Аристотель (Aristoteles; 384 г. до н.э.– 322 г. до н.э.) Стагирский, родился в Стагире, греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до нашей эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля.
Аристотель (384 г. до н. э. – 322 г. до н.э.)
Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра.
В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен (впоследствии Аристотель тепло отзывался о нём, а когда Проксен умер, усыновил его сына Никанора). Аристотель наследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством Проксена. Книги тогда были очень дороги, но Проксен покупал ему даже самые редкие. Таким образом, Аристотель в юности пристрастился к чтению. Под руководством своего опекуна Аристотель изучал растения и животных, что в будущем развилось в отдельную работу «О возникновении животных».
Юношеские годы Аристотеля пришлись на время начала расцвета Македонии. Аристотель получил греческое образование и был носителем этого языка, он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же время он был подданным македонского правителя. Это противоречие сыграет определённую роль в его судьбе.
Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом [2].
В философии сначала разрабатывается проблематика качества, являющегося одной из основных философских категорий. Аристотель первым проанализировал категорию качества. Вообще в своих трудах «Категории» Аристотель выделял десять категорий:
1 сущность – основа всех остальных свойств;
2 качество;
3 количество;
4 отношение;
5 место;
6 время;
7 положение;
8 обладание;
9 действие;
10 страдание.
Аристотель считал, что качеством именуется, прежде всего то, «благодаря чему предметы называются такими–то».
В своих трудах Аристотель выделяет четыре вида качеств: устойчивые, преходящие, претерпеваемые качества, очертания. Под первым и вторым видами качества Аристотель подразумевает устойчивые и преходящие свойства, причем преходящими он называет свойства, которые легко поддаются колебаниям и быстро изменяются, каковы, например, тепло и холод, болезнь и здоровье. Третьим видом качеств – претерпеваемыми качествами – для Аристотеля являются: сладость, горечь, смуглость, белизна, чернота. К четвертому виду качеств Аристотель относит «очертания и имеющийся у каждой (вещи) внешний облик и, кроме того, прямизна и кривизна и тому подобное. По таким качествам вещь называют такой, потому что она именно такой формы (очертания), например, треугольник называется так, потому что его качества характеризуются наличием трех углов и т.д. Согласно воззрениям Аристотеля, качества, как правило, называются «производными именами или именами, образованными от них как–то иначе; так от бледности – бледным, от умения читать и писать – умеющим читать и писать, от справедливости – справедливым. Еще одной характеристикой качества для Аристотеля становится характеристика большей или меньшей степени: «говорят, что оно более бело или менее бело, чем другое, и об одном справедливом, что оно более справедливо или менее справедливо, чем другое. Да и самому качественно определенному доступно приращение, ибо нечто, будучи белым, может стать ещё более белым; однако не всегда так, а лишь большей частью».
Качество по Аристотелю не существует отдельно. Эта категория тесно взаимосвязана с такими категориями как «количество» и «отношение». В системе, разработанной Аристотелем, они образуют «подсистему» с ясно определяемым логическим порядком. Так, «количество» предшествует «качеству»: в предмете и качество его формы, и качество цвета, и другие качественные определенности предполагают некоторую количественную характеристику, относящуюся к протяженности. В свою очередь, категории «количества» и «качества» предшествуют категории «отношения»: всякое отношение предполагает», по Аристотелю, определенные количества (или качества) одних предметов, сравниваемые с количеством (или качеством) других. Разрабатывая учение о качестве, Аристотель одновременно разрабатывает классификацию различных видов качеств. Согласно теории Аристотеля, условием всякой деятельности и всего действительного считается возможность этой деятельности, или способность к ней. Если способность применяется в определенном направлении, то она переходит в свойство. Так, упражнение способности к познанию порождает знание.
Упражнение нравственной способности – добродетель. Особый частный случай свойства – состояние. И свойство, и состояние – виды качества, возникновению которых предшествует данная от природы, еще не составляющая качества физическая возможность. Еще один вид качества – «страдательные свойства». По сути, это тоже свойства, и они также приобретаются посредством упражнения. Но в «свойствах» главное – способность деятельности; напротив, в «страдательных» свойствах главное – способность восприимчивости. Первые активны, вторые – пассивны. Далее Аристотель рассматривает – «форму» как очередной вид качества. Характеристика «формы» как вида качества – важная характеристика качественной определенности. Как особенность качественной определенности Аристотель отмечает, что в отношении нее «бывает и противоположность: так, справедливость есть противоположное несправедливости, белый цвет – черному, и все остальное подобным же образом». Однако наличие противоположного имеет место не во всех случаях качественных определенностей: так, огненно–красное – качественное определение, но оно не имеет противоположного себе. Другая важная особенность качественных определений в том, что им присуще быть одновременно и отношениями. Одно белое называется в большей и в меньшей степени белым, чем другое, и одно справедливое – более и менее справедливым, чем другое. Да и само качество относительно в своей определенности: будучи белым, предмет имеет возможность стать еще более белым. Впрочем, эту особенность Аристотель считает применимой не ко всем, а только к значительному большинству качественных определений [3].
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel; 27 августа 1770 – 14 ноября 1831) родился в Штутгарте (Берлин) в семье финансового чиновника, пропагандирующего здоровый образ жизни. В семь лет он поступил в штутгартскую гимназию, где проявил способности к древним языкам и истории. В 1788 году после окончания гимназии он поступил в Тюбингенский теологический институт. Здесь он подружился с Ф. Й. Шеллингом и поэтом Ф. Гельдерлином. В студенчестве Гегель восхищался Французской революцией (впоследствии он изменил свое мнение о ней). По преданию, в эти годы он даже посадил вместе с Шеллингом «дерево свободы». В 1793 году Гегель получает степень магистра философии. В том же году он завершает образование в институте, после чего работает домашним учителем в Берне и Франкфурте. В этот период он создает так называемые «теологические работы», опубликованные лишь в 20 веке – «Народная религия и христианство», «Жизнь Иисуса», «Позитивность христианской религии».