Услышать и повторить

весёлая и полезная театральная сказка-игра в двух действиях


Действующие лица:


Аделаида Максимовна – молодая мама, 23 года

Пантелей Евсеевич – молодой папа, 25 лет

Голос малыша Сени

Голос малышки Нюши


События происходят в одном месте – в сквере


Действие первое


Обычный сквер. Несколько деревьев. Клумба с цветами. Скамейка


На ней сидит Аделаида Максимовна. В пёстром летнем брючном костюме, с цветистой сумочкой на плече. Модная молодая мама, даже пышная причёска на голове фиолетового цвета.


Рядом – модная детская коляска. В ней малыш Сеня. Из неё, время от времени, слышится характерные для новорождённых звуки «у-а» и т. д. Она покачивает коляску.


Появляется примерно с такой же коляской Пантелей Евсеевич. В ней – малышка Нюша


Он одет тоже по моде, в пёстром летнем костюме, кепка на голове – разноцветная. Присаживается на скамейку


Аделаида Максимовна: – У вас в коляске мальчик?


Пантелей Евсеевич (встаёт, смотрит в коляску, садится): – Нет, девочка! Звать Нюша. Нам пока ещё только полгода.


Аделаида Максимовна: – А у меня мальчик. Звать Сеня. Нам не полгода, а уже шесть месяцев.


Пантелей Евсеевич: – Значит, ваш Сеня, постарше моей Нюши. Ему уже шесть месяцев, а нам только полгода. А звать-то как?


Аделаида Максимовна: – Я же вам говорила. Его имя Сеня.


Пантелей Евсеевич: – Я про вас спрашиваю.


Аделаида Максимовна: – Меня? Меня – не Сеня. Я Аделаида Максимовна.


Пантелей Евсеевич: – Теперь понятно. А я – Пантелей Евсеевич! Я тут решил свою Нюшу учить разговаривать. Начнём с простого. Пусть повторяет звуки, а потом уже и к словам перейдём. Правда, ей всего полгода.


Аделаида Максимовна: – Я тоже. Сеня у меня уже почти взрослый. Ему шесть месяцев. Буду учить его повторять разные звуки.


Пантелей Евсеевич: – Вместе и попробуем, Аделаида Максимовна. На свежем воздухе хорошо. Они у нас заговорят. Я много всяких слов знаю, Аделаида Максимовна.


Аделаида Максимовна: – Не вы один. Мне тоже кое-какие слова известны, Пантелей Евсеевич. Но сначала звуки.


Пантелей Евсеевич: – Давайте сдвинем коляски вместе! Приблизим их друг к другу. И надо произнести перед началом занятий маленькую вступительную речь.


Встают, сдвигают коляски


Аделаида Максимовна: – Правильно. Им так веселее будет воспринимать учёбный материал.


Пантелей Евсеевич: – Будем им загадки загадывать в стихах? (становятся лицом к зрителям и коляскам). По простой системе. Отгадай и повтори!


Аделаида Максимовна: – А если они не отгадают и не повторят?


Пантелей Евсеевич: – Куда они денутся? Отгадают и повторят. Но сначала надо произнести короткие вступительные стихи. Для порядка. Так принято. Начинайте!


Аделаида Максимовна: – Такой ответственный момент, Пантелей Евсеевич! Я волнуюсь.


Пантелей Евсеевич: – Не волнуйтесь, Аделаида Максимовна! Начинайте! А я поддержу вас! Вы начнёте, а я продолжу.


Аделаида Максимовна (выставив правую руку вперёд, декламирует): –


– Много звуков есть на свете:

Гром, греми! Шуми, трава!

Учатся у звуков дети,

Это тоже ведь – слова!


Пантелей Евсеевич: –


– В звонах, грохотах и стуках

Птицей улетает тишь.

Подражай ты нужным звукам,

Говорить учись, малыш!


Из колясок слышаться бурные аплодисменты. Пантелей Евсеевич и Аделаида Максимовна в страхе пятятся к скамейке, садятся


Аделаида Максимовна: – Мне показалось, что громкие хлопки послышались оттуда (указывает рукой на коляски). Но так наши дети не могут хлопать!


Пантелей Евсеевич: – Конечно, не могут. Это нам обоим показалось.


Аделаида Максимовна, преодолевая страх, крадётся к коляске. Вытаскивает оттуда большую куклу, разглядывает, показывает её Пантелею Евсеевичу. Смотрит в пустую коляску, ощупывает её руками


Аделаида Максимовна: – Слава богу! В коляске никого больше нет. Только мой Сеня. Он так сильно хлопать в ладоши не мог (кладёт его назад). Посмотрите у себя, в коляске. Может что-то там у вас… непонятное?


Пантелей Евсеевич (возмущается): – Да что вы такое говорите (подходит к коляске, достаёт большую куклу, показывает). Вот моя Нюша! Она тоже улыбается, как и ваш Сеня (кладёт куклу в коляску). Нюша у меня не слон же, в конце концов, чтобы так хлопать.


Аделаида Максимовна: – Слоны не хлопают. У них нет рук, а только четыре ноги. Если только ушами. Осмотрите внимательно вашу коляску, Филарет Евсеевич! Может быть, там что-то ещё есть.


Пантелей Евсеевич засовывает в коляску голову, потом шарит в ней руками


Пантелей Евсеевич: – Больше никого. Только Нюша. Нам показалось. Давайте, начинайте, Аделаида Максимовна. Я же говорю, что нам показалось. Будем читать поочередно. Вы – свою загадку! Ждём ответа от одного из наших малышей. Потом я загадываю! Смелее!


Аделаида Максимовна (робко, перед колясками):


– Ходят гуси по дорожке,

Перепончатые ножки.

Гуси вышли на луга

И довольны…


Голос малыша Сени (громким басом): – Га-га-га!


Пантелей Евсеевич в ужасе становится на четвереньки


Аделаида Максимовна: – Ну, что вы, Пантелей Евсеевич, громко гагакаете и ещё пытаетесь изобразить из себя гуся? Я ведь не вам загадку загадала, а нашим малышам. А вы мне – га-га-га!


Пантелей Евсеевич (рукой показывает на коляски, хрипло): – Это не я сообщил вам, Аделаида Максимовна, про «га-га-га». Это ваш славный малыш… э-э-э… Сеня.


Аделаида Максимовна: – Да что вы такое утверждаете? Мой малыш ответил мне «га-га-га» таким басом?


Пантелей Евсеевич встаёт на ноги


Пантелей Евсеевич: – Да. У него прорезался, именно, такой голос (наклоняется к коляске с Нюшей). А ты у меня, Нюшенька, ничего не сказала. Молодец! Сейчас пойдём домой. Не нужны нам никакие загадки и отгадки… громким басом. Правда, ведь?


Голос малышки Нюши (громким контральто): – Нет, папа! Хочу загадки! Сеня сказал «га-га-га». Я с ним согласна!


Голос малыша Сени: – Я тоже хочу научиться повторять звуки!


Аделаида Максимовна и Пантелей Евсеевич становятся на четвереньки и быстро убегают, прячутся за скамейкой


Голос малыша Сени: – Куда они убежали, Нюша?


Голос малышки Нюши: – Не волнуйся, Сеня. Они там, за скамейкой лежат. Придут в себя и появятся перед нами.


Голос малыша Сени: – Конечно, вернуться. Не могут же они оставить своих детей без присмотра.


Голос малышки Нюши: – Зря мы с ними заговорили. Да ещё взрослыми голосами.


Голос малыша Сени: – Ничего, не зря. Я с мамой бы и раньше разговаривал. Но глупость, это, сама посуди. О чём можно говорить с взрослыми людьми? Просто, не знаю.


Голос малышки Нюши: – Да. Совсем не о чем. Они совершенно ничего не понимают в жизни. Странные какие-то.


Голос малыша Сени: – Только умными претворяются. А здесь нам надо говорить, учиться произносить звуки.


Голос малышки Нюши: – Правильно. Они же сами от нас этого хотели. А мы же ведь, всего лишь, представили себя взрослыми. Поэтому и заговорили.


Голос малыша Сени: – А как тут ни заговоришь? Ведь интересно. Они загадывают загадки, а мы отвечаем, Нюша.


Голос малышки Нюши: – Помолчим пока, Сеня. Я слышу и даже вижу в щель, как они назад ползут.


Голос малыша Сени: – Да меня тут тоже много всяких дырочек. Наверное, для вентиляции. Я тоже всё вижу.


К коляскам приползают Пантелей Евсеевич и Аделаида Максимовна. Осторожно встают на ноги, заглядывают в коляски. Ничего и никого постороннего в них не оказывается, только их малыши


Оба встают на ноги. Подходят к скамейкам, садятся


Аделаида Максимовна (обхватив голову руками): – Я этого не переживу, Пантелей Евсеевич! Это что-то непонятное. Наши малыши прекрасно говорят. Да ещё взрослыми голосами.


Пантелей Евсеевич: – Да. Очень взрослыми голосами. Надо признать, Аделаида Максимовна. Но, может быть, это прекрасно. Их теперь не надо будет учить произносить звуки.


Голос малыша Сени: – Нет! Нам надо учиться!


Голос малышки Нюши: – Хотим слушать загадки и давать на них ответы.


Голос малыша Сени: – Обещаем говорить только здесь! А дома будем произносить одни звуки.


Голос малышки Нюши: – Обещаем!


Голос малыша Сени: – Давайте следующую загадку!


Голос малышки Нюши: – Теперь моя очередь отгадывать!


Пантелей Евсеевич с трудом встаёт на ноги, его покачивает. Достаёт из кармана платок, вытирает лоб


Пантелей Евсеевич:


– Уток видели вы где?

