Данная программа разработана как углубление и расширение основного курса литературы в старших классах и рассчитана на 1 час в неделю как предпрофильная и профильная подготовка учащихся гуманитарного направления (9 класс – 17 и 17 часов/34 часа, 10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часа). Программа состоит из ряда курсов, которые логично продолжают тему, но могут быть рассмотрены и отдельно друг от друга на усмотрение учителя.
Спецкурсы необходимы для знакомства не только с русской, но и с мировой литературой, начиная с мифов; для более серьезного знакомства с теорией литературы, которая интересна не сама по себе, а только как способ приблизиться к пониманию идейного замысла произведения. И хотя говорится в общем-то о таких традиционных понятиях, как жанры, композиция, хронотоп и прочее, но иначе ставится вопрос: не «что это такое?», а «для чего это нужно в данном произведении?».
Главным понятием программы является понятие условности. Что же это такое?
Любой вид искусства живет по своим правилам, законам. Глубокое проникновение в этот мир доступно тому, кто понимает эти правила, эти условия, этот язык искусства. Как в детской игре «прятки»: «Чур, если руки скрестил, я в домике». И все видят, что никакого домика нет, но это никого не смущает: таковы условия игры.
Детская страсть все разобрать и посмотреть, что из каких винтиков состоит, сможет пригодиться и на уроке. Главное – научить разбирать по правилам, так, чтобы не испортить целого. Давайте поиграем, но сначала договоримся об условиях – вот что такое спецкурс «Условность как способ существования искусства (литературы)».
Основное содержание данной программы – выявление внутренних закономерностей существования художественного произведения в рамках направления, рода, жанра.
Само понятие «условность» вместе с термином «остранение», «отчуждение» возможны тогда, когда за курсы 5–8 классов уже накоплен достаточный опыт понимания взаимосвязи жанра, сюжета, характера героя как внутренней соотнесенности, предопределенности, за которой стоит закономерность формы – объективная закономерность художественного мышления.
Условность в конечном счете должна рассматриваться не как антитеза жизнеподобию, а как мера приближения к истинной полноте отображения реальности. Если Пушкин говорил, что художника нужно судить по законам, им самим над собой признанным, то мера истины и в фантасмагории, и в реализме соответствует избранным рамкам представления жизни, сложившимся стихийно или сознательно.
Задача состоит в том, чтобы показать равную, но специфическую степень остранения поэтической и прозаической формы, лирики, эпоса и драмы, фантастической и реалистической литературы.
Цель программы – воспитать умного, грамотного читателя, умеющего рассмотреть художественное произведение в контексте мировой литературы и понять идею произведения, опираясь на знание внутренних закономерностей его существования.
Задачи, которые преследует данная программа:
– развивать системное мышление;
– углубиться в специфику художественного мышления;
– раскрыть литературу как особый мир со своими творческими закономерностями осуществления формы и представления содержания;
– познакомиться с особенностями сугубо литературных форм отображения действительности.
Структура программы. Программа начинается с вводного курса об условности, затем рассматриваются следующие вопросы:
В 9 классе:
– условность жанров эпоса, лирики и драмы (основная часть занятий посвящена жанрам лирики);
– особенности выражения лирического «я»;
– условность поэтической формы (ритм и рифма, строфика);
– условность языка (тропы и фигуры, символ, мифологема, архетип).
В 9 классе рассматривается больше поэтических произведений, уделяется много внимания анализу стихотворений (в том числе и сравнительному) русских поэтов (см. Приложение 1, 4).
В 10 классе:
– изображенный мир как условная реальность;
– условность художественного времени и пространства (хронотоп);
– фантастика и жизнеподобие как формы художественной условности;
– условность сатирического гротеска и реалистической прозы;
– композиция художественного произведения;
– художественная речь (автор, рассказчик, речь персонажей).
В 10 классе больше внимания уделяется анализу небольших прозаических произведений (рассказ, притча) как русской, так и зарубежной литературы (см. Приложение 2, 3).
В 11 классе:
– условность литературного направления;
– концептуальность видения мира (направления ХХ века от модернизма до постмодернизма).
В 11 классе рассматриваются рассказы и повести ХХ века. Это в основном произведения известных зарубежных писателей, которые не изучаются в программе 11 класса из-за недостатка времени. При этом соблюдается времення и логическая соотнесенность произведений основного курса и элективного, что и способствует целостному восприятию литературы у старшеклассников.
