Чтобы достать жемчужину, нужно глубоко нырнуть в океан.
В духовной культуре Индии воплощение Бога в человеческом облике с целью поддержать людей в тяжелые времена – явление хоть и редчайшее, но с точки зрения индийцев естественное. И для верующего индуса Аватар, то есть Богочеловек, – такая же реальность, как и он сам. А сказания о Кришне или Раме воспринимаются не как миф, а как живая история.
В городке Путтапарти, севернее Бангалора, совсем недавно жил духовный наставник Сатья Саи Баба, которому поклоняются не только индусы, в чьей среде он и родился. Со всего мира приезжали сюда при его жизни и приезжают сейчас люди разных национальностей и конфессий: православные, мусульмане, католики, буддисты, зороастрийцы, баптисты, иудаисты, протестанты, индуисты, лютеране… Прихожане и священнослужители, рядовые граждане и наделенные властью лица, мировые звезды и их поклонники, научные светила и начинающие ученые, любопытствующие туристы и убежденные атеисты…
Здесь можно услышать множество языков мира. А уж русская речь – на каждом шагу. «Русский дом», «русский интернет», «русский ксерокс», «русский ресторан» и т. д. – всё это давно стало атрибутикой знаменитого местечка. В обычные дни здесь находится около ста россиян, а в праздники, например рождественские, их число многократно возрастает. Немало квартир в городке раскуплено россиянами.
О Саи Бабе написаны тысячи научных и публицистических работ, сняты фильмы, выпущены телевизионные передачи. Книги самого Саи Бабы, а также издания о нем увидели свет в большинстве стран мира, в том числе в России и других странах СНГ. Их авторы – люди разных профессий, политической и конфессиональной принадлежности, различных национальностей: русский, итальянец, японец, англичанин, американец, балкарец, кабардинец, австралиец, иранка, лакец, индус, бразилец, испанец…
Ради объективности изложения надо сказать о том, что немало и тех, кто считает Сатья Саи Бабу шарлатаном, фокусником, а то и мошенником.
Ничего не поделаешь: Иисуса Христа многие не признают до сих пор на его родине, обвиняя в самозванстве.
Кто смотрит на цветок, тот видит цветок, кто смотрит на грязь, тот видит грязь.
Эта публикация не ставит целью разобраться в том, кто прав – поклонники или хулители. Тут иное: желание поведать об одной грани обширной деятельности Саи Бабы, которая выходит за пределы сугубо духовной сферы и затрагивает науку, искусство, архитектуру, здравоохранение. Он создал и внедрил свою образовательно – воспитательную систему. В Путтапарти, Мудденахалли, Анантапуре, Вайтфилде, Дели, Мумбае (Бомбее), Бангалоре и других местах Индии, а также за рубежом, в том числе и в России, функционируют школы, университеты, институты, колледжи, лицеи, где учебно-воспитательный процесс проходит по методике Саи Бабы.
Материал был подготовлен при жизни Саи Бабы. С его одобрения использованы тексты его выступлений, интервью, бесед, лекций, опубликованных в большинстве стран мира, в том числе в России и СНГ. В связи с его уходом из жизни публикация подверглась переделке и обновлению.
Сатья Саи Баба. Воспитанием и образованием детей и юношества я занялся еще в молодые годы. Чем я руководствовался при этом? Будущее любой страны, любого народа – это сегодняшние ребятишки, юноши и девушки. От того, какими мы их воспитаем, что хорошего вложим в их сердца и души, зависит будущее общества и государства. В обычных школах, университетах или институтах учебный процесс построен по принципу подачи сведений об изучаемом предмете с возрастанием уровня сложности. Главная роль отводится информации, которую обучаемый должен усвоить, накопить. Доминирует количественный принцип, а не качественный. А каков по характеру сам студент или школьник, лжив он или правдив, подвержен ли порокам, почитает ли отца и мать и домашних, терпимо ли относится к окружающим людям, стоек ли к жизненным неурядицам, развит духовно и верит ли в Бога, усваивает ли культурные ценности своего народа, – всё это и другие важнейшие аспекты нашей жизни остаются за пределами учебно-воспитательного процесса. Как говорил Гераклит, многознание уму не научает.
