроту никогда не покидать любимую.
Некоторые ученые считают историю Психеи и Эрота рассказом о развитии человеческой души. Греческое слово «психея» означает и «душа», и «бабочка». Психея олицетворяла в греческой мифологии душу, дыхание. Ее представляли в виде бабочки, то вылетающей из погребального костра, то отправляющейся в Аид.
Первобытный человек воспринимал душу как своего двойника, который может по своему желанию покидать тело и возвращаться к нему. Постепенно, с развитием речи, мышления и деятельности, изменялись и усложнялись представления о природе души.
Древнегреческие философы много размышляли о явлениях душевной жизни. Именно в Древней Греции эти явления получили названия психических: от слова «психе». Отцом психологии можно назвать Аристотеля (384–322 годы до н. э.). Он написал труд «О душе» и впервые в истории человеческой мысли выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Он показал, что характер человека формируется жизнью; открыл, что существует в памяти область представлений, то есть образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств; указал на существование связей между такими образами – ассоциаций.
Аристотель
В III веке до нашей эры александрийские врачи Герофил и Эразистрат открыли нервы, отличив их от связок и сухожилий. Выяснилось, что не тело в целом, а определенные его органы – нервы и мозг – нераздельно связаны с психикой.
Во II веке до нашей эры римский врач Гален вслед за древнегреческим врачом Гиппократом развил учение о темпераменте и приблизился к понятию сознания. Он разделял движения, в которых участвуют внимание, память, размышление, и движения, которые человек совершает непроизвольно, например, во сне.
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI веке. Так называли особую науку, которая занималась изучением душевных, или психических, явлений, то есть таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.
Французский ученый Р. Декарт (1596–1650) открыл рефлекторную природу поведения. Слово «рефлекс» происходит от латинского слова, означающего «отражение». Что будет, если человек случайно дотронется до чего-нибудь слишком горячего? Он, не раздумывая, отдернет руку. Это – один из рефлексов. Можно сказать, что рефлексы возникают как закономерный ответ организма на внешнее воздействие.
В своем развитии психология проходила через многие трудности. Иногда ученые пытались доказать, что души вообще не существует, а человек подобен машине. Случалось, что объявляли единственно ценным для познания окружающего мира человеческий разум, а затем начинали доказывать, что только чувства позволяют человеку исследовать мир и себя самого.
Во второй половине XIX века выдающийся русский ученый И.М. Сеченов (1829–1905) вслед за Декартом доказал, что психические явления – это ответы мозга на воздействия окружающего мира и состояние организма.
Учение И.М. Сеченова экспериментально подтвердил и развил И.П. Павлов (1849–1936). Он показал, как мозг регулирует взаимодействие животных и человека с окружающим миром. Животные «отвечают» своими рефлексами на воздействие реальных предметов реального окружающего мира. Образы этих реальных предметов для животных являются сигналами, которые вызывают определенные реакции и образуют целостную систему. А у людей, кроме того, есть еще одна сигнальная система (ее И.П. Павлов назвал второй). Это система слов, которые обозначают и замещают реальные предметы и явления. Когда человек понимает значение слова, он может отреагировать на него так, как если бы это был реальный предмет.
Сейчас психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики не только на уровне сознания, но и на бессознательном уровне.
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, которое называется жизнедеятельностью человека. Однако чаще всего ученые исследуют отдельные психические явления. Так они могут глубоко проникать в них, анализировать, выяснять механизм их действия. А уж затем можно изучать и связи между отдельными явлениями психики и в целом жизнедеятельность человека.
Психика – это свойство мозга, его специфическая функция. В психике, как в волшебном зеркале, отражается окружающий человека мир; правильность отражения подтверждается практикой.
Но психическое отражение не просто зеркально, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека.
Психическое отражение помогает чело-веку правильно видеть окружающий мир. Но чтобы воспринимать мир, человек должен активно действовать, без этого его психика не сможет углубляться и совершенствоваться. Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.
Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Нервная система работает как единое целое, хотя простейшими двигательными реакциями управляет спинной мозг, более сложными движениями – стволовая часть мозга и мозжечок. Важнейший орган психической деятельности – кора головного мозга, обеспечивающая психическую деятельность человека.
