1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

Возникновение у работника дискомфортного психофизиологического состояния, связанного с трудовой деятельностью, влечет за собой возникновение различных опасностей, которые, в свою очередь, могут привести к профессиональным рискам.

Состояния – это реакция функциональных систем организма человека, направленная на получение полезного для организма результата (адаптация к условиям труда, в том числе изменившимся), для сохранения целостности и обеспечения жизнедеятельности организма.

Опасность – это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье человека в трудовой деятельности.

Количественную характеристику действия опасности, как вероятность повреждения (утраты) здоровья в процессе труда, принято называть профессиональным риском.

Профессиональный риск (ПР) – вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного персонала, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных случаях, установленных Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В 1994 г. Всемирная организация здравоохранения приняла Глобальную стратегию «Медицина труда для всех», в которой подчеркивается, что каждому должна быть предоставлена возможность активно участвовать в работе без риска для здоровья. Согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 51—2002, опасность – потенциальный источник возникновения ущерба; риск – сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба; ущерб – нанесение физического повреждения или вреда здоровью людей либо вреда имуществу или окружающей среде.

Управление ситуациями, когда работники могут подвергаться опасности, называют анализом профессионального риска; он включает информацию о риске, оценку риска, управление риском (работников, работодателей и др.).

Различают предварительную и окончательную оценку профессионального риска. Предварительная оценка профессионального риска – оценка условий труда при аттестации рабочих мест. Аттестация рабочих мест по условиям труда является первым этапом оценки профессионального риска. Далее для оценки риска следуют Руководству по оценке профессионального риска для здоровья работников (Руководство Р 2.2—2003, утвержденное Главным государственным санитарным врачом РФ 24 июня 2003 г.). Используют данные о профессиональной и общей заболеваемости, инвалидности, смертности и др.

Заключительный этап оценки профессионального риска – установление класса условий труда в соответствии с Руководством Р 2.2.755—99 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса», а также категории доказанности риска в соответствии с Руководством Р 2.2—2003. Мерой риска является класс условий труда, мерой доказанности риска – его категория: 1А (доказанный), 1Б (предполагаемый) или 2 (подозреваемый).

В целом управление профессиональными рисками в организации рассматривают как часть системы управления качеством на базе стандартов серии ИСО 9000. ГОСТ Р 12.0.006—2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» основан на Руководстве по управлению системами профессиональной безопасности и здоровья (МОТ, 2001).

Организация обязана регистрировать все несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания и другие происшествия. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» предусматривает разработку технических регламентов в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды.

Управление профессиональными рисками осуществляется организационно-техническими, лечебно-профилактическими, административно-правовыми и экономическими мерами. Предпочтительны организационно-технические меры по предупреждению, устранению или уменьшению опасности в источнике образования, по пути распространения и на рабочем месте.

Обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний – новый рычаг управления профессионального риска. В зависимости от класса профессионального риска страховые тарифы на обязательное социальное страхование составляют от 0,2 до 8,5 % начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходу) застрахованных; с учетом состояния безопасности труда страховщик устанавливает страхователю скидки и надбавки к страховому взносу.

В табл. 1 представлена классификация опасностей и виды рисков.

Следует отметить, что на современном этапе развития таких научных дисциплин, как управление персоналом, безопасность труда и психофизиология труда, существует неоднозначное толкование понятия профессиональных рисков.

С одной стороны, профессиональные риски определяются с точки зрения воздействия на работника психофизиологических факторов условий труда.

Однако и остальные группы факторов условий труда также оказывают влияние на работника, воздействуют на его психофизиологию и могут приводить к рискам.