Сама по себе система накопления информации не способна развивать моральные качества человека, улучшать и закалять его характер, наполнить его душу добрыми чувствами, любовью и терпением. Можно сказать, что однобокое современное образование делает человека как бы глухим и слепым, и он с возрастающим безразличием относится к страданиям и нуждам окружающих, зачастую причиняет им боль, совершает несправедливость, приумножает зло.
Беды современного общества – терроризм, наркомания, религиозный фанатизм – связаны с молодёжью, они так или иначе проистекают из области образования и воспитания. С младенческого возраста ребенок окунается в систему взяточничества. За деньги или по знакомству надо устроить его в ясли, потом – в престижную школу, «покупать» высокие оценки, медаль, за плату поступить в институт или университет, получить диплом о высшем образовании, ученую степень, устроиться на хорошую должность… После учебы молодой человек, пойдя на работу, вступает в коррупционную систему как в естественную среду. Ведь он в этом вырос, другого он и не знает. Довершают же такое воспитание юношей и девушек пошлые кинофильмы, порнографические журналы, низкопробные телепередачи и оголтелая реклама, сигареты, алкоголь, сборища. Они развращают неокрепшие души, наполняют их пороком, жестокостью, возбуждают алчность, развивают культ денег. Одним словом, лишают людей человеческих качеств и едва ли не превращают в животных, в роботов, в бездумных потребителей. Жадность, гнев, ненависть и другие пороки вытеснили хорошие черты характера: доброту, любовь, сострадание.
Тогда что удивляться, если иные парни и девушки становятся наркоманами, алкоголиками, проститутками, бандитами, чего роптать по поводу царящих в некоторых регионах безнравственности, порока, лицемерия, жестокости, лжи, стяжательства, злобы? Рассогласованность людей, стычки, конфликты, войны стали обыденным явлением. Человек живет в постоянном страхе, в напряженном ожидании опасности, он согласен терпеть невзгоды и несправедливость, неугодную политическую систему, лишь бы не случилось худшего, лишь бы уцелеть и сохранить то немногое, чем он владеет.
А ведь все это не спущено с неба, не привнесено извне, а создано самими же людьми. Потому что эгоизм и честолюбие – вот главные побудительные мотивы многих и многих. Стяжание богатства любыми путями – вот главная цель. Некоторые сами себя низводят до уровня ниже некуда. И в конечном итоге страдают. Ибо страдания, которые мы испытываем, – это отражение страданий, которые мы когда-то причинили другим. Давно возникла настоятельная необходимость в коренном изменении образования и вообще воспитания подрастающего поколения. Это и побудило меня открывать учебные заведения, где воспитательный процесс идет по моей методике.
У нас изучают науки, как и в других учебных заведениях, овладевают профессией, осваивают ремесла. Но во главу угла мы ставим духовное обучение, привитие праведности, формирование добропорядочного характера. Кропотливый и трудоемкий процесс взращивания интеллектуальных способностей, внушения высоких моральных качеств и этических норм начинается с детства. Нравам надо обучать с малолетнего возраста и при помощи постоянных упражнений нужно сделать так, чтобы они вошли в привычку. Очень важно, что школьники и студенты попадают в свою среду. В среду сверстников, объединённых общими устремлениями. С кем поведешься, от того и наберешься. Если кусок антрацита будет лежать под открытым небом, то под воздействием дождя и ветра, перепадов температуры он в конце концов превратится в мусорную пыль. А вот положим мы его в тлеющие угли, раздуем огонь – антрацит тоже загорится и будет источать жар. Огонь духовной мудрости действует сходным образом… Если кусок железа валяется в грязи, он быстро заржавеет, но тот же кусок в огне расплавится и при отливке легко примет нужную форму. Когда ветер поднимает пыль, то она начинает носиться в воздухе, а при попадании в воду превращается в грязь. У пыли нет ни крыльев, ни ног, и все же она будет летать или ходить, подниматься или опускаться в зависимости от того, кто ее подхватит…
Великий поэт и мистик Кабир говорил: «Я кланяюсь злым, и я кланяюсь добрым». Когда его спросили, почему он кланяется злым, Кабир ответил: «Я кланяюсь злым, чтобы они оставили меня в покое, а добрым, чтобы они всегда были рядом со мной…» То есть нужна своя среда.