Абсолютный вес мозга
Относительный вес мозга
Современные ученые считают мозг гораздо более сложной, чем компьютер, самообучающейся машиной. Одни программы для работы этой удивительной машины заложены в ней еще до рождения, другие – приобретаются при жизни. Первый блок этой супермашины, энергетический, поддерживает тонус, необходимый для ее нормальной работы. Второй блок служит для приема, переработки и хранения информации. Третий блок программирует, регулирует и контролирует деятельность. При повреждении функций первого блока внимание человека становится неустойчивым, появляется безразличие, сонливость. Когда нарушается нормальная работа второго блока, человек теряет четкость движений и чувствительность. Если поражается третий блок, возникают изъяны в поведении, изменяются движения.
Программы, управляющие работой мозга, непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей из внешнего мира и от органов и частей тела информации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека принимает решения, дает команды и контролирует их выполнение. Активно регулировать поведение мозгу помогает аппарат обратной связи. В мозг поступает информация о результатах действий. Учитывая эту информацию, мозг дает последующие команды органам тела. С помощью обратной связи сопоставляются результат действия и его предварительный план.
Каждая чувствующая поверхность (кожа, сетчатка глаза и так далее) и каждый орган движения имеют в мозгу свое представительство. Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кистей рук, особенно их больших пальцев, а также клетки, связанные с функциями мышц органов речи – губ и языка, то есть тех органов движения, которым принадлежит ведущая роль в труде и общении.
Так представлены части и органы тела в головном мозге
Ученые, которые изучают эволюцию – развитие человеческого рода, считают, что человек выделился среди других живых существ около двух миллионов лет тому назад. То есть между современным человеком и его далеким первым предком – восемьдесят пять тысяч прошедших поколений. И почти полтора миллиона лет человек пользовался каменными и костяными орудиями, занимался охотой и собирательством, жил в пещерах. Но пятьдесят тысяч лет назад возникли языки: человек научился говорить. И с этого момента начался ускоренный прогресс человечества: возникли города, были созданы сложные механизмы и великие произведения искусства, развились науки. А за последние триста лет, которые составляют всего около 0,0002 процента времени существования человеческого рода, люди в своем научном и художественном творчестве превзошли все то, что было достигнуто за весь предшествующий период существования человека.
Этот прогресс связан с развитием сознания – высшей формы отражения окружающего мира. А сознание возникло, когда человек начал создавать и сохранять орудия труда, когда возникла речь и люди стали работать не поодиночке, а группами.
Сознание позволяет человеку ощущать себя познающим субъектом, дает способность видеть и воспринимать в форме образов окружающий мир, мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные мысли, чувства, действия, управлять ими.
Когда человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, он становится готовым и способным к изучению и познанию этого мира, то есть к получению более или менее достоверных знаний о нем. Но хотя человек и отделен от остального мира, он все равно часть этого мира, и, значит, тоже должен быть изучен. При этом важно, что человек изучает самого себя. Это становится возможным только потому, что человеческое сознание обладает способностью к рефлексии, то есть всегда готово к познанию других психических явлений и самого себя.
Рефлексия – это познание внутренних психических действий и состояний, переосмысление отношений с миром, построение новых образов Я, выработка более адекватных знаний о мире и о себе в мире. Рефлексия – это механизм саморазвития. Именно способность к рефлексии привела к развитию психологических наук: без рефлексии человек не мог бы иметь даже понятия о том, что у него есть психика.
В психику кроме сознания включается и бессознательное. Это – те психические явления, процессы, свойства и состояния, которые влияют на человека, но не контролируются им.
Бессознательные ощущения, восприятия, память, мышление, установки находятся в области предсознания и участвуют в любом сознательном действии.
Некоторые навыки и качества могут со временем переходить из разряда сознательных в бессознательные, автоматические.
Существуют и такие бессознательные личностные качества (интересы, потребности, мотивы, мысли), которые человек сам вытесняет из своего сознания. Эти качества могут быть неприемлемы для него из-за того, что они связаны с какими-нибудь страшными, неприятными воспоминаниями. Однако эти «забытые» мысли и чувства так же сильно влияют на его поведение, как и осознаваемые, и могут приводить человека к конфликту с самим собой.
Кроме сознания и бессознательного выделяется еще сверхсознание. Сверхсознание не просто мобилизует жизненный опыт, хранящийся в сознании и подсознании человека, но и предлагает сознанию такие варианты возможных действий, которые не содержались в памяти в готовом виде.
