ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ПОСЛЕ ГЛАГОЛОВ


*Внимание! Если предмет является объектом восприятия или речи, после глагола употребляется дательный падеж (кому? чему?).




Вопрос-Ответ

А: Кому она так радуется?

Б: Она радуется сыну, его успехам.

А: Чему ты поверишь?

Б: Я поверю твоему честному слову.

А: Кому Вы возражаете?

Б: Директору.

А: Чему Вы доверяете?

Б: Я доверяю документам.


Упражнение 19. а) Составьте предложения по примеру. Используйте форму будущего времени глаголов. После каких глагол используется дательный падеж? Пример: верить – Они будут верить учителю.


верить, доверять, говорить, возражать, отвечать, противоречить, радоваться, завидовать, смешить, сочинять, врать, ссорить, коверкать, сажать, красить, кушать


б) Напишите, чему доверяете Вы? Почему?


Я доверяю..........................................................................................................................


............................................................................................................................................ .


в) После глаголов неправильно употребляется падеж. Исправьте ошибки.

Существительные даны в единственном числе.


верить авантюриста, доверять адресат, говорить аспирантом, возражать академик, отвечать архитектора, противоречить факта, радоваться абонемент, завидовать приятеле, рисовать карандаша, заводить машины, рвать бумагой


г) После некоторых глаголов неправильно употребляется падеж. Найдите и исправьте ошибки. Существительные даны во множественном числе.


верить беглецам, доверять бедняки, говорить женщинами, возражать бабушками, отвечать беженцам, противоречить теориям, радоваться безделиц, завидовать спортсменам, кивать прохожих, приветствовать друзьям,

доверять вашим документам


Упражнение 20. а) Составьте устно ответы к вопросам. Какой падеж употребляется после глаголов в ответах?


1. Кому она верит? 2. Чему она верит? 3. Кому он доверяет? 4. Чему он доверяет? 5. Кому они это говорят? 6. К чему они это говорят? 7. Кому мальчик возражает? 8. Чему мальчик возражает? 9. Кому девочка отвечает? 10. Чему девочка отвечает? 11. Кому юноша противоречит? 12. Чему юноша противоречит? 13. Кому девушка радуется? 14. Чему девушка радуется? 15. Кому сосед завидует? 16. Чему сосед завидует? 17. Кому старик был должен? 18. Чему старик удивляется? 19. Кого нет дома? 20. Что пишет юноша? 21. Кому подражает мальчик? 22. Что вспоминает старик? 23. Чего не хватает женщине? 24. Кто пришёл в гости? 25. Кого не взяли в поход? 26. Чему посвящен вечер? 27. Чего нет у соседа? 28. Кому принадлежит дача? 29. Кого побаивается ученик? 30. Чего не хочет мальчик?


б) Составьте предложения с данными глаголами. Какой падеж употребляется после глаголов?


помогать, содействовать, способствовать, пособничать, благоприятствовать, поддерживать, выручать, брать, взять, вынимать, доставать, взимать, заимствовать, занимать, выманивать, выуживать, извлекать, исторгать, черпать, принимать, хватать, вбирать, всасывать, поглощать, цапнуть, давать, вязать, штопать, мести, красть, хватать, хвалить, жать, пилить, чинить


Упражнение 21. Составьте предложения с глаголом дать. Какие падежи употребляются после глагола дать? Пример: доктор – Дайте доктору пинцет.


слесарь, токарь, пекарь, повар, уборщица, сторож, киномеханик, оператор, фотограф, сценарист, писатель, редактор, корректор, журналист, педагог, клоун, директор, продавец, прачка, швея, токарь, слесарь, кузнец, мастер, сторож, лекарь, аптекарь, прачка, охранник, мойщик, дворник, официант, ученик, студент, учитель


Упражнение 22. а) Впишите вместо точек слова из скобок в нужной падежной форме.


1. Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, говорил ей не покидать……………………………………… (высокий терем), не ходить на беседу, с дурными людьми не водиться, не слушаться………………………………………… (плохие речи).

2. Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, ловить ………………………………. (золотая рыбка), собирать лоскутики, сшивать кафтанчики, да выбегать на бережок, да поглядывать на лужок.

3. Налетели птицы – мясо поклевали, поднялись ветры – разметали кости, и не осталось ни ………………………………….. (след), ни …………………………… (память) от неё!

4. Сходи, курочка, к речке, попроси ………………………………….….. (водица) напиться.

5. Отнесу …………………………… (девушка) гребень, девушка даст…………………………… (нитка), отнесу …………………….......................... (липка) нитку, липка даст листок, отнесу ………………………… (речка) листок, речка даст ……………………………. (петушок) водицы напиться: петушок подавился бобовым зернышком.


