Если кто-то думает, что хорошего сына запросто можно воспитать самому без помощи бабушки и дедушки, то он быстрее всего ошибается. Посмотрим и увидим, как много вокруг молодых людей с прекрасным образованием, но, увы, с чёрствой душой. Очень возможно, что эти юноши и девушки сделают хорошую карьеру и будут получать большие деньги. Но только ли в деньгах счастье, и только ли обширные знания в различных областях сделают человека интеллигентным? Врядли. Нет, я не отрицаю знания и деньги, без них сегодня не проживёшь, как впрочем и без хороших навыков коммуникабельности. Уметь общаться сегодня важнее умения пахать землю или строить ракеты. Может я и утрирую, но только для дела. Конечно дети учатся легко общаться уже с садикового возраста, это бесспорно. Но, если вы заходили в садик или в начальную школу, то видели как малыши коммуницируют – кричат и дерутся, причём дерутся до крови. Такое положение весёлым не назовёшь. В чём причина? Психологи говорят, что дети сегодня гиперактивные, многие из детей, по крайней мере. Я не заканчивала факультета психологии, я всего лишь преподаватель физики в гимназии, и спорить со специалистами не имею ни малейшего желания. Приведу просто пример своих сыновей. Они всегда были активными и умели постоять за себя в драке, но жестокости не проявляли. Кото-то может удивить ремарка, но всё же милосердие в характере моих сыновей это заслуга дедушек и бабушек.
Я не ходила в детский сад и мой муж тоже. Вероятно, поэтому нам было легко принять решение, что детей будут смотреть бабушки и дедушки. Пока мы на работе. Такой выбор стал счастливым и для нас, родителей, и для наших малышей. Мы бесконечно благодарны судьбе, которая послала нашим детям чудесных двух бабушек и двух дедушек. Мои родители и родители моего мужа, Станислав Янч и Евгения Янч (Смирнова) посвящали своим внукам всё своё свободное время. Они учили моих сыновей всему, что умели сами. Обучение это велось в непринуждённой, а часто в игровой форме. Педагогических университетов наше старшее поколение не кончало, но уверяю вас, редкий воспитатель детского сада может убедить ребёнка сделать что-либо так, как это удавалось нашим родителям. И ведь не ругали и не шлёпали по мягкому месту, и за чуб не таскали. Поэтому мальчишки с удовольствием общались с дедами и никогда не обзывали бабушку «старой каргой». Им не надо было спасаться от общества назойливых взрослых уходом в себя. Сыновья росли жизнерадостными и коммуникабельными. А когда пошли в школу, у них сразу появились друзья, и учителей мои первоклассники не боялись, а легко задавали вопросы и также легко отвечали на вопросы учителей. Но это потом, а в дошкольном возрасте свои «А как? А где? А почему?» они адресовали чаще всего бабушкам и дедушкам, потому что мама и папа были, как правило, чем-то заняты. Я удивляюсь терпению своих родителей и
родителей мужа, они часами могли выслушивать внуков и отвечать на их бесчисленные вопросы. Согласитесь, что воспитатель в садике не имеет возможности отвечать каждому ребёнку на все его «Зачем и почему?»
Я благодарна нашим родителям и за косвенное влияние на внуков. Дедушка и бабушка были всегда рядом, Валик и Славик учились внимательному отношению к ним. Мальчики поздравляли бабушек и дедушек с праздниками, с именинами, с днём рождения.
Сыновья узнавали от «дедов» о том, какими были в детстве мы с мужем, причём озвучивались наши лучшие качества. Что это дало нам? Сыновья с каждым разом всё больше уважали нас, мы становились для них авторитетом. Не каждому родителю выпадает такое счастье, ведь верно? Быть уважаемыми хотят абсолютно все мамы и папы, но как этого добиться без помощи бабушек и дедушек? Я с трудом могу себе представить уважаемого детьми родителя, который игнорирует возможность постоянного контакта ребёнка с бабушками и дедушками. Нам с мужем фортуна улыбнулась, рядом с Валиком и Славиком находились ещё и две прабабушки. Контакт с прабабушками заслуживает отдельной статьи, скажу только, что они тоже растили наш авторитет у детей. Это происходило непроизвольно – нас не ругали и не критиковали, нас ставили в пример. Низкий поклон моей бабушке Вере и бабушке Кате, бабушке мужа. Прабабушки тоже воспитывали своих правнуков, где косвенно, а где и напрямую. Посудите сами, откуда маленькому человечку знать, как вести себя с родителями – слушаться или не повиноваться, грубить или быть ласковым, критиковать или хвалить. Инстинктом сыновней любви природа человека наделила, но нужны ещё и манеры. Любить – это прежде всего понимать другого, не правдали, но ребёнок такой несмышлёныш. А когда в одной семье живёт 4 поколения, многие вопросы решаются сами по себе. Дети наблюдая, как родители общаются с бабушкой и дедушкой, и как бабушки с прабабабушками, непроизвольно перенимают эту манеру поведения. Для меня в своё время примером сыновнего поведения было отношение моих родителей к бабушке Вере, маминой маме. Вера Николаевна Журомская (Точицкая) жила с нами всё время. Это была мудрая и добрая женщина. Все внуки и внучки, а их было одиннадцать, очень любили её.
Бабушка Вера и моя мама были рукодельницами. Мы с мужем и мои дети всегда выглядели нарядно. Бабушка большую часть дня проводила за швейной машинкой, а мама практически не выпускала из рук вязальные спицы и крючок. Тем не менее у них находилось время для моих сыновей. Они успевали сварить, накормить, умыть, постирать и при этом никогда не ворчали. Младший сын, Вячеслав, был очень придирчив к еде, но бабушка Вера умела его сытно накормить. Она так «сдабривала» кашу сказками и прибаутками, что ребёнку не хотелось убегать из-за стола.
А вот дедушки занимались исключительно воспитанием, будущих мужчин. Моего отца дети сегодня вспоминают, как деда Пранаса, который умел играть в шахматы, загадывать загадки, разгадывать головоломки, решать задачки. Отца мужа, мои сыновья вспоминают, как деда Станислава, который умел плести металлическую сеть, выращивал прекрасную рассаду помидоров и свеклы. Сегодня Валентин с семьёй живёт в доме, который построил дед Станислав собственными руками, практически один. Это был очень крепкий мужчина и целеустремлённый человек.
Одним словом, повезло моим мальчишкам и мне, разумеется, тоже.