Тема 1. Природа, сущность, назначение и свойства систем

1.1. Понятие и признаки систем

В научной литературе содержится около 40 формулировок понятия «система». Л. Берталанфи под системой понимал совокупность (комплекс) элементов, вступающих во взаимодействие, а также выделил открытые и закрытые системы. Данное определение является не совсем точным, поскольку не во всякой системе существует взаимодействие между элементами (например, книжный каталог). А. Холл и Р. Фейджин определили систему как совокупность элементов, между которыми имеются не взаимодействие, а отношения между объектами и их атрибутами (свойствами). Однако и это определение не точно, поскольку в данном случае под системой понимается любое сочетание элементов.

Некоторые авторы утверждают, что к системам относятся, например, «неорганизованные совокупности» и примером может служить даже «любая куча камней, случайное скопление людей на улице»; исходя из данной логики, последствия стихийных бедствий также представляют собой систему. В действительности всё это называется хаосом, и бессмысленно говорить об определённой упорядоченности неорганизованных систем.

А. Акофф и Ф. Эмери выделили «целенаправленные» и «целеустремлённые» системы. Первые, по их мнению, ведут себя как запрограммированные роботы (в качестве примера приводятся холодильник, дома, самолёты и т.п.) – технические, сложные системы. Ко вторым, целеустремлённым системам они относят «людей и животных, университеты и больницы», так как они «изобретательны и динамичны, поскольку их цели и способы выбора цели меняются со временем». Налицо явное смешение естественных (человек и животные) и искусственных систем: например, какие цели выбирают дома или больницы?

В настоящее время определились два основных подхода к формулированию понятия «система»: 1) указание её целостности в качестве существенного признака всякой системы; 2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними.

В.А.Якунин обосновал несостоятельность второго подхода [17]. Несостоятельность заключается в том, что существует принципиальное отличие множества от системы: при формировании множества исходными являются элементы, а для системы генетически первичным является признак целостности. Для системы элементы заранее не задаются, они выбираются самим исследователем. Причём каждый объект допускает возможность различных его сечений в соответствии с определёнными критериями. Вместе с тем оба подхода имеют общий признак: идею взаимодействия множества частей, элементов и интеграцию их в целое.

Наиболее точное определение понятию «система» даёт Т.И.Шамова [16]: это целеустремлённая целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой.

Основные признаки объектов, которые можно отнести к системам [1]:

1) наличие составных элементов (компонентов, частей), из которых образуется система. Элемент – это минимальная единица, обладающая основными свойствами данной системы и имеющая предел делимости в её рамках. Минимально допустимое число элементов в системе – два;

2) наличие структуры, т.е. определённых связей и отношений между элементами. Связь – это такое взаимодействие, при котором изменение одного компонента системы приводит к изменению других компонентов. В свою очередь меняется и тот компонент, который вызвал это взаимодействие. Связи существуют между отдельными компонентами и между компонентом и всей системой в целом. Способ связи между элементами определяет структуру системы;

3) наличие интегративных качеств (системность), т.е. таких качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему. Интегративность – это результат, получаемый от взаимодействия элементов;

4) наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных её компонентов;

5) целеустремлённость системы. Каждая система создаётся для достижения определённой цели. В связи с этим функции её компонентов должны соответствовать цели и функции всей системы. Данное свойство является специфичным для биологических и особенно социальных систем.

6) наличие коммуникативных свойств, которые проявляются в двух формах: а) во взаимодействии с внешней средой (среда – это совокупность всех условий, которые окружают вещь, растение, животное, человека и непосредственно или косвенно воздействуют на них; различают идеологическую, политическую, экономико-производственную, социально-бытовую, культурную, природно-экологическую среду); б) во взаимодействии данной системы с суб- и суперсистемами, т.е. с системами более низкого или высокого порядка;

7) наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и её компонентах.

8) наличие управления. Этот признак, так же как и целеустремлённость, является специфическим для систем биологического и социального происхождения. Существует ряд других признаков.

Среди перечисленных признаков выделяются те, что определяют уровень целостности (качество) системы, который зависит от: а) целеустремлённости, т.е. связи всех элементов с целью; б) полноты набора компонентов; в) тесноты взаимосвязи и числа связей между элементами системы; г) полноты функционирования всех элементов системы.