Утки плавают в воде.

Меж собою говоря,

Произносят…


Голос малышки Нюши: – Кря-кря-кря!


Аделаида Максимовна: – А ты, Сеня, как считаешь?


Голос малыша Сени: – Я разделяю мнение Нюши. Всё аргументировано.


Голос малышки Нюши: – А вы что, мне не доверяете?


Аделаида Максимовна: – Но почему же, Нюша? Мы ещё раз желаем убедиться в том, что…


Пантелей Евсеевич: – Всё так получилось неожиданно, дети. У меня до сих пор колени дрожат.


Голос малыша Сени: – Это пройдёт, Пантелей Евсеевич.


Голос малышки Нюши: – Следующую загадку давайте!


Аделаида Максимовна (встаёт на ноги): – К тому, что вы говорите, да ещё грубыми голосами. Правда, я уже начинаю привыкать к этому, малыши. Но мне не понятно, как вы отгадываете загадки. Вы же не видели ещё ни гусей, ни уток и ничего другого.


Пантелей Евсеевич: – Это и мне не совсем понятно.


Голос малыша Сени: – Чего тут не понятного? Всё мы видели и нам известно то, что вам не положено знать. Потому, что вы взрослые.


Аделаида Максимовна: – Но где видели вы тех же гусей?


Пантелей Евсеевич: – Признавайтесь, где!


Голос малышки Нюши: – Мы во сне летаем и видим всё. Но не будем отвлекаться. Продолжайте обучать нас произношению звуков! Это нам потом в жизни пригодится.


Аделаида Максимовна:


– Поросёнок, хвост крючком,

Землю роет пятачком.

С ним сейчас поговорю

И, как он, скажу…


Пантелей Евсеевич: – Хрю-хрю!


Голос малыша Сени: – Я согласен с Пантелеем Евсеевичем. Именно, «хрю-хрю».


Голос малышки Нюши: – Папа правильно ответил на вопрос, Аделаида Максимовна.


Аделаида Максимовна: – Но не твой папа должен отвечать, а кто-то из вас, Нюша и Сеня. Тем более, я уже привыкла к вашим громким и грубым голосам.


Пантелей Евсеевич: – А я не сдержался! Нервы шалят. Но так мне захотелось произнести «хрю-хрю»!


Аделаида Максимовна: – Теперь ваша очередь, Пантелей Евсеевич!


Пантелей Евсеевич:


– Курочка яйцо снесла,

В гости нас она звала.

Повторить за ней легко

И запомнить…


Аделаида Максимовна: – Ко-ко-ко!


Голос малыша Сени: – Мама, но ты же не курица! Кто, в конце концов, лежит в коляске – я или ты?


Аделаида Максимовна: – Имею же и право отгадать загадку и произнести отгадку! Почему Пантелею Евсеевичу можно так поступать, а мне нет?


Пантелей Евсеевич: – Не будем же мы ссориться! Загадок и звуков всем хватит.


Голос малышки Нюши: – Вы взрослые такие эгоистичные! Никак не могу вас понять. Вокруг вас столько детей, а вы на них не обращаете никакого внимания.


Аделаида Максимовна: – Нюшенька, да нас в сквере, всего-то, четверо – двое взрослых и два малыша в колясках. Но, не считая, конечно, муравьёв, жучков и паучков, в траве.


Пантелей Евсеевич: – Правильно. Муравьи совсем из другого коллектива.


Голос малыша Сени: – Какой сквер? Чего вы говорите? Вы же в ненастоящем сквере.


Пантелей Евсеевич (со страхом, озираясь): – А где мы? Почему сквер ненастоящий?


Голос малышки Нюши: – Вы находитесь на сцене, в театре, и на вас смотрят дети самых разных возрастов. Кстати, и взрослые тоже.


Аделаида Максимовна и Пантелей Евсеевич смотрят в зрительный зал. Прячутся за скамейку


Пантелей Евсеевич: – Как мы здесь оказались, Аделаида Максимовна?


Аделаида Максимовна: – Не знаю, Пантелей Евсеевич. Но так неудобно получилось. Вокруг столько детей, а я ползала перед ними на четвереньках. Заметьте, не по земле, а по самой настоящей сцене.


Пантелоей Евсеевич: – Ну, вы-то, Аделаида Максимовна, ладно. Но ведь я тоже ползал и ещё, извините, хрюкал. Изображать курицу – ещё ничего, но вот свинью.


Голос малыша Сени: – А почему вы, Пантелей1 Евсеевич, не уважаете свиней?


Пантелей Евсеевич: – Да, я их уважаю, Сеня. Но… Всё нормально, свиньи – тоже люди! Ура!


Голос малышки Нюши: – Папа, ты не прав!


Голос малыша Сени: – Хватит от зрителей прятаться! Безобразие какое-то! Встаньте в полный рост! Подойдите к ним поближе и поздоровайтесь!


Голос малышки Нюши: – И наши коляски подкатите к ним поближе. Мы тоже с детьми и взрослыми хотим поздороваться.


Аделаида Максимовна и Пантелей Евсеевич разворачивают коляски в сторону зала, делают вперёд несколько шагов


Аделаида Максимовна: – Здравствуйте, дорогие дети и взрослые!


Пантелей Евсеевич: – Приветствуем вас!


Голос малыша Сени: – Здравствуйте, дорогие зрители!


Голос малышки Нюши: – Здравствуйте!


Зрительный зал: – Здравствуйте!


Аделаида Максимовна: – А мы вот гуляли в сквере со своими малышами и оказались, почему-то, на сцене. Извините, если что.


Пантелей Евсеевич (к залу): – Мы вам не помешали? Ничего, что мы здесь?


Зрительный зал: – Нет! Не помешали!


Голос малыша Сени: – Не обращайте внимания, дорогие зрители, на наших родителей! Они ведь взрослые.


Голос малышки Нюши: – У них совсем другой мир. Иногда они забывают, что когда-то тоже были малышами.


Аделаида Максимовна: – Но почему же? Я хорошо помню то время, когда была совсем маленькой девочкой.


Пантелей Евсеевич: – А я не помню. Наверное, сразу появился на свет таким вот большим дяденькой.


Голос малыша Сени: – Нам тоже хочется загадывать нашим зрителям загадки!


Голос малышки Нюши: – Они ведь хотят изучать и повторять звуки!


Аделаида Максимовна: – Пусть будет так! Если нас так много, то все и будем подражать разным звукам. Но вы-то, совсем малыши, которые лежат в колясках! Откуда вы знаете про загадки и разные звуки?


Голос малыша Сени: – Мама! Нам снится много самых и необычных интересных снов!


Голос малышки Нюши: – Там и загадки всякие и звуки, и отгадки. Чего только нам не снится!


Пантелей Евсеевич: – Хорошо! Так даже интересней! Начинайте вы, Аделаида Максимовна, потом моя дочь Нюша, затем я и в самом конце – Сеня.


Голос малыша Сени: – Согласен!


Голос малышки Нюши: – Начнём!


Аделаида Максимовна (к зрителям):


– С ранней утренней поры

Разбудил петух дворы.

Не впадает он в тоску

И кричит…


Зрительный зал: – Ку-ка-ре-ку!


Пантелей Евсеевич: – Ты посмотри, какие у нас грамотные и умные дети. Они знают, как кричит петух! (ходит по сцене, изображает петуха). Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!


Голос малыша Сени: – Не верю, Пантелей Евсеевич! Вы не совсем вошли в образ петуха! Мне через щель в коляски всё видно.


Голос малышки Нюши: – Папа, ты должен себя не только представить, но и ощутить петухом. Я тоже всё вижу. Ты должен быть настоящим петухом!


Пантелей Евсеевич: – Ещё чего не хватало, Нюша! Я же твой папа! Разве я могу быть петухом?


Аделаида Максимовна: – Оставим петуха в покое! Следующую загадку будет загадывать Нюша!


Голос малышки Нюши:


– Лошадь велика, гриваста.

Говорит она не часто.

В речи, только и всего,

Громкий возглас…


Зрительный зал: – И-го-го!


Аделаида Максимовна (скачет по сцене): – И-го-го! И-го-го! Я лошадь! Я лошадь!


Голос малыша Сени: – А почему ты мне, мама никогда не говорила, что ты – лошадь?


Голос малышки Нюши: – Сеня, успокойся! Аделаида Максимовна – не лошадь. Она только хочет такой казаться.


Голос малыша Сени: – Я не совсем согласен. Тут надо решить, кто она: лошадь или человек.


Голос малышки Нюши: – Сеня, всё нормально. Аделаида Максимовна – человек.


Аделаида Максимовна: – Да, Сенечка, я – твоя мама и я – человек! И-го-го!


Пантелей Евсеевич: – Какая разница человек вы или лошадь? Главное – всегда быть добрым и весёлым.


Голос малыша Сени: – Ну, давайте, Филарет Евсеевич! Следующая загадка за вами!


Пантелей Евсеевич (к залу):


– По квартире ходит кот,

Нет у Мурзика забот.

Он нашёл себе забаву,

Повторяет…


Зрительный зал: – Мяу-мяу!


Аделаида Максимовна: – Молодцы, мальчики и девочки! Да и все взрослые в зрительном зале. Прекрасно!


Пантелей Евсеевич: – Ну, кошку, наверное, все видели, потому и мяукают.


Голос малыша Сени: – А может быть не все, Пантелей Евсеевич.


Пантелей Евсеевич начинает ходить из стороны в сторону


Голос малышки Нюши: – Ну, что ты, папа нервничаешь? Надо пробежать на четвереньках по сцене и помяукать.


