1 РАБОТА МЕНЕДЖЕРА

Фотографирующий на фотокамеру – фотограф, едущий на велосипеде – велосипедист, купивший скальпель – хирург, лаборант, любитель-моделист копий парусников?

Любой работник в компании, имеющий право выдавать распоряжения, – начальник, но не всякий начальник – менеджер. Как способ отличатся от метода. Так и начальник отличается от менеджера.

Менеджер – это профессия.

ПРОФЕССИЯ

специальность, вид трудовой деятельности личности, требующий определенного образования, подготовки и навыков, опыта.

[Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001.]

Следовательно, для неё есть какое-то устоявшееся описание, перечень того, что входит в эту профессию и так далее. Если на профессию можно обучиться, то должен быть и некий регламент. Например:

«Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент»

III. Требования к результатам освоения программы бакалавриата

3.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой бакалавриата.

КОМПЕТЕНЦИЯ

(от лат. competo – добиваюсь; соответствую – подхожу),1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу.2) Знания, опыт в той или иной области.

[Большой Энциклопедический словарь. 2000.]

3.2. Программа бакалавриата должна устанавливать следующие универсальные компетенции:

Системное и критическое мышление

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

Разработка и реализация проектов

УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

Командная работа и лидерство

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

Коммуникация

УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

Межкультурное взаимодействие

УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)

УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

Безопасность жизнедеятельности

УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

Инклюзивная компетентность

УК-9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах

Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность

УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

Гражданская позиция

УК-11. Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению


3.3. Программа бакалавриата должна устанавливать следующие общепрофессиональные компетенции:

ОПК-1. Способен решать профессиональные задачи на основе знаний (на промежуточном уровне) экономической, организационной и управленческой теории;

ОПК-2. Способен осуществлять сбор, обработку и анализ данных, необходимых для решения поставленных управленческих задач, с использованием современного инструментария и интеллектуальных информационно-аналитических систем;

ОПК-3. Способен разрабатывать обоснованные организационно-управленческие решения с учетом их социальной значимости, содействовать их реализации в условиях сложной и динамичной среды и оценивать их последствия;

ОПК-4. Способен выявлять и оценивать новые рыночные возможности, разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых направлений деятельности и организаций;

ОПК-5. Способен использовать при решении профессиональных задач современные информационные технологии и программные средства, включая управление крупными массивами данных и их интеллектуальный анализ;

ОПК-6. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.

Вот сколько умений и способностей требуется от человека, который претендует на квалификацию Менеджера. Работа менеджера есть «Сизифов труд» по борьбе с энтропией. Любой работник может стать в компании начальником, если на это у него будет «мандат». Но не каждый сможет быть менеджером по причине отсутствия должных компетенций. А без определённых знаний и умений достичь намеченной цели не всегда возможно.

В государственные организации приём на работу производится по определённым параметрам, прописанных в так называемых Профессиональных стандартах, например с дипломом бакалавра по программе обучения «менеджер», можно рассчитывать получить должность указанную в: Профессиональный стандарт "Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)", Профессиональный стандарт "Специалист по финансовому консультированию", Профессиональный стандарт "Внутренний аудитор", Профессиональный стандарт "Специалист по управлению рисками", Профессиональный стандарт "Аудитор", Профессиональный стандарт "Эксперт в сфере закупок", Профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок", Профессиональный стандарт "Специалист по контроллингу машиностроительных организаций", Профессиональный стандарт "Специалист по исследованию и анализу рынка автомобилестроения", Профессиональный стандарт "Логист автомобилестроения", Профессиональный стандарт "Специалист по стратегическому и тактическому планированию и организации производства", Профессиональный стандарт "Специалист по логистике на транспорте", Профессиональный стандарт "Специалист по организации сетей поставок машиностроительных организаций".

Для специалиста среднего звена тоже есть специальности связанные с менеджментом. Например, менеджер по продажам должен по окончанию обучения в среднем учебном заведении обладать следующими компетенциями:

V. Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена

5.1. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее – ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

5.2. Менеджер по продажам должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью.

ПК 1.1. Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции.

ПК 1.2. На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение.

ПК 1.3. Принимать товары по количеству и качеству.

ПК 1.4. Идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли.

ПК 1.5. Оказывать основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли.

ПК 1.6. Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг.

ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.

ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.

ПК 1.9. Применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков.

ПК 1.10. Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование.

5.2.2. Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности.

ПК 2.1. Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации.

ПК 2.2. Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем.

ПК 2.3. Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.

ПК 2.4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.

ПК 2.5. Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров.

ПК 2.6. Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации.

ПК 2.7. Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений.

ПК 2.8. Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации.

ПК 2.9. Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.

5.2.3. Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров.

ПК 3.1. Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.

ПК 3.2. Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию.

ПК 3.3. Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями.

ПК 3.4. Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.

ПК 3.5. Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов.

ПК 3.6. Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями.

ПК 3.7. Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные.

