Глава 1 Теоретико-методологические основы формирования системы сбалансированного развития инновационной и инвестиционной деятельности строительных корпораций

1.1. Инновационная и инвестиционная деятельность как базовая основа поступательного развития национальной экономики

Основная причина замедленных темпов инновационного развития современной России, на наш взгляд, состоит в отсутствии, с одной стороны, предприимчивости со стороны бизнес-структур, а с другой стороны, стимулирующих эти бизнес-структуры условий со стороны государства. Этим положением и объясняется противоречивый характер места России в современном мировом процессе. Обладая высоким научно-техническим потенциалом, признаваемым мировым сообществом по сути дела наша страна является сырьевым придатком стран Запада и Востока.

Не случайно, поэтому в современной экономике России наиболее высокие темпы роста показывают топливно-энергетические, сырьевые и металлургические предприятия (табл.1.1.1), которые в западных странах считаются относительно низкотехнологичными.

Восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера остается низкой. В 2009 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,4 % от общего числа предприятий отечественной промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (71,8 %), Бельгии (53,6 %), Эстонии (52,8 %), Финляндии (52,5 %), Швеции (49,6 %). Мала доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых технологий (11,8 %). Низка не только доля инновационно активных предприятий, но и интенсивность затрат на технологические инновации, составляющая в промышленности России 1,9 % (аналогичный показатель в Швеции 5,4 %, в Финляндии – 3,9 %, в Германии – 3,4 %).

Низкой остается, и эффективность самих инвестиций в реальный сектор экономики, причины и факторы здесь декларируются различные (табл.1.1.2.).


Таблица 1.1.1.

Динамика инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в млрд руб.


*) Источник: Составлена авторами, по данным Росстата


Недостаточный уровень инновационной активности усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций.

Хотя в абсолютном выражении объемы инновационной продукции постоянно повышаются (в 1995–2009 г. – на 34 %), затраты на технологические инновации растут еще быстрее (за тот же период – втрое). Как следствие, на 1 рубль таких затрат в 2009 году приходится 2,4 рубля инновационной продукции против 5,5 рубля в 1995 году.


Таблица 1.1.2.

Распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность, % к общему числу организаций


*) Составлена авторами, по данным Росстата


Рост бюджетного финансирования, направляемого на поддержку исследований и разработок, на развитие сектора генерации знаний, не привел к должному росту инновационной активности предприятий.

За период с 2005 по 2009 год доля средств отечественного предпринимательского сектора во внутренних затратах на исследования и разработки уменьшилась с 30,0 до 26,6 % при увеличении доли средств государства с 61,9 до 66,5 %.

В целом затраты на технологические инновации организаций промышленного производства составили в 2009 г. 358,9 млрд. руб. (0,9 % к ВВП).

Вследствие сформировавшейся тенденции для российской экономики стали характерны три признака:

• слабая конкурентоспособность продукции;

• концентрация основной деятельности на сырьевом экспорте;

• недостаточная инвестиционная привлекательность отраслей и сфер экономики.

Опыт последних 15 лет убедительно показывает, Россия подошла к необходимости формирования новой парадигмы своего развития, новой парадигмы модернизации, в основу которой должна быть положена идея инновационного пути развития.

Очевидно, что инновационная экономика для России – это способ реагирования на системные ограничения на пути экономического роста за счет создания, внедрения и коммерциализации новых технологий на всех уровнях принятия решений.

Поэтому в современных условиях состояния регионов России только инновационная экономика, основанная на заимствовании, адаптации к местным условиям и разработке новейших технологий, способна поднять конкурентоспособность страны, а значит, и уровень жизни населения этой страны на достаточно высокий уровень.

В этой связи встает вопрос о необходимости определения приоритетов в модернизации процессов инновационной и инвестиционной деятельности, которые смогли бы сыграть роль объединяющего начала для всех созидательных сил предпринимательства в стране.