Умения и навыки. Ученик, успешно освоивший программу курсов, сможет:
– понимать художественную ценность произведения;
– анализировать поэтический текст;
– писать рецензии;
– делать сравнительный анализ произведений одного или разных жанров, одного или разных направлений, тематически близких произведений;
– сравнивать произведения русской и мировой литературы.
Ученик, видящий закономерности художественного текста, – грамотный читатель, способный понять глубину и совершенство формы литературного произведения.
Учитывая то, что в последние годы анализ стихотворений, рассказов востребован в разных формах контроля, мы рассчитываем, что данная программа поможет школьнику и в подготовке к ЕГЭ, и в подготовке к предметным олимпиадам.
17 часов, 9 класс
2 часа
Условность как художественная система поиска и представления истины в определенных рамках.
Условность в искусстве – не только допустимое, но и необходимое несоответствие действительности. Условность в живописи и литературе. Условность – система художественных средств, нацеленных на наиболее полное выражение смысла, игра по правилам, которые диктует определенная форма (род и жанр). Условность связана с понятием остранения – нарушением привычности восприятия бытия. Задача художника – вывести из автоматизма восприятия.
Произведения для анализа (по выбору учителя): Д. Самойлов «Мост», «Поэзия должна быть странной»; М. Цветаева «Рябину рубили зорькою», «Вскрыла жилы…»; Б. Пастернак «Импровизация»; И. Тургенев «Стихотворения в прозе»; Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».
Виды работы: наблюдения над формой стихотворения и связью формы и содержания; условность времени и пространства; анализ рассказа с точки зрения жанра (святочный рассказ), глоса рассказчика, художественной детали, словообразования.
2 часа
Содержательность художественной формы. Изображение мира, бытие, время и пространство, человек и формула жизни в эпосе, лирике и драме.
Виды работы: лекция с элементами беседы.
9 часов
1–2. Малые жанры – эпиграмма, эпитафия, мадригал (литературные жанры), частушка (фольклорный жанр). Изменение содержательной наполненности жанра (ода, эпиграмма). Анакреон, Гораций, М. Ломоносов, А. Пушкин, ода ХХ века.
3. Устаревшие жанры – эпиталама, эмбатерия(-ий), пастораль (идиллия), эклога, гимн, дума.
4. Сонет: Петрарка, В. Шекспир, А. Пушкин, Н. Гумилев, И. Северянин.
5. Элегия. Изменение жанра. Е. Баратынский, А. Пушкин, М. Лермонтов.
6–7. Молитва и послание: М. Лермонтов, А. Пушкин.
8. Романс: А. Пушкин, А. Дельвиг. Стансы: А. Пушкин, М. Лермонтов.
9. Контрольная работа по жанрам лирики.
Виды работы: анализ содержания и формы лирических текстов с точки зрения закона жанра; сопоставление произведений одного жанра у разных поэтов или у одного поэта в разные периоды творчества; создание поэтических текстов определенного жанра.
2 часа (обзорно, выборочно)
Насыщенность, лаконизм и неоднозначность поэтической фразы как главное отличие стихотворной формы от прозаической.
Ритм, рифма, синтаксический параллелизм, аллитерация как средства остранения и «сакрализации» поэтического высказывания.
Понятие о точной и неточной рифме, глубокой и каламбурной рифме. Явление внутренней рифмы.
Силлабическая, силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Содержательность стихотворных размеров и систем стихосложения.
Произведения для анализа: А. Ахматова «Поэт» («Подумаешь, тоже работа…»), «Творчество», «Мне ни к чему одические рати»; Д. Самойлов «В этот час гений…».
Строфа, ее виды. Элегический дистих, сапфическая, одическая, «онегинская» строфы, катрен, терцет, газель, александрйский стих, октава…
Виды работы: анализ смысловой наполненности ритма, рифмы.
2 часа
Субъективное начало – родовое качество лирики: «я» как предмет познания, субъективность как средство познания, личностное самовыражение, масштаб индивидуальности – главное средство поэтического таланта.
«Я» как образ лирического героя, создаваемый поэтом в соответствии с его духовными устремлениями, не обязательно тождественный биографическому «я» художника. Своеобразие переживания одного лирического конфликта разными художниками.
