«Почему вы решили заняться салонным бизнесом? Почему именно салон красоты? Вы сами мастер?» Самые частые вопросы, которые я слышала в течение всего периода моего владения салоном.
«Нет, я не мастер», – на этот вопрос я отвечала быстро. Остальные два требовали небольшой предыстории, поэтому чтобы не вдаваться в подробности я ограничивалась шаблонным ответом: что это тема мне как женщине особенно близка (ну, не автосервис же мне было открывать). Но сейчас самое время рассказать, как все обстояло на самом деле.
Шел 2011 год. Недавно отгремевший очередной финансовый кризис в стране, названный впоследствии «кризисом частного сектора» пошатнул и так не сильно мощные возможности малого и среднего бизнеса. К 2008 году он только-только встал на ноги окреп, стал с надеждой смотреть в будущее и даже заполучил некие амбиции, как в очередной раз получил приличный нокдаун. Начавшейся в 2008 году громкими скандалами, кризис к 2011 стабилизировался, или как можно выразиться вышел на плато или на пепелище, на котором вяло, доживал тот самый не сгоревший в первые месяцы кризиса частный сектор, весьма потрепанный, но амбиции, тем не менее, сохранивший.
Причем тут амбиции – объясню чуть позже, а пока вернемся к основному вопросу. Итак, почему салон красоты?
C 2007 по 2011 год, то есть до приобретения салона, я работала в секторе «B2B» (Бизнес для бизнеса). У меня было небольшое рекламное агентство полного цикла, и наши услуги были предназначены не для конечного рядового потребителя (клиента), а для таких же юридических лиц, компаний. Так вот, в период с 2008 по 2009 год именно этот сектор понес значительные убытки. Наши постоянные клиенты, крупные компании вынуждены были сократить не только сотрудников, но и урезать расходы, в том числе рекламный бюджет, а не очень крупные компании просто закрылись. Оставшись без основных заказчиков нам также, пришлось сокращать расходы на содержание фирмы, новых клиентов становилось находить все сложнее, и я все больше подумывала о смене сферы деятельности.
Почему сектор «B2B» основательно пострадал? Потому что во время любого кризиса, как с тонущего корабля в первую очередь сбрасывается ненужный балласт – все то, без чего можно обойтись. Легко платить за услуги посредникам, когда финансовые дела идут прекрасно, но как только на горизонте замаячила перспектива банкротства – от посреднических услуг приходится отказываться, или сокращать финансирование. Зачем платить рекламному агентству без своего печатного станка, если можно напрямую обратиться в типографию? Зачем платить менеджеру по продажам (допустим шкафов-купе) без цеха, если можно напрямую обратиться на производство? Любой посредник возьмет свой процент, а в условиях кризиса каждая копейка на счету.
В данной ситуации я все больше приглядывалась к сектору B2С («Business to consumer»), то есть к бизнесу направленного на конечного потребителя. Возможно из-за того, что я работала только с компаниями, у меня сложилось устойчивое, но немного наивное убеждение, что у данного сектора проблем гораздо меньше и дела идут лучше. Ну как можно обойтись без стоматологов, парикмахеров, автослесарей? Не важно, что за ситуация в стране, кризис ли, война или чума – стричься, лечить зубы, ремонтировать машины не перестанут, спрос на эти услуги может и снизится, но не иссякнет. Не знаю откуда в моей голове взялись такие убеждения, возможно из-за того, что посещая парикмахеров и стоматологов, мне казалось, что эти люди никогда не сидят без работы, попасть к ним можно было, только по записи безропотно подстраиваясь под их свободные временные окошки, а это говорило о том, что трафиком из клиентов они надежно обеспечены. Где-то в далеких воспоминаниях из детства, всплывала еще более радужная картина: районная парикмахерская и очередь в холле из желающих навести красоту женщин, бесперебойно работающие мастера (здесь бы задуматься, что в одной парикмахерской стригся весь район, отсюда и очередь, ну не до анализа мне тогда было). В общем, решение заняться сферой услуг было принято на основании вот таких маркетинговых или скорее антимаркетинговых показателей: «мне казалось и мне вспоминалось…» Предприниматели люди, конечно, рисковые. Но, как ни странно, им часто везет.
В течение нескольких месяцев мы с мужем пересмотрели несколько различных бизнес объектов: стоматологии, пекарни, кафе, небольшие ресторанчики и даже йога-клуб, который чуть было, не купили. Естественно, не имея знаний ни в одной из этих сфер, салонный бизнес казался наиболее простым и безопасным. Общепит меня в принципе никогда не привлекал, управление клиниками требовало слишком большой ответственности. Поэтому, перебрав довольно много вариантов, в мае 2011 года мы стали счастливыми обладателями небольшого салона красоты. И да, бизнес мы решили не открывать с нуля, а покупать готовый, потому как по нашим расчетам и советам бывалых предпринимателей, стартовать всегда проще пусть с небольшого, но уже готового и насиженного места.