Аделаида Максимовна: – Я сама хочу помяукать! Я никому не доверю показывать, как передвигается и разговаривает кошка.


Пантелей Евсеевич: – Да, пожалуйста, Аделаида Максимовна. Я протестовать не буду. Изображайте!


Аделаида Максимовна становится на четвереньки и начинает двигаться по сцене, Изображает кошку и произносит: «Мяу-мяу!»


Голос малыша Сени: – Всё, мама, хватит!


Голос малышки Нюши: – Достаточно, Аделаида Максимовна! Наши зрители уже всё поняли.


Аделаида Максимовна встаёт на ноги


Аделаида Максимовна: – Я, вообще-то, ещё могу немного побыть кошкой. Мне нравится.


Пантелей Евсеевич: – Сейчас настала очередь обращаться к зрителям вашего малыша Сени. Тебе слово, Сеня!


Голос малыша Сени:


– Собака хвостиком виляет,

По двору она гуляет.

Собака, кверху нос задрав,

Всем говорит своё…


Зрительный зал: – Гав-гав!


Голос малышки Нюши: – Молодцы! Правильно.


Аделаида Максимовна становится на четвереньки


Пантелей Евсеевич: – Что вы собираетесь делать, Аделаида Максимовна?


Аделаида Максимовна: – А вы что, не понимаете, Пантелей Евсеевич? Я буду изображать собаку.


Пантелей Евсеевич подходит к Аделаиде Максимовне, ставит её на ноги


Пантелей Евсеевич: – Не позволю!


Аделаида Максимовна: – Это почему же?


Пантелей Евсеевич: – Да, потому что!


Голос малыша Сени: – Мама, ну как ты не поймёшь! Теперь пришла очередь Пантелея Евсеевича очередь изображать.


Голос малышки Нюши: – Не кого-то, а собаку!


Аделаида Максимовна: – Он не сможет.


Пантеоей Евсеевич: – Ещё как смогу!


Становится на четвереньки, начинает быстро бегать, вертеть головой, произносить: «Гав-гав!»


Голос малыша Сени: – На первый раз сойдёт.


Голос малышки Нюши: – Папа потренируется дома, а потом ещё и на улице, и никто, и никогда не сможет отличить его от настоящей собаки.


Аделаида Максимовна: – У Пантелея Евсеевича не чувствуется в лае или, проще говоря, в гавканье душевной теплоты. Надо так подавать голос, проникновенно, душевно, медленно – гав-гав!


Пантелей Евсеевич (встаёт на ноги, отряхивает брюки): – Я буду тренироваться, репетировать и года через три-четыре у меня многое получится. Но медленно ни одна в мире собака не лает, Аделаида Максимовна! Вы уж лучше приступайте к следующей загадке! Ваша очередь!


Аделаида Максимовна: – Только не надо мне напоминать, Филарет Евсеевич. Я знаю (к залу).


Быть может, для тебя и ново,

Но молоко даёт корова,

И я не знаю, почему

Всем говорит Бурёнка…


Зрительный зал: – Му-у!


Пантелей Евсеевич (к залу): – Отлично! Вы, оказывается, знаете, как мычит корова! Я очень рад!


Голос малыша Сени: – Давайте все дружнее промычим! Му-у!


Зрительный зал: – Му-у! Му-у!


Голос малышки Нюши: – У наших зрителей даже лучше, чем у коров, получается!


Аделаида Максимовна: – Наверное, они посещают специальный кружок в Доме детского творчества или в школе.


Пантелей Евсеевич: – Какой кружок?


Голос малыша Сени: – Самый обычный. Там детей полгода учат мычать. Кружок… по мычанию.


Голос малышки Нюши: – Зачем полгода? За три месяца можно научиться мычать.


Аделаида Максимовна: – Не отвлекайте меня! Я должна собраться с мыслями. Мне сейчас предстоит изображать корову.


Пантелей Евсеевич: – Так чего же вы медлите, Аделаида Максимовна! Изображайте!


Аделаида Максимовна приставляет ладони к голове, ходит по сцене и произносит: «Му-у!»


Голос малышки Нюши (восторженно): – Да, вы, Аделаида Максимовна, настоящая корова!


Пантелей Евсеевич: – А я от имени всех коров Земного Шара выражаю протест!


Голос малыша Сени: – Почему?


Пантелей Евсеевич: – Где вы видели двуногую корову? Все серьёзные и умные коровы передвигаются только на четырёх конечностях. А вы, Аделаида Максимовна, всё испортили! Мне обидно за всех коров!


Голос малыша Сени: – А вы, Пантелей Евсеевич, представьте, что моя мама – корова, и всё будет нормально.


Голос малышки Нюши: – Папа, ты не прав. Аделаида Максимовна – настоящая корова!


Аделаида Максимовна: – Вы слышали, Пантелей Евсеевич, что ваша малышка Нюша говорит? Вот, именно! Я – корова!


Пантелей Евсеевич: – А я вот этого не увидел. Ну, как хотите, а я вот лично опечален (машет рукой). Нюша, теперь ты говори!


Голос малышки Нюши:


– Перед птицей не робей.

Эта птичка – воробей.

По дорожке прыг-прыг-прыг

Со словами…


Зрительный зал: – Чик-чирик!


Аделаида Максимовна (к залу): – Грандиозно! Сейчас Пантелей Евсеевич покажет всем, как прыгает и чирикает воробей!


Пантелей Евсеевич: – Почему я?


Голос малыша Сени: – Потому, что ваша очередь.


Голос малышки Нюши: – Папа, ну, это же просто. Надо сесть на корточки, потом прыгать и чирикать.


Аделаида Максимовна: – Неужели вам, Пантелей Евсеевич, трудно представить, что вы – воробей?


Пантелей Евсеевич: – И совсем не трудно. Очень даже легко (садится на корточки). Вот, пожалуйста! Перед вами – воробей! Самая прекрасная птица на свете. Почти что, лебедь.


Голос малыша Сени: – Надо изображать воробья, а не лебедя и даже не гуся.


Пантелей Евсеевич прыгает на корточках и произносит: «Чик-чирик!»


Голос малышки Нюши: – Я горжусь своим папой!


Аделаида Максимовна: – Вы, наверное, в прошлой жизни, Пантелей Евсеевич, были воробьём?


Пантелей Евсеевич (встаёт на ноги): – Нет. В прошлой жизни я был водолазом.


Голос малыша Сени: – Почему водолазом?


Пантелей Евсеевич: – Мне так кажется.


Голос малышки Нюши: – Всем внимание! Я загадываю загадку! (пауза):


– Знай, малыш, от ушей до хвоста

Тигр огромный похож на кота.

Но не любит кошачьей игры.

Повтори за ним громкое…


Зрительный зал: – Ры-ы!


Аделаида Максимовна: – Да! Примерно так, дети!


Пантелей Евсеевич: – Только на сей раз ни «ку-ка-реку» и даже не «му-у»


Голос малыша Сени: – А этого никто и не говорил, Пантелей Евсеевич.


Голос малышки Нюши: – Папа, на всякий случай, предупреждает, что тигр не может, к примеру, кукарекать.


Аделаида Максимовна: – Твой папа, Нюша, тянет время. Он не хочет становиться на четвереньки и рычать.


Пантелей Евсеевич: – Я выступаю на сцене только в порядке живой очереди.


Голос малыша Сени: – Мама, сейчас ты должна ползать и рычать. Ты забыла?


Аделаида Максимовна: – Я помню, но я в раздумье.


Голос малышки Нюши: – Но если вы не хотите, то мой папа может побыть немного тигром.


Пантелей Евсеевич: – Как это… тигром, да ещё и без очереди? Кроме того, вы учтите, что совсем недавно я был воробьём. Мне нелегко переключиться с одного образа на другой.


Голос малыша Сени: – Но мы же пока не научились с Нюшей передвигаться по сцене. Тем более, на четвереньках.


Голос малышки Нюши: – Мы ещё очень маленькие.


Аделаида Максимовна: – Когда я слышу ваши громкие голоса, малыши, то сомневаюсь в этом.


Пантелей Евсеевич: – Хорошо (становится на четвереньки). Я – тигр!


Ползает по сцене и произносит: «Ры-ы!» Встаёт на ноги


Голос малыша Сени: – Теперь тебе, мама, придётся изображать подряд двух следующих животных или птиц.


Голос малышки Нюши: – Но это же, здорово, кого-то изображать!


Аделаида Максимовна: – Сейчас ваше время пришло, Пантелей Евсеевич! Загадывайте!


Пантелей Евсеевич:


– К пасеке летит пчела,

Она мёду принесла.

Обгоняя стрекозу,

Говорит она…


Зрительный зал: – Зу-зу!


Голос малыша Сени: – Я верил, что наши зрители справятся с этой задачей! Так и получилось!


Голос малышки Нюши: – Многие и прокричали «зу-зу». Как раз – в рифму.


Аделаида Максимовна: – Хорошо, что тут не надо становится на четвереньки (бегает по сцене и машет руками). Зу-зу! Зу-зу!


Пантелей Евсеевич: – Остановитесь, Аделаида Максимовна! Вы же должны изображать не ворону, а пчелу.


Аделаида Максимовна (останавливается): – А я что делаю?


Пантелей Евсеевич: – Вы машете руками, как очень большая птица. А пчела так не летает. Она ведь не птица. Вы никогда не станете пчёлой, Аделаида Максимовна! Вам не дано!


Голос малыша Сени: – Мама, тебе надо было взять в руки табличку, на которой большими буквами было бы написано «ПЧЕЛА». Тогда было бы здорово.


Пантелей Евсеевич: – А если, допустим, муравей будет бегать с табличкой, на которой написано «СЛОН»! Что будет? Ничего! Ему никто ему не поверит.


