Глава 2

Детский дом


Утро. Женщина с кучерявым непричесанным хохолком, по имени Зоя. Одетая в мешкоформенную одежду, своими короткими толстыми пальцами с пренебрежением толкала в бок мальчика. Семен в это время спал крепким сном, уткнувшись носом в спинку дивана.

– Мальчик, мальчик, вставай, нам пора идти,– требушила она Семена.

А?– протирая глаза, не понимая, что происходит. Проснулся ребенок через несколько минут, растерялся мальчик.

– Вставай, надо ехать, машина ждет!

– Какая машина?– продолжал не понимать Семен, но делал все, что ему говорят,– а где мама?– протирая глаза уже стал просыпаться парнишка и приходить в себя,– она должна быть здесь.

– Ее здесь нет,– грубо ответила женщина,– собирай вещи, поедем в одно место и будешь там ждать свою мать.

Мальчик послушно собрался, встал и пошел за женщиной. Он был подавлен. Последние события на него очень повлияли, все произошло очень быстро. Поэтому парнишка не осознавал произошедшего, он был как в тумане и слушался взрослых. Медсестра, что дежурила на этих сутках, знала, что мать Семена умерла от разрыва сердца в скорой помощи. Они даже не доехали до больницы. Врачи не могли ей помочь, женщина не смогла справиться с болью, когда узнала, что все ее дети погибли при пожаре.

Семена привезли в центр города, где располагался детский дом. Приют с сегодняшнего дня юридически признавался одним в городе, остальные три детских дома закрыли, а детей перевели в один приют. Для детей начался сущей ад, так как центральный приют считался показательным в регионе, то и соответствовал порядок и культура. Остальные детские дома в округе были коррумпированы, за детьми никто не следил. Они создавали свои законы и правила, которые основывались на криминальной романтике. У основной части детей, родители были вплотную связаны с уголовным миром. Поэтому их с раннего детства прививали к такому же быту, культуре.

В одном из трех неблагополучных приютов, дети сильно отличались от других. У них была сломлена психика, дети в нем были более боязливые и нервными.

Когда начался процесс объединение, то с центрального приюта, дети вышли на митинг. Они протестовали, а когда автобусы стали приезжать из других детских домов, то ситуация изменилась. Постояльцы стали с кулаками и палками нападать на приезжих гостей, в это время в детский дом привезли и Семена. Мальчик был в шоке от увиденного, о такой жизни он даже в фантазиях не было представлений. Эмоциональные порывы, крики, драки озадачили парнишку. Он понимал, что ему тоже придется скоро драться, чтобы не быть избитым. Когда все дрались, мальчик с Зоей наблюдали в сторонке, лицо ее было бледным, она боялась.

– Что здесь происходит?– прервал Семен тишину, но женщина не отвечала. Она смотрела на толпу с выпученными глазами и не реагировала на мальчика,– уважаемая,– начал трясти ее за руку Семен,– скажите, что происходит.

– Я не знаю,– ответила Зоя растерянным голосом,– я не знаю!

– Здесь всегда такое твориться?– спросил Семен.

– Нет, первый раз вижу,– ответила женщина,– все причина, то что мы объединяем интернаты в один. Другие закрылись из-за того, что бюджет сократили.

– Понятно,– посмотрел Семен на женщину,– может, пойдем, куда мы шли. Мне это не интересно, меня все равно скоро мама заберет.

– Ага!– ответила Зоя, потом взяла за руку мальчика и повела в здание.

Она не стала говорить о смерти его матери, рассчитывая на то, что со временем, когда он отвыкнет. Боль уйдет, и для мальчика ответ не будет таким ужасным. Женщина завела мальчика в помещение, они поднялись на второй этаж пятиэтажного здания в кабинет директора.

– Марина Борисовна, мы на месте,– зашла Зоя с мальчиком в кабинет.

– Здравствуйте! – поздоровалась женщина преклонного возраста с длинными черными волосами и с необычным взглядом, от которого мальчику стало не по себе,– Семен?– спросила женщина.

– Да,– вымолвил мальчик.

– Вы меня не бойтесь, молодой человек, я хорошая,– улыбнулась женщина,– мне друзья из МЧС попросили позаботиться о тебе. Подготовить тебя к поступлению в военное училище.

– Зачем обо мне вам заботиться, я сам о себе позабочусь и маме, которая еще в больнице.