1.2. Виды систем

По мнению В.П.Симонова [11] все системы делятся на суммативные (интегративные) и деятельностные. Суммативные системы – это упорядоченность чего-либо или определённая последовательность (структура). Данные системы не имеют единой структуры и определённого количества компонентов (например, систематический книжный каталог, автомобиль, компьютер, любое слово, получаемое вследствие упорядочения последовательности определённых знаков и т.п.). Деятельностные системы – это взаимодействие как минимум двух компонентов, приводящих к появлению нового качества. Все системы данного вида имеют абсолютно одинаковую структуру (цель – результат, субъект – объект (второй субъект), содержание и способы деятельности).

Суммативная (интегративная) система (структура) всегда первична и представляет собой составную часть всякой деятельностной системы. Следовательно, в основе любой деятельностной системы лежит определённая структура, а сложная суммативная система может состоять из целого ряда самостоятельных суммативных и деятельностных систем (например, система образования страны, учебные занятия как взаимодействие преподавателя и обучаемых, трудовой процесс как взаимодействие человека с каким-либо объектом или субъектом и т.п.).

По происхождению системы бывают естественными и искусственными. Естественные системы – это все элементы живой и неживой природы и в первую очередь сам человек. Все естественные системы объективны по сути и подчиняются объективным законам природы, которые нельзя нарушить без серьёзных последствий для существования и развития самой системы (никто не в состоянии нарушить, например, закон всемирного тяготения и т.п.). Искусственные системы субъективны и подчиняются законам, принципам и правилам, установленным (сформулированным) их создателями: действие всевозможных технических устройств, правила дорожного движения и т. п. Нередко их нарушают (игнорируют, не соблюдают) без каких-либо последствий для нарушителя.

Выделяются закрытые и открытые, абстрактные и конкретные, статичные и динамичные системы и др. В закрытых системах затруднён или отсутствует обмен веществ, энергией, информацией с другими системами или окружающей средой (например, работник, не повышающий свою квалификацию, тоталитарное государство и т.п.). В открытых системах свободен обмен веществ, энергией, информацией с другими системами или с окружающей средой (например, личность, учебные занятия, демократическое общество, управленческий процесс и т.п.).

К абстрактным относятся все знаковые системы (алфавит, цифры, пиктограммы, иероглифы и т.п.). Например, из анаграммы АДВО можно составить только слово ВОДА (это и есть суммативная абстрактная система). В конкретные системы входят хотя бы два элемента – объекты, например система образования страны, образовательный процесс, любое техническое устройство, расстановка в определённом порядке мебели в аудитории и т. п.

Для статичных систем характерна неизменность свойств в пространстве и времени (например, систематический книжный каталог, любое здание, сложенное из блоков или кирпичей, автомобиль или компьютер как совокупность определённых деталей, собранных в определённой последовательности и т.п.).

В динамичных системах постоянно изменяются свойства в пространстве и времени (учебные занятия, процесс управления как взаимодействие субъектов менеджмента и т.п.).

В системах без ведущего органа все её элементы выполняют сходную функцию (систематический книжный каталог, мебель в аудитории и т.п.).

Централизованные системы имеют орган управления (например, государство, система образования, учебное заведение, учебные занятия, любое учреждение или предприятие и т.п.).

К простым (моноструктурным, или однообразным) относятся все системы, состоящие из одинаковых элементов и выполняющие идентичную функцию (книжный каталог, расставленная в определённом порядке мебель и т.п.). К сложным (полиструктурным, многообразным) относятся все биологические, социальные и большинство технических систем (например, человек, система образования, автомобиль, телевизор, компьютер, мобильный телефон и т.п.).

Различают также биологические, социальные и технические системы. Биологические системы – это все животные, растения, человек.

Социальные системы – это всякое субъект-субъектное взаимодействие (учебное занятие, взаимодействие человека с человеком, руководителя с подчинённым и т.п.), а также и любое субъект-объектное отношение (человек – компьютер, человек – автомобиль, человек – книга и т.п.). Технические системы: все технические устройства (компьютер, автомобиль и т.п.; расстановка мебели в аудитории, систематический книжный каталог и т.п.).

Кроме того, в психологической и педагогической литературе появилось понятие «процессная система». По мнению В.С.Лазарева [7], процессная система – совокупность объектов: входа, процесса, выхода, ограничений и обратной связи.

Графически процессная система представлена на рис. 1.1.

«Вход» определяется совокупностью элементов, благодаря соединению которых протекает процесс и которые в этом процессе претерпевают изменения.

