Чтобы произвести на кого-то впечатление, вам всегда требуется некоторая доля выразительности.
Выразительность заключается в том, чтобы собрать всё, что есть внутри вас – дух, эмоции, интеллект и прочие достоинства, – и распространить за пределы себя, на возможно большее число людей.
Вы можете обладать талантом, но он не будет стоить и пары центов, пока вы не дадите знать другим людям, что он у вас есть. Когда вы всеми силами стремитесь себя продать, люди – это ваш рынок сбыта. Выразительность – это ваши средства доставки товаров на рынок. Проанализируйте жизненный путь любого из великих людей в истории – и вы увидите, что единственным качеством, которым каждый из них обладал в полной мере, была выразительность.
И если бы вам было позволено иметь лишь одно качество, с помощью которого вы могли бы продавать себя другим, то выбирать нужно было бы выразительность. Вы часто слышали, а возможно, и сами произносили фразу: «Эх, как бы получше выразиться!..» – в которой под выразительностью подразумевалось умение хорошо говорить. Но выразительность – это нечто гораздо большее, чем красноречие. Эдисон выражал себя в своих изобретениях, Шекспир – в пьесах. И, возможно, величайшим проявлением человеческого самовыражения стал перелёт Линдберга через Атлантику.
Выразительность, будь то речь, писательское мастерство, действие или созидание, – просто способность произвести впечатление. Невидимый, неслышимый, неосязаемый, вы перестаёте быть индивидом. Чтобы свободно пересекать нынешние широкие улицы, вы просто должны научиться выразительности.
Вам уже доводилось присутствовать на совещаниях.
Вы наверняка заметили, что только два-три человека высказываются постоянно в течение всего совещания. Некоторые не говорят вообще ни слова, а остальные лишь изредка бормочут что-то себе под нос.
Те два-три человека, которые говорят постоянно, – это, как правило, руководители, которые добиваются выгодных для себя итогов совещания. Иначе говоря, ОНИ ПРОДАЮТ СЕБЯ И СВОИ ИДЕИ.
Люди, которые отмалчиваются, могут иметь более здравые суждения, больше опыта и хороших идей, чем эти говоруны. Но их здравые суждения и прекрасные идеи пропадают без всякой пользы просто потому, что остаются не озвученными.
Высказывайтесь! Раз уж вы пришли на совещание, не сидите просто так. Скажите что-нибудь. Говорите что-нибудь так часто, как сможете. Аудитория принадлежит тем, кто претендует на её внимание, и человек, который говорит, – это человек, который доминирует.
Конечно, вы можете возразить: «Хорошо говорить, когда тебе есть что сказать, но зачем говорить попусту и выставлять напоказ своё невежество?» Это дурацкая отговорка. Вслушайтесь в то, что говорят напористые ораторы, и вы поймёте, что они говорят по большей части ни о чём; вы легко можете соревноваться с ними в интеллекте. Ну так и выскажитесь с тем же напором! Вряд ли собрание или митинг вообще состоялись бы, если бы каждый молчал, дожидаясь случая сказать что-то умное.
Высказывайтесь! Пусть вас услышат, где бы вы ни находились. Если вы пришли на публичное собрание, пусть даже вы никого там не знаете, выскажитесь! Поделитесь вашим личным мнением и идеями. Это самый быстрый способ дать знать другим, что вы живой.
Вы уже бывали на собраниях, где аудитория была настроена на серьёзные дискуссии и решение различных вопросов, и вам приходило на ум множество дельных соображений, которые вы чуть было не высказали. Но вы упустили такую возможность. Вы боялись, что ваш голос будет звучать недостаточно громко, что люди не уделят вам должного внимания или посмеются над тем, что вы скажете. Ошибка, серьёзная ошибка! Придя на собрание, всегда активно выступайте. Это отличное место для того, чтобы сделать себе бесплатную рекламу. Она будет весьма полезна для продажи себя, так что ловите шанс!
Высказываясь, вы можете быть избранным на должность, войти в какой-нибудь комитет, получить предложение о работе. Не говорите, что это вам ни к чему, – это очень, очень важно для продажи себя. Войдите в комитет, займите должность и проявите всю силу своей индивидуальности – это первый шаг к тому, чтобы стать большой шишкой.
Высказывайтесь! Забудьте все старые правила, которые предписывают быть молчаливым, сдержанным и осторожным. Говорите громче! Шагните в центр внимания!
