М. И. Пискотин. Советское бюджетное право. М., 1968.
Бюджетный Кодекс РФ. ФЗ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
Можно отметить, что «казначейство» часто переводится на английский как treasury (сокровищница).
См. например: Штурм Р. Бюджет. СПб., 1907. С. 3.
World Wide Words: Investigating the English Language across the Globe [Электронный ресурс]: http://www.worldwidewords.org/topicalwords/twbud1.htm
См.: Гинзбург Ю. В., Комягин Д. Л. Эволюция понятий о бюджете // Финансовый вестник. 2014.№ 5. С. 9.
См.: Озеров И. Х. Финансовое право: курс лекций, читанный в Московском университете. М., 1905. С. 4. По другой версии в кожаной сумке в английский парламент приносились акты, касающиеся государственной росписи (см.: Лебедев В. А. Финансовое право: учеб. / науч. ред. и автор вступ. ст. А. Н. Козырин; сост., автор статей и коммент. А. А. Ялбулганов. М., 2000. С. 170. (Серия «Золотые страницы финансового права России». Т. 2.)
В текстах правовых актов термин «бюджет» стал активно употребляться в советской России. Так, в принятой Конституции РСФСР существовал отдельный раздел «Бюджетное право» (Конституция РСФСР 1918 года // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582).
См., например: Соловьев К. А. Бюджетное право в период думской монархии // Вопросы истории. 2009. № 6. С. 27.
Высочайше утвержденные «Правила о порядке рассмотрения Государственной Росписи доходов и расходов, а равно о производстве из казны расходов, росписью не предусмотренных» от 8 марта 1906 г. // ПСЗ-III. Т. 26. № 26505.
Сперанский М. М. План финансов // У истоков финансового права/ науч. ред. и автор вступ. ст. А. Н. Козырин; сост., автор статей и коммент. А. А. Ялбулганов. М., 1998. С. 92. (Серия «Золотые страницы финансового права России». Т. 1.)
Лебедев В. А. Финансовое право: учеб. С. 125.
Мильгаузен Ф. Б. Финансовое право (извлечения) // Реформы и право. 2011. № 1. С. 55.
См.: Там же. С. 62.
Ни в правотворческой практике, ни в научных исследованиях XIX – начала XX в. не использовались термины «бюджетный процесс», «стадии бюджетного процесса».
Лебедев В. А. Финансовое право: учеб. С. 171–172.
См.: Степанова В. В. Политическая борьба в Пруссии в 60-е годы XIX века: значение и последствия для германской истории. М., 1999. Похожие ситуации складывались и в иных странах, например во Франции: Алексеев А. А. Бюджетное право Французского парламента. Пг., 1915.
Подробный разбор взглядов немецких ученых на парламентский кризис 1862–1864 гг. в Пруссии см. также: Алексеев А. А. Бюджетное право народного представительства в Пруссии и Германии. Пг., 1917.
См.: Фокина В. Ю. Эволюция бюджетного права России // История государства и права. 2007. № 14. С. 14;Чибинев В. М., Черепов К. А. Становление бюджетных правоотношений в финансовой системе России в XVII–XIX веках // История государства и права. 2008. № 6. С. 16.
См.: Козырин А. Н. Вступ. ст.// У истоков финансового права. С. 10.
См.: Годме П. М. Финансовое право /пер. с франц. М.: Прогресс, 1978. С. 18.
См.: Пискотин М. И. Советское бюджетное право. М., 1971. С. 16.
ВВС РСФСР. 1991. № 46. Ст. 1543.
ВВС СССР. 1959. № 44. Ст. 221.
Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений (именной Указ Правительствующему сенату 22 мая 1862 г.). Цит. по: Плехан И. С. Бюджетные законы. СПб., 1911. С. 35.
См.: Наша государственная роспись. Исторический обзор законов и правил о государственной росписи в России (1862–1918 гг.). М., 1919. С. 5.
См.: Жез Г. Общая теория бюджета. М., 1930. С. 16.
Иловайский С. И. Учебник финансового права. 5-е (посм.) изд. Одесса, 1912. С. 141.
Кудряшова Е. В. Принцип финансовой обеспеченности публичного планирования в Российской Федерации // Финансовое право. 2010. № 7. С. 11–14.
См.: Бюджетная система Союза ССР: сб. законодательных материалов / сост. С. С. Глезин. М., 1947. С. 11.