Произведения для анализа (по выбору учителя): А. Пушкин «Пророк», М. Лермонтов «Пророк»; А. Пушкин «Узник», М. Лермонтов «Узник»; Е. Баратынский «Дорога жизни», А. Пушкин «Телега жизни» (см. Приложение 4); М. Цветаева «Стихи растут, как звезды и как розы…», А. Ахматова «Бывает так: какая-то истома…».
Виды работы: сравнительный анализ произведений разных авторов на близкие темы, одного жанра с целью выявить своеобразие лирического «я» каждого поэта.
17 часов, 9 класс
4 часа
Эпитет. Сравнение. Метафора и метонимия. Синекдоха. Литота и гипербола. Ирония. Аллегория. Перифраз.
Инверсия и хиазм. Анафора и эпифора. Асиндетон и полисиндетон. Синтаксический и лексический параллелизм. Оксюморон. Риторический вопрос.
Виды работы: подбор примеров из поэтических текстов для статьи литературоведческого словаря. Наблюдения над языком художественных произведений с точки зрения использования художественных средств. Составление контрольных работ.
2 часа
Рождение и определение символа. Традиционные образы и их индивидуальное наполнение. Условность как заданность устоявшихся значений, общепризнанных толкований, предопределенных логикой ассоциаций. Образы-символы моря (стихии) и скалы (устойчивой вершины) в их контрастной сопряженности.
Произведения для анализа: А. Пушкин «К морю». Тема прощания со свободой; М. Лермонтов «Утес». Тема одиночества; Ф. Тютчев «Море и утес». Тема неподвластности изменчивым стихиям; Н. Гумилев «Я конквистадор в панцире железном»; И. Анненский «Среди миров». Звезда как символ; А. Блок «Незнакомка» или «Стихи о Прекрасной Даме»; К. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени». Символизм.
Виды работы: ассоциативность мышления и рождение символа. Наблюдения над трактовкой символа у разных поэтов. Сравнительный анализ стихотворений.
11 часов
1–2. Понятие мифологемы (сюжет, повторяющийся в разных мифах). Примеры типичных сюжетов: преображение хаоса в космос, битва поколений (отца с сыном), рождение героя.
Мифы. Н. Гоголь «Тарас Бульба», М. Шолохов «Родинка».
3. Архетипы — древнейшие устойчивые вненациональные образы-обобщения, которые воплотили представления о единстве мира, основных жизненных силах, типах людей и их социальных ролях. Типичные конфликты и их разрешение.
4–5. Архетип мирового древа. Древо как символ устройства Вселенной.
Ясень в скандинавской мифологии. Древо познания добра и зла в Библии.
Н. Тряпкин «Горячая полночь…», А. Пушкин «У Лукоморья», Дж. Р. Р. Толкин «Властелин колец» (дерево короля), В. Распутин «Прощание с Матерой», Л. Толстой «Война и мир» (эпизод с дубом), Л. Украинка «Лесная песня».
Архетип горы и реки как разновидность архетипа древа. Реализация архетипа горы в священных текстах: Нагорная проповедь, скрижали Моисея.
6–7. Архетип змея. Олицетворение разрушительных сил природы и ее животворящего начала. Понятие о медиаторе. Раздвоение образа на помощника и противника.
Библия, образ медного змея (Ветхий завет: Книга «Исход»). А. Пушкин «Пророк», Н. Гумилев «Змей», А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Мифологемаборьбы героя и змея в мифах и былинах.
8–9. Архетип дитяти и братьев-близнецов. Дитя как начало рода. Неразлучность, жертвенность судьбы или начало всех бедствий, связанное с братоубийством.
Рождественская поэзия И. Бродского, «Сказание о Борисе и Глебе», Каин и Авель, Н. Гоголь «Тарас Бульба», И. Тургенев «Близнецы», В. Шекспир «Двенадцатая ночь», Дж. Р. Р. Толкин «Властелин колец». Прием двойничества в литературе: Печорин и Грушницкий, Раскольников и Свидригайлов…
10. Архетип культурного героя и трикстера (герой-плут). Аполлон и Гермес. Прометей и Эпиметей. Один и Локи.
11. Архетип умирающего и воскресающего бога. Евангелие. Скандинавские и египетские мифы. Дж. Р. Р. Толкин «Властелин колец» (образ Гэндальфа).
Виды работы: выделение архетипов в тексте, работа над темой и идеей произведения через толкование архетипа.