Самые лучшие мастера выразительности – всемирно известные певцы, актёры или ораторы – каждый день уделяют много времени голосовым упражнениям.
Так вот, если профессионал признаёт, что голос важен, и, даже обладая хорошим голосом от природы, постоянно практикуется, чтобы сделать его ещё лучше, – насколько же важнее простому любителю осознавать его значимость!
Хотя вам и не обязательно совершенствовать свой голос по всем правилам вокальной техники, вы должны всегда внимательно следить за одной важной вещью: чтобы ваш голос не звучал приглушённо.
Для человека с приглушённым голосом продать себя не то чтобы невозможно – но очень, очень трудно. Вспомните всех своих прежних руководителей, оглянитесь по сторонам в том месте, где вы работаете сейчас, прислушайтесь к голосам начальников и всех тех, кто занимает завидные должности. Вы убедитесь, что руководящие работники очень редко говорят вполголоса! Они говорят громко, резко, с добавлением целого спектра носовых, губных, зубных, языковых звуков.
Слова не застревают у них в горле и не задерживаются во рту; они с силой вырываются на воздух, чтобы оказать на слушателей наиболее эффективное воздействие.
Вытолкните свой голос из горла и изо рта на открытый воздух! Тренируйтесь, читая вслух и громко, раздельно произнося слова, задействуя в полную силу губы, язык и зубы, с нарочитой отчётливостью. Обратите внимание на свою повседневную речь и всегда заставляйте работать свои губы, язык и зубы, выталкивайте слова из горла как можно дальше.
Столь же важно и звучание ваших слов, а также их форма. Говорите правильно! Хороший оратор – внимательный оратор. Следите за тем, чтобы правильно оформлять свою речь, заканчивать каждое начатое предложение, неукоснительно следовать правилам грамматики и использовать слова в их правильном значении. Большой и разнообразный запас слов совершенно бесполезен, если вы не понимаете все оттенки их значений и не чувствуете, какие из них будут наиболее уместны и выразительны в том или ином случае.
Одно-единственное слово, употреблённое в неправильном значении, или слишком длинное слово там, где уместнее было бы короткое, способно провалить любое выступление. Основные принципы хорошей речи – грамматическая правильность и уместность слов и выражений. Мыслите ясно; говорите что думаете; не пожалейте времени на то, чтобы сделать свою речь максимально чёткой, насыщенной и красивой. Сосредоточьтесь на оформлении речи, и тогда всё, что вы ни скажете, будет ежедневной речевой практикой, помогающей достичь совершенства.
Учитесь вести разговор как разумное существо. Не используйте свою способность говорить как средство для сплетен и пустословия.
Мало найдётся вещей, которые так редко встречаются – и так сильно вдохновляют, – как хорошая беседа. Только умные люди знают, как правильно вести беседу, а беседа как средство самовыражения полезна только в том случае, если вы овладели всеми тонкостями её ведения.
Когда встречаются два обычных человека, о чём они говорят в первую очередь? О погоде! Почему? Это универсальная тема, единственная, по которой у каждого найдётся что сказать!
Но хорошие собеседники никогда не ограничиваются какой-то одной темой или пересказом случаев из жизни; они мастера своего дела и переключаются с предмета на предмет легко и непринуждённо. Ключ к их разговорному искусству – в их способности отделять природу вещей от самих вещей и удерживать её в своём сознании обособленно. Следовательно, они имеют дело с принципами, а не с фактами.
Если вы хотите быть мастером ведения беседы, избегайте фактов. Конкретное событие – тема для новостного репортажа, но не для беседы. Беседа – это взаимная интеллектуальная деятельность, имеющая своей целью открытие новой истины, новой теории, новых граней познания. Она носит преимущественно умозрительный или дискуссионный характер; в ходе беседы знания не передаются, а скорее освещаются с разных сторон.
Привыкайте говорить обобщённо, универсальными терминами, избегайте конкретных фактов. Станьте философом, наблюдателем, комментатором, критиком и откажитесь от роли репортёра! Какой бы странной или непривычной ни показалась вам тема разговора – просто подумайте над ней! Когда-то вы уже сталкивались с ней, так или иначе; вспомните этот опыт и искусно вплетите его в беседу с помощью тех выводов, которые когда-то из него сделали. Пусть сила вашей мысли, ваш интеллект станут топливом для ваших слов!