Голос малышки Нюши: – Лично я, папа, поверила бы. Ведь там же написано, что он слон.


Пантелей Евсеевич: – Ну, не знаю. Вы меня совсем запутали. Сейчас пусть малыш Сеня говорит. Его очередь обращаться к зрителям. Ждём от тебя загадку, Сеня!


Голос малыша Сени:


– Давно уже известно нам,

Что ослик маленький упрям.

Есть у него свои слова,

Но главное из них…


Зрительный зал: – И-а!


Голос малышки Нюши: – Я в восторге! Большинство зрителей знает, как кричит осёл.


Аделаида Максимовна: – А кто не знает, я сейчас продемонстрирую (становится на четвереньки, неторопливо движется по сцене). И-а! И-а!


Пантелей Евсеевич: – Вставайте же, Аделаида Максимовна! Все и всё поняли.


Голос малыша Сени: – Пусть мама, если хочет, то ещё так походит.


Аделаида Максимовна встаёт на ноги


Голос малышки Нюши: – Правильно. Надо вставать и знакомить зрителей со следующей загадкой.


Аделаида Максимовна: – Так я всегда, пожалуйста (к залу).


– Травка на лугу свежа,

Жук летит над ней, жужжа.

А тебе я так скажу:

Повтори за ним…


Зрительный зал: – Жу-жу!


Голос малыша Сени: – Ничего не скажешь. Вполне, нормально отгадали.


Голос малышки Нюши: – Я тоже считаю, что… жу-жу.


Пантелей Евсеевич (садится на скамейку): – Жу-жу! Жу-жу!


Аделаида Максимовна: – А вы почему это, Пантелей Евсеевич, не ползаете по сцене? Вы что не жук, что ли?


Пантелей Евсеевич: – А я летел и увидел скамейку. Вот на неё и приземлился, то есть, прискамеился. У нас, у жуков, только так. Сел – и прожужжал. Жу-жу!


Аделаида Максимовна: – Ну, вы и жук!


Пантелей Евсеевич: – Нуда, я не спорю. Я – жук!


Встаёт со скамейки


Голос малыша Сени: – Твоя очередь, задавать зрителям вопрос, Нюша. А загадка о жуке уже в прошлом.


Голос малышки Нюши:


– Коза умеет говорить,

И нам её не укорить,

И на словах, и на уме

Есть у козы одно лишь…


Зрительный зал: – Ме-е!


Аделаида Максимовна: – Разумеется, ме-ме. С этим не поспоришь! Итак, трижды повторяю! Ме-е! Ме-е! Ме-е!


Пантелей Евсеевич: – Не понял!


Аделаида Максимовна: – А чего не ясного?


Пантелей Евсеевич: – Вы, Аделаида Максимовна, на четвереньки не встали и по сцене не пробежались. Что за коза такая?


Аделаида Максимовна: – Нормальная, современная и находчивая коза. Встала на задние ноги и сказала своё решительное… ме-е.


Пантелей Евсеевич: – Над вами сейчас все козы смеются.


Голос малыша Сени: – А я вот в зале через щель в коляске ни одной козы не увидел.


Голос малышки Нюши: – Я тоже. Там только люди.


Аделаида Максимовна: – Так что, козы надо мной смеяться не будут!


Пантелей Евсеевич: – Изображения вами козы полностью лежит на вашей ответственности! Подумайте над своим поведением! А я загадываю детям и взрослым следующую загадку! (к залу).


– Ты скажи-ка нам, барашек,

Сколько на тебе рубашек?

Хорошо в траве тебе?

И баран ответил…


Зрительный зал: – Бе-е!


Голос малыша Сени: – Ну, всё они знают, всё умеют!


Голос малышки Нюши: – Потому, что они дети. А были бы взрослыми, тогда другое дело. Ничего бы не умели.


Аделаида Максимовна: – А вы теперь – барашек или баран, Пантелей Евсеевич. Приступайте к своим обязанностям!


Пантелей Евсеевич (становится на четвереньки, не только передвигается по сцене, но и дёргает ногами): – Бе-е! Бе-е! (встаёт). Хорошо получилось?


Голос малыша Сени: – Нормально. Только почему вы дёргали ногами?


Пантелей Евсеевич: – Я брыкался, как все бараны. Они ведь не только говорят «бе-е», но ещё и дрыгают ногами.


Аделаида Максимовна: – Где вы это видели?


Пантелей Евсеевич: – В кино! Или по телевизору. Но где-то видел, как они брыкаются. Почти, как лошади.


Голос малыша Сени: – Теперь мне надо загадывать детям загадку (к залу).


Живёт лягушка у болота,

Поговорить и ей охота.

Произнеси её слова,

Как и она, скажи…


Зрительный зал: – Ква-ква!


Аделаида Максимовна: – Браво, дети!


Хлопает в ладоши, как и Пантелей Евсеевич. Громкие аплодисменты раздаются из колясок


Пантелей Евсеевич: – Учтите, Аделаида Максимовна, лягушки не только квакают, но и скачут.


Аделаида Максимовна: – Сама знаю!


Становится на четвереньки и пытается скакать, как лягушка, при этом несколько раз громко произносит «ква-ква»


Пантелей Евсеевич: – Так вот, как, оказывается, скачут лягушки, А я и не знал.


Голос малыша Сени: – Всё знать невозможно, Пантелей Евсеевич.


Голос малышки Нюши: – Но стремиться к этому надо, папа.


Пантелей Евсеевич: – А вот и учусь, Нюша. Сегодня лягушка, завтра – мышка, послезавтра – носорог.


Аделаида Максимовна: – Вот сейчас я прочитаю такую загадку, что всем она очень понравиться. Особенно вам, Пантелей Евсеевич. Только не садитесь на скамейку.


Пантелей Евсеевич (заранее становится на четвереньки): – Я уже приготовился. Читайте, Аделаида Максимовна!


Голос малыша Сени: – Видишь, Нюша, какой твой папа серьёзный и ответственный человек. Ещё загадка не прозвучала, а он уже кого-то изображает.


Голос малышки Нюши: – Он всегда такой. Если собирается завтрашним утром сходить за хлебом, то одет уже с вечера. Всю ночь что-то по телевизору смотрит и приходит за полтора час до открытия магазина.


Аделаида Максимовна: – Ну, если все уже готовы, то я читаю (к залу)!


Волку холодно зимой,

Воет он перед пургой.

Волки воют на луну,

Повторяя букву…


Зрительный зал: – У-у!


Пантелей Евсеевич (начинает передвигаться на четвереньках): – У-у! У-у!


Голос малыша Сени: – Надо голову вверх поднимать, Пантеолей Евсеевич. Вы же волк, а не черепаха.


Голос малышки Нюши: – Черепахи, вообще, не воют и никаких звуков не издают.


Пантелей Евсеевич встаёт на ноги


Аделаида Максимовна: – Волки, Пантелей Евсеевич, воют долго и протяжно. Примерно, как теплоходы, на реке. Вы у наших зрителей поучились бы выть.


Пантелей Евсеевич: – Может, мне стоит уйти в зрительный зал и выть оттуда?


Голос малыша Сени: – Нет. Оставайтесь тут!


Голос малышки Нюши: – Как же папа в зрительном зале будет вставать на четвереньки? Если только в проходе, между рядами.


Аделаида Максимовна: – Ползать по зрительному залу не стоит. Зачем детей пугать? А на сцене, пожалуйста! На ней можно делать всё. Нюша, теперь твоя очередь задавать следующий вопрос зрителям. Я хотела сказать, загадку.


Голос малышки Нюши:


– Где ночной дубовый бор,

Филин начал разговор.

У всех захватывает дух,

Когда кричит он громко…


Зрительный зал: – У-ух!


Аделаида Максимовна (зрителям): – Поздравляю, дорогие зрители! Вам удалось изобразить крик филина.


Пантелей Евсеевич: – Они, наверное, часто бродят по ночному лесу. Там и услышали, как кричит филин.


Голос малыша Сени: – Мама, почему ты не изображаешь крик филина?


Аделаида Максимовна: – Сейчас, Сеня, изображу (машет руками, подпрыгивает). У-ух! У-ух!


Пантелей Евсеевич: – Это больше похоже не на филина, а на футбольный мяч. Когда он в ворота влетает, так же подпрыгивает.


Голос малыша Сени: – Причём здесь ворота? Голы ведь не обязательно забивать, главное – разогреться.


Голос малышки Нюши: – И культурно провести время на футбольном поле!


Аделаида Максимовна: – Я возражаю! Я изображала филина, а не футбольный мяч!


Пантелей Евсеевич: – Если бы филин, Аделаида Максимовна, так изображал вас, то вы, наверное, обиделись бы на него. Может быть, даже неделю бы с ним не здоровались.


Голос малыша Сени: – У меня мама культурная. Она со всеми здоровается. Вчера на кухне увидела таракана и сказала: «Ну, здравствуйте!».


Голос малышки Нюши: – А с филином можно поздороваться только в ночном лесу.


Аделаида Максимовна: – Некогда мне по ночам по лесу бродить. Я же не кикимора, в конце концов!


Пантелей Евсеевич: – Мне горько и обидно потому, Аделаида Максимовна, что вы не уважаете филинов. А вот наши, дорогие зрители, очень любят их.


Голос малыша Сени: – Мама, купи мне филина!


Аделаида Максимовна: – Когда подрастёшь, Сеня, тогда я куплю, может быть. А сейчас пусть Пантелей Евсеевич загадает следующую загадку нашим зрителям.


Филарет Евсеевич (к залу):


– Слон громко хоботом трубит,

Язык им тоже не забыт,

Как будто бы, трубит в трубу.