34 часа, 10 класс
17 часов
Изображенный мир — условно подобная реальному миру картина действительности, которую рисует писатель: люди, вещи, природа, поступки, переживания… Эта модель в произведениях каждого писателя своеобразна. Разная степень реальности, но всегда не тождество.
Составляющие изображенного мира:
– форма существования изображенного мира – хронотоп;
– свойства изображенного мира – жизнеподобие и фантастика;
– художественная деталь;
– портрет;
– психологизм;
– пейзаж;
– мир вещей.
1) Формы существования изображенного мира – время и пространство. 5 часов
Хронотоп – художественное время и пространство, параметры художественного мира.
Образ времени:
– историческое время (эпоха);
– биографическое время (детство, юность, старость…);
– календарное время, его символическое значение (например, действие в романе Гончарова «Обломов» начинается весной, а заканчивается зимой);
– праздничное время (например, Рождество);
– время суток (символисты – рассвет, романтизм – ночь, Пушкин – «дневной», Тютчев – «ночной»…);
– абсолютное, космическое время – «всегда», «бесконечность» и время конкретное;
– цикличность времени.
Образ пространства:
– реальное и воображаемое (сказка и летопись);
– конкретное и абстрактное;
– чужое, экзотическое и свое, родное;
– бытовое и фантастическое;
– внешнее и внутреннее пространство (душа человека, его внутреннее «я»);
– как движется взгляд поэта: вертикаль – горизонталь, земля – небо;
– линия – плоскость, близкое – далекое, замкнутое, открытое;
– неподвижное (статичное) – динамичное; если изменяется, то как: сужается – расширяется, цвет, свет, звук.
Пространственные образы (образ воды, сада, поля…).
Типы хронотопов (дорога, замок, усадьба, провинциальный город…).
Произведения для анализа (по выбору учителя): И. Бунин «Темные аллеи» («Чистый понедельник», «Холодная осень»); В. Набоков «Катастрофа», «Рождество»; И. Тургенев «Стихотворения в прозе» («Порог», «Разговор», «Песочные часы»); Х. Кортасар «Захваченный дом».
2) Основные свойства изображенного мира – жизнеподобие и фантастика. 5 часов
Художественный мир условно подобен реальному. Однако степень этой условности может быть разной. Жизнеподобие предполагает изображение жизни в формах самой жизни, т. е. без нарушений известных нам физических, психических, причинно-следственных закономерностей. Фантастика предполагает нарушение этих закономерностей, подчеркнутое неправдоподобие изображенного мира. Могут быть фантастические образы (Гаргантюа и Пантагрюэль), может быть фантастическим сюжет (Н. Гоголь «Нос»).
Фантастическая условность. 3 часа
Функции фантастики:
– доводить то или иное явление до логического предела, заострить исследуемые черты;
– прогностическая (Е. Замятин «Мы»);
– разные виды комического (М. Булгаков «Мастер и Маргарита», Сервантес «Дон Кихот», Гоголь, Салтыков-Щедрин);
– развлекательная.
Приемы фантастического: собственно фантастическое (нечистая сила, три карты), гипербола-литота, аллегория, гротеск (соединение фантастического с приземленно-бытовым), алогизм (нарушение причинно-следственных связей – «Нос»). Приемы комического могут сочетаться. «Нос» – алогизм и гротеск, сказки Салтыкова-Щедрина – гротеск и иносказание…
Н. Гоголь «Нос». Фантасмагорическое сочетание иррационального с обыденным. Поэтика демонстративной условности: случайность завязки и развязки, «небрежности» в разработке сюжетных линий (судьба цирюльника Ивана Яковлевича), отчужденная реакция на событие в обществе и самоирония автора-повествователя.
Условность замысла – форма выражения авторской мысли.
М. Цветаева «Крысолов». Условность обращения с сюжетом классической легенды. Романтический идеал свободы духа как свободы творчества. Романтическое мышление антитезами – формирование и утверждение идеала от противного: дух противостоит сытости, свобода – пошлости, радость – низости, «я» – «мы». Глубина лирического конфликта и условность фигур, его раскрывающих (преображение средневекового демонического образа крысолова в певца – освободителя духа).
Ф. Кафка «Стук в ворота». Фантастическая и гротескная трансформация действительности. Безысходность и почти полное отсутствие надежд. Хаос абсурдного и враждебного человеку мира.
