Трудовые ресурсы представляют собой часть населения страны, обладающего физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности, необходимыми для участия в общественном производстве1.
Очевидно, что не все население занято в общественном производстве. Часть людей не может работать из-за возраста (слишком молодые или пожилые люди) или состояния здоровья. Некоторые граждане сознательно отказываются от работы, сталкиваясь с необходимостью решения семейных проблем, связанных, например, с воспитанием детей или обеспечением должного ухода за больными родственниками, другие просто не хотят работать. Кроме того, есть категории населения, временно не работающие, например безработные граждане, студенты, военнослужащие, проходящие срочную службу, и др. Вместе с тем мы видим большое число работающих пенсионеров и совсем молодых людей. Поэтому в экономике трудовые ресурсы оцениваются как категория, базирующаяся на определении границ трудоспособности.
Наличие необходимых физических и интеллектуальных способностей к труду во многом определяется возрастом человека. В юности эти способности формируются, в период зрелости – приумножаются и развиваются, а к старости физические возможности человека снижаются. Таким образом, возраст выступает критерием, позволяющим выделить из всего населения страны собственно трудовые ресурсы.
В настоящее время в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации нижней границей трудоспособного возраста считается 16 лет, а верхней, определяемой правом на получение пенсии, – 54 года для женщин и 59 лет для мужчин. Нижняя граница определяется физиологическим развитием молодежи, ее знаниями, уровнем образования, продолжительностью обучения, т. е. степенью подготовленности к трудовой деятельности как физически, так и интеллектуально. Максимальная возрастная граница соответствует физиологическому пределу участия людей старших возрастов в трудовой деятельности, предусмотренному Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изм. от 25 июля 2002 г. и 31 декабря 2002 г.).
Это не означает, что люди, достигшие верхней границы трудоспособного возраста, утрачивают право на труд. Такое разделение определяет срок наступления права на получение государственной пенсии. Для некоторых видов профессиональной деятельности, связанных с высокими психофизиологическими нагрузками на организм человека, пенсионная планка заметно ниже – на 5—10, а то и более лет. Это касается производств с неблагоприятными, тяжелыми условиями труда (например, добыча угля, выплавка металла и др.), а также тех профессиональных занятий, где с годами утрачивается возможность поддерживать нужную трудовую форму (например, балет). В реальной жизни многие пенсионеры продолжают трудиться в прежнем качестве или на другой работе и поэтому остаются в составе трудовых ресурсов. Граждане, прекратившие работу с наступлением пенсионного возраста, исключаются из состава трудовых ресурсов.
В соответствии с российским законодательством период трудоспособности для мужчин составляет 44 года (от 16 до 59 лет включительно), а для женщин – 39 лет (от 16 до 54 лет включительно). Во многих развитых странах верхняя граница трудоспособного возраста составляет 64 года. В России же повышение верхней границы ограничено невысокой средней продолжительностью жизни мужчин.
Вместе с тем существуют категории граждан, которые по критерию трудоспособного возраста могут быть отнесены к трудовым ресурсам, однако не включаются в их состав. Это неработающие инвалиды войны и труда I и II групп, а также неработающие граждане, получающие пенсии по старости на льготных условиях (мужчины 50–59 лет, женщины 45–54 лет); безработные мужчины 58–59 лет и безработные женщины в возрасте 53–54 лет.
В соответствии с международной системой классификации состава населения2 трудовые ресурсы в странах с развитой экономикой делятся на две категории: экономически активное и экономически неактивное население:
• экономически активное население (ЭАН) – часть населения страны, охватывающая всех занятых в общественном производстве, включая работающих граждан старше и младше трудоспособного возраста, а также безработных, активно ищущих работу и готовых приступить к ней;
• экономически неактивное население (ЭНАН) – это население, находящееся в трудоспособном возрасте, но не занятое в общественном производстве по общественно обоснованным причинам (обучение с отрывом от производства3, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми, больными родственниками и т. п.), а также лица, не стремящиеся работать в настоящее время.
Экономически активное население обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг и составляет рабочую силу общества.
Численность ЭАН измеряется по отношению к определенному периоду времени и включает всех занятых и безработных.
К занятым в составе экономически активного населения относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших и старших возрастов, которые фактически участвуют в общественно полезной деятельности. К занятым относится как группа людей, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг с целью получения дохода, так и та группа населения, которая участвует в общественно полезной деятельности, не приносящей прямого денежного дохода, либо приносящей доход, непосредственно не связанный с производством товаров и услуг. В первую группу входят граждане, занятые в государственном секторе экономики, кооперативах, в частном секторе, которые в рассматриваемый период:
а) выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени);
б) выполняли иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан);
в) временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин.
Во вторую группу входят учащиеся с отрывом от производства, служащие Российской армии, граждане, выполняющие работу без оплаты на семейном предприятии.
К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
а) не имели работы (доходного занятия);
б) занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела;
в) были готовы приступить к работе.
При отнесении граждан к категории безработных должны присутствовать все три критерия, перечисленные выше.
К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению служб занятости или выполняющие оплачиваемые общественные работы, получаемые через службы занятости. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. То есть в число безработных включаются граждане, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными.
Таким образом, трудовые ресурсы представляют собой множество реально трудоспособных граждан, в том числе граждан старше и младше определенного возраста, фактически участвующих в общественном производстве (работающих за заработную плату или жалованье деньгами или натурой, работающих для прибыли или семейного дохода деньгами или натурой), а также лиц, потенциально способных к труду, но в данный момент находящихся в процессе поиска рабочего места, сферы приложения своего труда, обучающихся профессии, несущих срочную воинскую службу и др.