В стратегии инновационного развития до 2020 года Россия ставит перед собой амбициозные цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. А единственным возможным способом достижения этих целей устанавливается переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития. Подобная постановка задачи означает, в свою очередь, необходимость формирования экономики лидерства и инноваций. Как показывает мировой опыт, развитие инновационной, прорывной экономики невозможно без поддержки со стороны государства и специально созданных институтов развития.

В РФ важнейшими инструментами реализации указанной Стратегии инновационного развития являются Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, федеральные целевые программы («Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»), ОАО «Российская венчурная компания» (и ее посевной фонд), венчурные фонды, созданные с участием государства и ОАО «РВК», ОАО «РОСНАНО», Российский фонд технологического развития.

Далее к ним можно отнести Внешэкономбанк, ОАО «Российский банк развития», Агентство стратегических инициатив (АСИ), отдельные федеральные органы исполнительной власти – Минобрнауки России, Рос-молодежь, а также биржевые институты – в частности, создаваемая специализированная торговая площадка ММВБ для высокотехнологичных компаний.

Все эти институты призваны проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.

Мировой экономический кризис 2008–2009 года осложнил реализацию поставленных целей, привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные слабости российской инновационной системы.

Тем не менее, сложная экономическая ситуация в краткосрочной перспективе не означает необходимости пересмотра целей долгосрочного развития. Наоборот, «планка» с точки зрения темпов и качества экономического развития в 2013–2020 годах серьезно повышается.

Задачи посткризисного восстановления, ускорения перехода на инновационный путь развития придется решать в условиях повышения масштабов внешних и внутренних вызовов, с которыми сталкивается Россия. С одной стороны, эти вызовы осложняют достижение поставленных целей, с другой – требуют еще большей интенсификации усилий по решению накопленных в российской экономике и инновационной системе проблем. Ключевыми из таких внешних вызовов в части инновационного развития являются:

• ускорение технологического развития мировой экономики;

• усиление в глобальном масштабе конкурентной борьбы за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем;

• изменение климата;

• старение населения и проблемы здравоохранения;

• продовольственная безопасность в глобальном масштабе.

Очевидно, что инновационная экономика для России – это способ реагирования на системные ограничения на пути экономического роста за счет создания, внедрения и коммерциализации новых технологий на всех уровнях принятия решений.

В современных условиях только инновационная экономика, основанная на заимствовании, адаптации к местным условиям и разработке новейших технологий, способна поднять конкурентоспособность страны, а значит, и уровень жизни населения этой страны на достаточно высокий уровень.

Таким образом, успешная реализация Стратегии инновационного развития должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики России, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу России на высокий уровень социального развития и устройства общества.

В этой благородной гонке мировой экономики наиболее успешным окажется тот предприниматель, который понимает, что в инновационной экономике наряду с традиционными факторами производства – земли, труда и капитала – появляется новый фактор – знание, интеллектуальные ресурсы, а также тот, кто оценил их достоинства, понял их особенности и сумел их использовать.

Переход на инновационный путь развития предполагает существенное изменение в механизмах и структуре экономического роста (табл.1.1.3). Его основным источником должен стать НТП.

Выполнение столь, прямо скажем, завышенных планов требует высокой концентрации исполнителей всех уровней отраслей и сфер экономики.


Таблица 1.1.3.

Структурные изменения экономического роста при инновационном пути развития национальной экономики


*) Источник: Составлена авторами на основе данных проекта Стратегии инновационного развития РФ до 2020 г.


По сути дела в стране ставятся амбициозные задачи достижения мировых стандартов финансирования науки, образования и здравоохранения создание условий для эффективного использования квалифицированного труда и повышения качества человеческого капитала, построения эффективной, ориентированной на конечный результат, социальной инфраструктуры.

Надо отметить, что для решения этих задач у государства есть определенный набор инструментов: бюджетирование и налогообложение, регулирование денежной массы, цен и рынков, проведение антимонопольной политики, структуры госпредприятий.

На основе этих инструментов государство может формировать свою политику развития в расчете на правильную реакцию общества на возможно непопулярные и порой малопонятные мероприятия.

