I
Жил Иоаким с женою Анной.2
Жил во грехе, читал псалтырь.
А дочь свою, Марией званой,
Привел в три года в монастырь.
Росла послушницей Мария:
Молилась за грехи людей,
И приняла обет святыя
В знак непорочности своей.
Как птицы годы пролетели,
И вот к пятнадцати годам
Марию вывели за двери:
Ступай, мол, по мирским делам.
Наставник девы отдал в жены
Послушницу во младость лет.
А муж Иосиф нареченный,3
Увез Марию в Назарет.
И зачала там молодуха
Блаженным агнцем своим.
Весть о причастии к ней духа
Принес архангел Гавриил.
II
В ту пору правил в Иудее
Царь Ирод, дьяволу под стать.4
К нему-то и пришла идея
Евреев всех переписать.
Спешат Иосиф и Мария
В библейский город Вифлеем,5
В хлеву на свет явить мессию
У старых Вифлеемских стен.
Звезда над городом упала,
Спешат волхвы на торжество,
Чтобы царя узреть во славу
И возвести на божество.
Узнав в рождение Иисуса6
Соперника на царский трон,
Царь Ирод, загнанный искусом,
Залил в крови страну и дом.
Ох, горестной была баллада!
Рыдал и стар, и млад еврей.
Две тысячи младенцев кряду
Убил израилев злодей.7
Но избежал жестокой пытки
Иисус. Родители спасли.
Собрав нехитрые пожитки
В Египет вовремя ушли.
III
Прошло три года. Умер Ирод.
Вернулись беженцы домой
И стали жить спокойно с миром
Под Вифлеемскою звездой.
Двенадцать минуло Иисусу.
На Пасху в Иерусалим
Приехал он. И там, со вкусом
Возвел хвалу делам своим.
Он спорил с книжниками мудро,8
Ветхий Завет истолковал,
А всем учителям прилюдно
Совет свой праведный давал.
Затем Иисус пропал из виду
На долгих восемнадцать лет:
Хозяйствовал, читал молитву…
И, словом, жил вполне без бед.
То было время откровений,
Познанья самого себя,
Земных и плотских побуждений,
Духовных скреп и бытия.
И вот тогда Иисус, возможно,
Обрел супружницу свою.
Но будем здесь мы осторожны:
Кто знает, как там, наяву.
Однако, так или иначе,
Свою Марию встретил Он.9
Видать, Господь, так предназначил.
И Магдалина вся при нём.
IV
Со дня рожденья Иисуса
Проходит три десятка лет.
Живой, здоровый телом, духом,
Он на себя берет обет:
Идти в народ, и словом божьим
Дела чудесные творить.
Он знает, что Господь поможет,
Лишь должен Иоанн крестить.10
Приняв крещение в Иордане,
Уходит в пустынь божий сын.
И там, в божественной нирване,
Скитался сорок дней один.
Блуждая по пустыне дикой
Встречает там Он Сатану.
Прельщает тот Иисуса лихо,
Чтоб душу отдал Он ему.
Гордыней, голодом, богатством
Христоса дьявол искушал.
Но, зная Сатаны коварство,
Иисус все козни отметал.
Пройдя достойно испытанья,
Решил Иисус в народ идти,
Чтоб сеять в нем Завета знанья11
И слово божия блюсти.
Для этой праведной работы
Берет с собой учеников.
И те, с высокой божьей ноты,
Несут в народ Мессии зов.
V
А чтобы люд сильней поверил
В учение славного Христа,
Пророк, как Бог ему доверил,
Творил в народе чудеса.
Он исцелял больных, безногих,
И воду в вина обращал.
Кормил хлебами всех убогих
И заповеди завещал:12
Не убивай, храни терпение,
И жен чужих не возжелай,
Вещь не кради, живи в смирении,
Отца и мать здесь почитай.
Люби Всевышнего, лишь Бога!
Его учением дорожи.
