Глава 1 Инновации в публичных выступлениях: на пороге тренда

Если вы на самом деле потерпели крушение, вы всегда найдете то, что вам нужно!

Гилберт Кит Честертон, английский журналист и писатель, «Жив-человек»

Многие стоят на пороге открытия, и лишь некоторые переступают этот порог.

Народное

Каждому временному промежутку соответствует свой стиль поведения спикера по отношению к аудитории. От лозунгов с трибуны мы двигались к повышенной эмоциональности в обращении к аудитории в начале 1990-х годов, в период прихода в Россию сетевых компаний; люди объединялись, чувствуя себя сопричастными крупному успеху. 2000-е годы стали периодом роста продаж, манипуляций на переговорах и бизнес-стратегий.

В последнее десятилетие время начало «сжиматься». В предыдущие периоды истории для того, чтобы выработался и закрепился определенный стиль в поведении спикера по отношению к слушателям, были необходимы крупные временные отрезки, которые совпадали со временем существования того или иного политического режима. Но в последние десять лет мы можем наблюдать неоднократную смену характера взаимодействия спикеров и аудитории. Большую роль в этом процессе играют развитие социальных сетей и доступность информации. Однако далеко не все и не везде в России так активны, поэтому в большей степени это справедливо в отношении крупных городов и наиболее активной части граждан.

Как сегодня выглядит расстановка сил в сфере публичных выступлений? В число спикеров входят политики и общественно-политический авангард, бизнес-тренеры и инфобизнесмены, а также преподаватели и руководители. Я намеренно не включаю в этот список людей искусства, так как многие из них имеют специальное образование и иначе подготовлены к публичным выступлениям. Тем не менее взять на вооружение актерские задачи и решения было бы самым простым и верным способом. Единственное, что не всегда и не все задачи можно решить с помощью искусства перевоплощения. Современная бизнес-практика требует от спикера быть психологом, актером и бизнесменом, то есть уметь понимать и любить людей, стараться быть интересным, а также хорошо планировать и продавать.

За счет чего можно развить в себе эти навыки – психологические, актерские и предпринимательские? Начать можно с развития сенситивности – профессиональной специфической чувствительности. Высокая сенситивность является также необходимой предпосылкой успешного творчества.

Отечественный психолог Б. Г. Ананьев в своих работах по исследованию психологии искусства отмечал, что у артистов, как правило, наблюдается разнообразие чувственных ассоциаций. Одни «видят» музыку, другие воспринимают ее через кинестетический канал, то есть эмоционально, безо всяких зрительных образов или ассоциаций.[1]

Часто на занятиях по развитию творческой составляющей в речи я прошу участников выполнить следующее задание: представить себе, как может выглядеть аудитория в пятьсот человек. Интересно, что чем больше среди участников представителей бизнеса, чем больше опыт проведения презентаций, выступлений и чтения лекций, тем суровей становится картина образов: участники представляют стадо свиней или гусей, бушующий океан, поле битвы с трупами, кладбище, хлебные крошки на земле, зал с пустыми креслами. То есть в работу включается правое полушарие, однако образы имеют, скорее, деструктивный характер.

Попробуйте и вы выполнить это упражнение. Что вы увидите, какие ассоциации у вас возникнут? Будет ли это один образ или несколько, сменяющих друг друга? Это упражнение подробно описано в книге «Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи» в главе, посвященной развитию творчества в речи.[2]

Выразите словами мысль, рожденную сознанием. Большинство людей восприимчивы к образам, поэтому, отвечая на вопрос аудитории, вам нужно лишь четко высказать мысль, нарисовав подходящий образ. Однако часто оказывается, что когда нам нужно облечь мысль в слово, этих самых слов у нас не находится… У большинства современных спикеров образное мышление не развито, а словарный запас беден. Добавлю, что штампованность речи в нашей стране долгое время считалась нормой. Поэтому сенситивность, вместо того чтобы накапливаться в общественном сознании, как приданое у богатой невесты, с годами лишь таяла. Мы привыкли к высказываниям, состоящим из слов, похожих на глухой звук, который не находит отклика в наших сердцах. Или же, наоборот, в этих словах столько эмоций, что мы вовлекаемся, лишь через какое-то время понимая, что за эмоциями не было ничего ценного. Сделать образ основой своего высказывания – большой труд. Этот навык можно формировать последовательно посредством литературы, передачей как в устной, так и в письменной форме информации от поколения к поколению, или же он приобретается через саморазвитие, наблюдения и тренировки. Бедность словарного запаса неизбежно указывает на наличие клише в мыслях. Почему большинство современных публичных выступлений оказываются невнимательно выслушанными, непонятыми и лишь формально принятыми? Потому что они лишены образности, которая получила бы отклик в сознании современной аудитории.

Однако мало создать образ, нарисовать картинку, важно, чтобы эта картинка совпала с той, которая имеется в сознании аудитории. Возьмите, к примеру, фразу: «Я вижу жирафа в пижаме». Что вы себе представляете? Вариант номер один: «Я вижу жирафа, одетого в пижаму». Вариант номер два: «Я в пижаме, при этом я вижу жирафа». Представление, таким образом, может быть совершенно разным.

