В современных условиях трудно переоценить значение управления и его влияние на эффективность человеческой деятельности во всех ее сферах: политической, социальной, экономической, производственной, информационной и др. Успешное выполнение организациями, учреждениями, предприятиями и службами социальной защиты и социального обслуживания своих задач по основному предназначению во многом зависит от качества управления и управленческой деятельности их руководителей, на эффективность которой, в свою очередь, решающим образом влияет ее организация. Недаром Г. Эмерсон утверждал: «При совершенной организации даже самый слабый руководитель часто приносит лишь очень небольшой вред. Но слабый руководитель, опирающийся на дефектную организацию и не воодушевленный никакими идеалами, неизбежно проваливается и увлекает за собой все, что ему подчинено».
В современных условиях развития социально-экономической и социально-политической обстановки поставлены важные задачи – научить будущих специалистов социальной сферы новым методам работы, освоить современные механизмы, формы и технологии управленческой деятельности, обеспечивающие необходимый уровень ее эффективности.
Дисциплина «Управление в социальной работе» входит в цикл учебных дисциплин, формирующих общекультурные и профессиональные компетенции будущих профессионалов в области управления в социальной работе. Цели данной учебной дисциплины следующие: формирование у студентов целостного представления об управлении в системе социальной работы; изучение теоретических основ управления в социальной работе; изучение практики управления в системе социальной работы; освоение технологий управления в современной системе социальной работы. Основной учебной задачей курса является приобретение студентами знаний по следующим направлениям: концептуальные основы теории и практики управления в социальной работе; структура профессиональной подготовки руководителя социальной службы; отечественный и зарубежный опыт профессиональной деятельности руководителя социальной организации; методология деятельности в сфере управления организацией; объекты профессиональной деятельности руководителя социальной службы; особенности видов профессиональной деятельности руководителя социальной службы.
Управление постоянно развивается и совершенствуется вместе с модернизацией науки и техники и их воздействием на повышение качества социальной работы, вбирая в себя и используя инновации в научной организации управленческой деятельности и эргономике, колоссальные возможности современных средств компьютеризации и коммуникации. Меняются функции и структура органов управления социальной работой, характер и способы действий их персонала, состав необходимой документации.
В настоящем учебнике, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная работа» по-новому рассмотрены наиболее важные теоретико-методологические вопросы современного развития социальной работы, современной национальной системы управления ею и особенности управления социальными службами. Предметом изучения является управление и деятельность органов управления в социальной работе, а именно: ее сущность и содержание, организация и осуществление на основе строго определенных принципов и с использованием управленческих технологий, форм, методов и средств, обеспечивающих достижение ее необходимой эффективности.
Цель написания настоящего учебника состоит в том, чтобы дать будущим профессионалам теоретические и практические знания о сущности, содержании, формах, методах управления, технологиях управленческих процессов, значимости и влиянии организации управления на качество функционирования и повседневной деятельности организаций, учреждений, предприятий и служб социальной защиты и социального обслуживания населения современной России. В настоящее время этому придается особое значение, поскольку, несмотря на то что далеко не для всех руководителей и специалистов очевидна необходимость совершенствования организации управления как одного из факторов успешной деятельности социальных учреждений, тем не менее именно рациональная организация управления обеспечивает обоснованное распределение обязанностей и функций управления, выработку методов и определение сроков внедрения различных технических и организационных нововведений, технологии управленческих процессов.
Основными учебными задачами данного издания являются следующие:
• овладение понятийно-категориальным аппаратом управления в социальной работе, его закономерностями, принципами, методологией и основными концепциями;
• ознакомление с историей развития социального управления, отечественными и зарубежными моделями управления как формой эволюции управленческой мысли;
• уяснение основных функций управления социальными процессами, прогнозированием и планированием в системе управления социальной работой;
• изучение основных управленческих технологий и инноваций в административно-управленческой деятельности, направлений формирования и использования интеллектуального капитала организации, сущности, структуры и специфики технологий по управлению персоналом социальных служб;
• осмысление управленческой деятельности по активизации человеческих ресурсов социальных служб для повышения качества и эффективности предоставляемых социальных услуг лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Объем и содержание изучаемого материала по данной дисциплине позволяет выпускникам, освоившим программу курса, достичь необходимого уровня обученности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Социальная работа», а также соответствовать квалификационным требованиям к подготовке выпускников. При этом необходимо исходить из того, что каждый профессионал в области социальной работы обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.
Процесс изучения дисциплины «Управление в социальной работе» направлен на формирование следующих компетенций:
• ОК-1: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
• ОК-2: умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
• ОК-3: готовность к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе;
• ОК-4: способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;
• ОК-6: стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;
• ОК-7: умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;
• ОК-8: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
• ОК-9: умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
• ОК-12: владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
• ОК-13: способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
• ПК-22: владение высокой социальной культурой управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны;
• ПК-23: способность учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия;
• ПК-24: способность к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи;
• ПК-25: способность к организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб;
• ПК-26: готовность к координации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы разных организаций, учреждений и предприятий, а также деятельности разных специалистов в решении задач социальной защиты населения;
• ПК-27: способность к работе с персоналом предприятий в учреждениях социальной сферы, планированию и координации деятельности по решению актуальных задач социальной работы, медико-социальной помощи;
• ПК-28: готовность к управлению проведением деловых переговоров в области организации работы по социальному обслуживанию населения;
• ПК-29: способность разрабатывать предложения по повышению эффективности системы мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения, анализировать и разрабатывать предложения по повышению эффективности системы контроля их деятельности.
Научный подход к организации управления предполагает ее постоянное совершенствование с учетом происходящих изменений в системе управления. В связи с этим важными задачами предлагаемого учебника являются также следующие: определение направления совершенствования организации управления и выработка навыков анализа и рациональной организации управленческой деятельности. Для авторов важным также является то, чтобы студенты могли взглянуть на проблему управления не только с организационно-технических позиций, но и с позиций решения социальных вопросов, создания благоприятных условий для сохранения здоровья персонала социальных организаций и клиентов социальных служб.
Предлагаемый учебник структурно разделен на два раздела.
В разделе I изучаются теоретические основы управления социальными процессами: предмет, сущность и содержание теории управления; сущность и функции управления; управление и менеджмент; тенденции развития современного управления; история развития социального управления, модели управления как форма эволюции; сущность современной социальной организации, ее внутренняя и внешняя среда управления; методология и методы управления; функции социального управления и их характеристика; общая характеристика процесса социального управления; основы организации управленческой деятельности, принципы, методы и направления организации управленческой деятельности в социальной работе.
В разделе II рассматриваются особенности управления в социальной работе: сущность и содержание управления в социальной работе; социальная работа как система; иерархическая государственная система управления социальной работой в стране; управление социальной работой как одно из направлений социального управления; современные методы управленческой деятельности в социальной работе; технологические основы управленческой деятельности; технологии планирования, организации выполнения планов (решений) и контроля; место и роль руководителя социальной службы; проблемы повышения эффективности управления в социальной работе в организациях, учреждениях и службах Российской Федерации; нормативно-методические основы работы с документами и другие вопросы.
Настоящий учебник состоит из 12 глав, общего списка литературы и глоссария основных терминов.
Каждая глава учебника, кроме теоретического и практического материала, содержит: в начале главы – триаду «знать, уметь, владеть» с соответствующим перечнем знаний, умений и навыков; в конце главы – темы для семинарских занятий; темы для написания докладов и рефератов; вопросы для самоконтроля; список рекомендуемой литературы.