ПК 3.8. Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю.


По мнению экспертного сообщества, занимающегося разработкой профессиональных стандартов, например, Менеджер по ведению контекстно-медийной рекламы или Менеджер по контекстной рекламе, для того, чтобы выполнять работу по «Реализация контекстно-медийной стратегии продвижения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»» должен иметь знания:

Основы эргономичности (юзабилити) веб-сайтов;

Основы веб-технологии;

Основы веб-дизайна;

Основы компьютерной грамотности;

Методы обработки текстовой информации;

Правила реферирования, аннотирования и редактирования текстов;

Основы письменной деловой коммуникации.


И у такого менеджера должны быть умения:

Использовать инструменты для проведения технического аудита;

Выявлять технические ошибки в работе веб-сайта;

Документировать выявленные ошибки в работе веб-сайта;

Формулировать предложения по исправлению выявленных технических ошибок и ошибок в эргономичности (юзабилити) веб-сайта;

Выявлять маркетинговые преимущества веб-сайтов конкурентов;

Выявлять особенности эргономичности (юзабилити) веб-сайтов конкурентов, влияющие на конверсию;

Составлять отчеты по проведенному аудиту.


Для Разработки стратегии проведения контекстно-медийной кампании этот же менеджер долен дополнительно иметь знания:

Основы рекламы;

Основы маркетинга;

Особенности функционирования современных систем контекстно-медийной рекламы;

Основы эргономичности (юзабилити) веб-сайтов;

Основы компьютерной грамотности;

Правила реферирования, аннотирования и редактирования текстов;

Особенности поведения пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в зависимости от географического расположения и времени суток.

И у него должны быть ещё и имения:

Выбирать необходимые для реализации стратегии площадки размещения контекстно-медийных объявлений;

Составлять стратегии возвращения пользователей на веб-сайт;

Определять время показа объявлений;

Определять территорию показа объявлений.


В общем, менеджер дожжен уметь, получив задание, понять, что от него требуется, получить необходимые информацию и ресурсы для выполнения задания, на протяжении всего времени выполнения задания быть способным определить качественно и количественно уровень и степень промежуточного результата работы. Сравнить с эталонными показателями, дать оценку и при отклонении потребного результат от наличного, внести корректуру в работу.

Так-то всё не сложно: вход, процесс, обратная связь, выход. Хорошо, если на всём протяжении работы показатели количественные, можно измерить длину, вес, температуру, и так далее. А ести показатели абстрактные? Если состояние меняет не физическое тело, а живой человек? Как быть с замерами и эталонами? А что с шаблонами?

Как измерить удовлетворенность клиента? Отследить его состояние «на выходе», сравнить с тем, что было «на входе»? Человек зашёл в кафе и приобрел стакан сока и овощной салат. У нас уже есть некие, пусть и не очень чёткие, но показатели того, что человек испытывал лёгкий голод. Это мы исчислили по общепринятой шкале голода, нащупанную эмпирически. Закончив приём пищи посетитель, улыбнувшись, сказал «большое спасибо». Он так поступил, потому что ему понравился продукт? Потому что он очень воспитанный интеллигентный человек, потому что буфетчица даже очень в его вкусе? Что к чему следует приравнять, чтобы качественные показатели стали количественными. Равняется ли «средний чек» одному угрюмому «спасибо» или «спасибо с улыбкой»? Что и как изменить, чтобы повысить средний чек?

Всё это вопросы менеджмента. Менеджер управляет людьми в компании (даже если это Индивидуальный Предприниматель у которого работает один продавец торговой точки) посредством динамических методик анализа (или способов, если у него изумительно низкий уровень квалификации управленца), принятия решений, делового общения (или не очень делового, если у него опять же, низкий уровень квалификации), и всё это направлено на достижение неких целей, как актуальных, так и отдалённых во времени, и делается это им за счёт средств, которые он запланировал, организовал, и контролирует. Менеджер работает в рыночной среде, так как при рыночной экономике «всё есть товар», и трудовые отношения – это тот же рынок. Менеджер может работать «на дядю» и сам может быть этим «дядей». То, чем занимается менеджер это и наука, и искусство, и практика. Можно сказать, что менеджмент, это всё же больше наука, так как опирается на научный подход и занимается эта наука тем, что пытается разрабатывать некие методы по организации деятельности социальных систем, дабы они могли достигать намеченных целей даже при ограниченных ресурсах.

Современный менеджмент – это систематические попытки найти самый лучший способ эксплуатации человека человеком, чтобы один отдал побольше, а другой получил побольше. Поэтому у менеджмента есть перечень постоянных задач:

Организация производства настолько дешёвых товаров и услуг с такой экономией ресурсов, которые бы всё ещё были способны удовлетворять потребности потребителей;

Максимальная амортизация человеческого капитала;

Стимулирование работников так, чтобы они, при всё возрастающей норме выработки, согласны были бы на более низкие расценки;

Выявление потребности в ресурсах и определение источников их поступления;

Стратегическое планирование развития бизнеса и реализация стратегии;

Построение системы условий и действий достижения намеченных целей;

Формирование системы контроля за функционированием организации, повышающие её эффективность и за выполнение поставленных задач.