Ребёнок подобен семени, которое постепенно превращается в молодое деревце. Чтобы оно не росло вкривь и вкось, а лишь в заданном направлении, росток привязывают к прямой палке и обеспечивают надлежащий уход: взрыхляют землю вокруг ствола, мажут известью, обрезают ненужные отростки, опрыскивают… Иными словами, создают подобающие условия. И только тогда, только так вырастает здоровое дерево, набирается мощи, наливается соками. И выполняет свое предназначение – расцветает, а затем дарит свои плоды. Другое непременное условие воспитания – атмосфера любви и доброжелательности, а зачастую и веселой игры. И – дисциплина, четкое выполнение своих учебных обязанностей и общественных нагрузок. Все в творении подвержено изменению, но молодой человек должен развиваться в лучшую сторону.
Татьяна Васильева, психолог, Москва. Двое моих сыновей, Кирилл и Максим, учатся в школе в Путтапарти. Все предметы преподаются на английском языке. Дети знали его не настолько хорошо, чтобы сразу включиться в учебный процесс. И поначалу с ними занимались индивидуально. Интенсивная подготовка помогла им быстро освоиться.
Вообще-то, здесь такой порядок: учителя будут работать с детьми до тех пор, пока те полностью не усвоят материал. Нужно будет – останутся после уроков, организуют дополнительные занятия – столько, сколько потребуется. Без всякой платы. Не бывает, чтобы школьник не знал тему. Для преподавателя это дело профессиональной чести, вопрос престижа. Служение… Я избавлена от необходимости контролировать, выполнены ли детьми домашние задания и знают ли они материал. Никаких поборов, как нередко у нас… Нет «покупных» оценок, аттестатов, медалей. Соблюдается установка на то, что школьник должен всего добиваться сам своим прилежанием.
Утро в школе начинается с общей пятиминутной молитвы на санскрите, древнем индоевропейском языке, предтече большинства современных наречий, в том числе и славянских. День посвящается Богу. Однако нет навязывания какой-то одной религии. Каждый может молиться, кому захочет: Кришне, Аллаху, Христу, Будде… Главное – обращенность ко Всевышнему.
Младший сын Максим как-то был несправедливо наказан. Мы обратились к директору школы. Тот внимательно выслушал, пообещал разобраться. Дня три он потратил на опрос свидетелей инцидента, случившегося в четвёртом классе. Выяснил, что Максим не виноват. Директор извинился перед мальчиком, а учителю строго указал на необоснованность и необъективность его решения, на недопустимость нарушения принципа справедливости, соблюдаемого в школе… Ученик имеет возможность отстоять свое мнение и доказать свою правоту.
Саи Баба. Позитивная программа, оптимистическая настроенность – это очень важно! Дети лучше и быстрее усваивают понятия о вере, праведности, добре и зле. Они преисполнены нравственных идеалов, они сострадательны, охотно откликаются на добрые дела, с радостью помогают нуждающимся. Вот и взращиваются эти хорошие черты. В наших учебных программах есть дисциплины, с помощью которых учащиеся овладевают основами повседневной духовной практики. А духовно развитого ученика или студента не приходится заставлять учить тему, соблюдать режим, дисциплину, личную гигиену. Для него это элементарное исполнение своего долга.
Тенгиз Адыгов (в дальнейшем Т. А.). Кто-то может скептически заметить, что мы имеем дело с механическим соединением двух образовательных систем: духовного и светского, науки и религии, материализма и мистицизма.
Саи Баба. Неразумно отделять духовную практику от воспитательного процесса. Наоборот, она должно стать органичной частью, его сердцевиной. Птице нужны два крыла, чтобы она могла летать. Человек должен обладать двумя видами знаний. Один дает ему возможность зарабатывать на хлеб, приобретать материальные блага, делающие жизнь удобной и безопасной, помогает двигаться вверх по служебной лестнице, занимать достойное положение в общественной иерархии. Другой – способствует обретению нравственной зрелости, духовной мудрости, постижению смысла бытия, помогает отвечать на вопросы, кто мы такие, откуда пришли, куда мы идем, как и из чего возникла Вселенная, в каком направлении она развивается и т. д.
Эйнштейн был прав, когда считал науку лишь половиной круга, полный круг образуют наука и духовность вместе.