Уверуй во Христа-пророка,
Да лжи во грех не учини!
И рос авторитет Мессии
На протяжении трех лет.
Все шире разливалось в мире
Учение новое – Завет.
VI
И вот уж день святой назначен.
Иисус, как Божий Херувим,
Въезжал (на ослике в придачу)
В святейший Иерусалим.13
И начались Господни страсти14
Воскресным светлым днем в миру.
И город стал в Христовой власти,
Как дух святой был на пиру.
Его встречали толпы люда
С ветвями заповедных пальм.
И новый царь (из ниоткуда)
Возник как сладостный миндаль.
Хотели книжники с парада
Христа заведомо убить.
Ведь конкурентом был он кряду,
А стало быть, им тут не жить.
Но не решились фарисеи
Исполнить пагубную месть.
Ушли от бесовской затеи,
Ведь кровь Христа – народу весть!
Однако планам их коварным
В дальнейшем сбыться суждено.
Узнает люд неблагодарный,
К чему все это привело.
Ну а пока народ в экстазе
Внимает проповедь Христа.
И вот в такой заветной фазе
Вершатся Господа дела.
VII
Но наступает день прозрения:
Слова Учителя, порой,
Не избавляют от лишений,
Текут страдания рекой.
Нет, не сбылись мечты евреев
Жить при Иисусе, как в Раю.
Он звал несчастных иудеев
С ним разделить судьбу свою:
Ходить по городам и весям,
И слово Божие нести,
Лишения на себя повесить,
Быть кроткими в своем Пути.
Не оправдал Пророк надежды:
Бедняк остался бедняком.
А все богатые невежды
Сочли Учение пустяком.
И возроптал народ блаженный
Против безгрешного Пути.
Народ – он, ведь, обыкновенный,
На трон Небесный – не взойти.
Так, словом был Христос унижен
Сим недоверием людским.
И «градус» был его понижен,
И плакал град Иерусалим.
Но вновь судьбы видны истоки,
Словно в пустыне Он водим.
Уж весть летит о «лжепророке»,
Что Он не царь! Не господин!
VIII
У грешницы одной в Вифании,15
Иисус слезами ноги мыл
И вытирал ее власами
Пока от горя не остыл.
Затем и сам Он, в знак смирения,
Ноги апостолам омыл.
Знать, было Господу видение,
Что Он останется один…
Грядет вечеря Четвергова,16
Где Он ученикам предрек,
Что предадут они Иегову,
Не избежать людской порок…
Ночь. Гефсиманский сад. Моленье17
Отцу у Масличной горы:18
«Избавь Всевышний от мучений!» —
Молчит Отец. А знать: «Прими!»
И вот уже в большой печали
Иисус спускается с горы.
Проститься хочет он вначале
С учениками до поры.
Навстречу движется Иуда19
Со стражей римлян. Время вспять.
Целует Иисуса, блуда, —
Тем знак дает: «Мессию взять!»
Иисуса, словно лжепророка,
Заковывают в кандалы.
В Синедрион ведут потоком20
Вершить крамольные суды.
IX
Допрашивал сначала Анна,21
Пытался чудеса узнать.
Но не сошла на землю манна:
Иисус не станет отвечать.
Затем направлен был к Каифу,22
Там в богохульстве обвинен.
И путь Христа, как по тарифу,
Синедрионом предрешен.
Теперь префект неумолимо
Поставить точку должен был.
Понтий Пилат – наместник Рима23
Судьбу Христа в тот час вершил.
Стояла пятницы зарница,
Пророку так хотелось жить,
И не желал Пилат в Седьмицу24
Безвинного Христа казнить.
И вышел он к толпе народной
Спросить, мол, как с Иисусом быть.
А тот народ неблагородный
Ответил так: «Христа казнить!»
Тут фарисеи ликовали,
Их конкурент был побежден.
Народу денег раздавали
За то, что Бога предал он.
X
Публичной казни был подвергнут
Не состоявшийся Пророк.