Государство поддерживает научные разработки в виде грантов, ссуд, субсидий; формированием особых экономических зон, наукоградов, технопарков, центров трансферта технологий; созданием госкорпораций, венчурного фонда и системы частно-государственного партнерства; мерами в области налогового стимулирования и благоприятствования законодательства инновационным фирмам.

К сожалению, на текущий момент к существенным изменениям в технологической переориентации экономики данные меры не приводят.

Более того по данным Центробанка РФ например только за первое полугодие 2011 года при участии ведущих банков из России вывезено 20 млрд долл., при этом иностранные активы банков увеличились на $18,4 млрд, а иностранные пассивы выросли на $6,7 млрд.

В целом отток капитала из России за первое полугодие составил $31,2 млрд. Все же стоит признать, что для стимулирования инновационной переориентации экономики и инвестиционных потоков целевые методы государственного регулирования необходимы.

На диаграмме 1.1.1 показано место России в обеспечении льгот на НИОКР. Надо отметить, что многие компании, в первую очередь имеющие государственное участие или имеющие таковую поддержку не заинтересованы в инновациях, поскольку они вне конкуренции.

Доля таких предприятий в национальной экономике примерно составляет 50 %, поэтому возникает и другая государственная задача – снижение доли государственного сектора в экономике страны до разумных пределов (20–25 %, в США 28 %).

Аргументы для таких выводов есть так, к примеру, если расходы частного сектора предпринимателей в России на инновационную деятельность по сравнению с развитыми странами Запада в три раза, ниже, то риск и неопределенность в этой сфере настолько велики, что здесь необходимы более привлекательные стимулы для инвестирования капитала, которые по существу были приняты в среде предпринимателей.


Диаграмма 1.1.1.

Показатель налоговых льгот на 1 долл. затрат на НИОКР в России и за рубежом (в 2008 г.)


Источник: Global R&D Report 2008 Magazine, p.11, 2009 Global R&D Funding Forecast, p.27


Здесь также можно для сравнения привести уровень финансирования частными предпринимателями такие страны как США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Канада в которых доля частного сектора составляла 64,3 % в 2007 году, а в России 27 %.

Выход на уровень развитых стран предполагает качественные изменения во всех сферах деятельности. Нельзя обеспечить обновление экономики без развития финансово-кредитной сферы, что в свою очередь может базироваться лишь на увеличении производства продукции и связанных с этим доходов.

Формирование наукоемких высокотехнологичных производств не может быть достигнуто без достаточного уровня точного машиностроения, химии и других сопряженных производств, а развитие их на современном уровне в свою очередь требует освоения высоких технологий.

Справедливости ради надо заметить, что проведенные за последние годы меры по переоснащению производственной базы ряда предприятий промышленности строительных материалов привели к тому, что потенциал отрасли по производству конкурентоспособной и импортозамещающей продукции возрос, что способствует стабилизации работы предприятий и росту объемов промышленной продукции.

Тем не менее, объем экспорта отечественных материалов составляет всего 4–6% от общего объема отечественного производства. Следует признать, что значительная часть отечественных строительных материалов уступает по качеству лучшим зарубежным образцам. Степень износа основных фондов в отрасли достигает 54 %, а технический уровень большинства российских предприятий все еще значительно отстает от современных требований.

Это вызвано недостатком собственных средств у предприятий отрасли, высокой капиталоемкостью и низкой рентабельностью производства.

Продолжающийся рост цен на товары и услуги в базовых отраслях экономики, в первую очередь в естественных монополиях, приводит к росту цен в промышленности строительных материалов, что негативно сказывается на конкурентоспособности отечественных материалов.

Перед отраслью стоит серьезная задача укреплению своих позиций на отечественном рынке и выходу на внешние рынки. Особую остроту эти вопросы приобретают в свете предстоящего вступления России в ВТО.

В этой связи в сфере производства строительных материалов, конструкций и изделий стоит задача обеспечения отечественного строительного рынка в необходимых объемах высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с импортной продукцией, обеспечивать снижение стоимости строительства и эксплуатационных затрат на содержание объектов и одновременно повышать комфортность проживания в жилых домах необходимой надежности и долговечности.

