Введение «Визуальная» революция

Если вы держите в руках эту книгу, вас, вероятно, интересуют темы визуализации и лидерства. Возможно, вы участвовали во встречах, во время которых ведущий использовал большие графические дисплеи для записи ключевых моментов. Или вам поручили провести презентацию нового бизнес-плана, и вы считаете, что средства визуализации способны в этом помочь. А может быть, вас недавно назначили на руководящую должность, и для достижения поставленных целей вам нужно добиться от сотрудников понимания и слаженных действий. Или вы просто любите использовать стикеры для упорядочивания своих мыслей.

Как вы могли заметить, для нынешнего поколения визуализация не является чем-то необычным. Веб-сайты, цифровые фото и видео, графика, интерактивные карты, игры и фильмы воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Все это вписывается в контекст широкомасштабной революции в сфере визуализации данных, графического дизайна и фасилитации.


Обязательно ли уметь рисовать?

Если вы думаете: «Я не умею рисовать, а значит, не смогу воспользоваться предлагаемыми здесь инструментами» – знайте, эта книга для вас. Сегодня руководителям как никогда важно уметь использовать приемы визуализации, чтобы помочь своей организации сформировать визуальную компетенцию, и тут способности к рисованию абсолютно не важны.

Мы докажем, что вы обладаете совершенным визуальным мышлением, даже если вы всегда считали иначе. И покажем, как воспользоваться достижениями «визуальной» революции, не занимаясь ни рисованием, ни черчением. Разберем, как взаимодействовать со специалистами по визуализации, чтобы получить наилучшие результаты. Цель нашей книги – снабдить вас знаниями и практическими инструментами, которые позволят извлечь максимум пользы из стремительно набирающей обороты «визуальной» революции.

Для кого эта книга?

• Для тех, кто недавно стал руководителем;

• командных лидеров;

• руководителей подразделений;

• руководителей отделов;

• менеджеров среднего звена;

• директоров;

• руководителей групп;

• топ-менеджеров;

• лидеров местных сообществ;

• руководителей некоммерческих организаций;

• предпринимателей;

• консультантов;

• председателей советов директоров;

• помощников руководителей;

• менеджеров по персоналу;

• консультантов по вопросам управления;

• всех практиков визуализации, работающих с руководителями.

Это книга для менеджеров и руководителей

Взглянув на название книги, вы можете спросить: насколько актуальна эта книга и рассматриваются ли в ней интересующие меня вопросы? Мои наставники утверждают, что руководство и управление неразделимы и большинству лидеров приходится не только прокладывать курс и ставить цели, но и непосредственно руководить исполнением. Эта книга предлагает эффективные инструменты не только для разработки стратегий, но и для их реализации. Она отлично раскрывает тему, без свободного владения которой немыслим сегодняшний лидер, – тему визуализации.

Невоспетые герои

Руководителей-визуализаторов можно причислить к невоспетым героям. На страницах книги вы познакомитесь с Бетси Стайтс и Пэм Халл из Health East Care System (Сент-Пол, Миннесота); Эвертом Линдквистом, профессором государственного управления Университета Виктории; Дэвидом Уорреном, консультантом по программам TEDx из Санта-Круз; Люком Хохманном из компании Innovation Games; Доном Нойбахером, суперинтендантом Йосемитского национального парка, и Джоном Шайво, бывшим генеральным директором Otis Spunkmeyer. Ни один из них не блистает художественными талантами, но, понимая всю важность визуальной коммуникации, они используют так называемую визуальную фасилитацию – широкую категорию методов визуализации, предназначенных для поддержки групповой коммуникации, принятия решений и организационного развития.

Какой маркер вы предпочтете: черный, желтый или красный?

• Черный: При виде чистого листа или флипчарта немедленно принимаетесь рисовать на нем схемы, диаграммы и т. п.

• Желтый: Удержаться от пометок и комментариев при виде чужого визуального творчества – выше ваших сил.

• Красный: Раздражает, когда кто-то пытается выразить сложные понятия посредством простых рисунков.


Вы – «визуальный» мыслитель?