Менеджмент может быть любым, например, стратегическим (продуцируемый для выявления и создания возможностей и средств конкурентной борьбы в долгосрочной перспективе). Менеджмент персонала (продуцируемый в сфере трудовых отношений для непрерывного обеспечения организации качественными человеческими ресурсами), риск-менеджер (необходимый для оценки вероятных последствий неверных решений), финансовым, менеджментом качества и так далее.

Но, какой бы менеджмент мы не продуцировали, у всех его видов есть одинаковый набор функций, этакого вида управленческих действий, предпринимаемых для решения определённых задач управления, которые выполняют по определённым методикам.

ПЛАНИРОВАНИЕ

одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Кроме того, выделяется планирование отдельных видов ресурсов, например финансовое планирование, социальное планирование. Планирование в директивной форме присуще централизованно управляемой экономике, где ведущую роль играют государственные планы. В экономике рыночного типа гораздо более распространено планирование на уровне компаний, фирм, которое зачастую носит индикативный, ориентирующий характер. В планировании используются как экономико-математические, балансовые методы, так и экспертные оценки. Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на то органами, лицами.

[Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. – 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.]

ОРГАНИЗАЦИЯ

– это комплекс мероприятий или действий, направленных на получение оптимальных условий для достижения какого-либо результата, с привлечением наибольшей эффективности, производительности, качественности оказываемых услуг и, как правило, сопровождающихся уменьшением расходов на средства по достижению этой цели.

[Экономический словарь]

СТИМУЛИРОВАНИЕ

– экономическое побуждение, использование материальных стимулов (побудителей), способствующих тому, чтобы производители, потребители, покупатели вели себя желаемым образом, к выгоде и в интересах лиц, применяющих стимулирование.

[Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. – 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.]

КОНТРОЛЬ

1) составная часть управления экономическими объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, положениями, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями;

2) контроль над объектом, реальная власть, сосредоточение прав управления объектом в одних руках;

3) те, кто занимается проверкой, контролеры.

[Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. – 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.]

КООРДИНАЦИЯ

от лат. coordinatio – расположение в порядке

А. Одна из форм организации сотрудничества между государствами в различных областях.

Б. Согласование, упорядочение действий, приведение в соответствие.

[Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001.]


ФУНКЦИЯ

от латинского functio – исполнение, осуществление), 1) деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений (например, функция органов чувств, функция денег). 2) Функция в социологии – роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе). 3) Функция в математике – соответствие между переменными величинами, в силу которого каждому значению одной величины x (независимого переменного, аргумента) соответствует определенное значение другой величины y (зависимого переменного, функции). Функции могут быть заданы, например, формулой, графиком, таблицей, правилом.

[Современная энциклопедия. 2000.]

Итак, планирование, как наивыгоднейшее распределение ресурсов для достижения намеченных целей. Само планирование, как функция представляет собой комплекс принимаемых ради достижения с минимальными издержками конкретных результатов или показателей. В планирование вкладывается и необходимость настройки и балансировки взаимодействия, коммуникации, между участниками реализуемых по плану процессов. Чем больше элементов в системе, и чем больше у них степеней свободы, тем планирование сложнее и масштабнее.

Задачи планирования:

Обеспечение целенаправленного развития компании и всех её структурных подразделений

2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития

3. Координация деятельности структурных подразделений и работников организации

4. Создание объективной базы для эффективного контроля.

5. Мотивация трудовой активности работающих.

6. Информационное обеспечение работников организации

Этапы планирования:

1. Постановка целей и задач

2. Составление программы действий (проектирования)

3. Вариантное составление программы (вариантное проектирование)

4. Выявление необходимых ресурсов и их источников

5. Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них

6. Фиксация результатов планирования в материальном виде, например, в виде проекта, модели, плана, карты боевых действий, приказа в письменной форме и т. п.

[Ловкова Е.С. Основы менеджмента 2020 173 с.]


Функция организации возникает в момент потребности в создании систем предназначенных для управления или же управляемых систем, коммуникации между этими системами.

Задачи организации:

1. Распределение организации на подразделы в соответствии с целями и стратегиями ее развития (формирование организационной структуры управления).

2. Установление взаимоотношений между членами организации в пределах ее организационной структуры (делегирование полномочий).

Основные принципы построения организации:

1. Развитие демократических основ управления.

2. Принцип системного подхода.

3. Принцип управляемости.

4. Принцип ответственности объекта и субъекта управления.

5. Принцип адаптации (гибкости).

6. Принцип специализации.

7. Принцип профессиональной регламентации.

8. Принцип правовой регламентации.

[там же]


Функция стимулирования – это такой процесс, реализация которого направлена на побуждение контролируемой системы выполнять работу максимально интенсивно с опережающей результативностью, достигать целей организации за минимальную компенсацию затрачиваемых ресурсов.