В древней Индии главной целью обучения считалось самопознание, то есть духовная подготовка, а науки о внешнем мире шли уже во вторую очередь. Детей отдавали в специальные школы-интернаты. Там их до 15 лет обучали выращивать сельхозкультуры, ухаживать за скотом, прясть, ткать, шить себе одежду, готовить еду, содержать домашнее хозяйство. Они научались сами производить все, в чем могли нуждаться. Полная самостоятельность, готовность выживать в любых условиях. Они умели обходиться малым и вели очень простой образ жизни. И все это благодаря «выпрямляющей палке», к которой привязывают молодые ростки, – духовной практике.
И духовное образование, и светское подобны двум половинкам фасоли, а росток, возникающий между ними, получает подпитку одновременно с обеих сторон, и развивается плодоносящий стебель.
Было бы непростительно заботиться о духовности в ущерб науке и учебным дисциплинам, все должно быть во взаимосвязи. В то же время наша образовательная система опирается на традиции и культуру народа, укрепляет идеалы служения обществу. Мы обучаем молодежь с должным уважением относиться к опыту предыдущих поколений, творчески его использовать. Глупо и весьма пагубно противопоставлять свой несовершенный мозг практическим наработкам и знаниям предков… Мы не готовим священнослужителей, деятелей религии. Наши выпускники – люди гражданских профессий. Однако в большинстве своём они верующие высоконравственные люди, которые хотят служить обществу на избранном поприще и приумножать богатства страны. Влившись в трудовой коллектив или став чиновником, такой человек будет стремиться образцово исполнять свои служебные обязанности, не станет никому чинить препятствий, соблюдая основополагающий принцип, – принцип невреждения другим, не станет присваивать чужую собственность, не будет брать взяток. Отпадает необходимость бороться с коррупцией.
Выпускники наших учебных заведений не ходят с протянутой рукой по кабинетам в поисках вакансий. Государственные учреждения и солидные компании охотно приглашают их на руководящие должности. И они занимают прочные позиции в экономике не только в Индии.
Т. А. В больших городах России, в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Воронеже, Краснодаре, Махачкале и во многих других действуют школы «Бал викас», где с детьми занимаются по методике Саи Бабы, основанной на образовательной системе общечеловеческих ценностей (в дальнейшем – ОСОЦ). Но это для любителей. В официальную же учебную программу элементы духовного воспитания вводятся робко, и пока речь идет о специальных уроках и лекциях по истории мировых религий.
Саи Баба. Этого явно недостаточно. Мы своим воспитанникам сразу же внушаем истину: Бог – такая же реальная Сущность, как и сам человек, и Его можно и нужно познать. А как? Простейшее, казалось бы, действие – вдеть нитку в иголку. А какая необходима концентрация! Рука должна быть твёрдой, чтобы пальцы не дрожали, взгляд – нацеленным, сосредоточенным, ясным, конец нити – аккуратно закрученным, а ушко иглы – неподвижным… Или другой пример. Музыка сама по себе разлита в эфире. Но чтобы её услышать, надо включить радиоприёмник, покрутить регулятор, найти определенную волну, а чтобы насладиться музыкой, надо самому внутренне настроиться… А такой сложнейший и тонкий процесс, как духовные поиски, соответственно, требует во сто крат большей концентрации, внутренних усилий, целенаправленной устремленности под руководством опытного и верующего наставника. И путь здесь только один – через Любовь, Праведность и Севу (Служение). А что такое любовь к Богу? Когда дети любят мороженое, шоколад, хорошую книжку или футбол – это понятно, это реально существующие вещи. А как верить, как любить то, что недоступно органам восприятия, нельзя потрогать, увидеть, услышать? В жизни есть явления, которых нельзя пощупать пальцами, но мало кто сможет отрицать их существование: совесть, любовь, ум, честь, сострадание… Очень важно, чтобы молодые люди усвоили: любовь к Богу – это любовь к людям, таким же, как и ты сам. С другой стороны – легко любить Бога, которого не видно, не слышно и который никак не раздражает, ничем не досаждает. А вот людей…
Т. А. Выдающийся балкарский поэт Кайсын Кулиев говорил: «Легко любить все человечество, соседа полюбить сумей…»
Саи Баба. Легко любить министра, депутата, преуспевающего богача, а вот соседа или нищего, беспомощного больного, невезучего, неудачливого… В наших воспитанниках мы терпеливо взращиваем одинаково ровное доброжелательное отношение ко всем – и к министру, и к нищему. Парни и девушки растут в убеждении, что все люди – дети Бога и обладают божественной природой, и Святой Дух пребывает в каждом человеке. Учим молодых видеть в других самих себя и относиться к ним, как к самим к себе. Великие пророки и аватары Кришна, Рама, Будда, Заратустра, Моисей, Авраам, Христос, Мухаммед проповедовали то же самое. И когда вы оскорбляете или унижаете другого, причиняете ему вред, вы унижаете и оскорбляете Творца, создаете себе проблемы в будущем. Как правило, молодежь это прочно усваивает. И эта вера рождает взаимоуважение, терпимость, желание сотрудничать с другими, вызывает чувство слитности и единства со всеми людьми.