Эта задача базируется на требованиях строительного комплекса к промышленности строительных материалов, основанных на необходимости:

• увеличения объемов жилищного строительства и изменения его структуры с переходом на новые архитектурно-строительные системы, типы зданий и технологии их возведения;

• снижения ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат при строительстве и эксплуатации жилья, сокращения продолжительности инвестиционного цикла;

• обеспечения потребности капитального строительства и эксплуатационных нужд в качественных, экологически чистых, современных видах продукции, отвечающих по ассортименту и номенклатуре платежеспособному спросу различных слоев населения.

Для достижения указанных целей в сфере промышленности строительных материалов до 2020 года предполагается решить следующие основные задачи:

• провести обновление не менее 15 % основных фондов предприятий промышленности строительных материалов с переходом на более высокий уровень их технического оснащения;

• привлечь необходимые инвестиции для модернизации действующих производств, введения новых мощностей и их эффективной эксплуатации;

• обеспечить выпуск высококачественных конкурентоспособных материалов и изделий;

• добиться снижения ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат на изготовление продукции;

• повысить производительность труда на 18 % за счет максимальной механизации и автоматизации производственных процессов;

• обеспечить рациональное использование минеральных природных ресурсов и вовлечение в производство техногенных отходов различных отраслей промышленности;

• организовать подготовку отраслевых специалистов всех уровней.

При этом продукция отрасли должна содержать широкую гамму строительных материалов, изделий и конструкций, отвечающих всем требованиям товарного рынка.

В субъектах Российской Федерации развитие производственных мощностей по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций должно быть экономически обосновано с учетом маркетингового изучения спроса на них, оптимального использования имеющейся сырьевой базы отрасли, попутно добываемых продуктов и отходов других отраслей промышленности.

Одновременно должны решаться задачи совершенствования нормативно-технической базы, гармонизации отечественных стандартов и нормативов с зарубежными аналогами.

В этой связи проблемы мотивации предпринимательской деятельности, конкуренции, как мотора развития, ориентация развития на приоритетные направления играют решающую роль в модернизации производства. Рассматривая инновационную и инвестиционную деятельность как современную основу поступательного развития национальной экономики необходимо сделать следующие выводы:

1. С учетом неразвитости венчурных институтов в стране на сегодняшний день необходимо разработать адекватную законодательную базу для дальнейшего стимулирования и регулирования венчурной деятельности.

2. Необходимо освободить от налогообложения все расходы на НИОКР и освоение новой техники на предприятиях.

3. Повысить эффективность антимонопольной политики, создав реальную конкурентную среду как для госкорпораций так и частных предприятий.

4. Для реализации заявленной стратегии инновационного развития произвести инвентаризацию и осуществлять систематический мониторинг инновационного потенциала отраслей и сфер экономики.

1.2. Экономическая сущность сбалансированного развития инновационной и инвестиционной деятельности корпоративных структур

Главные экономические цели стратегии развития строительного комплекса России на отраслевом уровне состоят в следующем:

• преобразование комплекса в динамично развивающуюся, высокотехнологичную, эффективную и конкурентоспособную сферу, способную интегрироваться в мировой рынок строительной продукции и продукции промышленности строительных материалов;

• формирование экономики стройкомплекса, обладающего динамичным потенциалом, способным обеспечивать повышение уровня благосостояния населения и стандартов проживания;

• эффективное воспроизводство и модернизация производственного аппарата на уровне отрасли;

• повышение конкурентоспособности и на этой основе рост качественных показателей и структурных характеристик строительного комплекса.

Для достижения поставленных целей необходимо завершение институциональных и инфраструктурных преобразований в комплексе и его составляющих.