«Выходом» называется результат (продукт) процесса. «Выход» делится на основной и побочный.



«Процесс» определяется отношением между входом и выходом. В любой системе можно выделить три вида процессов: основной, обеспечивающие и управления. Основной процесс преобразует вход системы в основной выход. Обеспечивающие процессы преобразуют входы системы во входы основного процесса, или выходы основного процесса во входы последующих систем. Управление (обратная связь) обеспечивает соответствие между фактическим и желаемым выходом путём изменения входа.

Ограничение определяется совокупностью норм и правил, устанавливающих требования большей системы к выходу данной системы.

1.3. Законы существования и эволюции естественных и социальных систем

Закон зависимости развития и эффективности функционирования системы от степени её открытости (всякая закрытая система деградирует, стремится к самоликвидации). Например, если человек как биологическая система перестанет дышать, принимать пищу и воду, т.е. не станет обмениваться веществом и энергией с окружающей средой, то он быстро погибнет. Если же человек как личность не будет обмениваться информацией с окружающим миром, то он деградирует как личность.

Закон достижения цели системой как условие окончания её существования или перехода в иное качественное состояние означает, что после достижения системой цели, ради которой она была создана, эта система практически прекращает своё существование как самостоятельный феномен, разрушаясь или трансформируясь в другую («эквифинальность» – по Л. Берталанфи).

Завершаясь, учебное занятие перестаёт существовать как конкретная система, а преподаватели и обучаемые становятся элементами другой деятельностной системы, например, пешеходами (система взаимодействия человека с другими людьми и транспортом), покупателями (субъект-субъектное взаимодействие в системе «покупатель – продавец»), пассажирами (субъект-субъектное взаимодействие с другими людьми и субъект-объектное взаимодействие с транспортным средством в то же время) и т. п.

Закон отрицания революционного пути развития гласит, что всякая революция разрушает любую систему, однако это позволяет её отдельным компонентам (системам как её составным частям) перейти на новый этап своего эволюционного развития. Все социальные системы на Земле были разрушены в результате серьёзных революционных потрясений, что подтверждает действие в этих системах одних и тех же законов.

Например, образовательный процесс находится в состоянии перманентного эволюционного развития, а попытки подойти к нему с революционных позиций, как правило, трансформируют его в другую систему, а чаще всего разрушают. По этой причине призывы к революционным изменениям в системе есть не что иное, как посыл к её уничтожению.

Закон периодического эволюционного толчка выступает в качестве условия дальнейшего ускоренного развития всякой системы, бывшей частью более сложной, разрушенной ранее системы. Например, система образования в Беларуси (как суммативная и деятельностная одновременно) получила мощный стимул к самосовершенствованию и саморазвитию, несмотря на серьёзные социально-экономические трудности, возникшие в стране после 1991г.

В теории и практике менеджмента давно известно, что для эффективного функционирования всякую систему необходимо периодически встряхивать. Например, рыбоводы, разводящие карпов, обязательно запускают в пруд парочку щук. Карпы вынуждены из-за присутствия хищников много двигаться и быстрее набирать вес. В противном случае карп ленив и ведёт малоподвижный образ жизни, вследствие чего плохо и медленно растёт.

Человек как биологическая система также должен быть активным, более того – ему важно иногда испытывать небольшую вибрацию (прочищение кровеносных сосудов от застойных явлений). Даже простое чихание раз в сутки по сути своей есть не что иное, как определённый и нужный момент встряхивания, а фактически – очищение дыхательных путей (встряхивание системы органов дыхания человека как естественной биологической системы).

В учебном процессе как социальной деятельностной системе подобной встряской на занятиях обычно становится новизна, нестандартность учебного материала, показ его практической значимости и важности в деятельности человека вообще. Очень эффективно занятие, на котором обучаемые испытывают удивление и радость познания. Такой же встряской в социальных системах считается периодическое повышение квалификации работников.

Закон критической массы гласит, что управляющая подсистема должна быть на два порядка меньше управляемой. В противном случае орган управления начинает работать сам на себя, и управляемая подсистема становится практически неуправляемой или, в лучшем случае, формально и неэффективно управляемой, т.е. на каждую сотню работников должно приходиться менее десятка руководителей. Одним из подтверждений этого закона является, то, что мозг человека составляет примерно сороковую часть его массы, – более массивный орган управления просто не нужен.