Капля воды на ладони быстро испарится, потому что ее слишком мало, но если каплю слить с океаном, то она сохранится как его часть и приобретет свойства и величие океана. Так и человек. Когда личность отождествляет себя с другой личностью и вообще со всем человечеством, она становится сильной, даже могущественной. Это особенно актуально сегодня, когда стихийные бедствия и катастрофы происходят с нарастанием параметров и возникают угрозы, с которыми не сможет справиться в одиночку ни один народ, ни одно государство, и требуется объединение усилий всех. Одной ниткой мы и муравья не свяжем, а тысячи нитей, сплетённых в одну верёвку, усмирят даже дикого слона.
Другой момент: вера преобразует человека изнутри, и чем вера глубже и крепче, тем благодатнее изменения. А вера сплоченных единомышленников благотворно преобразует также и окружающую среду! Хотелось бы это особо подчеркнуть. И Путтапарти – тому пример. Раньше здесь была выжженная солнцем пустыня. А сейчас – земля утопает в зелени. Преобразования стали возможны в результате совместных усилий верующих: приезжающих паломников и местных жителей. Гостей надо где-то размещать, кормить, возить, обслуживать и т. д. Работа, занятость… Вместе с тем завязываются знакомства, налаживаются связи, зачастую возникает дружба… Происходит взаимовлияние людских характеров, взаимообогащение языков и культур, развитие духовных устремлений на основе взаимного влияния и, главное, совместное постижение истины о том, что человечество – это единый организм. Единство верующих, проступающее в ярком многообразии в Путтапарти, и сотворило чудо возрождения этого края. Гидротехнические сооружения привели большую воду, люди, животные, растения получили живительную влагу, и возродилась земля… Некогда безвестная деревушка в полтора десятка нищенских хижин на краю пустыни превратилась в известный на весь мир городок с первоклассными отелями, со всеми видами современного сервиса, со спутниковой связью, Интернетом и т. д. А бесплодная земля – в цветущий оазис.
Сегодня множество интеллектуалов преднамеренно занимаются изобретением специальных способов разделения и разобщения людей, народов, государств. Они сеют раздор, вражду. Потому что это приносит баснословные прибыли разного рода концернам и структурам, а им самим – высокооплачиваемые посты. Как это можно нейтрализовать? Один из самых действенных способов – сделать это через духовность. Некоторые недопонимают ее истинного значения и скрытых больших возможностей. Духовность вовсе не означает одиночества, это не уход в монастырь и отрешенность от мирских занятий. Нет и нет! Духовность – внутренняя жизнь духа, состояние за пределами эгоизма, предвзятости, плохих качеств. Духовность можно и нужно практиковать в обычной повседневной жизни, в учебе, на работе, в любом месте, даже в тюрьме, в каждом коллективе или объединении. Именно духовность лучше всего помогает понять единство всего человечества.
Мир полон бедствий, поскольку духовное служение, любовь и поклонение стали просто показными мероприятиями. Духовность считается непрактичной и бесполезной. Это ложное представление. Духовность – великая сила, которая приводит к благоприятной трансформации человека. Когда изменятся люди, изменится к лучшему и мир. Процесс должен начаться в умах и душах людей. Правильные мысли приведут к правильным действиям. Не зря священные писания говорят, что ум является причиной как освобождения, так и порабощения.