Основными факторами, определяющими стратегию на перспективу в инвестиционно-строительной сфере, являются:

• улучшение финансового состояния предприятий;

• активизация использования кредитных ресурсов в сочетании со снижением стоимости банковских кредитов;

• расширение системы ипотечного кредитования;

• увеличение доли бюджетных ресурсов в инвестициях;

• уменьшение налоговой нагрузки на предприятия реального сектора экономики;

• снижение уровня инвестиционных рисков.

Разрабатываются механизмы трансформации сбережений населения в инвестиции, реализуются меры по правовой защите инвесторов.

На темпы и масштабы развития строительного комплекса оказывают влияние:

• объемы инвестиций в основной капитал во всех отраслях и сферах деятельности экономики, в том числе объемы инвестиций в жилищное строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ЖКХ;

• уровень развития банковской и кредитной системы, широкое развитие системы ипотечного кредитования;

• высокая степень износа основных производственных фондов во всех отраслях национальной экономики, в том числе в строительстве и промышленности строительных материалов;

• расширение емкости внутреннего строительного рынка.

Одной из наиболее острых проблем современной России остаётся достижение стабильного экономического роста. В числе факторов, оказывающих непосредственное воздействие на динамику экономического развития, решающую роль, несомненно, принадлежит инвестиционной сфере.

Из приведенного выше материала, очевидно, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом.

В сложившейся ситуации инвестиции выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода России из состояния хронического экономического кризиса, осуществления структурных сдвигов в народном хозяйстве, внедрения современных достижений технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро – и макроуровнях.

Активизации инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов дальнейших социально- экономических преобразований.

В современных условиях конкурентоспособность любого предприятия реального сектора экономики, в том числе строительного, непосредственно зависит от состояния и технического уровня производственного аппарата, в первую очередь, основных фондов (технологического оборудования) и возможностей его обновления на качественно новом уровне.

К сожалению, в последние годы объёмы капитальных вложений и капитального строительства не покрывают потребностей восстановления изношенных основных средств (табл.1.2.1, 1.2.2), что ещё в большей мере усугубляет экономическое положение в стране.

Если в 2003 году объем основных фондов в строительстве составлял 273,8 млрд руб., то в 2009 году – уже 618,4 млрд руб., т. е. наблюдается рост почти в 2,5 раза. Если в 2003 году ввод в действие основных фондов составлял 30,5 млрд руб., то в 2009 году – уже 104,4 млрд руб., т. е. рост почти в 3 раза.


Таблица 1.2.1.

Состояние и динамика основных фондов РФ


*) Составлена авторами, по данным Росстата


Еще одной немаловажной проблемой строительства является значительное количество техники с истекшим сроком службы (рис. 1.2.1).


Рис. 1.2.1. Степень износа основных средствв экономике РФ.


С одной стороны, стремление использовать машины и оборудование и после истечения нормативного срока службы понятно – отсутствует амортизация, с другой – физическое состояние их не позволяет достичь требуемого качества, либо оно достигается с повышенными затратами.

Между тем следует отметить, что инвестиционная деятельность предпринимательских структур сопровождается возможностью возникновения специфических видов рисков, носящих название инвестиционных рисков.

Как правило, уровень инвестиционного риска превышает уровень производственного риска.

Это связано с тем, что в процессе инвестиционной деятельности обеспечивающей инновационные разработки корпорация с большей вероятностью может потерять капитал, чем в процессе осуществления производственной деятельности.

В создавшихся условиях, очевидно, что для оживления инвестиционной деятельности в стране необходимо создать определённые условия и предпосылки.


Таблица 1.2.2.

Оценка восполнения износа основных фондов РФ


*) Составлена авторами, по данным Росстата


Рис. 1.2.2. Рост покрытия дефицита инвестиций в основные средства РФ


По данным таблицы 1.2.2 и рисунка 1.2.2. видно, что только для ликвидации состояния износа требуется инвестиций в сумме 28634460,9 млн руб в 2009 году, а в целом покрытие дефицита инвестиций в основные увеличивается, но этот рост проблему к сожалению не решает.

К их числу следует в первую очередь отнести:

• стабилизацию экономического положения в стране;

• снижение темпов инфляции;

• совершенствование системы налогообложения;

• создание в стране условий для привлечения иностранных инвестиций.