Когда вы получили дар речи, не предполагалось, что вы будете использовать его для соревнования с фонографом. Используйте этот дар, чтобы продемонстрировать свой интеллект. Интеллект, воплотившийся в произносимых словах, – это и есть беседа. Без интеллекта настоящей беседы не получится.
У вас всё равно нет выбора в этом вопросе! Или вы станете хорошим публичным оратором, или никогда не станете настоящей большой шишкой. Любая репутация, которую вы себе создали, любая способность, которую вы долго оттачивали, могут быть развеяны в прах одним неудачным выступлением на публике.
Рано или поздно перед вами встанет чёткая задача: произнести речь. Этого просто невозможно избежать! Потому что, хоть вы и гордитесь своими искусными манёврами, которые раньше помогали вам уклоняться от публичных выступлений, – совершенно точно наступит момент, когда вам надо будет произнести эту чёртову речь!
Зачем так сильно бояться этого? Почему бы не подойти к этому разумно – да что там, даже с огоньком, зная, что возможность выступить публично – это один из самых быстрых и надёжных способов продать себя. Если, конечно, ваше выступление окажется удачным.
Первое правило публичного выступления – ПОДГОТОВЬТЕСЬ. Актёр репетирует, и то же самое делает любой предусмотрительный человек, который выставляет себя на суд публики. Если вы не подготовитесь, ваше выступление будет жалким. Через полминуты после того, как вы заговорите, ваши слушатели поймут, что вы не готовились. Они тут же воспримут это как неуважение и обидятся, из-за чего начнут специально выискивать у вас недостатки и слабые места. Когда вы готовитесь, вы тем самым делаете комплимент своей аудитории: ей приятно сознавать, что вы сочли её достойной того, чтобы потратить ради неё время и силы, прежде чем появиться перед ней.
Говорите громко и чётко, чтобы все сидящие в комнате или зале слышали каждое ваше слово. Казалось бы, это правило не стоит упоминания, но девять ораторов из десяти пренебрегают им. Гораздо лучше говорить излишне громко, чем недостаточно громко; чёткость же вообще не бывает излишней. Большинство людей не обладают идеальным слухом; большинство комнат и залов имеют «воздушные карманы» или недостаточно хорошую акустику, и оратору нужно будет преодолевать эти препятствия. Говорите громко, говорите чётко.
Не признавайте и не разглашайте никаких своих слабостей. Никогда не извиняйтесь за недостаточную подготовку, никогда не сознавайтесь, что вам нечего сказать, и ни в коем случае не информируйте свою аудиторию о том, что вы простудились, что у вас болит горло, что вам надо успеть на поезд, или ещё о чём-то негативном. Люди всегда оценивают вас так, как вы сами себя оцениваете; одна негативная фраза или даже слово может провалить ваше выступление и разочаровать аудиторию.
Всегда полезно сделать какое-то энергичное движение перед тем как вы начнёте говорить; если оно окажется спонтанным и непредумышленным, так даже лучше. Смените позу, стоя на сцене или сидя за столом, пройдитесь туда-сюда, переместите какой-нибудь предмет – и публика сразу увидит в вас сильного человека и хорошего актёра.
Большинство бизнесменов – слабые, неискусные ораторы. Если вы научитесь хотя бы основным приёмам ораторского мастерства, вы уже будете выше их на голову.
Лучше говорить без микрофона – обычно выступающие буквально приклеиваются к нему, заслоняют им лицо, отчего оно утрачивает всякое выражение, всякую индивидуальность. Только очень немногие опытные ораторы умеют эффективно использовать микрофон. Зал или комната, в которых вы выступаете, по большей части были построены ещё до изобретения радио. Архитектор спланировал их так, чтобы человеческий голос – ваш голос – был слышен в каждом уголке и закутке без усилителей громкости, если вы хорошо владеете им. Откажитесь от микрофона добровольно. Пусть ваша речь прозвучит без всяких вспомогательных средств – и тогда это будет действительно ВАША речь!
Входите в аудиторию с пустыми руками! Большинство ораторов в своих выступлениях используют записи; некоторые вообще читают по бумажке. И то и другое абсолютно неприемлемо. Каждый раз, когда вы опускаете глаза к своим заметкам, вы позволяете слушателям на миг расслабиться. А расслабленные слушатели – потерянные слушатели. Вы можете – если постараетесь, конечно, – подготовить свою речь настолько хорошо, что никакие заметки или конспекты вам не понадобятся. Это будет идеальная речь! Заучите наизусть всё, что вы собираетесь сказать, произнесите это по памяти – и аудитория придёт в восторг от вашей компетентности.
