Примечания

1

Тиб. zhi khro – мирные и гневные [божества]. – Здесь и далее звёздочкой отмечены примечания переводчика. Примечания автора, обозначенные арабскими цифрами, находятся в конце книги.

2

Субстанция (от лат. substantia – «сущность, нечто, лежащее в основе») – то, что лежит в основе всего; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом; предельное основание, дающее возможность сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему; материальный субстрат и первооснова изменений вещей [Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2004].

3

Истинная природа ума и всех феноменов обозначается термином «таковость» или санскритским оригинальным термином дхармата. Дхарма означает «феномены», а частица та – «природа», или «сущность». Бардо дхарматы называется так из-за того, что в нём ясно и ярко проявляется окончательная природа ума – его истинная реальность.

4

Традиционно речь идёт о четырёх способах рождения: рождение из лона, рождение из яйца, рождение из тепла и влаги и мгновенное, или чудесное, рождение. Из лона рождаются люди и млекопитающие. Из яйца рождаются некоторые виды животных, например, рептилии или птицы. Из тепла и влаги рождаются насекомые, а в современном мире также клонированные живые существа. Мгновенное, или чудесное, рождение – это рождение в чистых землях, которое не зависит от элементов грубого уровня. Этим способом рождаются в нашем мире великие существа, такие как Падмасамбхава, который появился в цветке лотоса восьмилетним ребёнком.

5

Временной период, в течение которого Падмасамбхава осуществлял свою активность в Тибете, описывается по-разному в разных источниках. В некоторых из них утверждается, что это было в IX веке.

Загрузка...