Задачи стимулирования создать такие условия функционирования исполнителя, при которых он будет вынужден давать результат больше оговоренного объёма, что снизит издержки бизнеса и повысит эффективность менеджмента. В бизнесе термины «мотивация» и «стимулирование» означают одно и то же – вынуждение.


Контроль, как функция, представляет собой систему наблюдения и сравнение (проверки) на соответствие объявленных эталонов и шаблонов. Эта функция финальная в Управленческом Цикле, так как контроль – это последний этап процесса работы. При отклонении от установленных показателей процесс корректируется, при соответствии – заканчивается. Контроль необходим для реальной эффективности.

Задачи контроля:

1. Учитывать (получать объективную информацию о реальном состоянии объекта управления).

2. Анализировать (оценивать состояние данного объекта, выявлять отклонения от плановых параметров и их причины, делать практические

выводы о результатах фактической деятельности объекта и потенциальных возможностях).

3. Регулировать (разработка мероприятий, обеспечивающих достижение плановых целей и воплощение разработанных мероприятий в практику).

Основные этапы контроля:

1. Устанавливают стандарты и нормы, по которым будут оцениваться общие результаты деятельности фирмы.

2. На всех уровнях управления производится измерение реального состояния дел.

3. Фактические результаты деятельности сопоставляются с ранее разработанными стандартами.

4. Производятся корректирующие действия

[там же]


Функция координация

Понятие планирования: Обеспечивает целостность и устойчивость организации.

Сохраняет бесперебойность и непрерывность процесса управления.

Представляет собой, процесс распределения деятельности во времени, обеспечивая взаимодействие различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач.

Особенность функции координации заключается в том, что она присутствует практически на всех этапах управленческого цикла при всех действиях, связанных с согласованием усилий, установлением приоритетов, иерархии, распределением всех видов ресурсов и средств на этапах определения целей, планирования, организации, контроля и регулирования.

Принципы функции координации:

1. Принцип первого руководителя.

2. Принцип ограниченного диапазона управления.

3. Принцип пропорциональности

[там же]


Функции менеджмента осуществляет любой начальник и любой работник назначенный ответственным за какую-то работу, так как определяются по содержанию процесса управления [Резник С.Д. Управление изменениями в современных компаниях: монография].

У каждого бизнеса, каждой фирмы есть своя миссия. То есть декларируется некая благая цель, чуть ли не обет, нести ползу человечеству в той или иной форме. Но если заглянуть в устав организации, то там обычно прописано следующее «5. Цель и виды деятельности Общества

5.1. Общество создается для осуществления коммерческой деятельности в целях извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

5.2. Для реализации поставленных целей Общество осуществляет любые виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством»

А в образцах типовых уставов, рекомендуемых Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.08.2018 № 411 «Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью» про миссии и вовсе ничего внятного нет.

Но, как мы уже знаем, цели и задачи менеджмента компании – это обеспечение достижения запланированного. А главный план, сама стратегия – это и есть цель создания компании. Если цель накормить всех голодных, то создаётся некоммерческая организация, у которой стратегия – наготовить и раздать голодным еды. А если цель, то есть – стратегия, заработать денег, то всё остальное – тактика.

«Стратегия (военная) важнейшая составная часть военного искусства, занимающаяся вопросами подготовки, планирования и ведения войны, военных кампаний и стратегических операций. Стратегия охватывает практическую деятельность высшего военного командования по подготовке и ведению войны и военных действий. Стратегия является общей и единой для всех видов вооруженных сил страны, она исследует объективные закономерности подготовки и ведения вооруженной борьбы и разрабатывает на этой основе формы и способы организации, подготовки и использования вооруженных сил государства (или коалиций государств) в войне для достижения победы над противником. Стратегия непосредственно зависит от политики, которой она подчиняется. На основе поставленных политикой целей разрабатываются стратегические планы. Важнейшими задачами Стратегии являются: исследование характера современной войны; определение сил и средств, необходимых для успешного ведения войны; выбор направления главного удара; подготовка вооруженных сил и театров военных действий к войне; разработка плана использования вооруженных сил; определение целей и задач военных кампаний и операций; согласование действий вооруженных сил страны на всех театрах военных действий. Стратегия при решении стоящих перед ней задач исходит из военных, экономических и моральных возможностей своей страны и учитывает военный, экономический и моральный потенциал противника.»

Под различными благовидными предлогами бизнес , в первую очередь транснациональный, не улучшает, а ухудшает жизнь общества.

Болезнь Минамата (яп. 水俣病 минамата-бё:) – синдром, вызываемый отравлением органическими соединениями ртути, преимущественно метилртутью. Была впервые обнаружена в Японии, в префектуре Кумамото в городе Минамата в 1956 году. Симптомы включают нарушение моторики, парестезию в конечностях, ухудшение внятности речи, ослабление зрения и слуха, а в тяжёлых случаях – паралич и нарушение сознания, завершающиеся летальным исходом.