– Конечно, Семен позаботишься,– ответила женщина, встав из-за своего стола, и подошла к окну,– Зоя, переведи его в корпус А, ему нужно немного восстановиться морально.

– Хорошо, Марина Борисовна, а куда поместят детей из других приютов?– спросила Зоя.

– В корпус С, им нужно адаптироваться, а пока они обживаются. Мы будем выявлять лидеров и работать над ними, что искоренить из них эту аморальную культуру,– ответила женщина.

– Это хоть мероприятие поможет?– спросила Зоя.

– Зоечка, нас ждет тяжелая как физическая, так и моральная работа. Я думаю, мы сможем кого-то из них исправить.

– Дай Бог!– произнесла Зоя, взяла за руку мальчика и вышла из кабинета.

Они отправились дальше по коридору, потом спустились вниз по лестнице. Зашла в помещение, которое было сразу слева после лестницы. Семен зашел следом за ней, это была небольшая комната, с односпальными кроватями, расставленными в три ряда по десять штук в каждом ряду.

– Семен, располагайся на любое место, где нет простыни и наволочек,– произнесла женщина и указала на пустующие кровати.

– Хорошо, а где остальные?– спросил мальчик.

– Скоро будут,– с повышенным голосом ответила Зоя,– ты давай, располагайся, а то у меня без тебя дел и так невпроворот.

– Да, конечно!– ответил мальчик и занял место у окна.

Обзор из окна был во двор, из которого были видны драки. Дети до сих пор еще дрались, когда мальчик сел на кровать. Стал смотреть в окно, через минуты две на территорию детского дома приехала полиция. Которые шумом своих сирен разогнали бастующих. С чем не могли справиться воспитатели около часу, одну проблему решили, теперь пришлось решать другие. Нужно было собрать всех детей и распределить их по корпусам, которых составляло около трехсот человек.

К вечеру удалось собрать двести человек, остальные убежали в город, которых стала искать полиция. Директор детского дома, долго наблюдала из окна на происходящее, а вечером. Когда уже большинство воспитанников были собраны по корпусам, то объявила общее собрание для всех, чтобы познакомиться и постараться не допустить эскалацию конфликта. Марина Борисовна Капылова, сама была детдомовская. Она во многих в детстве провела приютах. На собственной шкуре ощутила все невзгоды детдомовской жизни. Многое, что она видела в своей жизни, было трудно ей не только справляться с ударами судьбы, унижениями, побоями, но и самой собой, что было самым сложным. Женщина справилась, не одна, ей помогла в этом Янина Григорьевна, старая воспитательница, которая была тепла с ней, добра и всегда помогала ей в сложных ситуациях. Воспитательница с педагогическим образованием, бывшая учительница русского языка после того, как ушла на пенсию, а ее дети переехали за границу, решила посвятить себя детскому дому. Своей помощью для не до любленных, одиноких детей. Она помогла многим встать на ноги, также и Татьяне Борисовне, которая помогла отучиться на педагога. Женщина, отработав около десяти лет в образовательной среде решила уйти с высокой должности и отдать себя детям, которым нужна помощь. В этот вечер она хотела собрать детей и рассказать ей свою историю, о русской культуре и о правах человека.

Семен тем временем сидел в окно, уже на пустующую площадку и наблюдал, как колышутся верхушки деревьев. Ему было грустно, он скучал по матери. В комнату так никто не зашел, так как всех, кто выступал на митинги и был зачинщик в драках. Закрыли в актовом зале в целях воспитательных работ и велели зубрить устав детского дома. В котором говорилось, как себя вести в обществе, многие ребята уже знали наизусть содержания этого устава. Поэтому, когда их завели в помещение, они стоя стояли возле стены и ждали общего собрания. Через час по громкоговорителю объявили, что общее собрание состоится через тридцать минут до ужина. Поэтому время приема пищи, будет зависеть о самих воспитанников.

Семен услышал сообщение, он в это время уже лежал на кровати и дремал. Когда прозвучала речь, то решил встать и найти актовый зал, чтобы найти кого-нибудь из старших. Спросить у них, о том, как ему долго придется провести здесь. Мальчик открыл дверь, осмотрелся и пошел в сторону лестницы, откуда недавно пришел, там ему встретился один из воспитателей, который куда-то спешил.

– Извините,– обратился он к мужчине,– а как мне пройти в актовый зал?