Форма мысли – конечный продукт деятельности сознания, разума, рассудка стала в нашей стране в последнее время скудной, однообразной и неинтересной. Из-за непонимания многих слов и слабой подачи мысли мы обедняем и свой язык, и свой быт, и свое будущее.

Между тем общее количество знаний в современном мире за последнее десятилетие существенно выросло, большое количество людей не мыслят себя вне социальных сетей и широкого круга общения. Люди стали знать и понимать больше, поэтому удивить, вдохновить и подвигнуть их на действие все сложнее. Аудитория в России разделилась на два лагеря – те, кого можно заинтересовать, стали более требовательными, а другая половина еще более непробиваемой, невосприимчивой.

В России последнего десятилетия формируется зрительское отношение к жизни. Мы все сидим в огромном кинозале и ждем, когда нам покажут что-то новое, способное действительно нас захватить. И неважно, что сюжет будет не нов или актеры те же, что и двадцать лет назад. Главное – мы должны быть удивлены. Людей в большей степени волнует не сущность, а динамика, повороты сюжета и смены картинок. Однако количество искушенных зрителей накапливается, поэтому массовое сознание может тронуть лишь интересное, мудрое, динамичное кино. При этом зрителю нужен главный герой – тот, к кому будет приковано внимание и за судьбу которого он будет переживать. То есть спикер в России должен и вызывать эмоции, и быть их источником, и проживать свое выступление вместе с аудиторией.

Форма подачи информации в современном контексте может быть представлена как формула «сюжет превалирует над фабулой». «Фабула – это то, что было на самом деле, сюжет – то, как узнал об этом читатель».[3]

Понимая, что простым перечислением фактов зрителя или слушателя уже не увлечь, спикеру необходимо выстраивать события в сюжет, создавать образы, рисовать картины, причем вместе со своими зрителями, активно привлекая их к совместной работе, чтобы между фактами обнаруживалась новая, неожиданная связь, чтобы в обычном открывалось вдруг необычное, интересное, чтобы аудитория воспринимала речь как откровение.

Наша устная и письменная речь живут по разным законам. Так принято считать, и филологи со мной согласятся. Тем не менее еще один тренд последних лет – это проникновение письменной речи в устную и наоборот. В российской традиции эти две формы речи всегда были довольно четко отделены друг от друга. Письменную речь мы обычно тщательно продумываем, имеем возможность что-то переписать или хранить идею довольно долго и лишь через какое-то время, иногда весьма протяженное, реализовать ее на бумаге, в отличие от устной, как правило, спонтанной: слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Устная речь линейна, в отличие от письменной, мы говорим здесь и сейчас. Мыслительные и речедвигательные процессы сопряжены.

В настоящее время благодаря развитию социальных сетей, дистанционного образования и возникновению потребности в коротких продающих презентациях начала формироваться новая форма языка – нечто среднее между письменным языком и устным. То есть мы пишем так, как будто бы говорим, а говорим публично так, как будто пишем интересную книгу или статью для своего блога. При письме мы упрощаем фразы, делая их более разговорными, атмосферными, решающими массу задач по облегчению коммуникации. Например, несколько фраз, которые можно использовать для завершения делового письма:


«До скорой встречи!»

«Благодарю за внимание!»

«С наилучшими пожеланиями…»

«Пишите в удобное для Вас время».

«Удачного рабочего дня!»

«Побольше хороших Вам новостей!»


И наоборот, в речи мы слышим красивые длинные обороты, тщательно продуманные, где взвешено каждое слово:


«Мы будем рады, если вы известите нас о принятом решении».

«Рассчитываем на длительное сотрудничество с вами».

«Надеемся на положительное решение вопроса и заранее вам благодарны».

«Уверены, что наше сотрудничество положит начало долговременным и взаимовыгодным деловым отношениям!»

«Буду благодарна за ответ о получении письма».

«Благодарим за оперативное рассмотрение нашего предложения».


То есть на письме мы имитируем поток речи, ставим смайлики (), пишем несколько слов подряд слитно, чтобы подчеркнуть значимость высказывания (глазабмоиегоневидели) и передать работу мимики и пантомимики, не задействованных в письменной речи, но усиливающих впечатление от сказанного. Этот эффект действует и в обратном направлении. Произнося свою речь со сцены, мы как бы пишем рассказ или повесть. Мы можем задуматься, все перечеркнуть и начать заново, как настоящий литератор, достаточно лишь хорошо владеть инструментарием письменной речи – синтаксисом, морфологией, грамматикой вообще. Сравните «Последнюю лекцию» Рэнди Пауша, перевод которой дан в «Приложении», и книгу, которую он выпустил вскоре после этой лекции.[4] Это уникальный пример объединения силы письменной и устной речи в ярком и эмоциональном выступлении, очень эффективном по воздействию и насыщенном информационно.