Причиной возникновения болезни послужил продолжительный сброс компанией «Тиссо (англ.)рус.» в воду залива Минамата неорганической ртути, которую донные микроорганизмы в своём метаболизме преобразовывали в метилртуть – один из самых сильных нейротоксинов, многократно более токсичный, чем неорганические соединения ртути. Это соединение обладает склонностью к накапливанию в организме, в результате чего концентрация этого вещества в тканях организма возрастает с повышением его положения в пищевой цепочке. Так, в рыбе в заливе Минамата содержание метилртути составляло от 8 до 36 мг/кг, в устрицах – до 85 мг/кг, в то время как в воде её содержалось не более 0,68 мг/л.

Но это, скажем так, на макроуровне. На микроуровне ухудшают поменьше. Производство продуктов питания с низкой себестоимостью возможно при снижении этой себестоимости в отношении качества ингредиентов, их питательных свойств, занижения уровня заработной платы, интенсивность работы с превышением нормального режима производительности, нарушением техники безопасности и правил охраны труда, и так далее.

В микробизнесе миссии «предложить прохожим самый вкусный кофе у этого подземного перехода», это всего лишь фантазия, так как цель открытия «точки с розливом кофе» – заработать денег на бойком месте.

Стратегия – заработать денег, тактика – формат бизнеса: открыть курсы интернет-маркетинга, кафе, чебуречную, ремонтную мастерскую и т.д. То есть, пошивочный цех частного ателье – это всего лишь средство достижения цели его владельца – получения денег.

«Тактика – часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя подразделений, частей и соединений всех родов войск и видов вооруженных сил на суше, в воздухе и на море. Тактика играет подчиненную роль по отношению к стратегии и оперативному искусству, действует в их интересах и служит для достижения целей, которые они ей ставят. Основными задачами Тактики являются: изучение сущности боя, познание его закономерностей, разработка наиболее целесообразных способов организации и ведения боя в различных условиях обстановки; исследование боевых свойств и возможностей тактических подразделений, частей и соединений всех родов войск и флота, определение их задач и способов использования в совместных боевых действиях. Каждый вид вооруженных сил имеет свою общую Тактику и тактику родов войск (родов сил) и специальных войск. В сухопутных войсках, кроме общей Тактики, существует Тактика артиллерии, бронетанковых войск, инженерных войск, химических войск, связи и др.»

Менеджмент – это то, с помощью чего компания заработает те самые деньги, ради которых всё и задумывалось. Чем сложнее достичь цели, тем сложнее менеджмент, тем труднее работа менеджеров.

Для бизнеса всё есть товар и всё есть средство производства. Нет никакой мотивации, никакой лояльности. Никакой социальной ответственности бизнеса. Есть только КоАП и Уголовный Кодекс, которые хоть как-то держать бизнес в рамках.

Задача менеджмента – это формирования условий для достижения поставленных целей и показателей, работа менеджера – всеми доступными средствами увеличивать прибыльность компании. Всё, что не приносит прибыли, приносит мало прибыли, уменьшает прибыль – балласт, от которого следует немедленно избавиться. Эффективный менеджер умеет определять «слабые места» и устранять их очень быстро.

Чем мельче бизнес, тем больше трудовых функций у его менеджера. Индивидуальный Предприниматель с наёмным персоналом, как человек оркестр, занимается управлением, как технологического характера, так и «человеческого». Он и финансовый директор, и «начальник транспортного цеха», и «специалист по управлению персоналом». Качество, конечно же, его управленческой деятельности напрямую поддерживает жизнедеятельность его бизнеса.

Вообще, можно составить типовой список того, чем занимается любой «ИП», продуцируя следующие функции:

1. стратегическая – заключается в постановке целей, разработке стратегии и планировании;

2. экспертно-инновационная – в процессе ее реализации руководитель организует работу над созданием и внедрением новых видов продукции и услуг.

3. административная, включающая ряд подфункций:

– контрольную – оценка результатов деятельности и проведение необходимой корректировки;

– организационную – распределение среди исполнителей полномочий, задач и ресурсов;

– координационную – организация взаимодействия работников;

– кадровую – подбор, обучение и развитие персонала;

– стимулирующую – воздействие на поведение исполнителей, их поощрение и наказание.

4. коммуникационная – проведение совещаний и переговоров, прием посетителей, распространение информации и т.д.

5. социальная – оформление «больничных» и согласования «отгулов за свой счёт» т.п.