Таблица 1

Классификация опасностей и виды рисков


Классификация опасности


вид опасности


характеристика


Физические опасности


Повышенная или пониженная температура в помещении, высокая влажность, скорость движения воздуха, уровень шума, вибрация, свет, яркость, пульсация, запыленность, загазованность, излучения


Химические опасности


Общетоксические, канцерогенные вещества, пар, газ, кислоты, щелочи, свинец, латунь, бронза, пластмасса


Биологические опасности


Микроорганизмы, бактерии, вирусы


Психофизиологические опасности


Физические перегрузки, нервно-психические перенапряжения


Виды рисков


вид риска


характеристика


Индивидуальный риск


Характеризует реализацию опасности определенного вида для конкретного человека


Коллективный риск


Измеряется через частоту несчастных случаев, травм, профессиональных заболеваний (более 2 чел.)


Приемлемый риск


Допускает определенный низкий уровень травмирования или заболевания, но не влияет на экономику


Мотивированный риск


Форс-мажорные обстоятельства, определяющиеся необходимостью оказания помощи пострадавшему и спасения имущества


Немотивированный риск


Нежелание руководствоваться требованиями безопасности труда


С другой стороны, профессиональные риски определяют с точки зрения негативного воздействия организационных, технических, гигиенических факторов условий труда на психофизиологию человека. При этом не учитывается, что негативные факторы могут не только напрямую влиять на психофизиологию человека, ухудшая его здоровье, но и косвенно, через изменение психофизиологического состояния, влиять на работоспособность, производительность труда и травматизм. В связи с чем можно предложить следующий подход к определению профессионального риска.

Профессиональный риск – это вероятность наступления неблагоприятного события вследствие негативного изменения психофизиологического состояния работника, наносящего вред жизни, здоровью не только самого работника, но и его потомства. Крупный масштаб требующих своего решения вопросов анализа профессиональных рисков обусловлен комплексом причин: сложной природой профессиональных рисков, значительным их многообразием, труднопредсказуемыми и длительными по времени последствиями. Так, специалисты Международной организации труда (МОТ) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выделяют более 150 классов профессиональных рисков и приблизительно 1000 их видов, которые представляют реальную опасность для 2000 различных профессий. При этом считается, что данная классификация является неполной и охватывает только отдельные аспекты безопасности и гигиены труда1.

Системообразующими элементами возникновения профессионального риска являются: социальная и технологическая обусловленность, степень свободы в выборе профессии и места работы (опасные профессии и вредные условия труда), наличие или отсутствие развитых специализированных институтов социальной защиты (обязательного социального страхования, национальных систем охраны и медицины труда, техники безопасности и т. д.).

Рискованный выбор профессии и места работы может быть связан с рядом обстоятельств: отсутствие средств и времени, возможностей для выбора других вариантов, сложившимися жизненными стереотипами. Поэтому при классификации профессиональных рисков следует выделять: добровольный и недобровольный выбор риска; ординарные (рутинные) и неординарные (уникальные) риски; предсказуемость, масштаб и время наступления риска; характер последствий.

В связи с чем можно предложить их следующую общую классификацию (табл. 2).

Таблица 2

Классификация профессиональных рисков


Признак


Психофизиологические риски


1. По источникам возникновения


Технические: из-за несовершенства оборудования, технологий, используемых материалов.

Организационные: вследствие нарушения регламентации, правил и предписаний по безопасности труда, слабого контроля технического состояния оборудования и т. д. Санитарно-гигиенические: вследствие нарушения санитарно-гигиенических норм на рабочем месте. Личностные: происходят из-за негативного влияния индивидуальных психофизиологических особенностей работника и его физических и психических состояний, несоответствия его навыков и профессиональных качеств требованиям, предъявляемым работой.

Связанные с особенностями выполняемой работы: умственные, физические, сенсорные нагрузки, эмоциональный окрас работы


2. По характеру воздействия на работника


Воздействующие на следующие системы организма работника:

• опорно-двигательную;

• пищеварительную;

• на дыхательную систему;

• репродуктивную;

• кровообращения и обмена веществ;

• нервную.

Воздействующие на следующие социально-психологические характеристики работника:

• развитие личности;

• коммуникативные качества;

• социальное поведение и позиция личности (активность, ответственность, склонность к сотрудничеству и т. п.);

• общепсихологические свойства (способ мышления, отношения к проблемам)


3. По последствиям


Приводящие к заболеванию:

• острому;

• хроническому.