Дэн Роэм написал замечательную книгу «Визуальное мышление»1. На своих семинарах он любит задавать странный вопрос: «Кто из вас предпочитает черные маркеры, кто – желтые, а кто – красные?» Разумеется, нельзя на него ответить, не зная, что он имеет в виду. Любители черных маркеров – это те, кто при любой возможности прибегает к помощи белой доски или флипчарта для выражения своих идей. По словам Дэна, это около 25 % слушателей. Любители желтых маркеров (а это 50 % участников) не могут устоять перед искушением выделить, обвести или исчеркать стрелками рисунки и диаграммы, созданные другими. Среди них много лидеров, которые таким образом используют плоды творчества любителей черных маркеров – профессиональных фасилитаторов и консультантов. Любители красных маркеров (их 20–25 %) считают, что графика чрезмерно все упрощает. Среди этих последних много экспертов, не склонных к работе в команде. А к какому типу относитесь вы?

Эта книга прежде всего для любителей черных и желтых маркеров. Но даже если вы предпочитаете красные, то по мере чтения вы наверняка оцените всю полезность визуализации. Визуализация – не только создание конечного продукта (схемы или рисунка), но и мыслительный процесс. Визуализировать не так просто, как кажется, особенно если речь идет о таких системных вещах, как сквозные процессы, сценарии и инфраструктуры. К какому бы типу лидеров вы ни относились, вы должны знать, что такое визуализация.

Визуализация: общая картина

Приступая к чтению книги, вы должны понимать, что визуализация – чрезвычайно сложный феномен. Для одних она означает компьютерный анализ потоков данных, и не более того. Для других – это наглядное представление научных данных. Для третьих – обмен фотографиями через смартфоны. Для четвертых – удобное средство подачи материала в ходе рабочих встреч. Поскольку для того, чтобы сориентироваться на незнакомой территории, полезно иметь карту, мы начнем именно с нее. Одна из таких карт была создана Эвертом Линдквистом, директором Школы государственного управления при Университете Виктории в Британской Колумбии (Канада), с целью помочь аналитикам, консультирующим правительственные структуры, понять, как они могут повысить продуктивность своей работы при помощи визуализации. Им были выделены три ключевые ее области:

1. Визуализация данных. Эта область включает в себя методы, используемые при визуализации данных всех отраслей научного знания, финансовом анализе, анализе данных, моделировании, отображении геоданных. Тема остается за рамками книги.

2. Графический дизайн. У всего, что производится в мире – физическом и виртуальном, – есть дизайн, который кто-то разрабатывает. Для архитекторов, инженеров, разработчиков программного обеспечения, дизайнеров и многих других профессионалов визуализация является ключевым направлением их работы: все создаваемые ими продукты визуальны. В 1970-е гг. эти методы начали распространяться за пределы дизайнерской деятельности, и сегодня «дизайн-мышление» считается одной из необходимых компетенций руководителя.

3. Визуальная фасилитация. Это стремительно развивающаяся практика использования средств визуализации в таких областях, как стратегическое планирование, реализация стратегии, командообразование, групповое решение проблем, и в других видах групповой деятельности. Международный форум практиков визуализации проводится уже в 17-й раз и собирает фасилитаторов, консультантов и других специалистов, чья деятельность тесно связана с визуализацией. Почти все фирмы сегодня активно используют визуализацию для поддержки процесса принятия решений, инноваций, разработки стратегий и планирования. Эта книга посвящена главным образом визуальной фасилитации, потому что ее инструменты – самые действенные и мощные, и именно ими чрезвычайно важно владеть руководителю-визуализатору.

Когда Эверт поделился со мной этой схемой, я признал, что наши архетипические представления (архетип – привычная модель мышления) она отражает хорошо, но в ней отсутствует один ключевой компонент. Он находится в сознании людей, применяющих эти инструменты. Этот компонент отвечает за то, как визуализация используется в наших мыслительных процессах, а также соотносится с нашим миром ментальных моделей и метафор. Компонент, о котором идет речь, называется когнитивной визуализацией.

4. Когнитивная визуализация. Включает индивидуальные представления, метафоры, ментальные модели и другие системы внутренних установок, направляющие и формирующие наше поведение. Их трансформация в схемы и рисунки наделяет визуальный материал смыслом. Питер Сенге в книге «Пятая дисциплина»2 определяет видение, ментальные модели и системное мышление как три из пяти фундаментальных дисциплин самообучающейся организации (плюс командная работа и личная ответственность). Все они основаны на визуализации и представляют собой структурированные способы фильтрации и обработки информации. Видение есть наше представление о возможностях и будущем состоянии. Используемые нами метафоры со временем превращаются в ментальные модели, фильтрующие информацию. Мы смотрим на наши организационные системы через эти внутренние линзы.