Кричит он сильно…


Зрительный зал: – Бу-бу-бу!


Голос малыша Сени: – Превосходно!


Голос малышки Нюши: – Отлично!


Пантелей Евсеевич вразвалочку ходит по сцене, изображает слона и несколько раз повторяет: «Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»


Голос малыша Сени: – Мама, купи мне слона!


Аделаида Максимовна: – Сеня, успокойся! В зоомагазине слоны не продаются (к залу). Дети, у кого-нибудь из вас, в квартире, живёт слон?


Зрительный зал: – Нет!


Аделаида Максимовна: – Вот видишь, Сеня, ни у кого из наших зрителей нет слонов.


Голос малыша Сени: – Мама, купи нашим зрителям слонов!


Аделаида Максимовна: – Когда ты, Сеня, подрастёшь, то поймёшь, что твоя мама на свою зарплату может купить только пару хомячков!


Голос малыша Сени: – Согласен! Купи мне хомячков!


Голос малышки Нюши: – Давайте, следующую загадку!


Аделаида Максимовна: – Подождите! Я хочу обратиться к нашим зрителям (к залу). Я стихи вам прочитаю, и вы поймёте, в чем дело. Это совсем не загадка, но стихи с вопросом. Слушайте!


Ответьте, дорогие дети!

Понравились вам звуки эти?


Зрительный зал: – Да! Понравились!


Аделаида Максимовна (продолжает): –


– Хочу сказать вам, детвора:

Немного отдохнуть пора!


Голос малыша Сени: – Мама, ты думаешь, все зрители поняли то, о чём ты сейчас сообщила?


Аделаида Максимовна: – Что тут не понятного? Конец первого действия!


Голос малышки Нюши: – Вы можете попытаться сказать попроще, Аделаида Максимовна?


Аделаида Максимовна: – Я не намерена что-то упрощать, Нюша! Это не в моём характере.


Пантелей Евсеевич (к залу): – Короче, дорогие зрители! Антракт! А если ещё проще, то отдохните немного от нас. Встретимся с вами через десять минут!


Занавес закрывается



Действие второе


Та же обстановка


Аделаида Максимовна и Пантелей Евсеевич прогуливаются по сцене с колясками. Достают из них кукол, разглядывают, потом кладут их на место. Подъезжают с колясками поближе к зрителям


Аделаида Максимовна (смотрит в зал): – Надо же! Мы опять оказались на сцене и на нас смотрят зрители.


Пантелей Евсеевич: – Вы что, Аделаида Максимовна, забыли, что мы договорились встретиться с ними через десять минут.


Аделаида Максимовна: – Вспомнила! Мы же загадываем загадки и произносим вместе с детьми и взрослыми всякие и разные звуки.


Пантелей Евсеевич: – Сейчас ничего не надо будет отгадывать. Надо только повторять звуки и всё!


Голос малыша Сени: – Почему, Пантелей Евсеевич?


Голос малышки Нюши: – Почему, папа?


Аделаида Максимовна: – А кто же будет отгадывать?


Пантелей Евсеевич: – Никто! Это особенные звуки, их просто надо повторять и запоминать, учиться правильно произносить.


Голос малыша Сени: – Не понял! Какие ещё особенные звуки?


Голос малышки Нюши: – Звуки есть звуки. Что в них особенного?


Аделаида Максимовна: – Я всё поняла! Эти звуки исходят от неодушевлённых предметов и природных явлений.


Пантелей Евсеевич: – Вот именно! Они посложнее, и далеко не всё можно угадать. Но повторять их надо.


Аделаида Максимовна: – Сейчас я сообщу об этой новости нашим зрителям! (к залу).


Удивительные звуки

Нам не взять, конечно, в руки.

Но зато у нас есть уши,

Чтобы слышать, чтобы слушать.

Звуки помни, не теряй

И почаще повторяй!


Пантелей Евсеевич (к залу): – Внимание, славные наши зрители! Все эти звуки вам знакомы, их просто надо повторить!


Голос малыша Сени: – А если получится, то и запомнить!


Голос малышки Нюши: – У наших зрителей все получится! Они очень старательные и умные.


Аделаида Максимовна (к залу): –


Мир с тобою подрастал

От зари и до зари.

С погремушкой ты играл.

Вспомни звук её: «Шри-шри!».


Повторяем за мной! Шри-шри!


Зрительный зал: – Шри-шри! Шри-шри!


Пантелей Евсеевич (к залу): – Ну, звук погремушки, дорогие мои, я изобразить не смогу. Даже если на голову встану. Так что (звукорежиссёру, звукооператору). Звук погремушки, пожалуйста, в зрительный зал!


Слышится звук погремушки


Голос малыша Сени (к залу): – А теперь слушайте меня!


Шапки сняли мы. Апрель!

Время модных кепок, шляп.

С крыш течёт вода. Капель!

Повтори, малыш: «Кап-кап!».


Повторяем! Кап-кап!


Зрительный зал: – Кап-кап! Кап-кап!


Слышится звук капели. Аделаида Максимовна и Пантелей Евсеевич смотрят вверх, уворачиваются от капель, обтряхивают руками одежду. Обходят лужи


Пантелей Евсеевич (к залу): – Молодцы! Так же вода из крана на кухне капает, если его плохо прикрыли. Итак, слушаем и повторяем!


Шишек много на сосне

До весны висит.

Вот одна летит ко мне

С громким свистом: «Си-ит!».


Все повторили! Си-ит! Си-ит!


Зрительный зал: – Си-ит! Си-ит!


Слышится звук падающей сосновой шишки или что-то похожее


Голос малыша Сени: – Хорошо, что на нас шишки не падают, Нюша


Голос малышки Нюши: – Мы с тобой, Сеня, в колясках, под надёжным пологом. А сейчас я стихи прочитаю (к залу). Внимание!


В детский сад спешить пора.

Мы будильник завели.

Ровно в семь часов утра,

Зазвонит он: «Три-лю-ли!».


За мной скажите то же самое! Три-лю-ли! Три-лю-ли!


Зрительный зал: – Три-лю-ли! Три-лю-ли!


Слышится звук будильника


Аделаида Максимовна: – Вообще-то, будильники всякие бывают и у них голоса разные. Например, дринь-бинь или тили-трим.


Пантелей Евсеевич: – Согласен (разводит руками). Но у нас такой вот. У моемо товарища по работе будильник громко и сурово предупреждает: «Если ты сейчас не встанешь, то я окачу тебя холодной водой!».


Голос малыша Сени: – Ну, и как, Пантелей Евсеевич?


Пантелей Евсеевич: – Нормально! Мой друг быстро вскакивает и бежит на работу. Но потом возвращается назад.


Голос малышки Нюши: – Почему, папа, он возвращается?


Пантеолей Евсеевич: – Потому, Нюша, что он стремительно вспоминает. То самое вспоминает, что забыл надеть на себя штаны и рубашку!


Аделаида Максимовна: – Похвально, что у вашего друга, Пантелей Евсеевич, такая хорошая память.


Пантелей Евсеевич: – Не всегда, Аделаида Максимовна. Порой он только в автобусе замечает, что едет в одних трусах.


Аделаида Максимовна: – Оставим его в покое. Теперь я читаю стихи (к залу).


По шоссе машина мчит,

Шелест тормоза и скрип.

Голос у неё сердит.

Повторяй за ней: «Би-бип!».


Итак! Би-бип! Би-бип!


Зрительный зал: – Би-бип! Би-бип!


Слышится звук сигнала автомашины. Пантелей Евсеевич отскакивает в сторону


Пантелей Евсеевич: – Чуть на сцене под колёса машины не попал! Разъездились тут!


Голос малыша Сени: – А я никакой машины не заметил.


Голос малышки Нюши: – Я тоже.


Пантелей Евсеевич: – Это, какая-то, особенная машина! Автомобиль-невидимка!


Голос малыша Сени: – Теперь моя очередь читать стихи! (к залу).


Мотоцикл – за машиной,

Рядом, в нескольких шагах.

Вот подумал и решил я

Как и он, сказать: «Тррах-тах!».


Надо повторить всем! Тррах-тах! Тррах-тах!


Зрительный зал: – Тррах-тах Тррах-тах!


Слышится звук мотоциклетного мотора. Аделаида Максимовна падает на четвереньки. Поднимается, держась за поясницу


Аделаида Максимовна: – Увернулась от мотоцикла! Куда же ГИБДД смотрит? По сцене разъезжают, как по дороге. Безобразие!


Пантелей Евсеевич: – Вы хоть номер мотоцикла запомнили, Аделаида Максимовна?


Голос малыша Сени: – Мама, тебя спрашивают. Ты номер мотоцикла запомнила?


Голос малышки Нюши: – Как же Аделаида Максимовна его запомнит, если мотоцикл невидимый?


Аделаида Максимовна: – Нет, я запомнила. Но сразу же и забыла.


Пантелей Евсеевич: – Жаль. Ну, что ж, пойдём дальше (к залу). Все внимание! Читаю!


Пять зелёных лягушат

Прямо через камыши

К речке в летний зной спешат.

Камыши шуршат: «Ши-ши!».


Приятно повторить шуршание камышей. Ши-ши! Ши-ши!


Зрительный зал: – Ши-ши! Ши-ши!


Слышится шорок камышей


Голос малыша Сени: – С камышами разобрались. Приятный звук.


Голос малышки Нюши (к залу): – Читаю!


В небе туча так черна,

Кошка прячется в кустах,

Ветра мощная волна,

Грохот грома: «Трах-ба-бах!».


Повторяем, дети и взрослые! Трах-ба-бах! Трах-ба-бах!