Плетями в кровь избили жертву,
Чтоб все запомнили урок.
Ну а потом, надев рубаху,
Венок терновый взгромоздя,
Христос отправился на плаху,
Взваливши крест свой на себя.
Толпа безумно ликовала:
«Ну что, нашел путь лжепророк?!»
А Он все шел на смерть устало
С табличкой дерзкою: «Я – Бог!»
Взойдя на смертную Голгофу,25
В набедренной повязке, Он
Прибит гвоздями был зароком,
И на кресте распят потом.
От ран смертельных умирая,
Под солнцем жаждою томим,
Он думал о воротах Рая!
Как был Отцом своим любим!
XI
Прощая все грехи земные
Он иудеям завещал:
Дела творить всегда благие,
Как Он, Пророк, их наставлял.
Жить надо божьим провиденьем
И не бояться умирать,
Уверовать в Христа Спасенье,
В молитвах Бога поминать.
И в завершение сей казни,
Дабы избавиться от мук,
Был проткнут пикой божий агнец,
И замер в теле сердца стук.
Земля в час смерти содрогнулась,
И гром гремел, и дождик лил…
Рука чела Христа коснулась —
Отец Небесный все свершил.
XII
По настоянию Пилата
В субботу снят Иисус с креста.
В пещеру, скромно, как во врата,
Снесли умершего Христа.
Там в плащаницу завернули,
В гробницу тело уложив.
И стражи глаз там не сомкнули,
Чтоб не пустить кого других.
И вот настало воскресение!
Народ к пещере подошел.
Взглянул в гробницу с умилением,
Но лишь плащаницу нашел.
Было объявлено народу,
Что тело выкрали Христа
Его ученики без родуроду.
И не причем тут Небеса!
Но в день священный Вознесения26
Воскрес помазанник Иисус.
Пришел к ученикам на бдение
Оставить свой последний груз.
Наставив их на Путь Господень
И пояснив блаженства суть,
Он в час, назначенный на полдень,
Свой на Земле закончил Путь.
* * *
Миф или правда? – Мир не знает.
Но надо верить в чудеса!
Ведь слово Божье помогает
Увидеть свет в любви Христа!
Арабский религиозный и политический деятель, основоположник ислама; пророк. Основатель и глава мусульманской общины (умма), которая в ходе его непосредственного правления составила сильное и крупное государство на Аравийском полуострове.28
1.
Родился в Мекке верный сын ислама,29
Рос без отца, мать рано померла.30
Дед Мутталиб воспитывал сначала,31
А завершал – Абу Талиб-ага.32
Мухаммед был, как дед, единобожен;
Был честен, справедлив, красив, любим…
Разумен был и в меру осторожен —
За что прослыл в народе аль-Амин.33
Он пас стада, торговлей занимался,
Успешно вел дела у Хадиджы.34
Женился на вдове, обосновался…
Детишек нарожал. Жил без нужды.35
2.
Не забывал Всевышнему молиться,
В горах в затворничестве проживал,
И вот однажды, было так случиться —
Он откровения Аллаха услыхал.
Архангел Джабраил к Нему явился,36
И указал на книгу мудрых слов.37
Чтобы в молитвах дух святой открылся,
И до людей дошел их вечный зов.
Случилось это в теплом Рамадане.38
Отныне стал Пророком Мухаммед.
Послал Господь учения в Коране,
Молитвам посвятить остаток лет.
3.
Был труден поначалу путь Пророка…
Как и все новое – отвержен Мухаммед.
Против Единого и Истинного Бога
Восстал в ту пору многобожий бред.39
Над Ним смеялись, плакали, бранили,
Считали вздором проповедь Творца.
Друзья, родные даже невзлюбили,
А то и гнали прочь «лже-мудреца».
Однако семена Его всходили;
Признали курайшиты в Нем врага.40
Над иноверцами глумления чинили,
Из Мекки изгоняли навсегда.
4.