Закон соотношения случайного и закономерного гласит, что всё случайное в системе низшего порядка представляет собой закономерное следствие события, случившегося в системе высшего порядка. Другими словами, всё, что мы воспринимаем как случайное, есть закономерное воздействие события, произошедшего в другой системе. Например, периодическая невыплата заработной платы на государственных предприятиях (на первый взгляд, «случайность»), является закономерным следствием событий, произошедших в системе органов управления отраслями экономики. В образовательном процессе также не бывает ничего случайного, а всё развивается как следствие причин, порождённых деятельностью преподавателя, обучаемых, их родителей и органов управления в целом. Другой пример: все «случайные» природное катаклизмы (цунами, землетрясения, наводнения и т.п.) представляют собой закономерное следствие событий, происходящих в системе более высокого порядка – на земном шаре или даже в Солнечной системе.

Таким образом, закономерен несложный вывод, что в принципе ничего случайного в мире не бывает – причина всякого «случайного» события лежит, как правило, в системе высшего порядка.

Закон доминирования асимметрии в системе как условие её стабильности, выживания и эволюции в целом. Асимметрия наблюдается уже на атомном и молекулярном уровнях. Так, наличие асимметричного атома в органическом соединении обусловливает его оптическую активность, а симметрия свойств кристалла обусловлена симметрией его строения, что в XIX в. доказал Луи Пастер, чьи работы по оптической асимметрии молекул легли в основу науки стереохимии.

Природные белки содержат только «левые» аминокислоты, а нуклеотиды – только «правые» сахара. Неживой природе присуще равновесие «левых» и «правых» изомеров (полная симметрия). Учитывая асимметрию молекул, Л. Пастер противопоставил живой и неживой мир: в живых организмах преобладают только одни изомеры и отсутствуют другие (асимметрия), в неживой природе разные изомеры представлены в равных соотношениях (симметрия). Не видя в земных условиях причин, способных вызвать асимметрию у первичных форм жизни, Л. Пастер справедливо связал их происхождение с Космосом, где широко распространены асимметричные процессы и формы.

Биологи, например, установили, что в неблагоприятных экологических условиях количество листьев левой ориентации у дерева резко возрастает, что говорит о том, что выживание данной биологической системы обусловлено доминированием асимметрии в её структуре. Исследование, проведённое в Московской области, показало, что положительная асимметрия оказалась характерной для лесопарковой зоны, отрицательная асимметрия – для посадок вдоль городских улиц, а симметрия – для посадок вдоль шоссе (экосистема деградирует). Эти данные можно использовать в качестве своеобразного маркера или критерия состояния природной среды. На этой основе можно также и более достоверно рассматривать проблему адаптации биосистем.

Основные парадоксы асимметричного мира. Самый главный парадокс проявляется уже при создании всякой биологической системы. Сформулированные в 1866 г. Г. Менделем законы наследственности действительно соблюдаются независимо от воли человека, поскольку они относятся к объективным законам естественных систем, но имеют небольшое «отклонение». Дело в том, что, исходя из простейших расчётов, можно предположить, что две женские XX и две мужские ХУ хромосомы должны при слиянии обеспечивать рождение 50% мальчиков и 50% девочек. Однако демографы давно подметили, что во все времена, у всех народов на 500 родившихся девочек рождается 540 мальчиков (или, по другим данным, – 100 на 108) – отрицательная асимметрия. Таким образом, очевидна явная асимметрия, но что интересно, примерно к двадцатипятилетнему возрасту соотношение полов становится асимметричным в другую сторону, т.е. число женщин возрастает по отношению к числу мужчин (положительная асимметрия).

Исключение составляет сегодня Китай, где путём искусственного вмешательства в естественную систему добились ограничения рождаемости и увеличения большого числа, родившихся мальчиков, что привело к существенным перекосам. Теперь в Китае наблюдается нехватка женского пола добрачного возраста. Можно уверенно сказать, что Китай в этом плане ожидают большие демографические и социальные неприятности в целом. Кстати, если большинство общества составляют мужчины, то в нём усиливается агрессивность, что чревато серьёзными последствиями.