Что вы почувствуете, если придёте в театр, где актёры будут произносить свои реплики, подглядывая в текст? Ровно то же самое почувствует ваша аудитория, если увидит, что вы полагаетесь на свои записи больше, чем на свой разум и интеллект. Поэтому выступайте с пустыми руками!
Ораторское мастерство с древнейших времён считалось одним из величайших искусств. Все ораторы и те, кто только учится, чтобы ими стать, сходятся во мнении: самое важное – не что говорить, а как говорить.
Пока вы говорите, действуйте! Ни в коем случае не держите руки в карманах, делайте свободные, непринуждённые жесты. Лучший способ достичь естественности – побольше жестикулировать левой рукой: это придаст вам больше изящества, чем жесты правой руки. Позвольте левой руке стать ведущей, а правая сама о себе позаботится.
Пока вы говорите, ходите! Не стойте на месте. Пусть ваше тело действует наравне с голосом. Визуальная монотонность вашего выступления исчезнет благодаря движениям тела, подобно тому как звуковая монотонность исчезает благодаря смене интонаций.
Концентрируйтесь! Лучше произнести одну связную речь, чем сотню бессвязных.
Воздействуйте на свою аудиторию, никогда не позволяйте ей воздействовать на вас. Всегда старайтесь дать ей какой-нибудь побудительный импульс, который заставит её запомнить вас.
Публичные выступления – краеугольный камень вашей кампании по продаже себя. Любой выдающийся бизнесмен, политик, общественный или религиозный деятель был и остаётся хорошим оратором. Это мастерство требует постоянных упражнений – работайте над собой, пока не овладеете им всецело. Награды за него ещё более восхитительны, чем за успешную продажу себя – благодаря заряду бодрости и вдохновению, которые оно приносит, вы познаете одно из высших наслаждений, доступных человеку. Когда вы воздействуете на слушателей, они забывают о том, чтобы критиковать вас. Вы становитесь великим, прославленным человеком в их глазах, когда даёте им нечто, что они могут забрать.
Уильям Рэндольф Хёрст попал в самую точку, заявив: «Каждый, кто может думать, может писать!». Иными словами, когда вы признаётесь, что вы не писатель, вы расписываетесь в своём неумении думать.
А вы ДОЛЖНЫ писать, чтобы добиться всесторонней выразительности.
В разговоре вы общаетесь с одним или несколькими людьми.
Выступая публично, вы можете обращаться к сотням людей одновременно.
Но писательство позволяет вам обратиться к миллионам, и не только в настоящий момент, но и многие годы спустя.
Пренебрегать писательством означает упустить лучший шанс на универсальное самовыражение. Прежде чем покинуть этот мир, вы должны написать хотя бы одну книгу – то, что будет существовать отдельно от вас, то, что вас переживёт. Единственный способ поставить такую книгу себе в заслугу – написать её.
Как научиться писать? Сэмюэль Джонсон дал прекрасный ответ: «Каждый научится писать, если будет рыть носом землю». Это точно обеспечит вам результат. Сядьте за пишущую машинку и, вместо того чтобы тянуть время или вовсе отказываться от своего намерения, начните печатать и не бросайте это занятие! Что-нибудь обязательно получится, и в трёх случаях из четырёх это будет достаточно хорошо, чтобы, перечитывая, вы испытали огромное удовольствие!
Большой секрет писательства, скрытый от непрофессионалов, состоит в следующем: расслабьтесь! Сама мысль о том, чтобы написать что-то серьёзное, может заставить вас оледенеть от ужаса. Если вы попытаетесь писать в этом оледенелом состоянии, написанное вами тоже будет выглядеть застывшим – фальшивым, занудным, не интересным. Вы только зря измучаете себя.
Вместо этого расслабьтесь и получайте удовольствие! Начните предложение и закончите его, прежде чем дойдёте до глагола. Разбрасывайте словосочетания как попало, не задумываясь. Забудьте о единстве, связности и выразительности – и вуаля, все три эти элемента появятся мгновенно!
Пишите! Это так же просто, как захотеть сделать первую попытку, а потом не бросать начатое.
Вы не будете признаны настоящим писателем до тех пор, пока не продемонстрируете свою способность писать ОБЪЁМНЫЕ тексты.