Был клан Хашим объявлен вне закона;41
Сподвижники их – из страны бегут.
И голод был, и нищеты корона.
Не ждали мусульман – ни там, не тут.
Судьба. Мухаммед покидает Мекку.
Путь до Таифа горестный лежит.42
Увы, но и в Таифе Он отвергнут.
Женился на Сауде хашимит.43
Еще была Айша его супругой —
Молоденькая дочь Абу Бакра.
Он другом был Пророка, а для друга,
Чем не подарок юная Айша?!44
5.
Пророк. Молитва в ночь на Вознесение…45
Разверзлись небеса и путь пред Ним.
Летит Пророк навстречу откровению,
К Господню трону в Иерусалим.46
И открывались таинства молитвы —
Основы правоверных мусульман.
Тут – Ибрахим, Иса, Муса как видно.47
Аллах пророков верой укреплял.
Пророк в поступках резко изменился,
Задумал Мухаммед в Йасриб уйти.48
Клан курайшитов неспроста стремился,
Вплоть до Его убийства снизойти.
6.
Мухаммед чудом избежал плененья,
В пустыне скрылся от неверных рук.
Йасриб встречал Его с благоговеньем,
А место выбирал Его верблюд. 22
У дерева верблюд остановился,
Священным сразу стало место то.
Построен дом, и город обновился —
Медина – так назвал народ его.
Уже указ готовится Пророком,
Где Он провозглашается главой.
И свой народ там просит ненароком,
Давать отпор, кто к ним придет с враждой.
7.
Он отменяет прежние законы.
Арабы и евреи – все вольны:
Любому Богу могут слать поклоны,
И все пред правосудием – равны.
Царем Он не был, обладая властью.
Жил скромно, хоть и был весьма богат.
И в радости, и в дни чужих злосчастий
Был мусульманам – и отец, и брат.
Дома из глины у Пророка. И открыты
Для горожан, духовной бедноты.
Здесь и колодец, что в земле отрытый —
Место мечети мусульман страны.49
8.
Всю жизнь Мухаммед проводил в молитвах
И в наставленьях праведных своих.
До самой ночи пел молитвы в ритмах,
Чтобы с рассветом вновь вернуться к ним.
Впервые спел в придомовой мечети
Пять самых обязательных молитв.50
Пророк еще мечтал на белом свете —
Вернуться в Мекку, пока здрав и жив.
Паломником идет Он в Мекку с миром,
А с ним – полторы тыщи мусульман.
Однако в город не пустили пиром,
И жертву приносили на местах.51
9.
А, год спустя, Мухаммед вновь приехал
Под Мекку, чтобы мир там заключить.
Но мир худым был. Враг опять наехал —
Мекканцы не хотели в дружбе жить.
Коль мира нет, тогда к войне готовься.
Мухаммед начинает газават.52
По караванам бьет. Мекканец – бойся!
Аллах с Пророком, будет тебе ад!
В ответ мекканцы собирают войско…
Уже к Медине подошли, к Уход горе.
Мединцы в том бою сражались стойко,
Но проиграли по своей вине.53
10.
Но годы шли, и вера укреплялась,
Медина богатела и росла.
И в самой Мекке, как и оказалось,
Поддерживали тайного врага.
Тогда Пророк, собрав большое войско,54
На Мекку завоевывать повел.
И город пал без боя. И без лоска
С триумфом Мухаммед в него вошел.
Паломником направился к Каабе55
И семь раз совершил священный круг.
А идолов языческих во граде,
Он уничтожил, как души недуг.
11.
Уверовав в себя после победы,
И, укрепив политавторитет,
Пророк, в свои немолодые леты,
Дает всем заключительный обет.
По воле всемогущего Аллаха
Основы государства создает -
Молитвами святыми сеет блага,
Всю власть на полуострове берет.
Но в его планах северные страны,56
Уже туда Пророк направил взор.
Он свято верил сурам из Корана.57
В ислам Он верил, как в свой приговор.