См.: Советское финансовое право: учеб. / под ред. В. В. Бесчеревных, С. Д. Цыпкина. М., 1982. С. 96; Кудряшова Е. В. Указ. соч.
См.: Пискотин М. И. Указ. соч. С. 20.
Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» (СЗ РФ. 2012. № 19 ст. 2333) было определено, что федеральный закон о государственном стратегическом планировании должен приниматься с целью координации стратегического управления и мер бюджетной политики.
См.: Алексеев А. А. Юридическое значение бюджетного закона // Реформы и право. 2011. № 3. С. 17.
Там же.
Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах, утвержденная постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» // СЗ РФ. 2004. № 22. Ст. 2180.
Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
Жез Г. Общая теория бюджета. С. 205.
Штурм Р. Указ. соч.
Например, согласно ст. 190 БК РФ в случае, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу до начала финансового года, до главных распорядителей и получателей бюджетных средств доводятся ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем 1/12 от показателей бюджета прошлого года.
Еллинек Г. Бюджетное право. Ростов-н/Д, 1906. С. 1.
См.: Тарасов И. Т. Очерк науки финансового права. М., 2004. С. 126.
См.: Пискотин М. И. Указ. соч. С. 16.
См.: Козырин А. Н. Бюджетное право современной Японии // Публичные финансы государств АТ Р: бюджетное и налоговое регулирование. М., 1998.
Постановление КС РФ от 23 апреля 2004 г. № 9 – П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А. В. Жмаковского» // СЗ РФ. 2004. № 19. Ст. 1923.
Козырин А. Н. Понятие, предмет и система бюджетного права // Административное и финансовое право: ежегодник ЦППИ. Т. 1. М.: АНО ЦППИ, 2006. С. 20.
См.: Аристотель. Политика. М., 2010.
См.: Смирникова Ю. Л. Регулятивная функция современного финансового права. СПб., 2011. С. 130.
Эта методика впервые была подробно изложена в работе: Козырин А. Н. Публичные финансы: взаимодействие государства и общества. М., 2002. С. 8.
Показательно, что большинство структурных подразделений Минфина России содержат в названии слово политика, указывая тем самым на наличие компетенции по определению политики: Департамент бюджетной политики и методологии, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, Департамент финансовой политики, Департамент бюджетной политики в отраслях экономики, Департамент межбюджетных отношений, Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки и т. д.
См. например: Брюммерхофф Д. Теория государственных финансов. Владикавказ, 2002. С. 111.
Лебедев В. А. Финансовое право: учеб. М., 2002. С. 116.
Имеются стратегия национальной безопасности, военная доктрина, доктрина продовольственной безопасности, доктрина развития науки, доктрина образования, экологическая, морская и другие, содержание которых так или иначе должно определять структуру расходов бюджета.
См., например: Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 // СЗ РФ 2005. № 31. Ст. 3233; Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 // СЗ РФ. 2005. № 4. Ст. 305.
Алфавитная Синтагма иеромонаха Матфея Властаря (1335 г.) / пер. Н. Ильинского. М., 1892. (Репринт (с перенабором). М., 1996). Цит. по: Правое правоведение. М., 2005. С. 3.
См.: Российская правовая политика: курс лекций. М., 2003. С. 29.
Идеология может быть и неправовой, предлагая, например, в качестве платформы государственной политики следование какой-нибудь экономической концепции без учета положений Конституции Российской Федерации. Так, для разработки проекта уточненной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года была принята идеология «постиндустриального общества», которая предполагает смещение акцента с промышленного развития в сферу производства информационных технологий, индустрии развлечений и массмедиа. Эта идеология диктует отказ от бесплатного образования и здравоохранения, превращение их в рынок образовательных и рынок медицинских услуг, с чем сложно согласиться (итоговый доклад доступен на: http://2020strategy.ru.
У истоков финансового права… С. 35–37.
Цит. по: Пушкарева В. М. История мировой и русской финансовой науки и политики. М., 2003. С. 6.
См. подробнее: Комягин Д. Л. Бюджетное право России. С. 78, 102, 128–129.
Книга переиздана: Берендтс Э. Н. Русское финансовое право. Лекции, читанные в Императорском училище правоведения. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013.
Книга переиздана: Витте С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных Его Императорскому Высочеству Великому Князю Михаилу Александровичу в 1900–1902 годах. М., 1997.
См.: Берендтс Э. Н. Указ. соч. С. 12.
См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 2009 (серия «Антология экономической мысли»). С. 408.