Большинство же современных российских спикеров перестали ценить силу слова, не утруждают себя выбором фраз, перестали образно мыслить и подходить творчески к решению каждой задачи, связанной с элементами публичности.

Тем ценнее становятся западные примеры простоты и изящества формы словесной подачи, где у высказывания всегда есть идея. Одним из первых высокую сенситивность продемонстрировал аудитории Мартин Лютер Кинг, афроамериканский баптистский проповедник. Произошло это 28 августа 1963 года. Его речь называлась «У меня есть мечта». Со ступеней Мемориала Линкольна во время Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу Кинг провозгласил свое видение свободы и равенства, основных постулатов будущего Соединенных Штатов Америки. Эта речь считается шедевром ораторского искусства. Удивительно то, что Кинг не был профессиональным политиком, в его речах много цитат из Священного Писания и аллегорий. Он произносил фразы, немного растягивая их, как будто нараспев, как это делают в негритянских церквях США. И тем не менее слова достигали своей цели – люди начинали не только думать, но и чувствовать. То есть возникла эмоциональная сопричастность, которая переросла в желание действовать. Слушатели задумались над тем, что нужно изменить, в каком направлении работать, что делать, они моделировали свое будущее.

В августе 2013 года американский Мемфис открыл юбилейный тур, посвященный 50-летию произнесения речи у подножия Мемориала Линкольна в Вашингтоне, подтвердив таким образом историческую значимость речи Кинга.

Вспомните старую историю о человеке, который оказался свидетелем работы трех строителей. Он спросил первого: «Что вы делаете?», и тот ответил: «Я кладу кирпичи». Он спросил второго: «Что вы делаете?», и мужчина ответил: «Я строю стену». Он подошел к третьему, который работая, напевал мелодию, и тоже спросил его: «А что вы делаете?» Третий человек встал, улыбнулся и сказал: «Я строю храм».

Только выстраивая для людей историю-в˜идение, подобную строительству храма, вы получите шанс изменить поведение этих людей. История-в˜идение – лучшее противоядие от огорчений, депрессий и разочарований в напрасных действиях. Уметь рассказывать такие истории – главное качество эффективного спикера.

Давайте посмотрим, за счет чего, каких приемов речь Кинга стала символом ораторского искусства на полсотни лет. Полный текст речи приведен в конце книги, в разделе «Приложение».


Мартин Лютер Кинг. 28 августа 1963 года.

«У меня есть мечта» («I have a dream!»)

В чем секреты успеха этого выступления?










Следующий спикер, сумевший рассказать свою историю так, что эта речь стала своеобразным пособием по проведению коротких публичных выступлений, – Стив Джобс.

Стив Джобс – предприниматель, дизайнер и изобретатель – выступил с речью перед выпускниками Стэнфорда 12 июня 2005 года. Один из основателей Apple и Pixar, создатель «Макинтоша» выступает всего 15 минут, рассказывая молодым людям три истории из своей жизни. Стив Джобс говорит о простых вещах, которые не всегда понимаешь и которые нельзя назвать великими, как нельзя назвать великими силу притяжения или наличие у нас способности говорить и мыслить – это данность.


Стив Джобс. 12 июня 2005 года.

Речь перед выпускниками Стэнфорда.

В чем секреты успеха этого выступления?










И еще одно выступление. Рэнди Пауш – профессор информатики университета Карнеги-Меллон, консультант Walt Disney Imagineering, Electronic Arts и Google со своей «Последней лекцией» – «Достижение мечты вашего детства» в университете Карнеги-Меллон 18 сентября 2007 года. Это выступление длится дольше двух предыдущих – чуть больше часа. И это тот формат, который нам часто встречается на мастер-классах и презентациях. Давайте разберем и проанализируем, как решил использовать имеющееся время и возможности один из самых неунывающих профессоров в мире, специалист в области компьютерных технологий и виртуальной реальности.


Рэнди Пауш. 18 сентября 2007 года.

«Достижение мечты вашего детства».

В чем секреты успеха этого выступления?














Проанализировав эти выступления, можно подготовить к презентации длительностью от минуты до полутора часов практически любого.


Спикеры рассказывают о себе, анализируют свои переживания и от этого кажутся такими простыми и человечными. Вместе с тем ключевые идеи, донесенные через такую, казалось бы, простую форму, оказываются чрезвычайно эффективными по своему воздействию на аудиторию. Способ постоянного возвращения участников к «выслеживанию себя» более эффективен и результативен, чем лозунги, призывы, всеобщее «хей-хоп» или даже тренинг. Ситуация публичности меняет ракурс. Сейчас для успешного существования в этой непростой и стрессовой профессии – спикера – необходимы глубокая рефлексия и высокая сенситивность. Современным слушателям нужен баланс между эмоциональностью и информативностью. Рассказывайте истории – живо, интересно, так, чтобы хотелось их слушать вновь и вновь.


Неприступные стены могут остановить только тех, кто не мечтает о чем-либо изо всех сил. Они для того, чтобы остановить других людей.


Загрузка...