[ДЯТЛОВ А.Н. Общий менеджмент: концепции и комментарии]


А вот список того, чем занимается Специалист по Управлению Персоналом (профстандарт):

A Документационное обеспечение работы с персоналом

B Деятельность по обеспечению персоналом

C Деятельность по оценке и аттестации персонала

D Деятельность по развитию персонала

E Деятельность по организации труда и оплаты персонала

F Деятельность по организации корпоративной социальной политики

G Операционное управление персоналом и подразделением организации

H Стратегическое управление персоналом организации


Обработка и анализ поступающей документации по персоналу

Разработка и оформление документации по персоналу (первичной, учетной, плановой, по социальному обеспечению, организационной, распорядительной)

Регистрация, учет и текущее хранение организационной и распорядительной документации по персоналу

Подготовка проектов документов по процедурам управления персоналом, учету и движению персонала

Организация системы движения документов по персоналу

Сбор и проверка личных документов работников

Подготовка и оформление по запросу работников и должностных лиц копий, выписок из кадровых документов, справок, информации о стаже, льготах, гарантиях, компенсациях и иных сведений о работниках

Выдача работнику кадровых документов о его трудовой деятельности

Доведение до сведения персонала организационных, распорядительных и кадровых документов организации

Ведение учета рабочего времени работников

Регистрация, учет, оперативное хранение документов по персоналу, подготовка к сдаче их в архив

Организация документооборота по учету и движению кадров

Организация документооборота по представлению документов по персоналу в государственные органы

Постановка на учет организации в государственных органах

Подготовка по запросу государственных органов, профессиональных союзов и других представительных органов работников оригиналов, выписок, копий документов

Подготовка уведомлений, отчетной и статистической информации по персоналу

Подготовка информации о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации

Анализ планов, стратегии и структуры организации

Анализ особенностей организации работы и производства на конкретных рабочих местах

Анализ рынка труда по организации работы на аналогичном производстве и рабочих местах

Формирование требований к вакантной должности (профессии, специальности) и их коррекция

Анализ рынка труда и персонала организации по профилю вакантной должности (профессии, специальности)

Информирование и консультирование руководителей подразделений и организации по вопросам рынка труда в части обеспечения персоналом

Поиск во внутренних и внешних источниках информации о кандидатах, соответствующей требованиям вакантной должности (профессии, специальности)

Размещение сведений о вакантной должности (профессии, специальности) в средствах массовой информации

Выбор способов и методов привлечения персонала в соответствии с утвержденными планами

Проверка информации о кандидатах на вакантные должности (профессии, специальности)

Проведение собеседований и встреч с кандидатами на вакантные должности (профессии, специальности) с обеспечением обратной связи

Оценка соответствия кандидатов требованиям вакантной должности (профессии, специальности)

Подготовка предложений по формированию бюджета на поиск, привлечение, подбор и отбор персонала

Информирование и консультирование руководителей подразделений и организации по вопросам привлечения персонала с оценкой затрат

Анализ процессов документооборота, локальных документов по вопросам обеспечения персоналом

Ведение информации о вакантных должностях (профессиях, специальностях) и кандидатах

Документационное сопровождение кандидатов на этапах поиска, привлечения, подбора и отбора персонала на вакантные должности (профессии, специальности), информирование кандидатов о результатах отбора

Подготовка запросов о кандидатах в государственные органы, в случаях предусмотренных действующим законодательством и обработка предоставленных сведений

Подготовка и обработка уведомлений в государственные органы, профессиональные союзы и другие представительные органы работников по вопросам поиска, привлечения, подбора и отбора персонала

Сопровождение договоров по обеспечению организации персоналом, включая предварительные процедуры по их заключению

Анализ структуры, планов и вакантных должностей (профессий, специальностей) организации, особенностей организации работы на различных участках производства и конкретных рабочих местах

Разработка плана оценки персонала в соответствии с целями организации

Оценка динамики производительности, интенсивности и эффективности труда на рабочих местах

Определение ресурсов, выбор средств и методов проведения оценки персонала

Проведение оценки персонала в соответствии с планами организации

Сопровождение договоров с организациями – исполнителями мероприятий по оценке персонала, включая предварительные процедуры по их заключению

Консультирование персонала по вопросам оценки, включая оценку затрат

Анализ результатов оценки персонала, подготовка рекомендаций руководству и персоналу

Подготовка предложений по формированию бюджета по организации и проведению оценки персонала

Анализ структуры, планов и вакантных должностей (профессий, специальностей) организации, особенностей организации работы на различных участках производства и конкретных рабочих местах

Разработка проектов документов, определяющих порядок аттестации персонала, с оценкой затрат

Сопровождение процесса аттестации и работы аттестационной комиссии

Подготовка предложений по формированию бюджета на организацию и проведение аттестации персонала

Подготовка предложений о соответствии работника должности (профессии, специальности) по результатам аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации

Анализ процессов документооборота, локальных документов по оценке и аттестации персонала

Организационное сопровождение мероприятий по оценке персонала и его аттестации

Оформление процесса и результатов аттестации персонала

Информирование персонала о результатах оценки и аттестации

Подготовка предложений по развитию персонала по результатам оценки

Сопровождение договоров по оказанию консультационных и информационных услуг по оценке и аттестации персонала

Анализ структуры, планов и вакансий организации

Анализ особенностей работы на различных участках производства и конкретных рабочих местах