Слышится грохот грома. Аделаида Максимовна и Пантелей Евсеевич в страхе падают на колени. Медленно встают на ноги


Аделаида Максимовна (держась за голову): – Страх-то какой! Что это было?


Пантелей Евсеевич: – Не понял. Но, всё равно, страшно.


Голос малыша Сени: – Почему вы такие невнимательные? Ведь это прогремел гром.


Голос малышки Нюши: – Ну, я же только что об этом стихи читала.


Аделаида Максимовна: – Но так громко и неожиданно (к залу). А сейчас я читаю!


Пантелей Евсеевич: – Ничего тарахтеть и греметь не будет?


Аделаида Максимовна: – Откуда же я знаю! Ведь я пока не прочитала ни строчки (к залу). Читаю!


Взлетел фазан с поляны пёстрой,

Пришла весна в таёжный мир.

Проговорили крылья просто

Своё обычное: «Фыр-фыр!».


Повторяем! Фыр-фыр! Фыр-фыр!


Зрительный зал: – Фыр-фыр! Фыр-фыр!


Звук фазаньих крыльев


Пантелей Евсеевич: – Низко пролетели, прямо над нами. Шумные, как самолёты.


Голос малыша Сени (к залу): – Слушайте! Читаю! Тут любой догадается, о чём стихотворение.


За стеной живёт Платон,

Слышен громкий частый звук.

Гвоздь вбивает в стену он,

Молоток стучит: «Тук-тук!».


Кто ещё не повторил, то повторите! Тук-тук! Тук-тук!


Зрительный зал: – Тук-тук! Тук-тук!


Слышится стук молотка


Голос малышки Нюши: – Молодцы, дети и взрослые! Хорошо звуки повторяют.


Пантелей Евсеевич: – Как я люблю прибивать гвозди!


Аделаида Максимовна: – Вы дом строите, Пантелей Евсеевич, или что-то другое?


Пантелей Евсеевич: – Ну, что вы такое говорите, Аделаида Максимовна? Я просто люблю забивать гвозди. В свободное от работы время я иду с молотком по городу и забиваю их во всё деревянное.


Голос малыша Сени: – Куда, например, забиваете?


Голос малышки Нюши: – Папа, не говори!


Пантелей Евсеевич: – Ну, многим соседям в двери забил гвозди. Мало, правда, штук по двадцать.


Аделаида Максимовна: – И они уже сказали вам «спасибо»?


Пантелей Евсеевич: – Нет. Они пока не знают, кого благодарить.


Голос малыша Сени: – Если узнают, Пантелей Евсеевич, то, обязательно, поблагодарят.


Пантелей Евсеевич: – Ну, заговорился я с вами. Надо читать (к залу). Слушайте все и не говорите, что не слышали!


Шары воздушные вокруг

И у меня в руках.

Но лопнул синий шарик вдруг,

И я услышал: «Бах!».


Я повторю, дорогие друзья! А вслед за мной – вы! Бах! Бах!


Зрительный зал: – Бах! Бах!


Звук, идущий от лопнувшего воздушного шарика


Голос малышки Нюши (к залу): – Опять я читаю стихи! Начинаю!


Ты колпачок свой, гном,

На затылок надвинь!

Пусть колокольчик на нём

Нам прозвенит: «Динь-динь!».


Давайте все вместе! Динь! Динь!


Зрительный зал: – Динь! Динь!


Слышится звон колокольчика


Аделаида Максимовна: – Очень приятный звук. Не то что, когда лопается воздушный шарик. «Динь-динь» – это совсем не «бах».


Пантелей Евсеевич: – А «бах» – это совсем не «динь-динь».


Аделаида Максимовна: – Большая разница, одним словом (к залу). Теперь, дорогие мои! Слушайте меня!


Колокол с высокой колокольни

Улицам проулкам и дворам

Пропоёт торжественно и вольно

Всем давно знакомое: «Бум-бам!».


Итак, друзья, повторяйте! Бум-бам! Бум-бам!


Зрительный зал: – Бум-бам! Бум-бам!


Звучит звон колокола


Пантелей Евсеевич: – Ничего не скажешь, мощно, но очень красиво! Бум-бам!


Голос малыша Сени: – Удивительно! Как много всяких и разных звуков (к залу). Слушайте!


В листве деревьев птичий свист,

Над нами неба синь.

Трамвай на рельсах голосист,

С утра кричит: «Дзинь-дзинь!».


Это каждому приятно повторить. Давайте, вместе со мной! Дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!


Зрительный зал: – Дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!


Звучит «голос» трамвая. Аделаида Максимовна машет кому-то вслед рукой


Голос малышки Нюши: – Кому вы машете, Аделаида Максимовна?


Аделаида Максимовна: – Сама себе машу,


Пантелей Евсеевич: – Как такое возможно, Аделаида Максимовна?


Голос малыша Сени: – Мама пошутила.


Аделаида Максимовна: – Ничего я, Сеня, не пошутила. Я увидела в трамвае себя и помахала вслед сама себе. Я ведь себя очень уважаю и даже люблю.


Пантелей Евсеевич: – Значит, вы сейчас и здесь, и в трамвае? Вы одновременно в двух разных местах?


Аделаида Максимовна: – Конечно, Пантелей Евсеевич! Разве бывает по-другому?


Пантелей Евсеевич: – Честно говоря, я уже и не знаю. Наверное, по-другому не бывает (к залу). Всё! Теперь я читаю!


Накошу травы косою,

Я машу ей не спеша,

Я работаю на совесть.

Говорит коса: «Кша-хша!».


Дорогие дети и взрослые, повторяю! Кша-хша! Кша-хша!


Зрительный зал: – Кша-хша! Кша-хша!


Слышится звук, который издаёт коса во время кошения травы


Голос малышки Нюши: – «Кша-хша» звучит, как «каша». Но, всё равно, приятно.


Аделаида Максимовна (задумчиво): – У меня на плите стояла каша в кастрюле. Интересно, выключила ли я газ или нет.


Голос малыша Сени: – Успокойся, мама. Ты перекрыла газ. Я видел. Я помню.


Аделаида Максимовна: – Я верю тебе, Сеня!


Пантелей Евсеевич: – Не переживайте! Если что, то пожарные приедут и потушат огонь.


Голос малышки Нюши (к залу): – Дети и взрослые, слушайте!


Лодки по реке плывут.

На зелёных берегах

Одуванчики цветут.

Вёсла по воде: «Пух-пах!».


Говорим все вместе! Пух-пах! Пух-пах!


Зрительный зад: – Пух-пах! Пух-пах!


Аделаида Максимовна: – Ну, вот, наконец-то, я дождалась своей очереди! (к залу). Читаю! Внимание!


Барабан купили Ване.

Утром, днём, по вечерам

Он задорно барабанит.

Барабан гремит: «Трам-там!».


Звук стоит повторить! Вместе со мной и после меня, повторяйте. Трам-там! Трам-там!


Зрительный зал: – Трам-там! Трам-там!


Слышится барабанный бой


Пантелей Евсеевич: – Жаль, что мой дедушка не был барабанщиком.


Голос малыша Сени: – Почему вы об этом жалеете, Пантелей Евсеевич?


Пантелей Евсеевич: – Если мой дедушка был бы барабанщиком, то сейчас бы я ходил гордо по сцене и говорил всем окружающим: «А вы знаете, что мой дедушка здорово умел барабанить!». И все бы мне завидовали. Ведь не у каждого дедушка – барабанщик. Вот так!


Голос малыша Сени: – Когда очень и очень повзрослею и стану дедушкой, то куплю себе барабан.


Голос малышки Нюши: – А почему ты сейчас, Сеня, не хочешь попросить у мамы, чтобы она купила тебе барабан.


Голос малыша Сени: – Сейчас мне не надо. Я ведь пока не дедушка (к залу). Теперь читаю я! Слушайте, друзья!


Механическая пила

Брёвна пилит живо.

Целый день у неё дела,

К нам доносится: «Жиу-жиу!».


Можно и нужно это повторить! Жиу-жиу! Жиу-жиу!


Зрительный зал: – Жиу-жиу! Жиу-жиу!


Звук механической пилы. Аделаида Максимовна танцует под него


Голос малышки Нюши: – Вам нравится такая, мелодия, Аделаида Максимовна.


Аделаида Максимовна: – Очень, Нюша! Когда я была маленькой, то танцевала под звук механической пилы. И не только я, а всё наше село! Наш сторож Пётр Захарович очень здорово играл на механической пиле. Мы даже пели под неё частушки!


Пантелей Евсеевич: – Какие-то небылицы говорите, Аделаида Максимовна.


Голос малыша Сени: – Моя мама, всегда говорит правду. Если она сказала, что не купит мне слона, значит, сдержит своё слово. Обязательно, не купит.


Голос малышки Нюши: – Добрая у тебя мама, Сеня.


Аделаида Максимовна: – Я лучше куплю тебе механическую пилу, и ты научишься на ней играть, Сеня.


Пантелей Евсеевич (к залу): – Всё говорят и говорят, и я тоже хочу! Значит, читаю следующие стихи!


В деревню к нам пришёл енот,

С собой принёс трубу,

И повторяет весь народ

Вслед за трубой: «Ту-бу!».


И мы сейчас с вами повторим! Ту-бу! Ту-бу!


Зрительный зал: – Ту-бу! Ту-бу!


Звук трубы


Голос малыша Сени: – Мама, а ты танцевала в детстве под трубу.


Аделаида Максимовна: – Да, Сеня! Но только под водосточную. Такая звучит музыка, когда по ней с крыши во время ливня стекает на землю вода!


Голос малышки Нюши (к залу): – Предлагаю вашему вниманию, дорогие дети и взрослые, следующий звук!