В теле человека как биологической системе доминируют левовращающиеся молекулы, а биохимикам давно известно, что лево- и правовращение молекул в веществе обусловливает различные его свойства. Следует отметить, что, несмотря на кажущуюся внешнюю симметрию, тело человека в действительности асимметрично как по строению, так и по функциям. Правое и левое полушария головного мозга функционально различны и не тождественны между собой, правые рука и нога имеют отличия от левых, как по размерам, так и по функциям (праворукость, леворукость, толчковая нога и т.п.). Таким образом, можно утверждать, что мы живем в мире, где властвует асимметрия, начиная с атомномолекулярного строения вещества и функций и кончая асимметрией Вселенной.

Наличие полов также доказывает действие этого закона. При однополом видовом состоянии всякая биологическая система просто несостоятельна, поэтому пропаганда нетрадиционных сексуальных взаимоотношений во многих СМИ в последнее время подталкивает к нарушению данного закона, что в итоге, наряду с другими неблагоприятными факторами, может привести человечество к вымиранию. Всё это ещё более усугубляет положение с рождаемостью и обусловливает преобладание смерти над рождением, т.е. приводит к падению прироста населения, а фактически к его вымиранию. Человечество просто погибнет, если станет в массовом количестве создавать однополые пары, поскольку это – симметрия, т.е. признак деградации системы с её последующей гибелью.

Закон доминирования асимметрии, явно лежащий на поверхности и наблюдаемый всеми, до сих пор большинством людей не осознается, хотя интуитивно многие из них стараются действовать в соответствии с ним (что практически заметно во всех отраслях человеческой деятельности). Например, мы традиционно на все торжества приносим нечётное количество цветов, а на похороны – чётное.

Природа асимметрична, поскольку не существует ни одного полностью симметричного растения или биологического объекта.

Рассмотрим понятие «равновесие» применительно к биологическим и социальным системам. Как известно, в физике рассматриваются три вида равновесия: безразличное, т. е. L=D (например, лежащий на горизонтальной поверхности шарик: в нашем случае – полная симметрия), устойчивое, т. е. L> D (шарик, лежащий в нижней точке вогнутой поверхности: положительная асимметрия) и неустойчивое, т. е. L

Конечной целью жизнедеятельности всякой биологической системы служит стремление к безразличному равновесию (эффект маятника – затухание колебаний и полная остановка при отсутствии поступления энергии извне), что и предопределяет её жизнедеятельность, т.е. движение. Следовательно, можно сделать вывод о том, что жизнь есть движение от асимметрии к симметрии, а достижение полной симметрии означает прекращение существования данной системы (остановка маятника). Разность потенциалов, разный уровень воды перед плотиной и за нею, отличие температуры человеческого тела от температуры окружающей среды, отклонение маятника из положения равновесия и т. п. – вот что приводит к движению, к развитию, т.е. к жизни. И наоборот, равенство потенциалов, уровня воды и т. п. приводят к застою и, в конечном счёте, к прекращению жизни.

Можно предположить, что закон доминирования асимметрии в системе является всеобъемлющим, фундаментальным и предопределяющим развитие всех систем как на Земле, так и вне её пределов.

В связи со всем вышесказанным можно сформулировать ряд гипотез, базирующихся на данном объективном всеобщем законе доминирования асимметрии в системе. Во-первых, человек как биологическая система, обладающая явно выраженной асимметрией, способен существовать и существует только в условиях сохранения этих и других признаков асимметрии. Биофизики и химики знают о наличии левовращения и правовращения молекул, поэтому можно предположить, что всякое медицинское обследование и лечение должно опираться на диагностику и исправление нарушения асимметрии в том или ином органе или осуществляемом им процессе в организме человека. Кстати, американцы пытались избавить человечество от такого «ненужного асимметричного отростка», каким, по их мнению, является аппендикс, и стали вырезать их у шестимесячных младенцев. В итоге все прооперированные не дожили до 20 лет.

Во-вторых, человечеству предстоит осмыслить, какие изменения могут принести действия, нарушающие естественную асимметрию земного дома, и только тогда оно, очевидно, научится прогнозировать последствия естественных процессов, происходящих на Земле, поскольку никому не позволено безнаказанно нарушать существующее динамичное асимметричное равновесие. Земной «шар», как известно, имеет очень много признаков асимметрии (континенты, океаны, моря, реки, горы и т.п.). Следовательно, всякое искусственное вмешательство в эту естественную систему (строительство плотин и водохранилищ, а особенно поворот рек) приведёт к нарушению существующего динамичного асимметричного равновесия, и его законы людям ещё предстоит понять и не нарушать во имя жизни на Земле.