Эта книга сосредоточена на двух областях, наиболее актуальных для активного лидера, – когнитивной визуализации и визуальной фасилитации – и семи ключевых инструментах, которыми, как показали 40 лет практики визуализации, должен владеть каждый лидер. В этих рамках я представлю вашему вниманию идеи, методы и приемы визуализации.

Поможет ли визуализация справиться со сложностью?

Профессор Эверт Линдквист – один из тех, кто пытается осмыслить наблюдаемую ныне «визуальную» революцию. Вот что он пишет:

«В XXI в. признано, что сложность является имманентной проблемой при формировании публичной политики… Один из способов справиться со сложностью предлагают технологии визуализации, начиная с представления результатов анализа больших массивов данных и поиска творческих способов отображения информации до вовлечения сотрудников и представителей общественности в осознание сложности и совместную выработку стратегических решений».

Целью Эверта было помочь советникам по политическим вопросам улучшить свои рекомендации. Но о проблеме сложности точно так же мог бы сказать ИТ-специалист из Google, занимающийся анализом потоков данных, или представитель America Speaks, организующей тысячи общественных форумов. Сложность присутствует на всех уровнях, и использование визуализации позволяет в какой-то мере ее преодолеть.

Эта книга познакомит вас с двумя из четырех представленных на карте областей и поможет проникнуть в суть других областей.

(В красных рамках приводится информация, которую можно использовать для объяснения идей визуализации.)

Эта книга сосредоточена на двух областях, наиболее актуальных для активного лидера, – когнитивной визуализации и визуальной фасилитации – и семи ключевых инструментах, которыми, как показали 40 лет практики визуализации, должен владеть каждый руководитель.

Вы можете использовать эту книгу для решения трех задач

1. Обновление личной точки зрения и парадигмы мышления. Начать с себя – первое, что должен сделать лидер. Визуализация открывает двери к пониманию собственного видения, стратегии и планов. Она прокладывает путь к осознанию взаимосвязанности и целостности вещей. Книга поможет понять, какого рода организацией вы руководите и какая парадигма мышления будет наиболее эффективной. Я предлагаю несколько мощных инструментов самоанализа, которые можно использовать для изучения собственных представлений о руководимой вами команде, подразделении или целой организации.

2. Повышение эффективности коммуникации, связанной со стратегическими направлениями и планами. Визуализация позволяет эффективно донести до сотрудников, что они должны делать, как должны работать и взаимодействовать между собой все части организации и какие события в какие моменты времени должны произойти, чтобы были достигнуты желаемые результаты. Книга снабдит вас массой идей, которые вы сможете использовать для реализации своих планов, не будучи экспертом по созданию визуальных материалов. Эти методики применимы как при личном, так и при виртуальном общении. Вы также узнаете о различных инструментах и платформах, применяемых для визуальной фасилитации.

3. Стимулирование организационного обучения и творчества. Внедрение формата визуализационных рабочих встреч и визуальных методов групповой работы напрямую обращается к резко возросшей сегодня потребности в творческом подходе, инновациях и достижении операционной эффективности. Люди быстрее учатся и меняются, когда вовлечены в интерактивный, ориентированный на открытия адаптивный процесс. Вы узнаете, как помочь своим подчиненным и другим ключевым руководителям в использовании визуального языка, чтобы значительно ускорить ключевые коммуникативные процессы.

Структура книги

Часть первая «В чем преимущество руководителя-визуализатора?» расскажет о преимуществах использования визуализации и о семи инструментах, необходимых для эффективного «визуального» руководства. Также вы узнаете, что должен знать об особенностях проведения совещаний с использованием визуализации каждый руководитель, если хочет работать с фасилитаторами и консультантами, использующими визуализационные инструменты.

Часть вторая «Взгляните на свой лидерский стиль» предлагает начать с себя. Лидер, который хорошо знает собственную «операционную систему», определяющую его подход к управлению, способен добиться бóльших успехов, чем лидер, который этого не осознает. Здесь показаны ключевые различия между метафорами, ментальными моделями и операционными системами. Также в ней представлена Модель устойчивых организационных форм Сиббета – Лесаже (Sibbet/LeSaget Sustainable Organizations Model™), которая позволит определить, какого рода организацией вы руководите и что даст вам использование средств визуализации. В конце части приведены семь практических упражнений, которые помогут повысить вам свой IQ в области визуализации.