Здесь необходимо заметить, что ликвидация высокого уровня изношенности основных средств решает только проблему обеспечения производственной деятельности, а для инвестиционного обеспечения инновационной деятельности требуются дополнительные инвестиционные ресурсы. На наш взгляд, здесь и просматривается необходимость расчета инвестиций на два очевидных направления деятельности корпорации, что позволяет обеспечивать тем самым необходимую сбалансированность развития инновационной и инвестиционной деятельности корпоративных структур.

С экономической точки зрения такая сбалансированность нами понимается как отсутствие провалов в эффективности производственной деятельности, т. е. новые разработки корпоративной структуры во время приходят на смену продукции, у которой наметилась тенденция к снижению спроса.

Таким образом, важнейшими составляющими экономической деятельности является инновационная и инвестиционная деятельность. Производство и реализация инновационной продукции, как необходимый шаг выживания экономических субъектов в современных условиях, сопряжено как видно обновлением основных фондов, что требует аккумулирования большого объема инвестиционных ресурсов.

Временной разрыв между моментом реализации инвестирования в производство инновационной продукции и получаемой отдачей в виде выручки и прибыли требует решения проблемы управления сбалансированным развитием инновационной и инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов.

Исходя из возникающих в связи с этими моментами задач, основные направления развития строительного комплекса, как части российской экономики, должны, прежде всего, формулироваться на двух уровнях: национальной экономики в целом и отраслевом.

На уровне национальной экономики:

• в социальной сфере – реализация социальных программ в области градостроительства и переустройства сельских населенных мест; удовлетворение спроса населения на жилье различной степени комфортности, повышение уровня обеспеченности современными объектами жилищно-коммунального и бытового хозяйства, в т. ч. автономными (водопровод, теплоснабжение, канализация); а также осуществление мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды;

• в экономической сфере – завершение налоговой реформы, разработка механизма изъятия природной ренты, снижение таможенных пошлин на продукцию высокотехнологичных производств, выравнивание условий хозяйственной деятельности по территории страны с учетом уровня развития, природно-климатических и географических условий отдельных регионов;

• в сфере технической политики – совершенствование нормативно-технической базы в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

Экономическая сущность сбалансированного развития инновационной и инвестиционной деятельности корпоративных структур в период мировых экономических (финансовых) кризисов проявляется наиболее отчетливо в виде диверсифицированного замораживания инновационно-инвестиционной деятельности не только самой корпоративной структуры, но и всех связанных с ней организационно-экономическими отношениями потребителей и поставщиков продукции и услуг.

Это обстоятельство объясняется тем, что в современных условиях строительство, являясь одной из наиболее значимых отраслей материального производства, оказывает решающее влияние на темпы развития других отраслей, создает материально-техническую основу ускорения научнотехнического прогресса в других отраслях национальной экономики, обеспечивает инновационно-техническое развитие предприятий промышленности, транспорта, связи и др.

Кроме того, использование имущественных комплексов и объектов недвижимости позволяет решать важнейшие экологические и социальные задачи. Поэтому кризисные явления в экономике особо влияют на строительную отрасль. Так, например в [146] проанализированы основные факторы, повлиявшие на спад строительного производства, и сделаны выводы, что основной причиной кризисных явлений в строительстве является значительное падение платежеспособного спроса на продукцию и услуги как фактор внешнего давления, а также исчерпание источников формирования рыночного потенциала предприятия, прежде всего, в части управления ресурсным потенциалом как важнейшим источником формирования конкурентных преимуществ предприятий.

По данным цитируемого исследования показано, что экономический кризис в строительстве как народнохозяйственном (региональном) комплексе проявляется в ослаблении сложившихся хозяйственных связей, низком уровне координации деятельности строительных предприятий как формы управления комплексом, следствием чего является усиление диспропорций в формировании ресурсных потенциалов предприятий и невозможность реализации деятельности на основе ресурсосбережения.