В-третьих, всякое вмешательство в асимметрию биологической системы пагубно для неё. Асимметрия человеческого лица, например, служит признаком не только долголетия, но и ума, поскольку симметрия или приближение к ней – это условие, ускоряющее прекращение существования данной системы как самостоятельной единицы (как целого, со всеми вытекающими отсюда последствиями). К тому же, как отмечают скульпторы, снимавшие посмертные маски, лицо умершего приобретает черты практически полной симметрии.

1.4. Педагогическая система

Педагогическая система – это один из видов социальных систем. Под педагогической системой понимается «социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и её духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности».

По своим характеристикам педагогические системы являются:

– реальными (по происхождению),

– социальными (по субстанциональному признаку),

– сложными (по уровню сложности),

– открытыми (по характеру взаимодействия с внешней средой) – между ними и окружающей действительностью происходят информационные процессы),

– динамическими (по признаку изменчивости) – постоянно изменяются),

– вероятностными (по способу детерминации),

– целеустремлёнными (по наличию целей),

– самоуправляемыми (по признаку управляемости).

При условии целеустремлённости и динамичности они ещё обладают развивающимися свойствами.

Образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система. В нём можно выделить большое разнообразие образовательных систем. Так, целостный педагогический (образовательный) процесс представляет собой образовательную систему. Процесс обучения, являясь подсистемой целостного образовательного процесса, также рассматривается как образовательная система. Учебное занятие – подсистема процесса обучения и в свою очередь представляет собой сложную образовательную систему.

Структура педагогической системы:

объекты (субъекты) – части или компоненты. Например, на занятиях можно выделить как субъект-субъектное (преподаватель – обучаемые), так и субъект-объектное (обучающийся – учебник, обучающийся – его тетрадь, обучающийся – компьютер и т.п.) взаимодействия;

– атрибуты – это свойства составляющих систему объектов. Так, например, преподаватель как субъект деятельности должен обладать одними качествами, а обучающиеся – другими, руководитель и подчинённые – так же и т.п.;

– отношения, или взаимодействие. Если преподаватель «взаимодействует» только с классной доской и не обращает внимания на обучающихся, то ни о какой деятельностной системе – основе учебных занятий – говорить не приходится;

– наличие прямой и обратной связи);

– уровни иерархии. Верхний уровень иерархии всегда занимает ведущая подсистема (центральный, управляющий орган), в учреждении ведущая роль принадлежит руководителю как субъекту управления деятельностью подчинённых.

Каждая система в силу своей специфики характеризуется целым рядом понятий. К специфическим понятиям педагогической системы относятся понятия обучаемость и обученность, воспитание и воспитанность. Обучаемость – это способность личности реализовывать и развивать свои задатки в ходе целенаправленной деятельности в организованном учебно-воспитательном процессе, а также в процессе общения с другими людьми. Практика показывает, что человека в принципе ничему научить нельзя, если он сам не захочет. Обученностьэто совокупность знаний (уровень знакомства, запоминания и понимания), а также умений и навыков (репродуктивных и творческих), усвоенных данной личностью.

В широком смысле воспитание представляет собой передачу опыта предыдущего поколения последующему, в узком – это процесс управления развитием личности.

1.5. Образовательное учреждение как педагогическая система

Образовательное учреждение как педагогическая система представлено совокупностью системообразующих факторов, условий функционирования (социально-педагогических и временных условий функционирования педагогической системы), структурных и функциональных компонентов.

Системообразующие факторы педагогической системы [12]:

цель совместной деятельности педагогов и учащихся. Цель образовательного учреждения обеспечение высокого качества образования на основе целевых программ обучения, привлечения высококвалифицированных преподавателей, применения инновационных технологий обучения и современного оборудования в соответствии с образовательными стандартами, а также с учётом индивидуальных запросов учащихся. Общая цель детализируется в частных целях, сформулированных по отдельным направлениям учебно-воспитательной работы. Одним из признаков эффективного управления является умение руководителей школы, учителей, органов ученического самоуправления намечать частные цели и на каждом значительном временном этапе соотносить их с общей целью, регулируя и корригируя оптимальное достижение намеченных результатов.

результаты, определяются совокупностью критериев, обеспечивающих определение уровня воспитанности и обученности, как отдельных учащихся, так и ученических коллективов в целом. Наличие обоснованной системы критериев позволяет соотнести принятую цель деятельности с её фактическим состоянием, определить пути конкретной коррекции деятельности преподавателей, отдельных звеньев учебного заведения, участвующих в педагогическом процессе на разных временных этапах.