Подготовка проектов документов, определяющих порядок развития персонала и построения профессиональной карьеры с оценкой затрат

Разработка планов профессиональной карьеры работников

Формирование кадрового резерва

Организация мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры персонала

Подготовка предложений по формированию бюджета на организацию и проведение мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры персонала

Анализ эффективности мероприятий по развитию персонала, подготовка предложений по развитию

Анализ рынка образовательных услуг и потребностей организации в обучении персонала

Разработка планов, методических материалов, учебных планов и программ, проектов локальных актов по обучению и развитию персонала, включая оценку затрат

Организация мероприятий по обучению персонала

Подготовка предложений по формированию бюджета на организацию обучения персонала

Анализ эффективности мероприятий по обучению персонала

Анализ успешных корпоративных практик по организации адаптации и стажировке персонала

Разработка планов адаптации, стажировки персонала с оценкой затрат

Организация мероприятий по адаптации, стажировке персонала

Подготовка предложений по совершенствованию системы адаптации, стажировки персонала

Подготовка предложений по формированию бюджета на организацию адаптации и стажировки персонала

Анализ эффективности мероприятий по адаптации и стажировке персонала

Анализ процессов, правил и порядков организации при проведении мероприятий по развитию и профессиональной карьере, обучению, адаптации и стажировке персонала

Документационное оформление результатов мероприятий по развитию и профессиональной карьере, обучению, адаптации и стажировке персонала

Подготовка индивидуальных предложений на основе результатов проведения мероприятий по развитию и профессиональной карьере, обучению, адаптации и стажировке персонала

Подготовка предложений по совершенствованию систем обучения, адаптации и стажировки, развития и построения профессиональной карьеры персонала

Сопровождение договоров по оказанию консультационных, информационных услуг, необходимых для проведения обучения, адаптации и стажировок, развития и построения профессиональной карьеры персонала, включая предварительные процедуры по их заключению

Выполнение требований по хранению информации о результатах обучения, адаптации и стажировки, развития и построения профессиональной карьеры персонала

Анализ успешных корпоративных практик по организации системы оплаты труда персонала

Разработка системы оплаты труда персонала

Формирование планового бюджета фонда оплаты труда, стимулирующих и компенсационных выплат

Внедрение системы оплаты труда персонала

Подготовка предложений по совершенствованию системы оплаты труда персонала

Анализ успешных корпоративных практик по организации нормирования труда для различных категорий персонала, особенностей производства и деятельности организации

Разработка системы организации труда персонала и порядка нормирования труда на рабочих местах с оценкой затрат на персонал

Внедрение системы организации труда персонала и контроля над нормированием с определением трудоемкости, нормативной численности, графиков работ и условий оплаты труда персонала

Выявление резервов повышения производительности труда и качества нормирования труда, подготовка предложений по изменениям условий и оплаты труда персонала

Подготовка предложений по формированию бюджета на организацию труда персонала

Определение эффективности работы системы организации труда и нормирования труда на рабочих местах

Анализ процессов документооборота, локальных документов по вопросам организации оплаты и труда персонала

Оформление документов по вопросам оплаты и труда персонала

Подготовка предложений по вопросам оплаты и труда персонала

Подготовка предложений по совершенствованию системы оплаты и организации труда персонала

Документационное и организационное сопровождение системы организации и оплаты труда персонала

Подготовка и обработка запросов и уведомлений о работниках в государственные органы, профессиональные союзы и другие представительные органы работников, по системам оплаты и организации труда персонала

Сопровождение договоров по оказанию консультационных, информационных услуг по системам оплаты и организации труда персонала, включая предварительные процедуры по их заключению

Анализ успешных корпоративных практик по организации социального партнерства, социальной ответственности и социальных программ

Разработка корпоративных социальных программ

Разработка системы выплат работникам социальных льгот

Организация переговоров с профессиональными союзами и другими представительными органами работников, общественными организациями, взаимодействие с государственными органами

Подготовка предложений по формированию бюджета в части обеспечения корпоративной социальной политики

Внедрение корпоративных социальных программ, в том числе по социальной поддержке отдельных групп работников

Реализация системы социальных льгот, выплат работникам с учетом требований законодательства Российской Федерации

Оценка удовлетворенности персонала корпоративной социальной политикой

Оценка эффективности мероприятий корпоративной социальной политики

Подготовка предложений по совершенствованию мероприятий корпоративной социальной политики

Подготовка предложений по формированию бюджета на реализацию корпоративной социальной политики и социальных программ

Анализ процессов документооборота, локальных документов по вопросам корпоративной социальной политики

Документационное оформление результатов корпоративной социальной политики

Подготовка предложений по развитию корпоративной социальной политики

Подготовка результатов анализа соответствия корпоративной социальной политики требованиям законодательства Российской Федерации и условиям рынка труда

Документационное и организационное сопровождение мероприятий корпоративной социальной политики