Приводящие к производственной травме:

• легкой;

• тяжелой;

• смертельной.

Приводящие к снижению эффективности труда:

• снижение темпа работы;

• увеличение количества брака и т. п.


Согласно предложенной общей классификации, к конкретным примерам профессиональных рисков в работе менеджера по персоналу относятся следующие (табл. 3).

Таблица 3

Профессиональные риски менеджера по персоналу


Название риска


Влияние на работника


Технические риски


1. Воздействие излучений от компьютера


Вредные излучения от компьютера воздействуют на многие системы организма. В первую очередь подвержена негативному влиянию нервная система, что приводит к быстрой утомляемости, раздражительности, головным болям. Излучения ухудшают зрение, могут стать причиной катаракты. Также вследствие излучений происходят изменения в сердечно-сосудистой и эндокринной системах организма. Снижается иммунологическая активность организма. Таким образом, вызывая перечисленные заболеваниям, данный риск снижает эффективность труда


2. Шумы от компьютера и оргтехники


Воздействуют на слуховые органы, нервную систему, приводят к состоянию монотонии. Вследствие чего может изменяться социальное поведение работника, могут ухудшаться его коммуникативные качества, а также снижаться работоспособность


3. Неправильное освещение


Воздействует на органы зрения, нервную систему. Приводит к утомлению и монотонии. Вызывает заболевание органов зрения, что приводит к снижению эффективности труда


4. Сбои в работе техники


Приводят к потерям информации, отсутствию или усложнению доступа к ней. Поломка компьютера может полностью остановить работу менеджера. Это приводит к стрессу, умственному и психическому перенапряжению работника. Как следствие – резко повышается уровень конфликтности, меняется социальное поведение работника


Организационные риски


1. Несоблюдение правил техники безопасности


Несоответствие нормам работы, несоблюдение правил пожарной безопасности, отсутствие контроля над обеспечением безопасных условий труда. Все это может привести к несчастным случаям, производственным травмам, серьезным заболеваниям


2. Несоблюдение режимов труда и отдыха


Нерациональные перерывы, незапланированная работа, недостаток времени на сон и отдых приводят к переутомлению, снижению работоспособности и воздействуют как на физиологические системы организма, так и на социально-психологические характеристики работника


3. Неправильная организация рабочего места


Неправильная расстановка полок и оргтехники, ограниченное пространство, неудобная поза, лишние предметы на рабочем столе. Воздействует на опорно-двигательную систему, систему кровообращения, нервную систему. Приводит к гиподинамии, физическому переутомлению, психическому напряжению


4. Неправильное планирование времени


Нехватка времени на отдых и сон, «авралы», невыполнение работы в срок. Приводит к снижению эффективности, утомлению и переутомлению, эмоциональному перенапряжению, стрессам


5. Несоответствие прав и обязанностей


Необходимость выполнять работу, выходящую за рамки компетенций, ограниченность доступа к необходимой информации. Снижает эффективность работы, оказывает сильное влияние на эмоциональное состояние работника и его социальное поведение, может привести как к раздражительности/агрессии, так и к апатии/безразличию


6. Двойное подчинение (ошибки в оргструктуре)


Необходимость отвечать перед двумя руководителями, чьи требования часто идут вразрез друг другу, неизбежно приводит к стрессу, эмоциональному перенапряжению, а также снижает эффективность труда


Санитарно-гигиенические риски


1. Повышенная/пониженная температура воздуха в помещении


Приводит к снижению работоспособности. При повышенной температуре снижается внимание, возникает чувство сонливости. Пониженная температура воздуха приводит к повышенным затратам энергии организма, может привести к заболеваниям


2. Запыленность воздуха


Влияет на органы дыхания и может привести к заболеваниям


3. Использование материалов, не соответствующих нормам безопасности

Загрузка...