Вот почему мы в своей учебно-воспитательной практике так много внимания уделяем тому, чтобы научить юношей и девушек управлять собой, своим умом. Даже дикого слона, беснующегося в джунглях, ловят, приводят в цирк, и опытные дрессировщики учат его покорно сидеть на скамеечке… А мы имеем дело не с животными, а с верующими созданиями, наделенными Божественным разумом. Молодёжь мы побуждаем изгонять нехорошие мысли, держать сердце в чистоте, искать духовные сокровища в глубине души, как ищут в недрах земли драгоценности. А богатства эти зарыты глубоко. Обучаем приемам медитации, которые помогают обуздывать свой ум и избавляться от плохих побуждений. Ведь желания умножают желания, а их неудовлетворение неизбежно ведет к страданиям. Поэтому надо снизить до минимума потолок желаний и свести их до уровня, необходимого для поддержания жизни. Обучаем также и тому, как правильно вести себя в тех или иных жизненных ситуациях, преодолевать горе, несправедливость, обиду, гнев…
Т. А. Правдивому человеку трудно, а порой и невозможно нормально жить в современных условиях. Если он не будет вести себя, как окружающие, он попросту не впишется в трудовой коллектив, его будут ущемлять, обходить в продвижении по службе, его начнут выживать. Такой человек неудобен: несподручно при нем брать взятки, жульничать, воровать, потакать своим порочным наклонностям, он как бельмо на глазу. А у него – семья, дети, их надо поднимать, обустраивать. Как быть в подобной ситуации?
Саи Баба. Если мы наденем москитную сетку, комары не смогут кусать нас. Подступая к ульям для откачки мёда, пчеловод надевает защитную маску, и насекомые его не жалят. Духовность – защитная маска в мирской жизни, оберегающая от соблазнов. Человеку надо обязательно активно действовать в жизни, причем быть в самой гуще дел, но не позволять насекомым негативных факторов и плохих желаний жалить себя.
Лотос корнями стоит в грязи на дне водоёма, но бутон свой, не тронутый грязью, распускает на поверхности воды, и сияние первозданной чистоты лепестков, не мокнущих в воде, вызывает всеобщее восхищение.
Орёл парит против ветра.
Лосось против течения взбирается на нерест в верховья реки.
Они не вступают в борьбу с реальностью, это вовсе не противопоставление себя данности мира. И орёл, и лосось используют обстоятельства для достижения цели и исполнения своего предназначения.
Своим воспитанникам мы прививаем мысль, что работой в коллективе, служением, взаимоотношениями в семье, а также с друзьями и недругами, вообще всем своим бытием надо пользоваться как учебной площадкой, счастливой возможностью для самосовершенствования – для откачки нектара житейской мудрости. Тут не обойтись без личных усилий, адекватных поставленной цели… Нельзя поддаваться внешнему давлению. Нужно оставаться верным своим принципам, сохранять в себе моральные ценности. Чтобы устранить пороки общества, другого пути нет. А вообще-то вокруг праведника образуется круг единомышленников, и он не бывает одинок в своих устремлениях. Кроме того, обязательно придет помощь. Праведность действует по принципу расширения. Честных и порядочных людей вокруг нас гораздо больше, чем об этом говорят и пишут в средствах массовой информации.
В Индии коров почитают священными животными. Они дают основные продукты питания: молоко, сметану, масло, кефир, творог, сыворотку. Всей своей сущностью они приносят только благо. И даже отходы идут на пользу как удобрение или топливо. А ведь коровы не требуют ничего, кроме корма. Они не подвержены ни жестокости, ни гневу, ни мстительности, не одержимы пороком вожделения. Они неприхотливы, бесхитростны, дружелюбны, уживчивы и даже сострадательны.
Так и праведный человек. Добродетельные качества приносят только благо, подпитывают ум и душу, служат примером для окружающих.
Что будет, если тигр заберется в коровник? Загрызет животных.
Что будет, если один «тигр» порока закрадется в душу человека и проявится в его поступках? Загрязнятся все добродетельные качества.
Из телевизионных передач, из газет и журналов, из кинофильмов и низкопробной литературы, из рекламных щитов на улицах и даже из сотового телефона – отовсюду нескончаемым потоком льется ливень искушающей, сбивающей с толку информации, водопад соблазнов. И порой трудно устоять, выдержать этот вселенский натиск, это нещадное давление. Молодых людей буквально принуждают быть обывателями, покупателями и потребителями. И они, забывая о своей духовной сущности, думают, что главная цель жизни состоит в удовлетворении своих потребностей. И зачастую возникает у парней и девушек склонность к разным авантюрам, эгоизм одерживает верх, возникает групповой фанатизм, проступают негативные черты неокрепшего характера.