Под социально-педагогическими условиями функционирования педагогической системы понимаются устойчивые обстоятельства, определяющие её состояние и развитие. В управлении образовательным учреждением принято выделять общие и специфические условия. К общим условиям относятся социальные, экономические, культурные, национальные, географические условия. К специфическим особенности социально-демографического состава учащихся; местонахождение учебного заведения (городская или сельская местность); материальные возможности учреждения; воспитательные возможности окружающей среды. Существенным показателем эффективности педагогического процесса является характер морально-психологической атмосферы в педагогическом и ученическом коллективах, уровень педагогизации родителей учащихся.

Демография – наука, изучающая население по полу, возрасту, занятиям и его движение (рождаемость, бракосочетания, смертность, миграция).

Временная характеристика педагогической системы складывается из взаимосвязанных периодов, обусловленных особенностями возрастного, индивидуально-психологического развития учащихся.

Системообразующие факторы, социально-педагогические и временные условия определяют особенности взаимодействия структурных и функциональных компонентов.

Структурные компоненты педагогической системы. Решающая роль в любой социальной системе принадлежит индивидуальному или коллективному субъекту управления. Одним из основных определяющих структурных компонентов педагогической системы образовательного учреждения является деятельность педагогического коллектива и его руководителей или управляющей системы. Анализ практики и специальных исследований показывает, что коллектив педагогов может эффективно осуществлять достижение целей не только при условии расширения их функций, но и при их обоснованной дифференциации и координации. Так возникает проблема уровней управляющей системы. Например, структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления.

Первый уровень – директор школы, назначаемый государственным органом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.

Второй уровень – заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, старшие вожатые, помощник директора школы по административно-хозяйственной части, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.

Третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.

Четвёртый уровень – учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчёркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками. Ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития.

Из приведённой иерархической схемы взаимодействия видно, что каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.

Основное место в управляемой системе принадлежит ученическому коллективу, в котором также можно выделить два уровня управления по вертикали: общешкольный коллектив и классные коллективы. По горизонтали управляемая система представлена ученическими общественными организациями, спортивными секциями, творческими объединениями, кружками, бригадами и т. д. Управляемая система отражает единство и многообразие видов деятельности (учебной, исследовательской, спортивной, художественно-эстетической, общественно полезной), в которых участвуют школьники.

Содержание как структурный компонент целостного педагогического процесса определяется целями, стоящими перед общеобразовательным учреждением – гимназией, лицеем, колледжем, школой с классами углубленного изучения или общеобразовательной школой. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов в отношении изменения содержания учебно-воспитательного процесса регулируется на основе государственных образовательных стандартов, а также Уставом образовательного учреждения.

Характерные для современного общества процессы гуманизации и гуманитаризации, индивидуализации и дифференциации, усиления культурологической направленности образования процесса определяют особенности использования форм и методов обучения и воспитания детей и подростков. Наряду с формами коллективной и групповой работы серьёзное внимание уделяется формам индивидуальной работы. Многообразие форм организации целостного педагогического процесса отражает многообразие видов совместной деятельности учителей и учащихся: учебной, исследовательской, общественно полезной, эстетической, спортивной и др.

Рассматривая педагогическую деятельность как процесс решения задач, необходимо отчётливо представлять способы воздействия управляющей системы на управляемую, т.е. методы. Их эффективность, как это было показано ранее, зависит от того, насколько они соответствуют конкретной педагогической ситуации, сложившимся отношениям между педагогами и учащимися, каковы возможные пути их оптимального сочетания.

Методы организации целостного педагогического процесса должны отражать организационное, функциональное и информационное единство системы. Поэтому наряду с методами убеждения, упражнения, контроля и самоконтроля, стимулирования и самовоспитания учитель должен владеть методами сбора и обработки информации, проведения диагностики индивидуального развития, коррекции и др.

Указанные компоненты не существуют сами по себе, они вплетены в деятельность учителя и образуют при этом функциональные компоненты педагогической системы. В основе функциональных компонентов лежат и устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагога. Функциональные компоненты: педагогический анализ, целеполагание и планирование, организация, контроль, регулирование и корригирование – отражают педагогический процесс в движении, изменении, определяя логику его развития и совершенствования.

Загрузка...