Ты хорошую погоду

У реки подкарауль!

Я швыряю камень в воду,

Слышится в ответ: «Бульк-буль!».


Повторяем! Бульк-буль! Бульк-буль!


Зрительный зал: – Бульк-буль! Буль-буль!


Слышаться характерный звук падающего в воду камня


Аделаида Максимовна: – Не очень хорошо бросать камни в воду, Нюша. А если там, под водой, кто-нибудь в это время идёт по своим делам. Например, в кинотеатр или просто в магазин.


Голос малыша Сени: – Чтобы купить слона?


Голос малышки Нюши: – Под водой, кроме рыб, никого нет. А караси и окуни камней не боятся. Они увёртываются от них.


Аделаида Максимовна: – Может быть и так, Ниша (к залу). Следующий звук! Читаю стихи!


В большой бассейн пловец ныряет,

Непобедим и в спорте лих.

С восторгом тренер повторяет

Воды звучание: «Бул-тых!».


Друзья повторяем вслед за мной и за тренером! Бул-тых! Бул-тых!


Зрительный зал: – Бул-тых! Бул-тых!


Слышится глухой всплеск воды от падающего в неё тела


Пантелей Евсеевич: – Правильно! Надо падать в воду правильно и красиво, и только под руководством тренера!


Голос малыша Сени: – То у нас камни падают в воду, то люди (к залу). Теперь послушайте меня!


Этот звук нам нужен,

Без него никак.

Лягушонок в лужу

Сходу прыгнул – «Шмяк!».


Давайте повторим! Шмяк! Шмяк!


Зрительный зал: – Шмяк! Шмяк!


Слышится звук, похожий на этот


Пантелей Евсеевич (к залу): – Меня теперь послушайте!


Волна о берег трётся,

Вокруг почти что штиль.

Сказать ей удаётся

Не громкое – «Шур-шиль!».


Без повторения этого звука нам тоже не обойтись! Шур-шиль! Шур-шиль!


Зрительный зал: – Шур-шиль! Шур-шиль!


Слышится «шелест» морской волны


Голос малышки Нюши (к залу): – И вот – следующий звук!


Спешит по рельсам электричка,

У неё свои слова.

Заглушая щебет птичий,

Кричит надрывно: «Гу-ду-а!».


Ну, такое надо обязательно повторить! Гу-ду-а! Гу-ду-а!


Зрительный зал: – Гу-ду-а! Гу-ду-а!


Сигнальный звук электропоезда. Аделаида Максимовна кому-то машет вслед


Пантелей Евсеевич: – Вы опять увидели себя, но теперь уже в электричке, Аделаида Максимовна? Вы себе вслед помахали.


Аделаида Максимовна: – Нет. Я, именно, вам помахала рукой, Пантелей Евсеевич!


Пантелей Евсеевич: – Но я вот, рядом с вами! Я здесь! Машите мне рукой! Сколько угодно. Правда, я никуда не собираюсь уходить. Мы ещё с Нюшей погуляем. Запомните, меня в электричке нет и быть не может!


Голос малыша Сени: – Я тоже видел вас в электричке, Пантелей Евсеевич. Вы читали газету.


Голос малышки Нюши: – А потом ты, папа, встал с сидения и помахал всем нам обеими руками


Аделаида Максимовна: – Надо же! Я ему по-дружески помахала, а он ещё и обижается.


Пантелей Евсеевич: – Я, может быть, тоже сам себе вслед хотел помахать рукой. А вы мне ничего не сказали! Не предупредили. Обидно.


Голос малыша Сени: – В следующий раз, Пантелей Евсеевич, обязательно предупредят.


Голос малышки Нюши: – Жди, папа, следующего раза!


Аделаида Максимовна (к залу): – И опять стихотворение! В нём будет совсем другой, новый звук!


Частый град стучит по крыше.

Этот звук запомни ты.

Град то громче, а то тише

Произносит: «Ры-ты-ты!».


Пришло время повторить этот звук! Ры-ты-ты! Ры-ты-ты!


Зрительный зал: – Ры-ты-ты! Ры-ты-ты!


Грохот града


Аделаида Максимовна: – Наши зрители – просто молодцы! Они отлично повторяют звуки.


Пантелей Евсеевич: – Здорово произносят. Просто заслушаешься.


Голос малыша Сени (к залу): – Теперь я буду говорить!


Слышен голос далеко,

От меня он за версту.

Сквозь туман, что молоко,

Паровоз гудит: «Ту-ту!».


Все вместе! Ту-ту! Ту-ту!


Зрительный зал: – Ту-ту! Ту-ту!


Слышен гудок паровоза


Голос малышки Нюши: – Мне часто сняться паровозы.


Аделаида Максимовна: – Это к деньгам, Нюша.


Пантелей Евсеевич: – Точно! У меня в кармане семнадцать рублей. Правда, мелочью. Но ведь это тоже деньги! Или я ошибаюсь?


Голос малыша Сени: – Вы не ошибаетесь, Пантелей Евсеевич. Это тоже деньги.


Пантелей Евсеевич: – Я очень хочу, чтобы все наши сны были – к деньгам! (к залу). Но вот и следующая загадка о другом звуке!


Баржу тянет катер-буксир,

Большие силы ему даны.

Катается в речке, как в масле сыр,

Своей сиреной кричит: «Ны-ны!».


Давайте, дорогие зрители, и мы проныныкаем! Ны-ны! Ны-ны!


Зрительный зал: – Ны-ны! Ны-ны!


Слышится звук сирены-сигнала катера


Голос малыша Сени: – Мама, почему ты никому не помахала рукой? Неужели на катере никого нет?


Аделаида Максимовна: – Кому там я буду махать, Сеня? Все лица незнакомые.


Голос малышки Нюши: – Надо было бы им помахать, Аделаида Максимовна, а потом бы вы с ними познакомились (к залу). Читаю следующие стихи!


Наша добрая тётушка Варя,

Вся в заботах, в хозяйских делах.

Закипела вода в самоваре,

Потому и твердит он: «Ух-вах!».


Давайте же изобразим, как пыхтит самовар! Ух-вах! Ух-вах!


Зрительный зал: – Ух-вах! Ух-вах!


Звук закипающей воды в самоваре


Аделаида Максимовна: – Я раньше и не знала, что вокруг меня столько всяких и разных звуков!


Пантелей Евсеевич: – И вокруг меня тоже, Аделаида Максимовна!


Голос малыша Сени: – Что вы, в самом деле! Все ведь их слышат!


Аделаида Максимовна: – Что ты, Сеня! Я только рада этому (к залу). Пора, дорогие друзья, вам послушать и меня!


В кадушке мало места,

И для блинов моих

Ты поднимайся, тесто,

И бормочи: «Пых-вых!».


Абсолютно точно! Только так тесто и пыхтит. Верно. Повторим! Пых-пых! Пых-пых!


Зрительный зал: – Пых-пых! Пых-пых!


Звук «пыхтящего» теста


Голос малыша Сени (к залу): – А вот и еще звук! Только совсем другой. Читаю!


На природе мне хочется петь,

Без общения с ней я прожить бы не смог.

Вот идёт по трясине медведь,

На болоте я слышу: «Чох-чох!».


Повторим! Чох-чох! Чох-чох!


Зрительный зал: – Чох-чох! Чох-чох!


Слышится похожий на этот звук


Голос малышки Нюши: – Пусть уж медведь ходит подальше от нас.


Аделаида Максимовна: – Мне страшно! Он, где-то, рядом!


Пантелей Евсеевич: – Неужели, правда?


Голос малыша Сени: – Нет, это не медведь. Просто в зрительном зале кто-то и что-то жуёт. Так и есть. Чох-чох!


Пантелей Евсеевич: – Тогда я спокоен и читаю следующие стихи (к залу).


Прибираем дом всерьёз,

Пыль забилась под шкафы.

Расшумелся пылесос,

Говорит он: «Фы-вы-фы!».


Надо повторить. Пылесос – друг любой семьи. Обижать его не надо. Фы-вы-фы! Фы-вы-фы!


Зрительный зал: – Фы-вы-фы! Фы-вы-фы!


Звучит «голос» пылесоса


Голос малыша Сени: – Голос пылесоса мне знаком. Только спать соберусь, так мама его включает. Ну, какой тут сон! Мама везде и всюду с пылесосом.


Голос малышки Нюши: – Даже на улице?


Аделаида Максимовна: – На улице пыли много. Но туда шнур не дотягивается.


Голос малышки Нюши (к залу): – Внимание! Следующий звук!


Новый звук для малыша!

Якорная цепь, дружок,

Вслед за якорем спеша,

Произносит: «Ту-рум-брок!»,


Мне самой интересно такое повторить. Ту-рум-брок! Ту-рум-брок!


Зрительный зал: – Ту-рум-брок! Ту-рум-брок!


Звук падающей якорной цепи на твёрдую поверхность


Аделаида Максимовна (залу): – А теперь мне слово!


Мы вверх на качелях взлетаем,

Качели кричат во весь дух.

Мы дружно с тобой повторяем.

Несложные звуки: «Эх-ух!».


Как же я люблю качели! Эх-ух! Эх-ух!


Зрительный зал: – Эх-ух! Эх-ух!


Слышится звук от движущихся качелей


Пантелей Евсеевич: – У меня такие качели на даче, что люди даже из города ко мне приезжают.


Голос малыша Сени: – Зачем, Пантелей Евсеевич?


Голос малышки Нюши: – Затем, Сеня, чтобы покачаться.


Аделаида Максимовна: – На качелях надо осторожно качаться.