Чтобы устоять, требуются самообладание, самоанализ и недюжинная воля. Именно поэтому в нашей методике уделяется так много внимания привитию навыков жесткого самоконтроля. Повседневная духовная практика совершается, чтобы держать себя на привязи добропорядочности, чтобы победить внутренних своих врагов: похоть, гнев, воровство, жадность, ложь, зависть, самомнение и ненависть, отрицание веры. Стоит чуточку ослабить волю – эти хищные коварные птицы садятся на древо жизни человека, свивают гнезда и загрязняют его душу, начинают руководить им, вести его за собой, пододвигая к пропасти. Человек должен разорвать эти путы, отбросить их и направить свои усилия на постижение своего предназначения, своей миссии в жизни. Для продвижения вперед пловцу необходимо отталкивать воду назад. Точно также следует отталкивать от себя плохие мысли, привычки, дела и побуждения. Готовность к пожертвованиям – прекрасное качество. Замечательно, когда человек делится с другими материальным достатком. Но самое главное пожертвование – это жертва своими негативными желаниями, нехорошими чертами.
Т. А. Укоренённость и даже растворённость духовной практики в повседневности, в бытовых реалиях – особенность воспитательного процесса ОСОЦ. Мужской учебный комплекс в Мудденахалли (Южная Индия) показателен не только в этом плане, а ещё и тем, что его строения вписаны в окружающую среду, органично слиты с природой. Живописнейшее место напоминает район Пятигорья, между Машуком и Бештау, или Железноводск – на Северном Кавказе, на моей родине. От ворот дорога идет вверх под небольшим углом. Слева – здание приема посетителей. Справа – бытовые сооружения, чуть дальше коровник, своя ферма, своё молоко. Возвышенная площадка для общего сбора учащихся и проведения массовых мероприятий под открытым небом. Здесь же старшеклассники сдают государственные экзамены по определенным дисциплинам. Сбоку – столовая. Дальше – огромный зал медитаций для младших классов. Начальная школа. На том же уровне спортивные площадки, где можно играть в футбол, волейбол, баскетбол, бейсбол, теннис… Вблизи – птицеферма, крольчатник. Следующий уровень – учебный корпус колледжа. Второй зал медитаций – для средних классов. Через дорогу общежитие. Здание университета. Ещё выше – зал медитаций для старшеклассников и студентов. Необычно красивое здание в форме эллипса. Позади него – площадка для стирки, специальная платформа со множеством водопроводных кранов.
Многоуровневая территория как бы символизирует этапы, которые учащийся должен пройти в своём познавательном восхождении. И всё как бы взаимосвязано, слитно, в единстве друг с другом и природой. Венчает территорию гора, куда надо подняться по спирали. На вершине – бесподобное сооружение, баджан-холл, зал духовных песнопений. Устремлённая ввысь башня, сливающаяся с небом, издалека видна отовсюду. В контуре строения угадываются мировые символы: поза лотоса, треугольник, лингам, крест, образующийся пересечением вертикальной башни с горизонтальной восьмиугольной плоскостью крыши, другие знаки…
Виктор Беззабава (в народе Виктор Баба), спонсор и координатор строительства школы в Путтапарти, двойное гражданство США и Австралии. Высшие учебные заведения обычно расположены в столичных или многомиллионных городах, где трудно и дорого жить. Такие города – средоточие соблазнов, пороков, преступности, проституции, наркомании. За годы учёбы молодой человек отвыкает от сельского труда и быта, набирается городских привычек, а нередко и плохих наклонностей, отчуждается от родных и близких и остается в городе, зачастую работая не по специальности. Образовательная система Саи Бабы устраняет эти проблемы. В глубинке во многих сёлах нет водопровода, электричества, нормальных дорог. Бедняки не имеют возможности дать образование своим детям. Именно для них, для неимущих сельчан и созданы Саи Бабой учебные городки в сельской местности. Высшее образование само приходит в село… Мужской колледж в Мудденахалли, женский колледж в Анантапуре, другие учебные заведения – это подразделения университета Саи Бабы в Путтапарти, одного из ведущих в стране. Ему присвоен статус государственного. Условия учебы и жизни лучше, чем в больших городах – Дели или Бангалоре. Вместе с тем здесь привычная среда обитания, учащиеся находятся недалеко от дома. Школа, колледж, университет. Все уровни образования – на дому.
Т. А. Неизбежно возникает вопрос о качестве «сельского» или «домашнего» высшего образования, о цене такого диплома.