Милль Дж. С. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии: В 3-х томах. Том. 1. М., 1980. С. 170, 171.
Милль Дж. Ст. Размышления о представительном правлении. СПб., 1863. С. 24.
См.: Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. Петрозаводск, 1993. С. 63.
См.: Булыко А. Н. Большой словарь иностранных слов. М., 2010. С. 109.
Горбунова О. Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М., 2012. С. 105.
См.: Гурвич М. А. Советское финансовое право. М., 1985. С. 20; Запольский С. В. О природе понятия «финансовая система России» // Финансовое право. 2006. № 8; Петрова Г. В., Конюхова Т. В. и др. Правовое регулирование защиты российской финансовой системы // Законодательство и экономика. 2001. № 12; Соколова Э. Д. Правовые основы финансовой системы России. М., 2006. С. 5–26.
Горбунова О. Н. Экологическая катастрофа и проблемы финансового права // Финансовое право. 2010. № 12. С. 13.
СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
См.: Бесчеревных В. В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. М., 1976. С. 6–23.
Горбунова О. Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. С. 99, 160.
См.: Штурм Р. Бюджет. СПб, 1907. С. 3.
См.: Штейн Л. Финансовая наука. Государственное хозяйство. СПб., 1885. Вып. 1.
См.: Озеров И. Х. Основы финансовой науки: Бюджет. Формы взимания. Местные финансы. Государственный кредит. В серии «Научное наследие». М., 2008. С. 37–38.
См.: Коркунов М. Русское государственное право. Т. II. СПб., 1905. Изд. 5. С. 130.
См.: Емельянов А. С. Понятие фонда денежных средств в российском праве // Финансовое право. 2002. № 1. С. 49; Щекин Д. М. Публичные денежные фонды как основополагающая категория финансового права // Бюджетное право РФ. Ежегодник. 2006 год. М., 2007. С. 120.
СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
См.: Биндер М. А. Государственно-правовые проблемы взаимопомощи советских народов. Алма-Ата, 1967. С. 57.
См.: Жез Г. Общая теория бюджета. М., 1930. С. 16.
См. также: Пешкова Х. В. Бюджетное право России: Учебник. М., 2012. С. 4–11.
См. также: Финансы: Учебник / Под ред. В. М. Родионовой. М., 1993. С. 240.
О финансовой деятельности см.: Ашмарина Е. М. Финансовая деятельность современного государства. С. 85–90; Бельский К. С. Финансовое право: наука, история, библиография. М. 1994. С. 27; Винницкий Д. В. Категория «финансовая деятельность государства» в науке российского финансового права // Государство и право. 2003. № 2. С. 17–27; Запольский С. В. О правовой природе финансовой деятельности государства // Ежегодник МАФП. 2003 г. М., 2004. С. 20–29; Карасева М. В. Финансовая деятельность государства – основополагающая категория финансово-правовой науки // Правовая наука и реформа юридического образования: Сб. науч. тр. Воронеж, 1995. Вып. 1. С. 55–61; Ровинский Е. А. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960. С. 9–59; Соколова Э. Д. Теоретические и правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований: Монография. М., 2007.
См.: Байтин М. И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979. С. 190.
Миронов О. О. Субъекты советского государственного права. Саратов, 1975. С. 31.
См.: Манелис Б. А. Проблема суверенитета и ее значение в современных условиях. Ташкент, 1964. С. 76; Шевцов В. С. Национальный суверенитет (проблемы теории и методологии). М., 1978. С. 107.
СЗ РФ. 2013. № 49. Часть 1. Ст. 6350.
См.: Пискотин М. И. Советское бюджетное право (основные проблемы). М., 1971. С. 76; Родионова В. М. Вопросы сущности и функций советских финансов. М., 1987. С. 20.
См.: Иоффе О. С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М., 350; Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998 (в серии «Классика российской цивилистики»). С. 37–49; Попондопуло В. Ф. О частном и публичном праве // Правоведение. 1994. № 5/6. С. 53.
См.: Годме П. Финансовое право. М., 1978. С. 41–42; Гольцев В. А. Финансовое право. М., 1902. С. 4; Зен С. Повторительный курс финансового права. М., 1913. С. 13.
См., напр.: Чернов А. Ю. Личные финансы: доходы и расходы семейного бюджета. М., 1995. С. 5; Grinyer J. R. Sinclair C. D., Ibrahim D. N. Management Objectives in Capital Budgeting // Financial Practice and Education. 1999. № 2. С. 12.