Пантелей Евсеевич: – Осторожно всё и делается. Но некоторые горожане так раскачиваются, что улетают в соседский огород.


Аделаида Максимовна: – Зачем они туда летят?


Пантелей Евсеевич: – У соседей очень вкусные огурцы. Штук по пятнадцать мои гости там съедают и возвращаются ко мне, на участок. Прямо через забор.


Голос малыша Сени (к залу): – Читаю следующее стихотворение!


Купили Машеньке игрушку –

Большую красную юлу.

Как вертится она! Послушай!

При этом говорит: «Ю-у!».


Я повторяю этот звук и вы тоже! Ю-у! Ю-у!


Зрительный зал: – Ю-у! Ю-у!


Слышен звук юлы


Пантелей Евсеевич: – Наконец-то! Теперь и моя очередь (к залу). Читаю, дорогие дети и взрослые!


Парохода путь не сложен,

На реке он день, и ночь,

И твердит одно и то же,

Не понятное: «Хоч-хоч!».


Давайте дружно повторим этот звук и представим, что все мы тут – пароходы! Хоч-хоч! Хоч-хоч!


Зрительный зал: – Хоч-хоч! Хоч-хоч!


Слышится соответствующий звук


Голос малыша Сени: – Почему ты, мама, не помахала рукой вслед пароходу?


Голос малышки Нюши: – Но ведь Аделаида Максимовна не бабочка под названием «махаон».


Аделаида Максимовна: – Сенечка, там, на палубе никого нет. Все сидят в трюмах. Не хочу, кому попало махать!


Пантелей Евсеевич: – Это правильно!


Голос малышки Нюши: – Дети и взрослые ждут новых звуков и хотят их повторить, а вы тут всё говорите и говорите! (к залу). Читаю!


Посмотри, холм песчаный высок.

Сверху сыплется прямо на нас

Мелкой струйкой горячий песок

И чуть слышно он шепчет: «Фыс-фас!».


Пора это повторить! Фыс-фас! Фыс-фас!


Зрительный зал: – Фыс-фас! Фыс-фас!


Шуршание сыпучего песка


Аделаида Максимовна (к залу):


– Как песня ручейка звонка!

Мир взглядом ты окинь!

Я слышу голос ручейка

И повторю: «Блинь-длинь!».


Повторяю! Блинь-длинь! Блинь-длинь!


Звук текущего ручья по камешкам


Голос малыша Сени: – Теперь опять моя очередь читать стихи! (к залу). Внимание слушайте и потом повторяйте!


Льётся дождик с высоты.

По дорогам и полям,

Слышу я, и слышишь ты

Звуки громкие: «Шлям-плям!».


Повторяю! Шлям-плям! Шлям-плям!


Зрительный зал: – Шлям-плям! Шлям-плям!


Слышится звук дождя


Пантелей Евсеевич (к залу): – Я уже приготовился, дорогие дети и уважаемые взрослые! Следующий звук!


Темная туча по небу плывёт,

Засыпана листьями площадь большая,

Осени пёстрой пора настаёт.

Шуршит под ногами листва: «Шау-шау!».


С удовольствием повторяю! Шау-шау! Шау-шау!


Слышится шелест листвы


Голос малышки Нюши (к залу): – Теперь слушайте меня, Нюшу!


У него опрятный вид,

Дворника зовут Кузьмич.

Он метлою шелестит.

Повтори-ка звук: «Выч-хыч»!


А теперь я произношу эти звуки! Выч-хыч! Выч-хыч!


Зрительный зал: – Выч-хыч! Выч-хыч!


Слышаться звуки метлы, исходящие от трения об асфальт


Пантелей Евсеевич подходит к кому-то незримому, обнимает за плечи, пожимает ему руку. Возвращается назад


Аделаида Максимовна: – Что вы сейчас в сторонке изображали, Пантелей Евсеевич?


Пантелей Евсеевич: – Ничего не изображал, Аделаида Максимовна. Просто поздоровался с дворником Кузьмичом.


Голос малыша Сени: – Вроде, и вправду проходил мимо какой-то господин с метлой.


Аделаида Максимовна: – Сеня, не пугай меня! Никого же не было. Я никого не видела.


Пантелей Евсеевич: – Если никого не было, то с кем же я только что здоровался и разговаривал?


Голос малышки Нюши: – С Кузьмичом, папа. Он всегда здесь с метлой ходит. Выч-хыч! Выч-хыч!


Аделаида Максимовна: – Вы что, все здесь сговорились? Впрочем, может быть, я просто его не заметила. Как нехорошо получилось (к залу). Ну ладно. Читаю! Слушайте!


Пантелей Евсеевич: – Секундочку, Аделаида Максимовна. Меня к себе опять зовёт дворник Кузьмич, что-то хочет сказать. Вы продолжайте, а я с ним побеседую.


Пантелей Евсеевич беседует с кем-то невидимым. Что-то доказывает, машет руками, спорит. То уходит со сцены, то появляется на ней.


Аделаида Максимовна: – Пусть себе Пантелей Евсеевич ходит и спорит с каким-то невидимкой, а мы продолжим (к залу). Читаю, друзья мои!


Возвращается Пантелей Евсеевич. Расстроен и озабочен


Пантелей Евсеевич: – Больше никто и ничего не будет читать!


Голос малыша Сени: – Почему?


Голос малышки Нюши: – Почему, папа? Что происходит?


Аделаида Максимовна: – Я тоже требую объяснений, Пантелей Евсеевич!


Пантелей Евсеевич: – Я без всяких требований, Аделаида Максимовна, всё объясню!


Аделаида Максимовна: – Объясняйте!


Пантелей Евсеевич: – Наш замечательный дворник Кузьмич говорит, чтобы мы все немедленно выметались отсюда! Ему надо убирать сквер, а мы тут всё… загромоздили.


Аделаида Максимовна: – Какой сквер? Это же театральная сцена! Что это ваш Кузьмич ерунду какую-то говорит? Вы не могли ему объяснить, что он не прав.


Пантелей Евсеевич: – Я ему объяснял, но он только смеётся и злиться.


Голос малыша Сени: – Но это же безобразие! У нас ещё столько осталось стихов и звуков!


Голос малышки Нюши: – Мы же на сцене, папа! Причём здесь сквер?


Пантелей Евсеевич: – Кузьмич сказал, что это для нас тут, сцена, а для него – сквер. Мы ему мешаем заниматься уборкой территории.


Аделаида Максимовна (к залу): – Дорогие дети и взрослые! Нас прогоняет со сцены дворник Кузьмич! Мы не виноваты.


Голос малыша Сени (к залу): – Успехов вам в освоении и произношение всяких и разных звуков!


Голос малышки Нюши (к залу): – И до новых встреч!


Аделаида Максимовна (к залу): – Но мы, назло вредному дворнику Кузьмичу, уйдём отсюда с песнями!


Пантелей Евсеевич (к залу): – Но не с простыми песнями, а с частушками!


Пантелей Евсеевич и Аделаида Максимовна начинают ходить с колясками по сцене


Звучит музыка


Все вместе (поют):


– Плещется в реке вода

В роще крики птицы.

Нам от звуков никогда,

Никуда не скрыться.


Нам без звуков жить нельзя,

Мы их слышим с детства,

И от звуков нам, друзья,

Никуда не деться!


Звуки можно повторить,

Взрослые и дети!

Учат звуки говорить

Всех детей на свете!


Аделаида Максимовна (поёт):


– Время ветерка пришло

И мороза стынь!

В раме он разбил стекло,

Слышится дзю-дзынь!


Пантелей Евсеевич и Аделаида Максимовна пританцовывают, катая коляски. Ходят и по кругу и по прямой линии


Пантелей Евсеевич (поёт):


– Холод в доме мне не страшен,

И гулять я не хочу.

Печь растопим в доме нашем.

Пусть бормочет: «Гу-чу-чу!».


Голос малыша Сени (поёт):


– Наяву, а не во сне

Для гвоздя дыру

Просверлить хочу в стене.

Дрель гудит: «Дру-дру!».


Голос малышки Нюши (поёт):


– Если время сна настало,

Повторю я звуки вслух.

Спит со мною одеяло,

Тихо шепчет: «Фах-фых-фух!».


Аделаида Максимовна (поёт): –


– Вьюга тропки замела

И поёт с надрывом.

В доме хватит нам тепла.

Вьюга стонет: «Выу!».


Пантелей Евсеевич (поёт):


– Я увидел верхового,

Путь у всадника далёк.

По асфальту бьют подковы

Говорят они: «Цок-цок!»


Голос малыша Сени (поёт):


– Пилится пилой бревно,

Нам нужны дрова.

А пила твердит одно,

Говорит: «Жи-ва!»


Голос малышки Нюши (поёт):


– Чурки рубим на поленья,

Наплывает зимний мрак.

Мы дрова заносим в сени,

А топор кричит: «Храк-драк!».


Аделаида Максимовна (поёт):


– Дружат ходики со всеми,

В доме без часов никак.

Нам, показывая время,

Говорят они: «Тик-так!»,


Пантелей Евсеевич (поёт):


– К нам придёт зима опять,

Снег и здесь, и там.

По снежку пойдём гулять.

Снег хрустит: «Хрум-храм!».


Все вместе (поют):


– Плещется в реке вода

В роще крики птицы.

Нам от звуков никогда,

Никуда не скрыться.


Нам без звуков жить нельзя,

Мы их слышим с детства,

И от звуков нам, друзья,

Никуда не деться!


Звуки можно повторить,

Взрослые и дети!

Учат звуки говорить

Всех детей на свете!


Пантелей Евсеевич и Аделаида Максимовна уходят с колясками со сцены. Машут зрителям руками


Занавес



Загрузка...