12.
Весна шестьсот тридцать второго года:
Кааба, Мекка, Мухаммед-Пророк.
И путь Его – Хаджат аль-Вида… Ода.
Всевышний откровения изрек.58
Затем Пророк предстал перед Аллахом,
Уже больной, на Арафат-горе.59
Там будет проповедь Его, и будет знаком —
Пророчества нести по всей земле.
Он умирал, как первый мусульманин,
Без пышных слов, без злата, серебра…
Простой и вечный – Мекки горожанин,
Святой Пророк Всевышнего Отца.60
* * *
«Мухаммед только посланник. Нет уже теперь посланников, которые были некогда прежде него; если и он умрет или будет убит, то ужели вы обратитесь вспять?» (Коран, 3:138).
Историю Руси крещенья
Здесь вкратце я вам изложу.
То было Божье провиденье,
И не во сне, а наяву.
1.
В десятом веке Византия61
Была державой мировой.
Там христианская мессия
Несла народам дух живой.
Страна границы укрепляла,
Торговлю прибыльно вела,
Своей культурой привлекала
И воевала, как могла.
Но в планах южного соседа
Была идея Русь крестить.
Терпели византийцы беды
От иноверцев, стало быть.
Аскольд и Дир – на них ходили.62
Олег в Царьград полки водил.63
Их Святослав и Игорь били
И князь Владимир тоже бил.64
И каждый из князей высоких
В крещение свою лепту внёс.
Вот и на Русь с времён далеких
Пришел Христос. Он свет принёс.
А знать, не сразу, не мгновенно
Крестилась Киевская Русь,
С успехом и попеременно —
Сейчас вам в этом доложусь.
2.
Жили в язычестве славяне,
Молились нескольким богам,
Между собою воевали:
Там бог Перун, Ярило там.65
А чтобы им объединиться,
В единой вере дальше жить,
Они должны были сдружится,
Одним народом стать и быть.
Но надо верно выбрать веру,
И чтоб была она под стать!
А значит, надо по примеру —
И воевать, и торговать.
Поэтому в Царьград далекий
С походами ходила Русь.
Вела торги «на баш» высокий —
То князь Олег, не ошибусь.66
Шло поэтапно, постепенно
Проникновение культур.
И, как заметим, правомерно
Был на кону крещенья тур.
Итак, «Аскольдово крещенье»67
Считается началом сим,
Когда на Киевском княжении
Дир и купцы крестились с ним.
Ещё два-три простолюдина
Христианство приняли в тот день.
С такого малого почина
Пришла к нам православья сень.
3.
Однако христианкой первой
Всегда на Киевской Руси
Считается (и тут всё верно)
Княгиня Ольга. Дальше зри.68
В своё недолгое правленье
Стремилась праведная мать
В часы душевного забвенья
Себя христианкою считать.
Союз с империей великой
Был верным политически.
Должна Русь из страны безликой
Державой стать фактически.
С посольством прибыла княгиня
В Константинополь, славный град,
Для посвящения благия,
Имея праздничный наряд.
Там приняли её по ряду,
Всё так как надо провели:
По православному обряду
Еленой светлой нарекли.69
Для справедливости заметим:
Тут без политики никак.
И в том клубке противоречий
Был отклонён с германцем акт.
В противном случае грозило
Руси готическою стать.
Но здесь решила Византия
Княжне Руси – не отказать.70
Взамен креста княгиня Ольга
Отправила войска на Крит,
Где в помощь Византии бойко
Был русами араб побит.71
4.
Вот минуло уже столетье
С тех первых христианских лет.
Летели годы лихолетья
Как испытания судеб.
Русь постоянно воевала:
Хазар и печенег давил,
И от булгар хлопот немало
Терпела из последних сил.
Меж тем ремёсла развивала,
Росли посады, города.
С Европой знатно торговала
И с Византией, как всегда.
Лишь не было единой веры
В развитии большой страны.
