В коллективистских обществах, например в Японии, не боготворят уверенность так, как это делают на Западе, и даже в западной культуре одержимость высокой уверенностью встречается достаточно редко. Например, в иудео-христианской традиции смирение считается гораздо более добродетельным, чем гордость; в Средние века гордость считали сатанинским грехом и избегали ее из всех сил.
Можно найти тысячи таких примеров, набрав в Google «уверенность» и «успех».
R. Lubit, “The Long-Term Organizational Impact of Destructively Narcissistic Managers,” Academy of Management Executive 16, no. 1 (2002): 127–38.
J. M. Twenge and W. K. Campbell, The Narcissism Epidemic: Living in the Age of Entitlement (New York: Free Press, 2009).
N. Galambos, E. Barker, and H. Krahn, “Depression, Self-esteem, and Anger in Emerging Adulthood: Seven-Year Trajectories,” Developmental Psychology 42, no. 2 (2006): 350–65.
F. S. Stinson, D. A. Dawson, R. B. Goldstein, S. P. Chou, B. Huang, S. M. Smith, W. J. Ruan, et al., “Prevalence, Correlates, Disability, and Comorbidity of DSM – IV Narcissistic Personality Disorder: Results from the Wave 2 National Epidemiologic Survey on Alcohol and Related Conditions,” Journal of Clinical Psychiatry 69, no. 7, (2008): 1033–45.
Jeffrey Kluger, “How America’s Children Packed on the Pounds,” Time, June 12, 2008. Read more: http://www.livestrong.com/article/384722-how-much-have-obesity-rates-risen-since-1950/#ixzz20Ef9NhvT.
См., например, P. Kirschner and A. Karpinski, “Facebook and Academic Performance,” Computers in Human Behavior 26, no. 6 (2010): 1237–45.
Facebook позволяет пользователям ставить лайки собственным постам. Как шутливо заметил недавно один пользователь, «Зачем Facebook вообще дал возможность лайкать мой собственный статус? Разумеется, мне нравится мой статус, я охрененно прикольный! И сексуальный». Если бы это была просто шутка…
T. Ryan and S. Xenos, “Who Uses Facebook? An Investigation into the Relationship Between the Big Five, Shyness, Narcissism, Loneliness, and Facebook Usage,” Computers in Human Behavior 27, no. 5 (2011): 1658–64.
W. Compton, K. Conway, F. Stinson, and B. Grant, “Changes in the Prevalence of Major Depression and Comorbid Substance Use Disorders in the United States Between 1991–1992 and 2001–2002,” American Journal of Psychiatry 163, no. 12 (2006): 2141–47.
G. Parker, G. Gladstone, and K. T. Chee, “Depression in the Planet’s Largest Ethnic Group: the Chinese,” American Journal of Psychiatry 158, no. 6 (2001): 857–64.
“Health Topics: Depression,” World Health Organization, http://www.who.int/topics/depression/en/.
На момент написания этой главы у Coca-Cola было 41 344 619 лайков на Facebook.
Гении маркетинга из Coca-Cola очень хорошо поняли, что в нарциссическом обществе люди обожают чувствовать довольство собой. Вот почему Coca-Cola стала самым узнаваемым брендом на планете: ее логотип знает 94 % населения Земли. Вы можете сказать, что это объясняется приятным вкусом кока-колы, но неужели вы и вправду думаете, что у пепси-колы вкус намного хуже? Успех кока-колы основывается не на якобы секретном рецепте напитка, а на умелом брендинге и притягательности бренда для культуры нарциссизма.
N. Herr, “Television & Health,” Internet Resources to Accompany the Sourcebook for Teaching Science, http://www.csun.edu/science/health/docs/tv&health.html.
Marketdata Enterprises, “Self-improvement Market Growth Slows, as Recession Takes Toll and Consumers Await the Next Big Thing,” press release, October 14, 2008.
K. Schulz, “The Self in Self-help,” New York, January 6, 2013, http://nymag.com/health/self-help/2013/schulz-self-searching/.
S. Salerno, SHAM: How the Self-help Movement Made America Helpless (New York: Crown Publishers, 2005).
R. F. Baumeister, J. D. Campbell, J. I. Krueger, and K. D. Vohs, “Does High Self-esteem Cause Better Performance, Interpersonal Success, Happiness, or Healthier Lifestyles?” Psychological Science in the Public Interest 4, no. 1 (2003): 1–44.