Часть третья «Инструментарий руководителей-визуализаторов» – сердце книги. Каждая глава посвящена конкретному инструменту визуализации и содержит разбор предлагаемой методики, примеры из практики, упражнения и адаптацию под условия виртуальной коммуникации. Эти инструменты могут быть использованы как при разработке стратегии, так и в ходе ее реализации. Даже если вы не собираетесь использовать эти инструменты, чтение этой части даст вам необходимое понимание, чтобы успешно руководить их внедрением в организации.

Часть четвертая «Управление новыми медиа» обращается к новым технологиям. Сегодня лидер не может позволить экспертам по технологиям диктовать, какие формы коммуникации должна использовать его организация. Коммуникация формирует восприятие и отношение каждого сотрудника. Мы покажем, как вы можете задействовать возможности, открываемые новыми технологиями.

В пятой части «Управление организационным изменением» мы поговорим о том, как рассмотренные в предыдущих главах инструменты визуализации могут помочь вам, когда вы проводите свою организацию через процесс изменений. В главе 16 представлена детально проработанная карта трансформации организации. В последней главе показано, как вы можете использовать визуальные схемы и планы для создания безопасной среды для изменений, подобно тому, как куколка защищает бабочку во время ее трансформации.

Как и в других книгах этой серии – «Визуализируй это!»3 и «Визуальные команды» (Visual Teams), в заключительной, шестой части приводятся ссылки на книги, сайты и сетевые сообщества, где можно найти дополнительную информацию по теме лидерства и визуализации.


Руководители-визуализаторы помогут вам и вашей организации воспользоваться преимуществами «визуальной» революции

Визуализация трансформирует рабочую среду и роль лидеров в эпоху глобальных коммуникаций. Книга позволит вам повысить собственную визуальную компетенцию, а также помочь в этом другим. Она предлагает действенные инструменты, которые приводят к нужным результатам.

Визуальные совещания поддерживают цикл обучения

Книга «Визуализируй это!» рассказывает о том, как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для поддержания цикла «Представь – Включись в работу – Осмысли – Действуй» на групповых встречах. Она содержит детальное описание различных методов визуализации вместе с инструкциями по их практическому применению. В ней также рассматривается клавиатура Group Graphics и семь базовых способов графической организации информации.

Для тех, кто серьезно заинтересовался темой визуализации

Хотя эта книга является непосредственным продолжением книг «Визуализируй это!» и «Визуальные команды», она вполне самостоятельна. Если вы хотите узнать более подробно о типах «визуальных» совещаний и визуализационных инструментах, техниках и методах командной работы, которые, возможно, пожелаете внедрить в своей организации, чтение этой серии книг, безусловно, обогатит вас ценными знаниями.

Книга «Визуализируй это!» посвящена тому, как можно использовать визуализацию для обучения и в ходе рабочих встреч. Она построена на основе простого цикла обучения: Представь – Включись в работу – Осмысли – Действуй. Книга предназначена не только для профессиональных фасилитаторов, но и для всех, кому приходится проводить рабочие встречи, и сосредоточена на техниках визуализации, которые может использовать каждый, независимо от его умения рисовать. Также в ней представлена клавиатура Group Graphics – модель, предлагающая семь базовых способов графического отображения информации и соотносящая их с различными целями и процессами групповой работы.

Книга «Визуальные команды: Как использовать инструменты визуализации для создания приверженности, инноваций и высокой продуктивности» рассказывает о том, как команды могут использовать методы визуализации в работе за рамками совещаний. В ней подробно рассматриваются новые формы коммуникации, особенности взаимодействия в виртуальной среде, проблемы мобильности и утверждается, что можно получить ощутимые результаты, если позаимствовать методы у дизайнеров, широко использующих прототипы, взаимодействия и визуализацию. Также в книге описывается Модель командной продуктивности (The Drexler/Sibbet Team Performance Model). Эта модель получила широкое признание и играет роль интерфейса, помогающего пользователю при помощи методов визуализации заранее обдумать задачи, связанные с достижением и поддержанием командной продуктивности. «Визуальные команды» – это иллюстрированное пособие по тому, как добиться результатов от любого типа команд. Она также включает главы, посвященные теории процессов, к которой обращаются все три книги этой серии.