Мыслители древности считали: для того, чтобы сделать открытие, достаточно умозаключений на основе размышлений. Известно, что Аристотель был твердо убежден, что у женщин меньше зубов, чем у мужчин. Но он ни разу не удосужился это проверить. Однако постепенно ученые пришли к выводу, что без исследований невозможно делать выводы о том, что же такое психика и каковы ее механизмы. Постепенно сложилась целая система методов научных исследований.
Явления психологии настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Сейчас психология использует методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук. Психологи используют также методы опроса, тестирования, проводят специальные эксперименты.
И несмотря на то, что в психологических исследованиях активно используются технические приборы и методы математической обработки результатов, не утратили своего значения традиционные методы сбора информации о психологических явлениях. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам и не может быть описано с помощью точных математических формул. С помощью самонаблюдения исследователь получает сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях. Сопоставив результаты самонаблюдения, наблюдения за другими людьми и показания приборов, психолог может делать точные выводы.
Сегодня люди, у которых возникают какие-нибудь психологические проблемы, обращаются к психологу, и тот помогает найти выход из сложного положения. Но и в давние времена у людей часто возникали подобные психологические проблемы. Помогали разрешать эти проблемы ведуньи, лекари, знахарки. И помогали ничуть не хуже современных психологов.
Вот что рассказывает о такой психологической помощи русская народная сказка «Наговорная водица».
«Жили-были муж с женой. Смолоду они жили всем на загляденье, а под старость – словно их кто подменил. Только спустит утром старик ноги с печки, как уж пошла промеж ним и старухой перебранка. Он старухе слово, а она ему два, он ей два, а она ему пять, он пять, а она десять. И такой вихорь завьется промеж них, хоть из избы вон беги.
А разбираться начнут – виноватого нет.
– Да с чего б это у нас, старуха, а? – скажет старик.
– Да все ты, старый, ты все!..
– Да полно! Я ли? Не ты ли? С долгим-то языком!..
– Не я, да ты!
– Ты, да не я!
И снова здорово: опять ссора промеж них затеялась. Вот раз слушала их соседка и говорит:
– Маремьянушка, что это у тебя со старым-то все нелады да нелады? Сходила б ты на край села к бобылке. Бобылка на водицу шепчет… Людям помогает, авось и тебе поможет.
«А и впрямь, – подумала старуха, – схожу к бобылке…»
Пришла к бобылке, постучала в окошко. Та вышла.
– Что, – спрашивает, – старушечка, тебе надобно?
– Да вот, – отвечает бабка, – пошли у нас нелады со стариком.
– А подожди, – говорит бобылка, – немного.
И сама – в дом.
Вынесла старухе воды в деревянном ковше да при ней же на ту воду пошептала. Потом перелила ее в стеклянную посудину, подает и говорит:
– Как домой придешь да как зашумит у тебя старик-то, так ты водицы-то и хлебни; да не плюнь, не глотни, а держи во рту-то, пока не угомонится… Все ладно и будет!
Поклонилась старуха бобылке, взяла посудину с водой – и домой. И только ногу за порог занесла, как старик на нее и напустился:
– Ох уж мне эти бабы-стрекотухи! Как пойдут, так словно провалятся! Давным-давно самовар пора ставить, а ты думать забыла! И где это ты запропала?
Отхлебнула старуха из стеклянной посудины, да не плюнула, не проглотила, а, как велела бобылка, держит во рту.
А старик видит, что она не отвечает, и сам замолчал. Обрадовалась старуха: «А и впрямь, видать, водица эта наговорная целебная!»
Поставила посудину с водой, а сама – за самовар да и загреми трубой.
Услышал это старик:
– Эка нескладна-неладна! Не тем концом руки, видать, воткнуты!
А старуха хотела, было, ему ответить, да вспомнила наказ бобылки – и опять за водицу! Хлебнула и держит во рту.
Видит старик, что старуха ни словечка ему супротивного не говорит, дался диву и… замолчал.
И пошло промеж них с той поры все как по-писаному: снова, как в молодые годы, людям на загляденье. Потому, как только начнет старик шуметь, старуха сейчас – за наговорную водицу!
Вот она, сила-то в ней какая!»