Х. Кортасар «Дальняя». Пересечение нашей обыденной жизни и иного, скрытого мира почти всегда приводит к трагической развязке. Двойничество – тема, возникшая в творчестве Кортасара, возможно, под влиянием любимого им Достоевского, – становится одним из проявлений встречи разных реальностей. Иная реальность почти всегда одерживает верх над обычной жизнью. Зыбкость границ реального и фантастического.
Виды работы: анализ произведений с точки зрения жанра, реальности, хронотопа.
Условность в сказке и драме. 1 час
Волшебные сказки и сказки о животных.
Архетип путешествия и развитие архетипа трикстера.
Е. Шварц «Тень». Философская сказка на сцене. Остранение как принцип представления событий, героев, идей пьесы. Остранение стершихся метафор.
М. Метерлинк «Синяя птица». Символический смысл сюжета.
Виды работы: сказочная фантастичность изображенного мира, наблюдение над реализацией архетипа в современном сюжете. Архетип дороги как способ организации пространства.
Условность сатирического гротеска. 1 час
М. Салтыков-Щедрин. Сказки. «Самоотверженный заяц», «Премудрый пескарь» и другие. Реалистическая сущность условной сатирической сказки: безыллюзорность представлений о жизни. Отличие литературной сатирической сказки от фольклорной: неразрешимый конфликт, отсутствие положительного героя, пессимистический конец. Парадокс преображения добродетели в порок и однозначность его осуждения. Средства выражения идеального начала в сатире – осуждение порока, а не проповедь добродетели.
Виды работы: анализ языка произведения; лексические и стилистические особенности сатирической сказки Салтыкова-Щедрина.
3) Художественная деталь. 2 часа
Картина изображенного мира складывается из художественных деталей.
Деталь – малейшая изобразительная или выразительная художественная подробность: элемент пейзажа или портрета, отдельная вещь, поступок и т. д. Деталь – часть целого.
Внешние и психологические детали.
Деталь-подробность и деталь-символ.
Луи Арагон: «Деталь – это торчащий кончик носа действительности, который художник не может не задеть».
Виды работы: Деталь-символ и деталь-подробность в произведениях Гоголя «Мертвые души» и Гончарова «Обломов».
4) Портрет. 2 часа
Портрет – описание внешности, манер, одежды, жестов.
Типы портретов: портрет-описание, портрет-сравнение, портрет-впечатление.
И. Бунин «Темные аллеи»: «Красавица», «Ворон», «Камарг».
Виды работы: анализ портретных описаний знакомых литературных персонажей. Викторина «Узнай героя по портрету».
5) Психологическая деталь и психологизм как изображение внутреннего мира. 1 час
Психологизм — освоение и изображение средствами художественной литературы внутреннего мира героя: его мыслей, переживаний, желаний, эмоциональных состояний, причем изображение, отличающееся подробностью и глубиной:
– изображение характера изнутри (внутренняя речь, память и воображение, сны);
– «извне» (интерпретация писателем особенностей речи, поведения, мимики);
– называние.
Приемы психологизма: анализ и самоанализ, умолчание, внутренний монолог, поток сознания, сон, создание психологической атмосферы путем повтора определенных деталей: цвета, описаний…
Виды работы: анализ снов в русской литературе, работа над психологическим портретом, беседа по изученным произведениям: особенности психологизма А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Достоевского, Л. Толстого.
6) Пейзаж и его функция. 1 час
Пейзаж – изображение в произведении живой и неживой («городской пейзаж» – оксюморный термин) природы. Эстетическую самостоятельность пейзаж получает у сентименталистов. Пейзажные зарисовки встречаются не везде и выполняют существенные функции:
– обозначить место действия (Кавказ в романтических произведениях; Украина в повести «Тарас Бульба»…); М. Лермонтов «Родина»;
– подчеркнуть обыденность, обыкновенность пейзажа России (образ малой родины противопоставлен официальной народности). Татьяна в романе «Евгений Онегин» формируется благодаря общению с природой;
– обозначить характер или мировоззрение персонажа. Разное отношение к природе автора и Онегина («Два дня ему казались новы…»). Аркадий и Базаров. В «Герое нашего времени» природу описывают только автор и Печорин.
Психологическая функция (проекция душевного состояния) – например, у романтиков. Психологический параллелизм: «То не ветер ветку клонит…». «Бедная Лиза»;
Символическая функция. Дуб в «Войне и мире».
