Введение

Эффективность предприятий и организаций – одна из наиболее обсуждаемых на сегодняшний день проблем в менеджменте, социологии труда, социальной и организационной психологии и т. д. В связи с этим особое значение имеет управление человеческими ресурсами как важнейший инструмент организации, без которого невозможно ни повышение качества функционирования предприятия, ни внедрение инноваций, ни технологическое развитие.

Специалисты ищут новые подходы и методы управления персоналом, стремясь создать инструменты для роста успешности работы сотрудников и компании в целом. Важным направлением в этой сфере является управление производственными группами и командами (отделами, бригадами, сменами и т. п.), предполагающее рассмотрение малых групп не только в качестве структурных элементов организации, но и как важнейших субъектов профессиональной деятельности. С этой точки зрения эффективность организации напрямую зависит от эффективности каждого первичного структурного подразделения, занятого выполнением той или иной целевой функции.

Руководители предприятий ежедневно сталкиваются с задачей организации работы сотрудников в малых группах. Уже на этапе планирования и набора персонала необходимо рассчитывать оптимальный количественный и качественный состав штата, распределяя при этом производственные и административные задачи и полномочия между подразделениями таким образом, чтобы получить максимальный результат при минимизации затрат. В процессе деятельности важно поддерживать и развивать внутригрупповые и межгрупповые взаимосвязи, обеспечивающие необходимый обмен информацией и ресурсами для выполнения основной деятельности организации, что требует постоянного внимания со стороны менеджмента. Надо также учитывать и, при необходимости, корректировать социально-психологические и структурно-количественные характеристики групп, особенности взаимоотношений работников, процесс адаптации новичков и лояльность работников к организации. Наконец, развитие организации – расширение сферы деятельности, модернизация технологий, внедрение новых стандартов и т. п. – невозможно без специального сопровождения сотрудников и зачастую предполагает трансформацию организационной структуры компании. В связи с этим специалистам по работе с персоналом, а также менеджерам всех уровней необходимы практические методики и рекомендации по управлению эффективностью производственных групп и команд, являющихся основными субъектами деятельности в организациях.

Эффективность групповой работы является предметом многочисленных исследований в экономике, психологии, социологии и других отраслях гуманитарного знания. В настоящее время все более востребованным становится развитие междисциплинарного подхода к изучению этой сложной проблемы. Разрабатываются модели групповой эффективности, выделяются ее объективные и субъективные показатели, анализируются факторы, оказывающие позитивное и негативное влияние на эффективность групп и команд в организации, совершенствуются методы ее повышения. В то же время изменение социально-экономических условий и развитие новых технологий требуют постоянной модернизации подходов к управлению человеческими ресурсами и групповой работой. В частности, во многих зарубежных крупных и средних компаниях популярной стала организация деятельности групп в виде команд, что, кстати, в советский период нашей страны широко было распространено в форме бригадной организации труда. В зависимости от содержания и организации совместной деятельности выделяют различные виды команд: самоуправляемые рабочие группы, кросс-функциональные группы, виртуальные команды и др. Каждая из них имеет определенные преимущества и ограничения и требует специально организованной работы по управлению ими.

Исследование групповой эффективности как сложного феномена включает в себя несколько направлений. Во-первых, конкретизируется содержание понятия «эффективность», уточняются критерии и показатели эффективности группы. В этом отношении важна концептуальная платформа понимания групповой эффективности, поскольку на ее основе создаются алгоритмы и приемы оценки и оптимизации работы первичных структурных подразделений и организации в целом. От того, какие именно показатели выбраны руководством организации для оценки эффективности, будут во многом зависеть результаты деятельности и стимулирование ее сотрудников. Во-вторых, специалистами создаются различные модели групповой эффективности. Такие модели позволяют структурировать представления о компонентах и факторах эффективности, помогают установить причинно-следственные связи и дают основу для разработки стратегий и методов управления деятельностью групп и команд в организациях различного профиля. В-третьих, изучается действие различных характеристик групп и их членов, внешних условий деятельности на те или иные показатели эффективности. Выявление тенденций такого влияния позволяет более действенно управлять эффективностью команд посредством варьирования социально-психологическими, социально-экономическими, структурно-организационными, социокультурными и другими переменными. Так как многие факторы влияют на эффективность групп не только по отдельности, но и во взаимодействии друг с другом, создавая сложную картину детерминации, то следует использовать комплексный подход к управлению ими, т. е. одновременно контролировать и изменять несколько взаимосвязанных переменных. Кроме того, необходимо разрабатывать специальные программы оптимизации и развития групповой, в том числе командной работы.

Целью данного учебного пособия является изложение современных научных представлений о групповой эффективности, ее основных факторах и способах ее повышения. В соответствии с принципом модульного структурирования образовательных программ пособие включает в себя два раздела, содержательно соответствующих тематическим модулям «Понятие группы и ее эффективности» и «Условия и факторы групповой эффективности».

В первом разделе рассматриваются основные характеристики групп и команд, их функции и типология, специфика командной формы организации труда, раскрывается сущность феномена эффективности малой группы, описываются подходы и технологии управления эффективностью команд на предприятиях, приводятся примеры их практической реализации в разных отраслях производства и сервиса. Второй раздел посвящен описанию детерминант производственно-экономической и социально-психологической эффективности группы, таких как внешние условия, социально-психологические и структурно-количественные характеристики группы, определенные формы активности ее членов. Обозначены как достаточно очевидные и прямые, так и сложные формы влияния тех или иных факторов на разные виды эффективности группы. Освещение факторов групповой эффективности сопровождается указанием возможных направлений, методов, приемов управления ими с целью повышения групповой эффективности. Оба раздела снабжены материалами, необходимыми для диагностико-квалиметрического обеспечения учебного процесса: проектными заданиями и тестами для самопроверки, а также списком литературы, рекомендованной для самостоятельной подготовки обучающихся.

Учебное пособие может использоваться в рамках основного и дополнительного профессионального образования по дисциплинам «Организационная психология», «Управление персоналом», «Психология малых групп», «Эффективность малых групп в организации», «Методы оценки и повышения эффективности малых групп в организации» и др. Книга может представлять интерес для руководителей, менеджеров и специалистов по развитию персонала в организациях и на предприятиях разного профиля деятельности.

Загрузка...