Если корреляция равняется 0, вероятность того, что одно событие происходит, когда произошло другое событие (например, наличие у вас компетентности, когда вы производите впечатление уверенного), равняется 50 % (равные шансы). Для перевода других корреляций в вероятности типа «да/нет» нужно разделить коэффициент корреляции на 2 и прибавить полученное число к точке отсчета (50 %). Поскольку корреляция между уверенностью и компетентностью составляет 0,30, вероятность того, что одно событие происходит, когда произошло другое событие, равняется 65 % (30/2 = 15 + 50 = 65).
Baumeister et al., “Does High Self-esteem Cause Better Performance,” 7.
E. Diener, B. Wolsic, and F. Fujita, “Physical Attractiveness and Subjective Well-being,” Journal of Personality and Social Psychology 69, no. 1 (1995): 120–29.
Baumeister et al., “Does High Self-esteem Cause Better Performance,” 8. 24. I. Schmidt, I. Berg, and B. Deelman, “Prospective Memory Training in Older Adults,” Educational Gerontology 27, no. 6 (2001): 455–78.
Schmidt, I., Berg, I. & Deelman, B. “Prospective Memory Training in Older Adults,” Educational Gerontology 27, no. 6 (2001): 455–78.
V. Hoorens and P. Harris, “Distortions in Reports of Health Behaviors: The Time Span Effect and Illusory Superiority,” Psychology and Health 13, no. 3 (1998): 451–66.
L. Larwood and W. Whittaker, “Managerial Myopia: Self-serving Biases in Organizational Planning,” Journal of Applied Psychology 62, no. 2 (1977): 194–98.
R. B. Felson, “Ambiguity and Bias in the Self-concept,” Social Psychology Quarterly 44, no. 1 (1981): 64–69.
Y. Endo, S. Heine, and D. Lehman, “Culture and Positive Illusions in Close Relationships: How My Relationships Are Better Than Yours,” Personality and Social Psychology Bulletin 26, no. 12 (2000): 1571–86.
O. Svenson, “Are We All Less Risky and More Skillful Than Our Fellow Drivers?” Acta Psychologica 47, no. 2 (1981): 143–48.
College Board, “Student Descriptive Questionnaire” (Princeton, NJ: Educational Testing Service, 1976–1977).
K. P. Cross, “Not Can, But Will College Teaching Be Improved?” New Directions for Higher Education 17 (1977): 1–15.
Разумеется, возможны случаи, когда большинство людей превышает среднестатистический показатель. Например, у большинства людей больше ног, чем у среднестатистического человека: из-за некоторого количества людей, у которых одна нога либо вообще отсутствуют нижние конечности, среднее число ног получается меньше двух. То же самое происходит, когда данные положительно асимметричны, что подразумевает, что большинство людей окажутся «ниже среднего». Известный пример: у большинства людей зарплата меньше среднестатистической, поскольку среднестатистическая зарплата раздута за счет небольшого количества людей со сверхвысокими зарплатами. Однако в большинстве случаев мы имеем дело с нормальным распределением переменных, что делает статистическое среднее примерно равным средней точке шкалы, а также наиболее часто встречающемуся значению.
J. Friedrich,“On Seeing Oneself as Less Self-serving Than Others: The Ultimate Self-serving Bias?” Teaching of Psychology 23, no. 2 (1996): 107–9.
E. Pronin, D. Y. Lin, and L. Ross, “The Bias Blind Spot: Perceptions of Bias in Self Versus Others,” Personality and Social Psychology Bulletin 28, no. 3 (2002): 369–81.
Ibid., 378.
T. Sharot, “The Optimism Bias,” Current Biology 21, no. 23 (2011): R941–45.
University of California, San Diego, “California’s Leadership in Tobacco Control Resulted in Lower Lung Cancer Rate, Study Finds,” ScienceDaily, September 29, 2010, http://www.sciencedaily.com/releases/2010/09/100929142131.htm.
D. Thompson, The Fix (London, UK: Harper Collins, 2012).
C. Colvin, J. Block, and D. C. Funder, “Overly Positive Self-Evaluations and Personality: Negative Implications for Mental Health,” Journal of Personality and Social Psychology 68, no. 6 (1995):1152–62.
Ibid., 1156.
Ibid., 1159.
R. Trivers, The Folly of Fools: The Logic of Deceit and Self-deception in Human Life (New York: Basic Books, 2011).
K. H. Lambird and T. Mann, “When Do Ego Threats Lead to Self-regulation Failure? Negative Consequences of Defensive High Self-esteem,” Personality and Social Psychology Bulletin 32, no. 9 (2006): 1177–87.
D. L. Paulhus, P. D. Harms, M. N. Bruce, and D. C. Lysy, “The Over-Claiming Technique: Measuring Self-Enhancement Independent of Ability,” Journal of Personality and Social Psychology 84, no. 4 (2003): 890–904.