б) Укажите глаголы, после которых употребляется родительный падеж. Составьте словосочетания с этими глаголами.


1. Только вчера из штаба дивизии прислали развернутый план оборонительных работ. 2. Лежали, курили, били друг у друга на спинах жирных, медлительных оводов. 3. Ждут тебя завтра утром в Ташкенте. 4. У солдата не хватает одного кубика. 5. Попыхивает трубкой с головой Мефистофеля, он говорил о своих проблемах. 6. Чувствуется, что он волнуется, но старается не показать своего волнения. 7. Из-за расстегнутого воротника выглядывает голубой треугольник майки. 8. Все встают, отряхивают песок и траву.

Виктор Некрасов, «В окопах Сталинграда».


в) Составьте устно и письменно словосочетания с данными глагола. Используйте причастия настоящего времени и существительные во множественном числе. Какой падеж употребляется после глаголов? Пример: фабриковать – фабриковать исходящие документы


фаршировать, фиксировать, фильтровать, формировать, фотографировать, хапнуть, характеризовать, хвалить, хватать, хватиться, хлебать, хлестать, холить, хотеть, хранить, хрустеть, хулить, убавлять, убаюкивать, убеждать, убивать, убирать, ублажать, уважать, уведомлять, увековечить, увеличивать, уверять, увеселять, увещевать, увидеть, увлекать, увольнять, угадать, углядеть, угнать, угнетать, уговаривать, угодить, угомонить


Внимание! Если предмет является объектом конкретного действия или выражения чувства, после глагола употребляется дательный падеж.



Вопрос-Ответ

А: Чему нельзя потакать?

Б: Дурным привычкам.


А: Кому они угождают?

Б: Соседу.


Упражнение 23.

а) Составьте предложения по примеру. Используйте форму настоящего времени глаголов. Пример: завидовать – Она завидует подруге.

Какой падеж употребляется после глаголов?


угождать, потакать, улыбаться, усмехаться, кланяться, аплодировать, радоваться, верить, доверять, присягать, угрожать, удивляться, пакостить, дать, кричать, звать

б) После глаголов неправильно употребляется падеж. Исправьте ошибки. Существительные даны в единственном числе.


угождать вдова, потакать вандала, улыбаться вахтёром, усмехаться вердикт, кланяться ветеране, аплодировать артист, радоваться венок, угождать начальника, потакать вредитель, улыбаться ребёнком, усмехаться высказывание, кланяться прохожего, аплодировать певца, радоваться встречу, угождать отце, потакать, дочь, улыбаться бабушкой, усмехаться шутки, кланяться знакомая, петь песня


в) После некоторых глаголов неправильно употребляется падеж. Найдите и исправьте ошибки. Существительные даны во множественном числе. Какие падежи употребляются после глаголов?


угождать владельцам, потакать лентяям, улыбаться прохожим, усмехаться дуракам, кланяться властях, аплодировать внуки, радоваться пейзажам, угождать соседи, потакать детей, улыбаться родственников, усмехаться шуткам, кланяться старушкам, аплодировать артистам, радоваться успехам, угождать родителей, затеять дебатах, чистить костюмов, переводить текстами


г) Напишите, кому Вы радуетесь? Почему?


Ярадуюсь ..........................................................................................................................

............................................................................................................................................ .


Упражнение 24. Составьте предложения, используйте данные словосочетания. Подберите синонимы к глаголам или синонимичные выражения. Пример: абонировать ложу – Мы абонируем ложу в местном театре. Абонировать – резервировать. Какой падеж употребляется после глаголов?


адресовать письмо, желать славы, анализировать действия, аплодировать актёрам, аргументировать поступок, арендовать квартиру, аттестовать студентов, афишировать отношения, баловать ребёнка, баюкать детей, беречь время, бесить соседа, болтать ерунду, бояться темноты, бранить начальство, бросать тень, брякнуть лишнее, вверяться другу, велеть чиновнику, вредить брату, вручать победителю, вселять надежду, вселять надежду, заводить собак и кошек

Упражнение 25. Закончите предложения. Какой падеж употребляется после глаголов? Подчеркните глаголы, после которых употребляется дательный падеж.


1. Виктор угрожает

2. Лидия молоко даёт

3. Владимир радуется

4. Надежда усмехается

5. Константин улыбается

6. Любовь плачется

7. Алексей верит

8. Вера аплодирует

9. Афанасий кланяется

10. Лариса потакает

11. Максим ест

12. Вадим звонит

13. Антон готовит


Упражнение 26. Напишите короткий рассказ о том, кому Вы доверяете. Опишите его внешность, характер. Почему этот человек стал Вашим доверенным лицом? Что привлекает Вас в нём (ней)?


Загрузка...