Наша книга дополняет первые две и адресована непосредственно тем, кто несет ответственность за результаты организации в целом, а не только за продуктивность команд или рабочих встреч. Предлагаемый в трех книгах тип визуального мышления обеспечивает целостный взгляд на организационную динамику как на микро-, так и на макроуровнях.


Книга «Визуальные команды» объясняет, как достичь высокой командной продуктивности при помощи визуализации

Книга «Визуальные команды» опирается на книгу «Визуализируй это!» и рассказывает о том, как команды могут использовать методы визуализации в работе за рамками совещаний. В книге представлен графический интерфейс для анализа командной динамики – The Drexler/Sibbet Team Performance Model®. Также подробно описываются семь проблем, с которыми сталкиваются высокоэффективные команды, и предлагаются инструменты, помогающие их решить. В книге рассказано о высокопродуктивных командах, активно использующих визуализацию.

Что лежит в основе книги

Эта книга является результатом 40-летнего опыта практической работы с компаниями по всему миру. Мне посчастливилось изучать эти две дисциплины – лидерство и визуализацию – в течение восьми лет, а затем преподавать их в Coro Center for Civic Leadership в Сан-Франциско, предлагающем программы развития лидерства. Ключевым элементом обучения в Coro были кросс-секторные стажировки в правительственных, политических, коммерческих, общественных, профсоюзных организациях и СМИ. Лидеры этих организаций фактически были нашим преподавательским составом. Кросс-секторная ориентация Coro сохранилась и в созданной мной консалтинговой компании The Grove Consultants International, начавшей свою деятельность в 1977 г.

Мы работали со всеми видами компаний на всех уровнях, а также с некоммерческими организациями, правительственными учреждениями и группами общественности в Северной и Южной Америке, Европе, Африке и Азии.

Наша работа, работа специалистов по визуальной фасилитации, уникальна тем, что наши знания и навыки тестируются публично на каждом шагу: как посредники мы участвуем в совещаниях управленческих команд, помогая им выработать видение, стратегии и планы. Как руководитель и инноватор в области организационного развития, я считаю чрезвычайно важным передать свой опыт следующему поколению. Изложение реальных историй позволяет не угодить в ловушку, в которую попадают книги о бизнесе, предлагающие «универсальные» истины или рекомендации без учета того факта, что мир многообразен и многое зависит от конкретных обстоятельств.

Я уверен, знание создается каждым из нас через непосредственный опыт, а не только в процессе обучения и повторения. Знание означает «знать как», т. е. понимать, как превращать идеи в действие. Это убеждение заставляло меня стремиться к максимальной полезности, снабдив книгу массой рекомендаций по применению представленных в ней идей на практике. Пока вы лично не опробуете эти идеи, вы не будете по-настоящему «знать» их.

Технологии выводят визуализацию на новый уровень. Чтобы начать, не нужно менять организацию. Нужно просто начать с себя и поощрять к изменениям других. Если достаточно много лидеров станут руководить таким образом, наши внуки будут жить в мире, где во главе организаций будут стоять люди, умеющие совмещать целостный взгляд на организацию с работой над отдельными ее подразделениями, учитывая все взаимосвязи и добиваясь конкурентного преимущества.

Любое улучшение рождается за рамками привычного…

На протяжении многих лет Бакминстер Фуллер, один из величайших мыслителей и изобретателей нашего времени, служил для меня источником вдохновения. Одно из его изречений висит у меня в кабинете с тех пор, как я создал собственную компанию и занялся консультированием организаций. Я забыл, откуда эта цитата, но звучит она так:

«Любое улучшение рождается за рамками привычного. Невозможно изменить человека и улучшить его положение… Но когда вы создаете нечто за рамками привычного, причем настолько превосходное, что люди не могут не признать этого, они начинают принимать это и ассимилироваться».

Именно это происходит сегодня с методом визуализации. Лидеры должны выйти за рамки привычного и научиться визуализировать свои решения и действия. Поэтому, если вы молодой лидер или новый руководитель, независимо от вашего стажа, присоединяйтесь к нам!

Загрузка...