На современном этапе развития легкоатлетического спорта решение многих задач, стоящих перед спортсменами. Возможно лишь при использовании имеющихся в теории и методике физического воспитания достижений, которые раскрывают сущность проблемы переноса тренированности. Они касаются разных сторон процесса спортивного совершенствования – поиска эффективных средств и методов воспитания необходимых физических способностей, обучения и совершенствования технического мастерства выявления взаимосвязи между ними в течение отдельных тренировочных занятий, микро-, мезо и макроциклов спортивной тренировки. Эта взаимосвязь может положительно или отрицательно воздействовать на рост спортивных результатов в соревновательных упражнениях. Правда, в отдельных случаях применяемые средства тренировки не оказывают ни положительного, ни отрицательного влияния на повышение спортивных достижений.
Рассматривая процесс переноса тренированности, всегда следует помнить, что он осуществляется только на протяжении циклов развития спортивной формы, поэтому к их окончанию спортсмен должен войти в состояние спортивной формы в применяемых упражнениях. А происходящие в это время изменения в уровне спортивных достижений (повышение или стабилизация) являются результатом применяемой системы тренировочных воздействий. Ответная реакция систем организма в виде направленного переноса тренированности формируется не одномоментно во время вхождения в состояние спортивной формы, а на протяжении каждого тренировочного занятия циклов ее развития. Следовательно, рост спортивных достижений к концу этих циклов обеспечивает не только применяемая система тренировочных воздействий (средства и методы тренировки, их соотношение, динамика объема и интенсивности и др.), но и способы их построения. Последние должны способствовать протеканию вначале кратковременных, а затем и долговременных адаптационных перестроек в соответствующих микро- и макросистемах организма, результатом которых и является состояние спортивной формы и направленный перенос тренированности. Правильное понимание органической взаимосвязи между этими двумя процессами очень важно, так как многие специалисты в теории и методике физического воспитания, предлагая разные способы борьбы с адаптацией, которая является основной формой, основным способом существования живых существ, дают рекомендации по организации процесса переноса тренированности, не отрицая кратковременных и долговременных адаптационных перестроек. Но как же можно одновременно выступать против адаптации и приветствовать протекание разного уровня адаптивных изменений?
В спортивной практике это выглядит так: специалисты дают отличные рекомендации по организации системы тренировочных воздействий на протяжении отдельно взятых тренировочных занятий (средства и методы тренировки, их соотношение, объем и интенсивность тренировочных нагрузок и др.) и здесь же советуют снижать их эффективность посредством замены через короткие промежутки времени одних комплексов упражнений другими. А это приводит к тому, что, не завершив в определенных системах организма одних адаптивных перестроек, без которых не может быть и речи о росте спортивных достижений, а, следовательно, и о направленном переносе тренированности, мы приступаем к «строительству» других. Данное «перепрыгивание» не только значительно оттягивает сроки вхождения в состояние спортивной формы, но и препятствует направленному переносу тренированности, не говоря уже о создании неблагоприятных условий для функционирования систем организма.
В данной работе при изложении современных представлений о переносе тренированности мы столкнулись со значительными трудностями. В теории и методике физического воспитания существует мало литературы по изучаемой проблеме, в большинстве случаев рассматриваются вопросы выявления определенных средств тренировки и почти ничего нет о факторах, способствующих протеканию данного процесса. Отметим, что на протяжении двух десятилетий нами систематически по крохам собирался экспериментальный материал, касающийся выявления положительных или отрицательных взаимосвязей в применяемых видах упражнений практически во всех индивидуальных дисциплинах легкоатлетического спорта. Было опрошено более семи тысяч спортсменов различной спортивной квалификации. Собрать столь большое количество фактического материала помогло то, что на протяжении нескольких десятков лет автор ежегодно в составе сборной команды СССР находился по восемь-девять месяцев на учебно-тренировочных сборах, где присутствовали не только отечественные, но и зарубежные спортсмены, специализирующиеся в разных группах дисциплин легкоатлетического спорта.
В настоящей книге проблема переноса тренированности рассматривается с точки зрения применения системы тренировки без использования стероидных препаратов. При использовании названных препаратов на протяжении циклов развития спортивной формы в момент вхождения в это состояние результаты повышаются во всех применяемых и неприменяемых [!] упражнениях. Выяснить в данном случае взаимовлияние одних упражнений на другие практически невозможно. Рост спортивных результатов происходит во всех используемых средствах тренировки при любой системе тренировочных воздействий. В случаях применения системы тренировки без стероидов спортивные результаты в момент вхождения в вышеназванное состояние не повышаются или даже снижаются, но они всегда улучшаются при использовании стероидов. Причем наблюдаемый рост спортивных достижений бывает весьма значительным.
Данное замечание мы сделали неслучайно, поскольку картины переноса тренированности в применяемых упражнениях при использовании двух вышеназванных систем в корне отличаются друг от друга. Поэтому прежде чем делать определенные выводы, касающиеся вопросов направленного переноса тренированности, необходимо учитывать только экспериментальный материал, полученный в тренировочном процессе без использования стероидных препаратов. Только в этом случае можно говорить о выявлении истинных закономерностей переноса тренированности.
Автор искренне благодарит тех спортсменов и тренеров, которые любезно делились с ним своим личным опытом тренировки, а также помогали в сборе экспериментального материала на протяжении почти двух десятков лет.