Примечания

1

Древняя формула именования Посвященного (Видящего).

2

Формула, означающая высшее Посвящение волхва: священническая каста делилась на низших волхвов – кудесников, которые лишь совершали требы, и высших – ведов, которым было открыто будущее.

3

Валаам предрекает не только грядущее Пришествие, но и свою скорую смерть от руки израильтян.

4

Johann von Hildesheim. Die legende von den heligen drei konigen. Neu herausgegeben von Wilhelm Rath. stuttgart 1980.

5

Там же.

6

Для этого действительно требовалось мужество, ибо иудейский Закон предписывал народу: «если восстанет среди тебя пророк или сновидец… то пророка того или сновидца должно предать смерти» (Второзаконие).

7

«Вифлеем… из тебя произойдет Тот… Которого происхождение из Начала, от дней вечных.» (Мих.5:2)

8

«Можно ли угодить Господу тысячами овнов или… разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей?» (Мих.6:7)

9

Сирийско-несторианский митрополит Мар (XIII в.) приводит в своей книге мистерий «Пчела» переписанное у халдейских жрецов подробное древнее предсказание Заратустры (XII в. до Р.Х.) «о нашем Господе»: «Слушайте, дети мои возлюбленные, вам открою тайну великого Царя, который придет в мир в конце времен. Дева зачнет и родит Сына. И люди той страны будут бороться с Ним, чтобы его уничтожить, но не удастся. Тогда Его схватят и пригвоздят к деревянному кресту… Когда Он придет, великие знамения явятся на небе.»

10

Классик египтологии Уоллис Бадж писал: «Они [египтяне] свято верили в Единого Бога, Всемогущего, вечного и невидимого, Творца небес, земли и всего сущего. Они верили в воскресение преображенного и восставшего в славе тела к вечной жизни вместе с душами праведников в царстве Грядущего родиться от Бога, но жить на земле, претерпеть ужасную смерть от рук врагов, воскреснуть из мертвых и стать… Царем загробного мира. Но, искренне веря во все это, египтяне так и не смогли отказаться от амулетов, талисманов, магических имен и слов власти.» (Э.А.Уоллис Бадж, «Египетская магия», Лондон, 1899.)

11

Предание о грядущем в мир Сыне Бога, Спасителе (Σωτηρ) было известно грекам как минимум с XIV в. до Рождества Христа. Самое Имя «Христос» есть греческое Χριστοζ (Мессия). Во времена, описываемы в Евангелиях, в Палестине ожидали пришествия именно Христа. «Андрей… первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит „Христос“.» (От Иоанна, 1:40—41.) Божественный Χριστοζ явится как Освободитель душ от плена миру сему – эту идею выражали знаменитые Орфические мистерии древней Греции, совершавшиеся изначально в храмах Аполлона Гиперборейского, а затем, более широко, также и в долине Темпейской. Эдуард Шуре, основываясь на таких источниках, как Пиндар, Эсхил, Платон и Павзаний, реконструирует ключевой момент этих театрализованных посвятительных действ. «Душа земли! О, Персефона!… Почему находимся мы в изгнании, в темном царстве?… О, Жница небесная! Зачем сорвала ты наши души, которые, блаженно счастливые в волнах света, свободно двигались среди своих сестер в бесконечных пространствах эфира?» Персефона ответила: «Я сорвала нарцисс, я спустилась на брачное ложе, я выпила смерть вместе с жизнью, и так же, как вы, я страдаю во мраке.» «Когда же мы будем освобождены?» со стоном спрашивали души. «Когда появится мой небесный Супруг – Божественный Освободитель», ответила Персефона. (Э. Шуре, «Великие Посвященные», 1895.) Первостепенную значимость древнегреческой мистической философии для христианской теологии признают все православные христианские богословы, начиная с Оригена (II в.) и кончая Владимиром Лосским (XX в.).

Загрузка...