– За мной иди,– грубо произнес воспитатель. Как потом оказалось, что он был физрук,– ты с какого приюта приехал?– спросил мужчина,– меня зовут Михаил Викторович,– представился он.

– Ни с какого,– ответил мальчик,– меня зовут Семен, я приехал с больницы, там моя мама лежит. У нас сгорел дом, маме стало плохо, а меня отправили сюда.

– Понятно,– ответил мужчина,– пойдем быстрей, а то Марина Борисовна долго не любит ждать!

– Да, хорошо, я уже познакомился с Мариной Борисовной, она мне показалась добрым человеком.

– Человек она добрый, но строгий и любит порядок.

– Я понял, тогда нам нужно поторопиться,– улыбнулся Семен.

Михаил Викторович ничего не ответил, он просто ускорил шаг и шел по коридору. Когда подошел к двери, где было написано «Актовый зал», то пропустил мальчика вперед, а сам зашел за ним. Семен растерялся, он не знал, куда ему идти, вокруг было много народу. Мальчик огляделся, увидел физрука, который прошел ближе к сцене и направился за ним, но был остановлен одним из воспитателей.

– Мальчик, вы с какого корпуса?– спросила женщина.

В это же время зашла Марина Борисовна и услышала вопрос коллеги, на которой сама ответила.

– Кать, это наш ребенок,– мягко произнесла женщина,– посади его в первые ряды, ему нужна адаптация еще.

– Марина Борисовна, я поняла,– ответила девушка, взял мальчика за руку,– пойдем, сядем в первом ряду.

Семен не сопротивлялся, он пошел за воспитателем и сел на сиденье между физруком и воспитателем Екатериной.

Директор детского дома, тем временем вышла на сцену и проверяла микрофон.

– Добрый день, добрый день,– повторяла она,– вы меня слышите?– по интонации голоса, было понятно. Женщина была подавлена немного,– ребята, вы меня слышите,– спрашивала она, дети отвечали, что слышат. Марина Борисовна продолжала повторять до тех пор, пока в зале не наступила полная тишина и все стали смотреть на нее.

Когда она убедилась, что она привлекла внимание зала, то стала расхаживать по сцене. Молча наблюдать, это длилось несколько минут, все находящийся в зале смотрели на нее, как она ходит по сцене, и молчали. Потом женщина подошла к краю сцены, где сидел физрук, и попросила его.

– Михаил Викторович, будьте добры, подайте мне стул.

– Да, сейчас,– ответил мужчина и пригнувшись пошел за кулисы, где вытащил деревянный стул и передал в Марине Борисовне в руки.

– Спасибо!– сказала женщина, взяла стул и подняла его на сцену, а потом поставила ближе краю сцену. Немного правее, чтобы ее было хорошо всем видно и слышно.

Женщина села на стул, осмотрела всех, поднесла ближе микрофон к себе и начала говорить.

– Уважаемые друзья, коллеги,– поздоровалась женщина,– начну с далека. Наша русская культура несет с древних времен с собой ценность о равенстве людей, что не совпадало с другими традиционными взглядами, что создавало субъективность мировоззрений и игнорирования объективной точки зрения.

Начало русской культуры берет свое начало с языческих культур, что связывают себя отличительной особенностью. Огромная территория славянских народов взаимодействовала между собой в траектории равенства. Согласно, историческим данным, славяне относятся к индоевропейской языковой среде. Самостоятельное формирование народа началось с II века до н.э. до V века н.э., с того времени началось освоение территории, культуры и собственного языка, через несколько вековых интеграций. Они стали разделяться на другие культурные и языковые ветви, восточные славяне, украинцы и белорусы. Мировоззрение на восточных славян, предков русских повлияло окружающая среда: земледелие, смена зимних температур, особенности разнообразия природных ресурсов (лесные массивы), необъемные полевые и степные пространства, а также реки и озера. Природа в жизнь славян внесла двойственность. Она для них была как спасением, кормилицей, так и убийцей, и голодом. Леса защищали их от одной опасности, но таили в себе диких зверей, которые могли разорвать и убить. Поля служили для выращивания различных культур, но засуха могла погубить весь урожай. Степи таили опасности, откуда приходили недружелюбные соседи.