Когда вы заходите в книжный магазин и видите на полках все эти удивительные книги с корешками толщиной в три дюйма, объёмом в тысячу и более страниц, вы спрашиваете себя: как, чёрт возьми, простой смертный мог оказаться настолько упорным и способным, чтобы сложить одно к другому все эти словеса?! Вы прекрасно знаете, что сами никогда не сможете написать такую большую, такую длинную книгу.
Но если у вас есть сильная тяга к писательству, вы совершаете большую ошибку, убеждая себя в том, что не сможете написать объёмную книгу.
Объём – ни в коем случае не показатель качества. Но это самое бесспорное свидетельство способности к писательскому труду.
Представьте, что вы написали книгу объёмом в тысячу страниц, сохраняя в процессе работы над ней целостность, тщательность, занимательность повествования. Разве в глубине души вы бы не были уверены в том, в чём сомневаетесь сейчас, – что ВЫ ПИСАТЕЛЬ?
Поэтому стремитесь к большим объёмам. Сделайте каждое слово, каждую фразу, каждый абзац настолько совершенными, насколько сможете, – но для поддержания в себе писательского духа заранее настраивайтесь на ОБЪЁМНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ! Это сделает из вас писателя! Потому что объём написанного – это в первую очередь доказательство проделанной работы. Прекрасное стихотворение, блестяще написанная страница могут быть свидетельством души – но тысячи страниц и миллионы слов являются неопровержимым доказательством того, что у вас есть стойкость, смелость, целеустремлённость – иначе говоря, вы способны пройти эту игру до конца. Писательство – это труд, и объёмность произведения говорит о том, кто вы – лентяй, порхающий мотылёк или мастер своего дела.
Трубите в свой собственный рог; если вы не станете этого делать, этого не сделает за вас никто другой.
Вам необходимо подумать над тем, как рекламировать и продвигать себя, и составить чёткий план действий. В данном случае реклама – это просто отчёт о вашей текущей жизни, написанный ради привлечения и удержания внимания публики. Конечно, хорошо было бы иметь друга или надёжного помощника, который занялся бы этим вместо вас и постоянно держал бы вас в поле зрения публики – писал и обеспечивал публикацию множества отчётов о ваших блистательных и благородных деяниях, чтобы весь мир мог узнать о вашем гении и доблести. Но увы! Такого человека можно искать всю жизнь – и не найти.
Есть только один человек, компетентный настолько, чтобы стать вашим рекламным агентом, и этот человек – вы.
Каждый раз, когда вы встречаете новое имя, появившееся у всех на слуху, когда вы замечаете появление нового героя на страницах газет и журналов, на радио, в кино, – можете быть уверены в одном: этот человек не только придумывает, но и сам продвигает собственную рекламу.
Если уж большие шишки понимают и признают, что должны заниматься этим сами, то новичку вроде вас тем более не стоит стыдиться или отказываться работать собственным рекламным агентом.
Не позволяйте скромности препятствовать вашей тактике. Конечно, записывать или даже сочинять истории, показывающие вас исключительно в выгодном свете, – идея, которая может вызвать у вас отторжение, но всё равно идите и делайте это! Для успокоения совести вы можете использовать следующую сентенцию: «Это нужно сделать, и кроме меня это сделать некому!».
Я не знаю лучшего правила продвижения себя с помощью рекламы, чем это:
Каждый день придумывайте хотя бы одну фразу для ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ саморекламы!
Под «целенаправленной» подразумевается, что вы ставите себе цель, которой хотите добиться с помощью этой рекламы, и «выстреливаете» свой рекламный слоган. Попадание будет вам на пользу, промах не повредит. Делайте как минимум одну попытку в день! Вот это программа! Вот это и впрямь последовательное, предусмотрительное, рациональное поведение человека, который думает о том, как лучше продавать себя!
Работающая реклама функционирует просто по закону средних чисел: вы пишете сначала письмо, потом статью, потом добиваетесь того, чтобы вас включили в какой-то комитет, чтобы ваше имя появилось в печати, чтобы вам дали произнести речь, чтобы все вас услышали, увидели и стали всюду узнавать. Даже если всё это не осуществится в полном объёме, вы скорее всего достигнете успеха вот в какой сфере: человек, к которому вы обратитесь в надежде протолкнуть свою публикацию, может в первый раз отказать вам, но всё равно запомнит вас как бодрого, энергичного, сообразительного парня и в следующий раз снизойдёт к вашей просьбе.
