Алексей ЩЕРБИНИН, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии Национального исследовательского Томского государственного университета
Представляемая на суд читателей книга – своего рода разговор о том, как не только выживать в эпоху знаний, но и добиваться успеха, используя ресурсы города. Города, способного стать единым социально-образовательным пространством с университетом как смыслообразующим центром. Сегодня эту ситуацию рассматривают с различных точек зрения: и собственно университетских проблем, и креативного города, и «умного» города, и т. п. Все эти позиции не просто состоятельны – они взаимодополняемы, причем как в рамках теоретических конструктов или локальных кейсов, так и в масштабе отечественной и мировой практики. Вот об этих теориях и практиках, о проективной деятельности коллектива по выявлению особого рода архитектуры университетского города – архитектуры смыслов – пойдет речь в нашей общей работе.
Алексей РАСХОДЧИКОВ, кандидат социологических наук, сопредседатель Фонда «Московский центр урбанистики “Город”»
Много ли общего между урбанистикой и образованием? На первый взгляд может показаться, что вообще ничего. Так и мы думали три года назад, когда коллеги из форума гражданских обществ «Трианонский диалог» предложили нам исследовать эту тему. Но чем больше мы в нее погружались, тем очевиднее становилась тесная связь между городами и университетами в новой реальности экономики знаний. Оказалось, что в наши дни университетские города претендуют на лидерство в глобальной конкуренции за инвестиции и человеческий капитал. А университеты начинают осознавать себя градообразующими предприятиями нового времени. Этот сборник стал результатом погружения в осмысление архитектуры сложного взаимодействия вузов с муниципальными властями, городскими сообществами, инновационным бизнесом и культурным пространством. Надеемся, что и нашим читателям он подарит интересные знакомства с талантливыми учеными и настоящими энтузиастами разумного городского развития.