И на решение проблемы
Ушли Владимира труды.73
Со всех концов земель далеких
Съезжались к Киеву послы.
Поклон везли ему глубокий,
Дары, обряды и псалмы.
О том, как вера выбиралась,
Легенда может рассказать.
Из «Повестей» всё узнавалось,
И мы заглянем в них опять.74
5.
Великий княже в граде стольном
Держал с боярами совет:
Что лучше взять для русской доли,
Какой Руси быть тыщу лет.
Принять ислам не согласились,
Он запрещает пить вино.
Булгарские послы умылись,
А с ними – вера заодно.
Хазары кланялись притворно,
Иудаизм в дар принесли.
Но отвечал им князь проворно:
У вас, мол, нет своей земли.
Да и отец мой, князь Великий,
Что Святославом нарекли
Гнал вас всегда, хазаров диких.
Подите прочь, послы степи!
Старались папские прелаты
Русь к католичеству склонить,
Но не послушал князь аббатов:
Без воли Рима будем жить!
Уж больно князя возмутило
Чревоугодие послов.
Поэтому обряд – «на мыло»,
В Европу отослать послов!
6.
Обряды ревностно смакуя,
Владимир веры изучал.
Вот и своих послов он всуе
В чужие земли отправлял.
И выбор пал на Византию,
На православие её.
Христа-Пророка как мессию
Русь принимала как своё.
Был выбор этот неслучайным
С обеих праведных сторон,
Он был и родственно-сакральным,
И договором закреплён.
Хотел Владимир породниться
Здесь с императорской семьей,
У братьев тех была сестрица,
Мечтал он взять её женой.
Но византийцы отказали,
Ему на сватовском пути,
Тем самым князю право дали
В войне решение найти.
Меж тем в империи восстанье
Под предводительством Фоки.75
На трон имел тот притязанья,
Не нравились ему цари.
7.
На юге русские дружины,
Взяв Корсунь, встали на парад.76
И думал князь направить силы
За море, в Константинов град.
Меж двух огней цари остались,
И, чтобы не сгореть дотла,
В своем решении признались
Отдать сестру за русича.
Взамен же князь Владимир может
Их веру славную принять,
А чтобы Фоку уничтожить,
В Царьград дружины присылать.
Князь в Херсонесе принимает
Священный таинства обряд.
В шесть тысяч войско посылает,
Поставить Фоке дюжий мат.
Ну а потом с супругой Анной77
Князь возвращается домой.
И станет Киев православный
Руси языческой – изгой.
В Днепре, Почайне Русь крестили
Заморские духовники.
Тем православью проложили
В сердца священные пути.
Не все крещение признали:
Чернигов, Новгород, Ростов…78
В штыки там веру принимали,
Восстанья были, будь здоров!
Её огнем Добрыня правил,
Мечом Путятя «прививал»:79
Так князь народ свой православил,
К Христовой вере приучал.
Ну, словом, и бедой, и славой
Крестилась Русская земля
И стала в целом православной,
Лишь три столетия спустя.
8.
Принятье веры православной
Давал Руси двойной эффект.
Её считали благонравной,
Коль приняла Христа Завет.
С Европой укреплялись связи
И даже в плане личных уз,
Ведь все там были христиане —
Семейно-дружеский союз.
Внутри страны – единство власти,
Где князь Великий был перстом.
А от чужой лихой напасти
Молилась Русь теперь крестом.
В Руси культура развивалась,
Вставали храмы, города,
История страны писалась.
А с нею – фрески, образа.
С кириллицей имела дело,
Чтоб книжки умные писать.
И в праве тоже преуспела,
Могла законы издавать.80
Дух православия отныне
Покровом стал родной земли.
Тысячелетье! И поныне
Стоит он на Святой Руси!
* * *
Как прежде молится Россия:
Пусть в нашу Землю снизойдёт
Дух православия святыя!
Пока он жив, и Русь живёт!