Виды работы: беседа по изученным произведениям, анализ стихотворения Лермонтова «Родина», анализ пейзажных зарисовок.
7) Мир вещей. 1 час
Чем дальше, тем больше человек живет не в окружении природы, а в окружении рукотворных, созданных человеком предметов, совокупность которых иногда называют второй природой. Это мир вещей. Первоначально не вещи – атрибуты: меч, скипетр, плуг, соха, которые не раскрывали характера персонажа, но были символами его социальной роли. Пока не было индивидуализации героя, не было и индивидуализации вещного мира. Когда же это происходит, мир вещей становится способом характеристики мира человека (деталь).
Произведение для анализа: Тэффи «Жизнь и воротник».
Виды работы: характеристика персонажей через вещи, их окружающие: «Евгений Онегин» – описание двух кабинетов Онегина (1 и 7 глава), кабинета дяди (2 глава); «Отцы и дети» (например, у Павла Петровича, живущего за границей, на столе стояла пепельница в виде серебряного лаптя); «Мертвые души» (помещики).
8 часов
Общее понятие о композиции. Композиционные приемы. Композиция образной системы. Композиция художественной речи. Сюжет и конфликт. Сюжетные и внесюжетные элементы. Сюжет и композиция. Типы сюжетов. Типы композиций (см. Приложение 2).
Произведения для анализа (по выбору учителя): например, И. Тургенев «Записки охотника». Условность как обусловленность. Условность в композиции, в сопоставлении и подборе образов. Место и роль пейзажа, портретной характеристики героев.
Виды работы: работа над взаимосвязью портрета героя, пейзажа и идеи произведения.
4 часа
В этом разделе рассматриваются:
1. Лексика, стилистика, тропы и фигуры (повторение).
2. Речевая организация произведения: монологизм и разноречие.
3. Речь повествователя; речевая характеристика персонажей.
4. Номинативность и риторичность, ритм прозы.
Произведения для анализа: А. П. Чехов «Вишневый сад», рассказы, другое…
5 часов
Анализ художественной формы, анализ строения изображенного мира в малых эпических жанрах. (см. Приложение 2)
Произведения для анализа (по выбору учителя): Л. Толстой «После бала»; В. Набоков «Рождество», «Катастрофа», «Гроза»; И. Бунин «Старуха»; И. Шмелев «Лето Господне» (отдельные главы) Х. Кортасар «Захваченный дом».
34 часа, 11 класс
2 часа
Влияние направления на идею, пафос, форму произведения… Литературные направления XVIII–XIX веков (по ранее изученным произведениям).
Сентиментализм («Бедная Лиза»), романтизм («Мцыри») и реализм («Толстый и тонкий»). Принадлежность художника к какому-либо направлению влияет на форму и содержание произведения, больше всего на содержание.
Что входит в содержание художественного произведения? Тематика – проблематика – идейный мир.
Тема – объект отражения реальности (вечные и конкретно-исторические: лишний человек, крепостные отношения…).
Проблематика — осмысление темы, постановка вопроса (философская «Иуда Искариот», мифологическая «Властелин колец», национально-историческая «Слово о полку Игореве», «Очарованный странник», экзистенциальная, историософская…).
Идейный мир – художественное решение проблемы, авторское отношение к миру, его позиция.
В идейный мир входят:
– авторские оценки;
– авторский идеал или антиидеал («История одного города»);
– художественная идея (иногда высказана в тексте: «Нет величия там, где нет простоты, добра, правды» – Толстой; «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил» – Сент-Экзюпери; «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой» – Гёте);
– пафос – ведущий эмоциональный тон (эпико-драматический, героический, романтический, сентиментальный, трагизма, юмора и сатиры, инвектива – отрицание без смеха «Прощай, немытая Россия»).
15 часов
Символизм. 5 часов
Истоки русского символизма – во Франции. Главное поэтическое открытие – двуплановый образ. После Парижской коммуны (1871 г.) появляются мотивы смерти, упадка – декаданс. Реальный мир выступает как тень, символ мира идей, постигаемых интуицией, а не разумом.
Поль Верлен – один из самых музыкальных поэтов в европейской литературе. В поэзии – образ Творца, отвергающего мир и потому отвергнутого им. Сонет «Томление» стал манифестом декаданса:
Я – римский мир периода упадка,
Когда, встречая варваров рои,
Акростихи слагают в забытьи
Уже, как вечер, сдавшего порядка.