Уклад такой жизни не только укреплял их дух, но и формировал культуру. Развитие религиозных форм идет от поклонения силам природы, идолов и до христианского вероисповедания. Любые духовные потребности вносили творческое достояние в русскую культуру. Они выражались в скульптурах, памятниках, живописи, сооружениях и разнообразных строениях или в нематериальных формах: традиции, сказания, были, сказки, форм управления народом (политические, экономические, юридические) и много других творческих выражений и интеллектуальных результатов.

Влияние западной культуры и принятие религии изменили восточных славян. Они не приняли полное содержащую функциональность христианства, которые заключаются в обрядах, законах и культурных особенностей. Создали свое религиозное православное направление и обычаи.

В древнерусском искусстве очень повлияли византийские традиции, они были отражены в основном на религиозной атрибутике и языкового обогащения.

– 13 век – переломный момент, произошло падение русской культуры, один из трагических периодов в стране. Причиной в упадке культурных ценностей была татарское вмешательство, что впоследствии принесло еще один виток интеграции культур;

– 14 век – подъем русской культуры, восстановление патриотизма, развитие зодчества, искусства в целом. Изобразительное искусство, архитектура, художественные произведения литературы («Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»), летописания, сказания и религиозная литература и живопись. Феофан Грек, Андрей Рублев – одни из известных иконописцев того времени, что вкладывали в развитие русской культуры;

– 15 век – внутренние междоусобицы, феодальная война, становление архитектурного наследия;

– 16 век – формирование идеи о Москве, как о третьем Риме. Окончание строительства московского Кремля, помимо Москвы, архитектурные ансамбли строились и в другие города страны. Кремль Москвы состоял из Соборной площади, соборов (Успенский, Архангельский, Благовещенский), Грановитая палата, колокольня Ивана Великого кремлевских стен и башен. Издательство первых печатных книг;

– 17 век – переломный момент. Восстания против государства (С. Разин, И. Болотников), раскол церкви (патриарх Никон), развития науки и светской публицистики. Появления театра и балета;

– 18 век – Россия становится империей, реформы Петра I, «окно в Европу», распространения светской культуры, гуманистических и рационалистических учений, появления новых отраслей культуры: науки, театра, портретной живописи, поэзии, журналистики. Новый этап развития образовательной области, открытия Московского университета (МГУ).

– 19 век (Золотым век) – патриотический подъем, укрепление русской национальной культуры, рост, уровня образования населения, достижение высоких высот в искусстве (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и другие);

– 20 век – переломный век. Революции, противоречивость идеологии общества, мировые войны, тоталитарность мышления. Новые концепции в культуре, волны социальных проблем и политический разлом в государстве.

Кризисные явления 20 века в мировой культуре внесли ускоренный ритм жизни. Технологический прогресс уже в прошлом веке влиял на человека, тем, что его адаптация к современным изменениям опаздывала. Множественные научные открытия, кровопролитные войны, эпидемии, появления ядерного оружия, как самого опасного убийцу. Притом, как и самого лучшего защитника, что стабилизировало безопасность в сознании цивилизации.

На рубеже 21 века, произошли важные изменения в личностной и коллективной культуре человечества. Смена промышленной эпохи на информационную и переход на цифровую эпоху. Агрессивность индустриальной среды поглотилось в мир цифрового формата. Привело к быстрому изменению человека и недопониманию между поколениями. Быстрые трансформации цивилизации формируют нового человека, радикальная смена направления технологического развития и рождение нового социального общества. Мы с вами и есть тот новый человек,– женщина сделала паузу и посмотрела на аудиторию.

Все внимательно смотрели на нее, даже воспитатели с блестящими глазами слушали Марину Борисовну. Женщина улыбнулась, подошла к столу в конце сцены, выпила воды и вернулась, обратно. Женщина продолжила.

– Совокупность различных явлений в определенный период истории, формировал будущее общества в стране. Факторы культурного, политического, религиозного характера определяли особенности политико-правового режима в стране. Строение государственной системы в России началось с V века, во времена разложение родоплеменного строя славян, где господствуют обычаи так называемое архаичное право. Государственная структура начинает формироваться из ряда факторов, племенные разногласия, групповые походы за добычей и рабами. В таких явлениях проявлялись отличившийся воины, которые в будущем облекались властью и особыми полномочиями. Вокруг высокопоставленных личностей, которые избирались исключительно по способностям и воле. На определенный период формировались группы, которые и в дальнейшем служили предводителям. Что следовала развитию военного процесса, судебных функций и т.д., заменяя при этом родоплеменные уставы на демократические.

Загрузка...