После определения типа выпускаемого дизеля (Deutz-F8L413F), поднялся вопрос о строительстве завода под выпуск новых двигателей. Так получилось, что главный конструктор УралАЗа Александр Алексеевич Романченко стоял у истоков сотрудничества с фирмой Deutz. И он настаивал на том, чтобы строить завод по выпуску дизелей именно на своей родине в Кустанае, а не в Челябинской области, как предлагали в Министерстве автомобильной промышленности, в частности в Чебаркуле где было свернуто кузнечно-прессовое производство для авиационной промышленности. Так же известно, что помимо Романченка, выбор Кустаная как места возведения завода по выпуску 15 тыс. дизелей в год – заслуга Нурсултана Назарбаева председателя Совета министров КазССР. В 1981 года было принято решение об оснащении автомобилей семейства «Суша» дизельными двигателями с воздушным охлаждениям. Очень долгие переговоры с фирмой «Kloekner Humboldt Deutz» (KHD) предшествовали подписанию лицензии на производство дизельных двигателей. Бундестаг ФРГ был против подписания, поскольку дизелями KHD семейства FL413F оснащались тогда армейские машины бундесвера. В итоге лицензия была приобретена в 1982 году. В том же 1982 году был основан Кустанайский дизельный завод в соответствии с Постановлением Правительства СССР от 10.12.1979г. №1061/313 для производства семейства лицензионных дизельных двигателей воздушного охлаждения по конструкторской и технологической документации фирмы «Kloekner Humboldt-Deutz». 31 января 1980 года начата организация дирекции завода дизельных двигателей в Кустанае под руководством генерального директора производственного объединения УралАЗ Трубеева.
Приказ министра автомобильной промышленности Н. А. Пугина от 26 февраля 1987 г
1. Ввести предприятие частично в эксплуатацию с 1 апреля 1987 года;
2. Присвоить предприятию наименование «Кустанайский дизельный завод».
Подписанию лицензии предшествовали некоторые событие. Дело в том, что заключение сделки с фирмой KHD было далеко не дешевым. Еще во время испытаний ДВО Deutz на грузовиках «Урал» было решено сделать аналог двигателя в условиях завода УралАЗ. Инициатором этой затеи был Борис Гаврилович Шапшал. В скорее группа конструкторов, состоявшая из десяти человек, которая в свое время работала над дизелем Урал-640 в очень сжатые строки сделали такой двигатель. После того как Минавтопром принял решение на закупку лицензии на ДВО, дабы сделать сделку с KHD более выгодной, заводчане отвезли коленвал отечественного двигателя-аналога в Ленинград (Санкт-Петербург) на выставку станочного оборудования, где как раз была фирма, занимавшаяся обработкой коленчатых двигателей Deutz. Увидев деталь и пообщавшись с советскими специалистами, зарубежные представители поняли, что конструктора УралАЗ «заэскизировали» их двигатель, после чего сообщили об этом на KHD. Результатом такой хитрости было падение цены лицензии в два раза, вследствие чего сделка состоялась.
После подписания лицензии, работа над ДВО закипела. Был создан отдел по двигателям состоявший из 50 человек, главным был назначен Борис Шапшал. Отдел получил хорошее подкрепление – приехали специалисты из Москвы и Челябинска. Была проделана колоссальная работа по адаптации ДВО к советским условиям. Согласовывали документацию, подбирали материалы, проходили испытания, неоднократно советские специалисты побывали на фирме KHD. По завершению работы документацию передали на Кустанайский дизельный завод.
1987 – 1991 годы – монтаж оборудования. Технологическое оборудование завода было закуплено в развитых Европейских, Восточноевропейских странах и странах СНГ, учитывая до 70% изготовление деталей и узлов лицензионных двигателей воздушного охлаждения на КДЗ. За это время на предприятии были установлены 23 автоматические линии производства Германии, автоматизированный литейный комплекс с оборудованием из Японии и Италии, технологическое оборудование основного производства – 2315 единиц, в том числе 7 специализированных автоматических линий (коленчатый вал, распредвал, головка цилиндров, картер, цилиндр – поршень, шатун).
Дизельные двигатели воздушного охлаждения производящиеся на Кустанайском дизельном заводе (КДЗ) по лицензии Deutz. 8-цилиндровый Урал-744 и 10-цилиндровый Урал-745.
Две уникальные фотогравии В. Середенка найденые на сайте «Костанай и костанайцы» (www.kostanay1879.ru). На первом фото запечатлена сборка двигателя Урал-744, а на второй запечатлен один из цехов КДЗ
Первые опытные образцы двигателей были установлены на грузовики Урал-4322В. Основные новации в конструкции были: приспособления к условиям советского климата и работа в паре с коробкой передач КамАЗ-141. Конструкторская документация для развертывания серийного производства нового 234-сильного двигателя Урал-744 поступила с Уральского автозавода на предприятие КДЗ в 1987 году. В 1990-м завод заработал (29 декабря 1990 года собран первый дизельный двигатель Урал-744 под номером 0000001.), но первые дизельные «воздушники» завод выдал только в 1992 году, тогда же были введены производственные мощности завода на 6 тыс. дизельных двигателей в год. В том же году совместное предприятие с компанией «Deutz», оставшееся из-за распада СССР в 1991 году, на территории независимого Казахстана, распалось и прекратило выпуск силовых агрегатов. За все время КДЗ смог собрать всего лишь 405 двигателей. Кроме того, успели собрать несколько опытных образцов дизелей Урал-745 V10 воздушного охлаждения мощностью 215 кВт (290 л. с.).