Французский символизм. Поль Верлен. Шарль Бодлер.
Зинаида Гиппиус «Так случилось».
Федор Сологуб «Чудо отрока Лина».
Андрей Белый. «Петербург» как самый символистский роман: математическое пространство, звукопись, ритм, цвет, повторы и символы, литературные ассоциации.
Экспрессионизм. 3 часа
Экспрессионизм (от лат. expressio – выражение), в отличие от импрессионизма (впечатление), – разновидность авангардизма, особый акцент на укрупненных выразительных деталях и психологическом перенапряжении.
Направление европейского модернизма, возникшее в 1905 году в немецком искусстве как отклик на социальные потрясения рубежа веков. Искусство крика.
Объект изображения – не характер, а некое состояние. Деформация красоты, эстетика безобразного в динамике и оценочный фактор. Карикатура.
Проблематика: драматическая подавленность человека в мире. Социальность. Пафос: трагизм повествования. Основное настроение: ужас, боль, растущее нервное напряжение.
Портрет и пейзаж фиктивны. Герои часто лишены имен, ярких индивидуальностей, психологических нюансов.
В русской литературе тенденции экспрессионизма – в творчестве Л. Андреева, Е. Замятина, раннего В. Маяковского.
Картина Эдварда Мунка «Крик». Впечатления от картины, история создания.
Франц Кафка «Превращение». В окружающем мире все непрочно, ни на что нельзя опереться. В созданном Кафкой мире действует иная логика, абсурд как бесчеловечность. Фантастическое в рассказе. Символ яблока. Время пробуждения от сна.
Леонид Андреев. Между «Стеной» и «Бездной». Бездна, населенная чудовищами насилия и разврата, давит на человека изнутри; стена абсурда – снаружи. Трагедия одинокой личности, которую утрата веры в Бога поставила перед лицом абсурда.
Футуризм. 2 часа
В. Хлебников, И. Северянин, Д. Хармс, ОБЭРИУты.
Реализм как узнаваемое жизнеподобие и как идея правды жизни. Отличие от натурализма. 5 часов
Р. Роллан «Кола Брюньон». Реализм как гедонизм (наслаждение, довольство, принятие жизни). Реальная основа; в центре – сильная личность из народа, но не одинокая и разочарованная, а жизнерадостная. Жизнь как год (действие повести укладывается в один год).
Б. Шоу «Пигмалион». Судьба «Золушки» в интеллектуальной драме.
А. Конан Дойл. Композиция детективных рассказов. Роль узнаваемого в детективных жанрах.
О. Генри «Огни большого города». Реализм юмористических рассказов. Герои рассказов – клерки и продавцы, ковбои и мелкие авантюристы, фермеры и биржевые маклеры. Комическое как реальность жизни (оценка содержания существования).
Жанр новеллы: захватывающая интрига в сочетании с мастерски выстроенной композицией. Неожиданная, но, как правило, счастливая развязка.
2 часа
Антиутопия как философский жанр прогностического мышления (реальные перспективы иллюзий).
Дж. Оруэлл «1984». Роман написан в 1949 году. Структура мира. Устройство общества. Новояз. Сравнить с антиутопией Е. Замятина «Мы».
4 часа
Тема «потерянного поколения» в послевоенных произведениях, после Первой мировой войны, морально и физически искалеченного войной. Герои, не окрепшие нравственно, попадают в горнило войны, а затем возвращаются домой, отрешенные от деятельности, стремлений, прогресса. Писатели передают свойственное многим людям того времени ощущение неустойчивости, душевное смятение, внутреннюю опустошенность и разорванность сознания. Жизнь утратила свою ценность, «распалась связь времен».
Произведения для анализа: Э. Ремарк «На западном фронте без перемен», «Триумфальная арка»; Э. Хемингуэй «Фиеста», «Кошка под дождем», «Старик и море».
4 часа
Экзистенциализм – философия существования. В центре – человек. Сил его хватает только на то, чтобы справиться с бременем своей судьбы. Ж. Сартр, А. Камю. Жанр – притча, парабола (глубже притчи, символичнее: оттолкнувшись от исходного текста, уходит как угодно далеко, обогащаясь смыслами).
Произведения для анализа: Ж. Сартр «Мухи», А. Камю «Посторонний».