В последние годы российская статистика ведет учет численности экономически активного населения. В 2005 г. оно составляло 73,8 млн чел. (около 52 % численности населения России, в 2007 г. – 75,05 млн чел.), в том числе занятые в экономике – 70,8 млн чел., безработные – 4,2 млн чел.
Экономически неактивное население – это та часть населения, которая фактически не занята в общественном производстве, но потенциально способна к участию в трудовой деятельности, а именно:
1) среди населения в трудоспособном возрасте:
• учащиеся студенты, слушатели и курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях и не занятые никакой деятельностью, кроме учебы;
• лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т. п.;
• лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;
• лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода;
2) среди населения, не входящего в состав трудовых ресурсов:
• лица, получающие пенсии (по старости, на льготных условиях, по потере кормильца) и не занятые никакой деятельностью;
• инвалиды, получающие пенсии и незанятые в общественном производстве.
Анализ трудовых ресурсов осуществляется в направлениях оценки их количественных и качественных характеристик.
Количественной характеристикой трудовых ресурсов является их численность, определяемая суммированием количества населения по двум основным категориям:
1) трудоспособное население трудоспособного возраста, определяемое посредством вычитания из численности населения в трудоспособном возрасте неработающих инвалидов I и II групп, а также неработающих лиц, получивших пенсию на льготных условиях;
2) работающее население вне пределов трудоспособного возраста, которое определяется численностью работающих подростков (до 16 лет) и работающих пенсионеров.
Следовательно, численность трудовых ресурсов (ТР) страны в целом или отдельного региона может быть определена следующим образом:
ТР = Чтр – Чнераб + Чподр + Чраб. пенс
где Чтр – численность населения в трудоспособном возрасте;
Чнераб – численность неработающих лиц того же возраста, в соответствии с государственными правовыми положениями признанных нетрудоспособными (инвалиды I и II групп, лица льготных пенсионных возрастов);
Чподр – численность работающих подростков (до 16 лет);
Чраб. пенс – численность работающих лиц пенсионного возраста.
Рассмотрим порядок расчета численности трудовых ресурсов на условном примере.
Пример
Численность населения в трудоспособном возрасте (Чтр) составляет 80 млн чел., в том числе численность неработающих инвалидов I и II групп (Чнераб) – 1,5 млн чел.; работающие подростки (Чподр) – 0,1 млн чел.; работающие пенсионеры (Чраб. пенс) – 4,6 млн чел. Тогда численность трудовых ресурсов (ТР) составит4:
ТР = 80 – 1,5 + 0,1 + 4,6 = 83,2 (млн чел.).
Изменения численности трудовых ресурсов характеризуются рядом показателей:
• абсолютный прирост определяется как разность между численностью трудовых ресурсов на начало и конец рассматриваемого периода;
• темп роста рассматривается как отношение абсолютной величины численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в его начале.
Однако такой расчет дает только общее представление о текущем состоянии трудовых ресурсов, которые сами по себе являются динамичным образованием, численность которого зависит от множества факторов. Основными из них являются уровень рождаемости и уровень смертности5 населения, а также качество жизни и ее продолжительность. Превышение числа рождений над числом смертей обеспечивает прирост численности трудовых ресурсов в перспективе. Обратная тенденция указывает на будущие проблемы, связанные со снижением численности трудовых ресурсов.
С 1990-х годов в нашей стране наблюдается превышение смертности над рождаемостью, а также сокращение продолжительности жизни, особенно мужского населения. Это обстоятельство объясняется влиянием ряда неблагоприятных факторов социально-экономического характера: неудовлетворительные условия труда и быта, безработица и отсутствие стабильного заработка, неблагоприятная экология, низкое качество питания и т. д. Так, в 2007 г. рождаемость составила 16,1 млн чел., а смертность – 2,08 млн чел. Детская смертность у нас в 2–3 раза выше, чем в развитых странах. Продолжительность жизни населения России такова: женщины – 72,3 года, мужчины – 58,9 лет6.
Начиная с 2000 г. выраженный характер приобретает тенденция, характеризующаяся снижением рождаемости при одновременном росте смертности, что в перспективе приведет к существенному снижению численности населения нашей страны. Это означает, что в сфере занятости будет проявляться целый ряд проблем, обусловленных нехваткой рабочей силы. В первую очередь, складывающаяся ситуация будет оказывать влияние на снижение темпов роста экономики страны за счет дефицита трудовых ресурсов, сферу национальной безопасности, а также породит проблемы пенсионного обеспечения граждан, поскольку, возможно, количество пенсионеров будет превышать численность работающего населения и др. С другой стороны, сейчас происходит существенный рост численности трудоспособного населения, что объясняется высоким уровнем рождаемости в 70—80-е годы прошлого века.
По прогнозам ООН, к 2015 г. численность трудоспособного населения в России будет 81 млн чел., что на 7 млн чел. меньше, чем в 2000 г. (88,2 млн чел.), вместе с тем увеличится доля лиц старше 40 лет.
Снижение влияния данной тенденции может быть достигнуто за счет роста качества жизни, обеспечиваемого, в частности, в сфере здравоохранения и экологической безопасности, проведения продуманной демографической политики, а также развития профессиональных качеств рабочей силы через совершенствование системы профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации.
За последнее десятилетие произошло существенное уменьшение доли лиц моложе трудоспособного возраста, увеличение доли населения в трудоспособном возрасте, а также относительная стабилизация доли лиц старше трудоспособного возраста в составе трудовых ресурсов.