Источник: Инвестиции в России. – 2009: стат. сб./Росстат

Рис. 1.2.3. Удельный вес строительных машин с истекшим сроком службы в общем числе машин в строительных организациях.


В результате, экономическая система строительства превращается в несбалансированную совокупность слабо взаимодействующих объектов, следствием чего является, в том числе, нарушение пропорций в части накопления и потребления. По сути дела, в аспекте нашего исследования происходит очередное нарушение, в том числе баланса инвестиционного обеспечения инновационной деятельности строительных комплексов.

Еще одной, по мнению специалистов-практиков, негативной тенденцией в строительном производстве, является рост доли техники зарубежного производства в строительных организациях. Одновременно растет доля зарубежной строительной техники, приобретаемой строительными предприятиями на вторичном рынке, т. е. техники, ранее использовавшейся, и утратившей часть своей потребительной стоимости.

Структурный финансово-экономический кризис связан, прежде всего, с ослаблением связей между элементами экономической системы. В прикладном аспекте (применительно к деятельности строительного предприятия) речь идет о деструкции традиционных ресурсных и строительных (продуктовых) потоков. Это и внешний (по отношению к предприятию) дисбаланс в системе воспроизводства рабочей силы, изменение строительных (продуктовых) потоков как результат сокращения строительных программ и др.

Подобная ситуация предполагает необходимость антикризисной реструктуризации ресурсов предприятия строительного комплекса.

Далее необходимо рассмотреть и региональный аспект влияния на экономическую сущность сбалансированного развития инновационной и инвестиционной деятельности корпоративных структур в строительстве.

Соответственно изложенному подходу можно рассматривать отраслевую структуру экономики региона (СЭР), в том числе и отрасли, объединяемые понятием – региональный строительный комплекс.

Отраслевая СЭР – это экономическая форма отраслевого разделения труда, отражающая изменяющееся во времени соотношение отраслей общественного производства (в пределах региона) и сложившиеся межотраслевые взаимосвязи по поводу производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта. Она тесно связана с производственной и территориальной структурами, поскольку отдельные территории, независимо от экономической формации, специализируются на производстве определенных продуктов и услуг.

Вышесказанное полностью относится к строительному комплексу региона. Как правило, строительный комплекс играет в экономике региона специфическую, как бы замыкающую, роль. Поскольку функциональным назначением регионального строительного комплекса является создание материально-технической базы, обеспечивающей условия для социально-экономического воспроизводства в регионе путем преобразования денежной формы инвестиций в конкретные объекты производственного и непроизводственного назначения на его территории. В этом смысле региональный строительный комплекс материализует результат деятельности экономического регионального комплекса в форме производственных и непроизводственных накоплений. Тем самым, с одной стороны, условия функционирования и развития регионального строительного комплекса выступают в качестве производной от эффективности региональной экономики. С другой стороны, сам строительный комплекс создает условия для эффективного функционирования систем регионального производства и потребления.

На основании изложенного материала в данном разделе можно сделать следующие выводы:

В системе национальной экономики России строительство занимает особое место, поскольку оно является одной из структурообразующих отраслей сферы материального производства, с которой связано решение проблем экономического и социального развития страны, регионов, предприятий и населения. Именно состояние развития строительства во многом определяет вектор и темпы инновационных и инвестиционных преобразований. При очередном экономическом (финансовом) кризисе, происходит нарушение баланса не только инновационно-инвестиционой деятельности, но и производственной деятельности.

Вхождение в кризис, функционирование строительных предприятий в условиях кризиса, как правило, на основе стратегии выживания, приводят к необходимости пересмотра приоритетов строительной отрасли и ассоциированных с ней отраслей экономики, новых (или модифицированных) инструментов антикризисной деятельности, диверсификации деятельности строительных организаций как с точки зрения выбора новых направлений, так и формирования на инновационной основе ресурсного потенциала предприятий. Все это позволит решить основную задачу выхода из кризиса – роста производительности труда и повышения качества строительной продукции, во многом определяющих конкурентоспособность строительных организаций.

Загрузка...