Главное правило саморекламы: «Не скромничайте!». Если вы позволите своей скромности одержать над вами верх, вы упустите сотни возможностей заявить о себе.
О книге всегда судят по обложке. Ничто не может заменить ваш «фасад». Красивой внешности человеку бывает достаточно, чтобы преуспеть почти без помощи всех остальных достоинств; однако всех достоинств, собранных воедино, может оказаться недостаточно, чтобы помочь преуспеть человеку, которому не повезло с внешностью.
Вот некоторые вещи, которые создают плохое впечатление о вас:
• Дешёвая одежда
• Плохая осанка
• Лишний вес
• Крайняя худоба
• Плохой цвет лица
• Плохие зубы
• Давно не стриженные волосы
• Неопрятность
Нет большей ошибки, чем покупать дешёвую одежду.
Купив костюм, вы всегда срезаете бирку с ценой, прежде чем его надеть. Но цена по-прежнему видна каждому встречному. Даже если он не разглядывает вас специально, то всё равно бессознательно замечает вашу одежду и примерно представляет, сколько она стоит.
Вот лучший тест для вашей одежды:
Сколько у вас костюмов, в цене которых вам не стыдно признаться?
Если вам стыдно признаться, сколько вы заплатили за костюм, не думайте, что эта информация останется вашей тайной. Она очевидна для всех, кто когда-либо видел на вас этот костюм.
Наденьте костюм, который стоит тех денег, что вы отважились потратить на него. Каждый раз, когда вы будете его надевать, вы почувствуете себя способным совершить ещё какой-нибудь смелый поступок. Это отличный способ почувствовать себя особенным – продемонстрировать окружающим свою отвагу. Хотя большинство людей теоретически признают значимость дорогой одежды, очень немногие способны пойти на риск, чтобы сделать ставку на неё. Поэтому, когда вы набираетесь смелости сделать ставку и платите дополнительную цену за качество, вы тут же попадаете в число избранных.
Хороший костюм – ключ к высокому моральному духу. Станьте хорошим игроком и купите этот моральный дух за свои кровно заработанные деньги – люди судят о книге по обложке, а у каждой хорошей книги должна быть хорошая обложка!
Из всех элементов, необходимых для создания привлекательного внешнего вида, возможно, самый важный – это осанка.
Многие правила продажи себя другим подразумевают, что в процессе участвуют две стороны – вы и они. Чтобы привлечь внимание людей, понравиться им, необходимо «двустороннее сотрудничество»: вы делаете что-то, они реагируют и делают что-то в ответ; вы взаимодействуете.
Но ваша осанка зависит только от одной стороны – от вас. Контроль полностью в ваших руках, и вы никогда не потерпите неудачу, если будете уверенно сохранять этот контроль. Вы не должны допустить, чтобы ваш успех зависел от превратностей чужих настроений (разве что ваших собственных).
Чтобы командовать своей осанкой, просто командуйте собой. Встаньте прямо, если вы стоите. Сядьте прямо, если вы сидите. Отведите плечи назад, втяните живот. Делайте это не один раз в день, а на протяжении всего дня. Не нужно никаких особых упражнений, просто отдавайте себе эти команды, которые легко понять и легко выполнить.
Вы стоите прямо, когда с вас снимают мерку для костюма, – потому что вы чувствуете, что портной внимательно изучает вас, и хотите произвести на него впечатление. Тогда вы понимаете, что осанка – это очень хороший способ произвести выгодное впечатление.
Мужчины, когда вы оборачиваетесь на идущую по улице девушку и провожаете её взглядом, – разве не во всех случаях у неё хорошая осанка?
Дамы, когда вы чувствуете, что не можете оторвать взгляд от «этого красивого мужчины», который проходит мимо, – разве не во всех случаях у него хорошая осанка?
И когда любой из вас видит человека с поникшими плечами, вялым, оплывшим телом, – то есть с плохой осанкой, – разве вы не отворачиваетесь в тот же миг?
Осанка – это просто команда, поступающая от вас к вам. Всё в ваших руках. Хорошая осанка принесёт вам два важных результата. Во-первых, она даст гораздо больше бодрости, чтобы справиться с целым океаном работы, во-вторых, вы совершенно точно будете производить хорошее впечатление на других. Это также заставит вас постоянно следить за всем остальным, что относится к внешнему виду, тем самым улучшая и другие аспекты внешности.