Подготовка и обработка запросов и уведомлений о работниках в государственные органы, профессиональные союзы и другие представительные органы работников по вопросам социальной политики в отношении персонала

Сопровождение договоров по оказанию консультационных и информационных услуг по мероприятиям корпоративной социальной политики, включая предварительные процедуры по их заключению

Анализ успешных корпоративных практик по вопросам стратегического и оперативного управления персоналом организации

Постановка оперативных целей по вопросам управления персоналом

Разработка планов, программ и процедур в управлении персоналом

Разработка предложений по структуре подразделения и потребности в персонале

Разработка предложений по обеспечению персоналом, формированию систем оценки, развития, оплаты труда, корпоративным социальным программам и социальной политике

Разработка предложений о затратах и формированию бюджета на персонал

Разработка предложений по заключению договоров по управлению персоналом с поставщиками услуг и проведение предварительных процедур по их заключению

Планирование деятельности подразделения и персонала

Оперативное управление персоналом подразделения организации

Расчет затрат по подразделению и подготовка предложений для формирования бюджета

Разработка стандартов деятельности подразделения и унификация процессов

Проведение инструктажа по охране труда

Постановка задач работникам структурного подразделения, определение ресурсов для их выполнения, контроль исполнения

Анализ планов и отчетности подчиненных работников, разработка предложений по улучшению показателей деятельности подразделения

Формирование отчетов о работе структурного подразделения

Анализ процессов документооборота, локальных документов по вопросам операционного управления персоналом и работы структурного подразделения, бизнес-процессов организации, удовлетворенности персонала

Документационное оформление результатов операционного управления персоналом и работы структурного подразделения, результатов аудита работы с персоналом

Подготовка предложений по развитию систем операционного управления персоналом и работы структурного подразделения, по необходимым корректирующим и превентивным мерам

Разработка системы анализа и контроля работы персонала

Контроль, сравнение и анализ процессов в области оперативного управления персоналом, результатов управленческих мероприятий, определение факторов, вызывающих отклонение от плановых показателей

Подготовка и обработка запросов, уведомлений, сведений о работниках в государственные органы, профессиональные союзы, общественные организации

Сопровождение договоров оказания услуг по вопросам оперативного управления персоналом и работе структурного подразделения, включая предварительные процедуры по их заключению

Подготовка предложений по формированию бюджета на персонал организации

Выполнение требований по хранению информации о результатах действия систем операционного управления персоналом и работы структурного подразделения

Анализ успешных корпоративных практик по организации стратегического управления персоналом организации, организационного проектирования и взаимодействия подразделений

Постановка стратегических целей в управлении персоналом

Разработка корпоративной политики, планов, программ, процедур и технологий по управлению персоналом

Разработка корпоративной культуры и социальной политики, систем мотивации, эффективности, оценки и развития персонала

Формирование системы оплаты и организации труда

Разработка организационной структуры, планирование потребности в персонале организации

Разработка программ, принципов стандартизации, унификации, автоматизации процессов управления персоналом и безопасных условий труда

Формирование бюджета на персонал, технологий аудита работы с персоналом и контроллинга

Планирование деятельности и разработка мероприятий по управлению персоналом для реализации стратегических целей организации

Внедрение политик, планов, программ, процедур и технологий по управлению персоналом

Построение организационной структуры с учетом плановой потребности в персонале и взаимодействия структурных подразделений организации

Внедрение и поддержание корпоративной культуры и социальной политики, систем мотивации, эффективности, оценки и развития персонала

Внедрение и поддержание системы организации труда и оплаты персонала

Управление внедрением программ и принципов стандартизации, унификации, автоматизации процессов управления персоналом и безопасных условий труда

Организация проведения аудита и контроллинга в управлении персоналом

Постановка задач руководителям структурных подразделений, определение материально-технических ресурсов для их выполнения

Анализ отчетности по управлению персоналом и выявление ресурсов по улучшению деятельности организации

Согласование условий заключаемых договоров по вопросам управления персоналом

Организация проведения закупочных процедур по вопросам управления персоналом и оформления сопутствующей документации по ним

Формирование бюджета на персонал, технологий аудита работы с персоналом и контроллинга

Применение к работникам мер поощрения и дисциплинарного взыскания

Анализ процессов документооборота, локальных документов по вопросам управления персоналом, бизнес-процессов организации, удовлетворенности персонала

Документационное оформление результатов управления персоналом, его аудита, работы структурных подразделений

Документационное и организационное сопровождение стратегического управления персоналом и работы структурных подразделений

Подготовка предложений по развитию систем управления персоналом, по необходимым корректирующим и превентивным мерам и по повышению эффективности работы структурных подразделений

Контроль процессов в области управления персоналом и работы структурных подразделений, сравнение и анализ процессов, результатов управленческих мероприятий, определение факторов, вызывающих отклонение от плановых показателей

Согласование и контроль договоров по вопросам и системам стратегического управления персоналом и работе структурных подразделений, организация процедур по их заключению

Загрузка...